ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА Формирование умений

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Найдено 1 определение:

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

(англ. ability formation). Способности - психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Общепринято в отечественной психологии считать способности прижизненно складывающиемися психическими свойствами индивида. Ф. с. происходит на основе врожденных задатков способностей. Однако вопрос о природе задатков и их роли в Ф. с. является дискуссионным. По мнению одних авторов (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплое и др.), задатки специфичны по отношению к способностям, хотя и многозначны (т. е. одни и те же способности могут формироваться на основе разного сочетания задатков). По мнению др. (А. Н. Леонтьев), задатки вообще не специфичны по отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком формируются в процессе усвоения (присвоения) социального опыта. Ф. с. происходит в процессе усвоения тех видов деятельности, для осуществления которых эти способности необходимы. Но если приобретение знаний, умений и навыков - это прямой результат обучения деятельности, то Ф. с. при существующих формах обучения выступают его косвенным, побочным результатом. Леонтьевым была поставлена задача перехода к прямому Ф. с, созданию "педагогики способностей". Трудность ее решения состоит в отсутствии четких знаний о психологической природе способностей и закономерностей их формирования. В ряде исследований развития способностей у детей (В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий и др.) дается описание психических свойств, выступающих в качестве способностей к определенным видам деятельности, и вскрываются условия, способствующие их совершенствованию. Ведутся интенсивные исследования умственных способностей ребенка: разрабатываются методы их диагностики и изучаются возможности их целенаправленного формирования в дошкольном и школьном возрасте. См. также Психогенетика, Психодиагностика, Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий, Тесты способностей.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста

Лямина Л.В.
В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развития младших школьников.
Скачать PDF

Психологические качества и сензитивный период, обеспечивающие формирование способности студента к ко

Кашавкина Ольга Ивановна
В статье раскрыты психологические качества и сензитивный период, обеспечивающие формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности, обоснована их значимость и раскрыто содержание.
Скачать PDF

Формирование и психологическая диагностика актерских способностей в младшем школьном возрасте

Шумило Наталья Викторовна
Рассматривается проблема актерских способностей, их место в структуре общих и специальных способностей с точки зрения отечественной психологии. Изложена суть отдельных гипотез сценической деятельности в отечественной психологической науке. Раскрыты принципы театрально-драматической работы с детьми младшего школьного возраста. Обозначены особенности формирования актерских способностей в театрально-драматической деятельности детей 7-10 лет. Предложены методические рекомендации по развитию актерских способностей младших школьников и психологический инструментарий их диагностики по результатам работы театральной студии г. Чита.
Скачать PDF

Коммуникативные способности сотрудников правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучен

Иванова Мария Владимировна
Рассматриваются различные подходы к понятию «коммуникативные способности». Раскрывается специфика коммуникативных способностей сотрудников правоохранительной сферы (на примере следователей и оперуполномоченных), а также анализируются возможные пути их формирования в процессе подготовки данных сотрудников в вузе.
Скачать PDF

Методика формирования психомоторних способностей в процессе занятий физической культурой в общеобраз

Артюшенко Александр Фёдорович, Артюшенко Андрей Александрович, Нечипоренко Денис Леонидович
Рассмотрена сущность понятия «психомоторные способности» как составляющей готовности к управлению произвольными движениями. В формировочном эксперименте принимало участие 690 учеников общеобразовательной школы, среди которых 362 ученика среднего школьного возраста и 328 старшеклассника. Доказано, что сущность проблемы формирования психомоторных способностей состоит в том, чтобы усилить влияние психологических факторов на повышение эффективности двигательной деятельности школьников. Систематизированы, а также разработаны новые тест-задание и специальные психомоторные игры для формирования у учащихся готовности к воспроизведению временных, силовых и пространственных характеристик движений. Показано, что все это значительно обновило и обогатило методический арсенал учителей физической культуры и способствовало значительному улучшению психомоторных качеств учащихся общеобразовательной школы.
Скачать PDF

Особенности формирования сложнокоординированных навыков у лиц, различающихся специальными способност

Бебинов Сергей Евгеньевич, Сальников Виктор Александрович
В статье отражены результаты исследования темпа прироста навыков управления автомобилем у лиц с различным исходным уровнем подготовленности. Показано влияние специальных способностей на динамику подготовленности.
Скачать PDF

Формирование субъектных качеств как механизм развития способностей учащихся

Кузнецова Мария Дмитриевна
В предлагаемой статье представлены результаты исследования субъектных качеств как основы эффективного развития способностей школьников в учебном процессе. Предложен подход к интерпретации понятий субъекта и субъектности, излагаются подходы к разработке частных моделей субъектности, определяющих эффективность различных видов деятельности, представлена модель субъектности, проявляющейся в развитии способностей учащихся, а также результаты её эмпирической проверки. Работа может быть интересна как в теоретическом, так и в конкретном прикладном аспекте. Результаты исследования имеют высокую актуальность для педагогических систем, ориентированных на максимально эффективное развитие учащихся, отбор и послеёующую работу с одаренными детьми.
Скачать PDF

Технология формирования творческих способностей персонала как инструмент инновационного управления

Базарова Любовь Александровна
Инновационный потенциал предприятия в значительной мере зависит от творческих способностей персонала. Для их развития менеджерам необходимо владеть специальными технологиями, предполагающими использование системы принципов, методов, этапов и организационных форм. В статье также анализируется структура и методика диагностики творческого мышления.Company's competitive adventures determinate manager's abilities to develop creative capacities of personal. In the article technology developing innovation potential is offered. Structure and diagnostic methods of creative capacities analyses.
Скачать PDF

Среда формирования творческих способностей у детей

Васючкова Э.С.
В данной статье речь идет о развитии творческих способностей у детей. Описываются взгляды Д. Саймонтона, Д.Б.Эльконина, М.А.Гилфорда, А.К.Воллаха, Р.ГКогана, Р.М.Стернберга на сущность творческих возможностей детей, процессы, связанные с проявлением креативности. Дается описание критериев творческих способностей детей разного возраста в соответствии с их креативностью и возможностями. Говорится о наиболее благоприятной среде для развития полноценного детского творчества
Скачать PDF

Формирование аксидентальных способностей в процессе физкультурного образования

Сысоев В.В.
Проблема обеспечения безопасности деятельности является одним из основных направлений современных исследований. В рамках данного аспекта обосновывается актуальность использования средств физической культуры для формирования у студентов компетентности к обеспечению безопасности деятельности, главным образом, с позиции аксидентальных способностей.The problem of the security of activity is one of the main directions of the modern research. In the network of this aspect a relevance of the use of means physical training of students is based for the forming of competence to the security of activity and, substantially, from the position of acsidantal ability.
Скачать PDF

Опыт формирования психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников детского

Пастухова Дарья Александровна
В статье сформулировано понятие психологической адаптации как динамической системы, включающей иерархические уровни, соответствующие первичным и вторичным адаптационным способностям. Приведены результаты эмпирического исследования психологической адаптации воспитанников детского дома. Установлена взаимосвязь между психологическими качествами и психологической адаптацией воспитанников детского дома.
Скачать PDF

Проблемы формирования лидерских способностей

Сердюк Ирина Ивановна, Кривцова Марина Андреевна
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования лидерских способностей. Определяются возможные пути формирования лидеров, способных проявлять личностные качества в практической деятельности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: