Формально-операциональный период развития интеллекта это что такое Формально-операциональный период развития интеллекта: определение — Психология.НЭС
ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Формальное вступление

Формально-операциональный период развития интеллекта

Найдено 1 определение:

Формально-операциональный период развития интеллекта

по Пиаже) [лат. formalis; operatio — действие, дело; intellectus — разумение, понимание] — последний, завершающий период операционального развития, начинающийся с 11—12 лет и приводящий к состоянию «полного равновесия» в 14—16 лет, когда, по Пиаже, операциональное развитие завершается и у ребенка формируется «логика взрослого». Мышление ребенка на этой стадии характеризуется как вербальное, как способность рассуждать в гипотетикодедуктивном плане, т.е. возможность принимать любые данные и посылки как гипотезы и строить рассуждение относительно них. При этом ребенок не только оперирует гипотезами в вербальном плане, но и способен к оптимальному управлению пробами в лабораторном эксперименте на поиски закономерностей (в частности, физических). Важно, что объектом логики ребенка становятся теперь сами высказывания, а не только объекты. Мышление делается гипотетико-дедуктивным, основанным на доказательных возможностях пропозицио нальной логики. Логика формальных операций — это логика высказываний, которая является формальной, независимой от содержания, и представляет собой структуры, координирующие различные логические операции в единую целостную систему. Все появляющиеся на этой стадии развития операциональные схемы — пропозициональной логики, комбинаторных операций, схема пропорции, схема механического равновесия, операциональная схема, связанная с вероятностями и пр., скоординированы и включены в единую операциональную структуру, которую Пиаже называет группой INRC. Важнейшими конкретными областями психологических исследований формальных операций в концепции Пиаже стали: 1) исследование гипотетико-дедуктивного мышления ребенка в области поиска физических закономерностей, например, эксперименты Б. Инельдер и Ж.Пиаже с маятником, в которых ребенок путем проб и рассуждений должен сформулировать зависимость частоты колебаний маятника от веса подвешенного груза, длины веревки, на которой висит груз, силы толчка и высоты, с которой отпускается груз; 2) исследование операциональных схем комбинаторики, например, с помощью эксперимента с пятью бесцветными и лишенными запаха жидкостями, соединение трех из которых дает определенным образом окрашенный продукт, прибавление четвертой жидкости меняет окраску, а пятая жидкость полностью нейтральна. От ребенка требуется как можно быстрее путем манипулирования с жидкостями и рассуждений открыть эти свойства жидкостей; 3) исследование формирования схем механического равновесия, включая равновесие между действием и реакцией. Например, используется экспериментальная система, где поршень оказывает давление на воду, содержащуюся в одном колене U-образного сосуда. Система находится в динамическом равновесии, так как столб воды в противоположном колене уравновешивает груз поршня. Подростки на стадии формальных операций легко объясняют это состояние равновесия, различая четыре скоординированные в этой ситуации операции; 4) исследование операциональных схем пропорции, например, в экспериментах с весами, где произведение расстояния и груза на одном плече весов должно быть уравновешено произведением расстояния и груза на другом плече весов. А.Г.Лидерс
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме Формально-операциональный период развития интеллекта — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Ценностно-смысловая сфера личности в связи с особенностями интеллектуального развития в период ранне

Парфенова Дина Андреевна, Дерманова Ирина Борисовна
В статье представлены результаты исследования структуры и уровня интеллекта и ценностно-смысловой сферы студентов, проанализированы их теоретические и эмпирические взаимосвязи. Выделяются особенности уровневых и структурных показателей ценностных ориентаций, смысловых установок, смысложизненных ориентаций и интеллектуальных характеристик у студентов с разным уровнем интеллекта. По результатам исследования обнаружена большая гибкость и индивидуальная вариативность всех исследуемых показателей в группе студентов с более высоким уровнем интеллекта.
Скачать PDF

Влияние отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую ада

Толчинская Лариса Витальевна
Статья посвящена проблеме влияния отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности (подростковом возрасте).
Скачать PDF

Ориентация на статус как результирующая социальной ситуации развития молодежи периода начала мировог

Быкова Наталья Львовна
In article are described complete and покомпонентные features of structure sense life orientations of youth in the beginning of a world economic crisis (April 2008-April 2010).
Скачать PDF

Развитие психометрии интеллекта

Малышева Л.В.
Скачать PDF

Психическое развитие детей раннего возраста после оперативного вмешательства в период новорожденност

Аринцина Ирина Александровна
В статье приведены данные исследования психического развития 24 детей, перенесших оперативное вмешательство в период новорожденности, в сравнении с группой контроля из 31 ребенка, не имевших опыта операции и госпитализации. Показано, что на втором году жизни оперированные дети отстают по уровню развития от своих здоровых сверстников, а также имеют особенности взаимодействия с матерями.
Скачать PDF

Развитие половой идентичности в поздние периоды онтогенеза

Флотская Наталья Юрьевна
Автор рассматривает половую идентичность как многоуровневую систему, структурные компоненты которой формируются на разных стадиях индивидуального развития, и приводит результаты констатирующего эксперимента, позволяющие утверждать, что развитие половой идентичности не ограничивается ранними этапами онтогенеза, а продолжается и на последующих этапах человеческой жизни.
Скачать PDF

Развитие креативных и интеллектуальных способностей студентов средствами психологической службы

Плугарева А. В.
Скачать PDF

Типологические и поло-специфические особенности сенсомоторной интеграции и интеллектуального развити

Деханова И. М.
В статье показана специфика интеллектуального развития, сенсомоторной интеграции, развития оперативной памяти и произвольного внимания у мальчиков и девочек 6-7 лет разных соматических типов.
Скачать PDF

Экспериментальное изучение гендерных различий в развитии эмоционально-волевых и интеллектуальных сво

Славутская Елена Владимировна
Приводятся результаты экспериментального исследования взаимосвязи эмоционально-волевых и интеллектуальных свойств младших подростков. Результаты психодиагностики учащихся обрабатывались при помощи факторного анализа. Выявлялась динамика в развитии эмоционально-волевых свойств, интеллекта мальчиков и девочек 3-5-х классов. Выделены основные факторы, определяющие гендерные особенности эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер младших подростков.
Скачать PDF

Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки с

Гиль Людмила Болеславна
В статье рассматриваются основные ресурсы проблемно-поискового метода обучения для развития интеллектуальных умений в процессе математической подготовки студентов, показана эффективность применения технологии математической подготовки студентов технического вуза для развития интеллектуальных умений и способностей к саморазвитию, разработанной на основе личностно-деятельностного, системного и компетентностного подходов.
Скачать PDF

Развитие интеллектуальных операций у младших школьников, переживших физическое насилие

Нямаа Жанцан
В статье анализируются особенности развития интеллектуальных операций у детей, переживших физическое насилие. Обследованы 96 младших школьников и проведено сравнение результатов исследования, полученных в группе детей, не имеющих травматического опыта, и группе детей, испытавших физическое насилие. В исследовании установлено, что на низком уровне у детей, переживших физическое насилие, сформирована способность выделять существенные признаки предметов и способность выводить умозаключение на основе несколько существенных признаков, а также способность мыслить в идеальном плане.
Скачать PDF

Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с СДВГ

Безруких М.М., Логинова Е.С.
Проведен сравнительный анализ уровня интеллектуального развития у детей 6-7 лет с СДВГ. Полученные данные позволили выявить особенности психофизиологической структуры интеллекта детей с СДВГ и без признаков дефицита внимания и гиперактивности. Психофизиологическая структура интеллекта детей 6-7 лет с СДВГ характеризуется более низким, по сравнению с контрольной группой, уровнем взаимосвязей вербального и невербального компонентов и недостаточным уровнем сформированности зрительно-пространственного восприятия и произвольной организации и регуляции деятельности.
Скачать PDF

Похожие термины: