ФАНАТИЗМ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФАНАТИЗМ

основанная на слепой вере, крайняя степень приверженности субъекта к определенной идее или образу мыслей с резко выраженной пониженной самокритичностью.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ФАНАТИЗМ
(< лат. fanurn храм, жертвенник) - полная поглощенность какой-нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии. (Словарь, с. 299)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

ФАНАТИЗМ
от лат. fanum - жертвенник) - непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида к определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении.

Источник: Балабанова Л. Судебная патопсихология. Изд-во "Сталкер". 1998

ФАНАТИЗМ
лат. fanum - жертвенник) - чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

фанатизм

(от лат. fanaticus – исступленный) – приверженность кому-либо, чему-либо, доведенная до крайней степени и выражающаяся в его деятельности и общении.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ФАНАТИЗМ
доведённая до крайности любовь, преданность человека кому-либо или чему-либо, сочетающаяся с открытой нетерпимостью к тем, кто не разделяет взгляды, чувства и убеждения фанатика (см. также Убеждение).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Фанатизм
крайняя степень увлеченности человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте увлеченности, и сочетающаяся с открытой нетерпимостью к тем, кто не разделяет взгляды, чувства и убеждения фанатика.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Фанатизм
(от лат. fanaticus — «исступленный») — 1) Доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам (например, религиозный Ф.). 2) Страстная преданность чему-либо.
Одно из главных качеств религиозного фанатика — ненависть к инакомыслящим.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ФАНАТИЗМ
безусловная приверженность, беззаветная (часто неразумная и необоснованная) преданность человека чему-либо или кому-либо, доведенная до крайности, например, любовь человека к кому-либо или к чему-либо, сочетающаяся с некритическим отношением к объекту своей любви и открыто проявляемой нетерпимостью к тем, кто не разделяет взглядов, убеждений и чувств фанатика.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ФАНАТИЗМ
от греческого Φανατισμός, от латинского fanatismus, fanaticus – «исступлённый», от fanum – «священное место, храм» – полная поглощённость какой-либо идеей, мировоззрением, религией, видом деятельности. Ф. сопровождается готовностью жертвовать, пренебрегать социкультурными, этическими и моральными нормами, нетерпимостью к инакомыслящим, их критике, повышенной эмоциональностью.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ФАНАТИЗМ
догматическо-устойчивая вера субъекта, практически, не имеющая никакой замены-альтернативы, во что-либо, в кого-либо, а также релевантно-фундирующая эгоприверженность-эгоориентированность субъекта на какие-либо фетиши-предписания-постулаты; весьма часто Ф. связан с готовностью субъекта жертвовать собой ради какой-либо идеи, а сама фанатичная преданность идее конвергируется-аффилиацируется-пулируется с повышено-градационной нетерпимостью-дистолерантностью к диссидентам-инакомыслящим субъектам, что детерминируется, прежде всего, субъективно-некритичным отношением субъекта-фанатика к самому себе, к социуму, другим субъектам.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Фанатизм
лат. fanum — жертвенник] — непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении. Ф. сопряжен с готовностью к жертвам; преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели. Ф. — феномен групповой психологии. Для фанатиков, которые находят поддержку во взаимном признании, характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной. Ф. нередко носит идеологическую (в том числе религиозную) окраску. А.А. Брудный

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ФАНАТИЗМ
от лат. fanum – жертвенник) – непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении. Ф. сопряжен с готовностью к жертвам; преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели. Для фанатиков характерна повышенная эмоциональность, неприятие любой критики. Ф. нередко носит идеологическую (в т. ч. религиозную) окраску. Ф. – источник конфликтов между собственно фанатиками и людьми, не разделяющими их взглядов. Ф. является основой экстремизма и терроризма. Исследование эволюции, причин и особенностей Ф., его влияния на социальные конфликты – важная задача конфликтологии.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Фанатизм
от лат. fanaticus «исступленный») – непоколебимая приверженность индивида определенным убеждениям, имеющая эмоциональный характер (готовность к самопожертвованию, нетерпимость к противным мнениям, критике), страстная преданность идеям. Это может относиться к религиозным, политическим, научным, нравственным убеждениям.
Ср.:
Григорий… услышал… об одном русском солдате, что тот, где-то далеко на границе, у азиятов, попав к ним в плен и будучи принуждаем ими под страхом мучительной и немедленной смерти отказаться от христианства и перейти в ислам, не согласился изменить своей веры и принял муки, дал содрать с себя кожу и умер, славя и хваля Христа… (Ф. Достоевский, Братья Карамазовы).
Ср. нетерпимость.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Фанатизм
лат. fanaticus – исступленный, от fanum – храм) – 1. изуверство, доведенная до крайности, до исступления преданность своей или обычно чужой вере, убеждениям, какому-то человеку, сочетающаяся с нетерпимостью и агрессивностью к иным верованиям, взглядам и людям. Как указывает П.Б.Ганнушкин (1933), этим термином обозначаются люди, с исключительной страстностью посвящающие всю свою жизнь служению одному делу, одной идее, служению, совершенно не оставляющему в нх личности места ни для каких интересов. В отличие от параноиков они не выдвигают, как последние, на передний план свою личность, а более или менее бескорыстно подчиняют свою деятельность теи или другим идеям общего характера. Цент тяжести их интересов лежит не в самих идеях, а в претворении их в жизнь…Железная воля и делает фанатиков опасными для общества». В таком представлении фанатиками были Ч.Дарвин, Р.Гуд, С.Разин, как и те люди, которые стремились к изменению общества, например, КМаркс и многие пошедшие за ним коммунисты, пошедшие в том ч мсле и на смерть. Рискованно смешивать понятия психопатологии и социологии, так можно всех неугодных строю людей объявить психопатами или фанатиками. У.Черчилль говорит: Фанатик – это тот, кто не хочет изменить свое мнение и не хочет сменить тему». Тут охота на бес становится политической волей. У.Черчилль не желал, например, отказаться от идеи совершенства демократии, почему же он сам не являяется ее фанатиком? Ранее считалось, что фанатизм свойственен только верующим людям, но в годы нацизма это оказалось далеко не так. В психопатологии фапнатизм традиционно или чаще всего рассматривается как признак паранойяльной психопатии; 2. редко - страстная преданность какому-либо делу, идее, поскольку термин «фанатизм» обычно содержит крайне негативные коннотации.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Фанатизм
от лат. fanum — жертвенник] — твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру. Фанатизм — социально-психологический феномен, характеризующий личностную позицию и систему отношений этой личности с референтными группами и группами членства в логике неприятия даже обоснованной, но противоречащей жестким установкам фаната информации, отражающий некритичный подход индивида к любой информации, которая в той или иной степени подкрепляет его позицию, установки, представления и убеждения, готовность к жертвенному поведению во имя последних вне зависимости от того, является подобная активность нравственной или аморальной. Фанатизм задает отчетливое взаимоприятие и взаимопринятие друг друга, например, в рамках фан-клубов, способствует укреплению межгрупповых границ, повышению их ригидности и консерватизма, порождает жесткое противостояние с внешним миром, построенное на порой патологически выраженном чувстве «мы» в логике враждебного противопоставления и противостояния «мы — они». Как правило, фанаты, объединяясь в группы, создают закрытые общности, характеризующиеся достаточно жесткой интрагрупповой структурой, нередко стратификационного характера, монодеятельностью, приводящей к отчетливой разностатусности членов сообщества. Нередко фанатизм носит национальный, религиозный и идеологический характер и является базой различных асоциальных, а иногда и антисоциальных проявлений на уровне не только малых, но и больших групп.
Вполне очевидно, что, как и в случае с терроризмом, предрасположенность к фанатизму во многом обусловлена определенными личностными особенностями. Что называется, «навскидку» легко предположить склонность к подобной безальтернативной, во многом иррациональной приверженности тем или иным взглядам и доктринам авторитарных личностей.
Достаточно своеобразный анализ личностных детерминант этого социально-психологического феномена представлен, в частности, в работах Э. Эриксона. Хотя он и не рассматривал проблему фанатизма, что называется, «в лоб», в его исследованиях отчетливо показано, что тотальная фиксация индивида на какой-либо точке зрения и вытекающая из этого поведенческая активность являются производными от внутриличностной организации по принципу тотальности. При этом наиболее критичной в рассматриваемом контексте оказывается первая стадия эпигенетического цикла. В случае деструктивного разрешения конфликта «доверие против недоверия» индивид во взрослой жизни периодически регрессирует в состояние детской беспомощности и судорожно ищет способы справиться с захлестывающей его тревогой, связанной с чувством собственной беззащитности во враждебном мире. Это патологическое, по сути дела, состояние, по мнению Э. Эриксона, особенно обостряется в ситуации резких исторических и экономических перемен. В таких условиях в поисках опоры в меняющемся мире и защиты от угроз и обид, которые он несет, многие индивиды с устойчивым базисным недоверием испытывают острое желание «...поддаться тоталитарной и авторитарной иллюзии целостности, заданной заранее, с одним лидером во главе единственной партии, с одной идеологией, дающей простое объяснение всей природе и истории, с одним безусловным врагом, который должен быть уничтожен одним централизованным карательным органом, — и с постоянным направлением на внешнего врага бессильной ярости, копящейся в этом государстве»1.
В своей работе «Детство и общество» на примере нацистской Германии Э. Эриксон показал, каким образом формируется авторитарным лидером массовый фанатизм у молодежи в тоталитарном обществе за счет целенаправленной эксплуатации дефицита доверия. Как он отмечал, «в детях Гитлер старался заменить сложный конфликт отрочества, мучивший каждого немца, простым шаблоном гипнотического действия и свободы от размышлений. Чтобы добиться этого, он создал организацию, систему воспитания и девиз, которые бы отводили всю юношескую энергию в национал-социализм. Организацией был «Гитлерюгенд», а девизом — небезызвестное изречение «Молодежь выбирает свою собственную судьбу».
Бог больше не имел никакого значения: «В этот час, когда земля посвящает себя солнцу, у нас только одна мысль. Наше солнце — Адольф Гитлер». Родители тоже не имели значения: «Всех тех, кто с высоты своего “опыта”, и только его одного, сражается с нашим методом позволять молодым руководить молодыми, нужно заставить замолчать...». Этика не имела значения: «Появилось абсолютно свежее, новорожденное поколение, свободное от предвзятых идей, свободное от компромиссов, готовое оставаться верным тем порядкам, которые составляют их право по рождению». Братство, дружба также не имели значения: «Я не слышал ни одной песни, выражающей нежное чувство дружбы, родительской любви или любви к товарищам, радость жизни или надежду на будущую жизнь». Учение, естественно, не имело значения: «Идеология национал-социализма должна быть священным фундаментом. Его нельзя размывать подробным объяснением.
Что имело значение, так это быть в движении и не оглядываться назад: “Пусть все погибнет, мы будем идти вперед. Ибо сегодня нам принадлежит Германия, завтра — весь мир”»1.
Стоит заметить, что в фашистской Германии, равно как и в Советском Союзе и в якобинской Франции — т. е. в обществах, где фанатизм не только процветал, но и культивировался на государственном уровне, целенаправленно подавлялся институт религии. Данный факт показателен по той простой причине, что согласно концепции Э. Эриксона, религия является тем самым базисным институтом общества, «...который на протяжении всей человеческой истории боролся за утверждение базисного доверия...»2. В этой связи при рассмотрении феномена фанатизма с позиций психосоциального подхода неизбежно возникает вопрос, как объяснить религиозный фанатизм, сыгравший мрачную роль в прошлом и являющийся серьезнейшей проблемой современного мира, тесно связанной с таким чудовищным явлением как терроризм? В действительности здесь нет никакого противоречия. Как было показано не только в трудах Э. Эриксона, но и других исследователей, религия действительно является универсальным базисным институтом общества, в первооснове своей поддерживающим доверие. Однако, как и другие базисные институты, в определенных условиях институт религии может утратить свою институциональную функцию и в этом случае он будет объективно способствовать деструктивному разрешению первого психосоциального кризиса в данном обществе.
Это происходит в тех случаях, когда конкретная религиозная организация сращивается с государством, превращаясь таким образом, по сути дела, в идеологический придаток института политики, либо сама по себе приоритетом своей деятельности объявляет достижение политических или иных целей, ничего общего не имеющих с подлинно религиозными ценностями. Примером первого рода, к сожалению, может служить современная РПЦ, все более настойчиво претендующая на роль «государственной религии», безоговорочно поддерживающей любые действия власти и взамен требующей не только материальных, но и иных бенефиций, таких как право быть окончательным и, более того, единственным авторитетом в вопросах морали и нравственности, право влиять на социальную и культурную политику, право на введение сущностью элементов религиозного образования в светских школах и т. п. Не случайно под эгидой РПЦ возникают такие организации, как «Союз православных хоругвеносцев», «Союз православных граждан» и им подобные, откровенно исповедующие религиозный фанатизм. Вторая тенденция особенно отчетливо прослеживается в экстремистских течениях внутри современного ислама. Сторонники ваххабизма, панисламизма и других подобных течений, среди которых процветает религиозный фанатизм, открыто провозглашают политические и экстремистские цели: создание всевозможных «халифатов», джихад против «крестоносцев» и евреев и т. п.
Следует особо отметить, что для представителей политического и религиозного фанатизма, так же как и для «идейных» террористов (вполне очевидно, что во многих случаях это одни и те же лица) характерно полное пренебрежение к человеческой жизни — как окружающих, в том числе близких, так и своей собственной. Типичным примером являются японские камикадзе, не только с готовностью, но и с радостью шедшие на самоубийство «во имя божественного Тенно (императора)». Исследуя психологию фанатиков на примере убийцы германского министра иностранных дел В. Ретенау (данный инцидент произошел в 1922 г.) Керна, Э. Фромм приводит следующее его высказывание: «Я бы не вынес, если бы расколотое на куски поверженное отечество снова возродилось в нечто великое... Нам не нужно “счастье народа”. Мы боремся, чтобы заставить его смириться со своей судьбой... На вопрос о том, как он, кайзеровский офицер, смог пережить день революции, он отвечает: “Я не пережил его. Я, как приказывала мне честь, пустил себе пулю в лоб 9 ноября 1918 г. Я мертв, то, что осталось во мне живого, это — не я. Я не знаю больше своего “Я” с этого дня... Я делаю то, что должен. Поскольку я должен был умереть, я умираю каждый день. Все, что я делаю, есть результат одной единственной мощной воли: я служу ей, я предан ей весь без остатка. Эта воля хочет уничтожения и я уничтожаю... а если эта воля меня покинет, я упаду и буду растоптан, я знаю это”». Э. Фромм отмечает: «Мы видим в рассуждениях Керна ярко выраженный мазохизм, который делает его послушным орудием высшей власти. Но самое интересное в этой связи — всепоглощающая сила ненависти и жажда разрушения, этим идолам он служит не на жизнь, а на смерть. ... И когда мы анализируем психическую реальность таких людей, то убеждаемся, что они были разрушителями... Они не только ненавидели своих врагов, они ненавидели саму жизнь. Это видно и в заявлении Керна, и в рассказе Соломона (один из сподвижников Керна — В. И., М. К.) о его ощущениях в тюрьме, о реакции на людей и на саму природу. Он был совершенно неспособен к положительной реакции на какое-либо живое существо»1.
Наряду с политическим и религиозным фанатизмом все более широкое распространение в современном обществе получают его менее глобальные, так сказать, «бытовые» проявления — спортивные и музыкальные фанаты и т. п. Хотя они, без сомнения, гораздо менее социально опасны, чем политические и религиозные фанатики, тем не менее они также требуют к себе повышенного внимания, в том числе и со стороны социальных психологов, поскольку, во-первых, представители подобных течений также нередко склонны к асоциальному поведению, и, во-вторых, одни формы фанатизма легко «перетекают» в другие. К примеру, многие из спортивных «фанатов» одновременно являются членами экстремистских группировок националистического толка.
Завершая разговор о фанатизме как социально-психологическом феномене нельзя не отметить, что особую опасность представляет собой ситуация, когда отдельные политические деятели и представители властных структур на рефлексивном либо подсознательном уровне делят фанатизм на якобы «хороший» — «идеологически близкий» и «вредный». При этом проявления фанатизма, отнесенные к первой категории, не только не пресекаются, но зачастую получают открытую или косвенную поддержку со стороны государственных институтов. Так, например, в ходе судебного процесса над участниками экстремистских молодежных группировок, совершивших целый ряд убийств на почве национальной ненависти в Воронеже, выяснилось, что местные представители МВД и ФСБ, в поле зрения которых данные группировки попали задолго до совершения ими тяжких преступлений, рассматривали их как исключительно «полезные», исповедующие «здоровый образ жизни», «патриотизм» и тому подобные абсолютные, с точки зрения провинциальных «силовиков», ценности. Вполне понятно, что такого рода подход к проблеме фанатизма со стороны облеченных официальными полномочиями чиновников, также представляет собой, по сути дела, одну из его разновидностей, поскольку базируется на исключительно «черно-белом» видении мира в сочетании с убежденностью в том, что «цель оправдывает средства», а определять, что есть «белое», а что есть «черное» доступно им и только им. В этом смысле можно говорить о «государственном фанатизме» как совершенно особом проявлении данного феномена в жизни современного, и конечно же, далеко не только российского общества.
Практический социальный психолог, зафиксировав факт выраженности феномена фанатизма, прежде всего, должен попытаться определить его причинную основу и в дальнейшем стремиться либо развенчать убеждения фанатов, либо, если это возможно, «встроить» их в просоциальную систему ценностей курируемой им группы или организации.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Фанатизм и терроризм: общее и особенное

Яхьяев М. Я.
В статье ставится и решается проблема понятийного определения фанатизма и терроризма, выводятся их важнейшие характеристики как деструктивных феноменов сознания и социальной практики.
Читать PDF
0.00 байт

Фанатизм как проблема духовного здоровья личности и общества сообщение 2. Индивидуально-личностные д

Залевский Генрих Владиславович
В статье продолжается разговор о фанатизме и его индивидуально-личностных диспозициях.
Читать PDF
0.00 байт

Этнический фанатизм как деструктивная форма сознания и практики

Омарова Загидат Умаргаджиевна, Султанахмедова Залина Гаджитаевна
Этнический фанатизм содержит в себе аксиологический аспект. Для этнофанатической личности нормы жизни чужого этноса противоречат своим «лучшим» и поэтому не имеет право на существование.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозный фанатизм как иллюзорная компенсация недостаточности духовно-душевных составляющих целост

Беляев Игорь Александрович
Статья посвящена исследованию феномена религиозного фанатизма.
Читать PDF
0.00 байт

Фанатизм - это сверхусилие в сочетании с забытой целью (двенадцать психологических типов личности по

Савицкая Наталья
"НГ-наука", М., 11 декабря 2002 г.
Читать PDF
0.00 байт

Футбольный фанатизм: психологический аспект

Закревская Наталья Григорьевна, Волкова Галина Николаевна, Алексеева Антонина Николаевна
В статье рассматривается субкультура футбольных фанатов, ее атрибуты. Анализируются условия развития фан-движения. Приведены данные исследования психологических свойств личности футбольных фанатов.
Читать PDF
0.00 байт

Современный фанатизм как следствие дисгармонии потребностей личности

Туев Василий Афанасьевич, Токтоматов Ормон Кубанычевич
Рассматривается связь формирования социального фанатизма с особенностями развития и удовлетворения потребностей личности.
Читать PDF
0.00 байт

Спортивный фанатизм в городе Омске. Организация работы с участниками фан-движения

Банникова Н. В.
Спортивный фанатизм в России в настоящее время активно развивается. С целью своевременной организации работы с данным явлением необходимо изучать его исторические, социальные и психологические аспекты.
Читать PDF
0.00 байт

Фанатизм в исламской религии

Яхьяев М. Я.
Современный религиозный фанатизм представляет одну из глобальных опасностей для цивилизации.
Читать PDF
0.00 байт

Исламский фанатизм: взгляд на проблему

Яхьяев М.Я.
Рассматриваются доктринальные, исторические и социально-экономические корни исламского фанатизма, особенности его проявления в условиях глобализации.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозный фанатизм в молодежной среде и социопсихологический портрет террористки-смертницы на Севе

Гарунова Нина Нурмагомедовна
В статье рассмотрены вопросы формирования религиозного фанатизма, как сложного и противоречивого социально-исторического феномена, который стабильно вызывает интерес у исследователей различных областей наук.
Читать PDF
0.00 байт

ФУТБОЛЬНЫЙ ФАНАТИЗМ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Глориозова Екатерина
Футбольный фанатизм может показаться вдвойне маргинальным объектом в рамках социальных наук: как с точки зрения формы (эмоциональная привязанность), так и с точки зрения содержания (футбол).