ЭВРИСТИКА

Предыдущий термин:
Эврипатология

Следующий термин:
ЭВРИСТИКА ДОСТУПНОСТИ

Содержание:

Найдено 10 определений термина ЭВРИСТИКА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭВРИСТИКА

1. В широком смысле - наука о творчестве. 2. В узком, более современном - теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных задач интеллектуальных. Эвристические компьютерные программы отличаются от программ систематического поиска, поскольку содержат критерии ограничения поиска в пространстве большого количества возможностей - эвристики - и не гарантируют обязательное решение задач. Эвристики человека не сводятся к формальным правилам и содержат мотивационно-эмоциональные процессы, обеспечивающие избирательность поиска. Пока еще не найдены способы воплощения всего богатства человеческих эвристик в машинных программах.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ЭВРИСТИКА

1. Э. как наука. В наиболее кратком виде Э. определяется как "наука о том, как делать открытия". Это определение принадлежит выдающемуся математику и педагогу Джорджу Пойа, автору известной книги "Математическое открытие". Зарождение Э., видимо, имело место, когда в древне-греч. философии возник вопрос: "Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?"

Термин "Э." обязан своим происхождением легендарному возгласу "эврика!" (от греч. eurhka - нашел, открыл), с которым ликующий Архимед выпрыгнул из ванны, когда его внезапно осенило решение задачи, заказанной ему властителем Сиракуз Гиероном. (Считается, что это была задача о точном определении объема короны или, в общем случае, тела неправильной формы.)

В современном понимании Э. представляет собой науку о продуктивном мышлении или, др. словами, науку о закономерностях организации процессов творческого мышления (см. Мышление продуктивное). Из сказанного следует наличие непосредственной связи эвристических и творческих решений. Если центральным элементом творчества является озарение (инсайт), что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы, то Э. - это наука о том, как должна быть организована творческая деятельность, какие методы, приемы, правила лежат в основе творческого процесса.

2. Э. как метод. Если представить все этапы решения некоторой задачи в виде пути на графе потенциально возможных решений, то получим большое количество вариантов. Как простейший пример, можно привести поиск шифра замка сейфа. При отсутствии информации хотя бы об общих принципах организации этого шифра, надежд на решение задачи нет. Количество комбинаций растет лавинообразно при добавлении каждого барабана кодовых цифр. На рис. 10 подобная ситуация изображена в виде лабиринта (графа), имеющего вход в точке А и выход в точке Б. Ясно, что поиск выхода из такого лабиринта сопряжен с огромным перебором возможных вариантов. Ясно также, что перебор вариантов и время решения м. б. резко сокращены при наличии дополнительной информации и компетенции, напр., умений составлять карту и работать с компасом, или знаний, что в данном лабиринте на развилке нужно всегда поворачивать вправо.

Такого типа проблемы стоят практически при решении любой интеллектуальной задачи, начиная от игры в шахматы, решения головоломок и кончая планированием и решением творческих задач. Перебор всех вариантов построения решения без наличия к.-л. направляющей, принципиально важной идеи или информации очень быстро кончается тем, что в науке получило название эффекта "переборного взрыва".

На основании анализа многих примеров определение "Э." (эвристического решения задачи) м. б. сформулировано как решение, связанное с резким уменьшением перебора вариантов путей решения. Примерами м. б. варианты конкретных эвристических рекомендаций в шахматной игре. В набор самых элементарных входят след. рекомендации: контролировать 4 центральных поля, обеспечивать безопасность короля, не вскрывать свои вертикали, защищать фигуры и т. д. Важно отметить, что эти рекомендации не представляют собой точных алгоритмов, они "всего лишь" направляют действия шахматиста в некотором, вообще говоря, правильном направлении и тем самым существенно уменьшают поле потенциально возможных действий. Рассматривая более тонкие шахматные Э., мы также приходим к выводу о том, что они не представляют собой точных рецептов действий, приводящих к цели. Эвристические правила характеризуются многозначностью промежуточных результатов и не допускают категоричной точности рекомендаций.

Т. о., эвристичностью обладают правдоподобные рассуждения, повышающие вероятность приближения к правильному решению. Рассуждения такого типа не точны, но их стратегия заключается в сужении всей области перебора вариантов действий до некоторой зоны и направлении мышления на работу с относительно узким классом понятий и фактов этой зоны. Э. в этом смысле представляют собой скорее принципы, чем правила с четко определенными условиями применения. М. б., еще точнее проводить аналогию с понятием установки, имеющей вид общего предписания к действию и считать Э. мыслительными установками. Хороший пример эвристических правил - афоризмы, пословицы и поговорки живого языка. Действительно, такие выражения, как "Лучше синица в руке, чем журавль в небе", "Сто раз проверь, один раз отрежь" и т. п., явно указывают направление, в котором человеку следует действовать, хотя и не дают точных предписаний для конкретных ситуаций.

Особый интерес представляет рассмотрение правил поведения человека в обществе: на производстве, в семье, в коллективе единомышленников. Анализ с очевидностью показывает, что практически все "правила Карнеги" представляют собой эвристические рекомендации, которые образуют свод наставлений о том, какими правилами нужно руководствоваться для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе, к вершине карьеры, к деньгам и всеобщей любви окружающих. (В. М. Кроль.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЭВРИСТИКА

Метод открытия, процедура решения проблемы, методика, которая представляет собой способ творческого формулирования. По существу, эвристика – это любая сложная, направленная процедура, функции которой заключаются в сокращении диапазона возможных решений проблемы или числа возможных ответов на вопрос. Это процедура предварительного оценивания, позволяющая проверять, оценивать и совершенствовать идеи и теории. Она возникает, кроме того, в большом числе моделей сложного человеческого поведения, особенно при решении задач, принятии решения, усвоении понятий, в процессах памяти и т.п. Ср. с алгоритмом, который является процедурой, гарантирующей нахождение решения, чего нельзя сказать об эвристике. Прилагательное – эвристический.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Эвристика

Правило большого пальца», или стратегия, которую используют при решении задач и принятии решений. Хотя и не всегда с помощью эвристики можно получить правильный ответ, обычно ее применение приносит пользу. Сравните с алгоритмом.

Источник: Дайана Халперн. Психология критического мышления, 2000 г./ Термины по книге

ЭВРИСТИКА

от греч. heurisko — обнаруживаю) — метод исследования, основанный на неформальных, интуитивных соображениях. Э.— это догадки, основанные на общественном опыте решения родственных задач. В большинстве случаев Э.— это прием, позволяющий сократить количество просматриваемых вариантов при поиске решения задачи, причем этот прием не обязательно гарантирует наилучшее решение. Напр., человек, играя в шахматы, пользуется эвристическими приемами выработки решений, т. к. продумать весь ход игры от начала до конца практически невозможно из-за слишком большого числа вариантов игры (нужно обдумать 10120 вариантов). В психологии методы Э. используются при поиске решений, при составлении машинных программ для моделирования деятельности человека.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Эвристика

греч. heurisko - нахожу) – 1. совокупность исследовательских методов, процедур решения проблемы, методик, которая представляет собой способ творческого функционирования, позволяющий открывать, познавать новое, ранее неизвестное. По словам Дж.Пойнта, это «наука о том, как делать открытия»; 2. в более общем виде – любая сложная, направленная процедура, функции которой заключаются в сокращении диапазона возможных решений проблемы: предварительная проверка идеи, теории, их оценивание, совершенствование; 3. направление в когнитивистике, изучающее творческую деятельность, процессы продуктивного творческого мышления; 4. форма обучения, восходящая к Сократу и предусматривающая использование наводящих вопросов, которые способствуют, как полагают, развитию находчивости, активности; теория такой методики обучения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

эвристика

(от греч. heurisko – нахожу) – наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Эвристики

типичные приемы образования суждений в условиях недостаточной или неопределенной информации.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге

ЭВРИСТИКА

наука о творчестве; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

ЭГО (лат. ego - Я) - один из компонентов структуры личности в теории 3. Фрейда.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ЭВРИСТИКА

— теория и практика организации познавательного поиска в ннформацнонно дефицитных исходных ситуациях.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 3

Эвристика доступности и метакогнитивный мониторинг решения учебных задач студентами

Фомин А.Е.
В статье обсуждается роль эвристических процессов (эвристики доступности) в процессах метакогнитивного мониторинга решения учебных задач. В нашем исследовании такой задачей было формулирование студентами учебных трудностей. На выборке из 50 студентов показано, что испытуемые наиболее уверены в тех формулировках, которые имеют высокий уровень доступности. Эта связь не зависит от того, верна ли формулировка учебного затруднения или неверна
Скачать PDF

Учет эвристик маргинальности в психокоррекционной работе с осужденными за экстремизм: антропологичес

Мещерякова Эмма Ивановна, Бохан Татьяна Геннадьевна
Рассматривается феномен экстремизма через понятия мар-гинальности, негативной идентичности и личности экстремиста. Представлены результаты эмпирического исследования осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность в условиях исправительного учреждения, позволившие классифицировать осужденных как «террористов с мотивацией риска», «террористов с психопатологией» и «эксплуатируемых террористов». Рассмотрены основные принципы психокоррекции и профилактики рецидивов преступлений по экстремистским статьям. Они базируются на обнаружении метафизических оснований преступления в парадигме маргинальной антропологии и на понимании преступления как своеобразного выхода маргинальной личности на трансцендирование.
Скачать PDF

Решение социальной дилеммы в группе: эвристики и групподинамические эффекты

Климова Анна Вячеславовна, Костылева Полина Юрьевна, Рудаева Оксана Игоревна
Статья посвящена исследованию различных социально-психологических феноменов, возникающих в процессе принятия решений группой при наличии социальной дилеммы в содержании решаемой задачи. Целью описанного в работе пилотажного исследования стал поиск ответов на такие вопросы, как: отражаются ли индивидуальная прагматичность и стратегия рациональности на групповом выборе решения задачи, содержащей социальную дилемму? Как групповые феномены проявляются в решении задачи, содержащей социальную дилемму? Способствуют ли фасилитационные механизмы повышению этичности решения социальной дилеммы группы, в которой мнения участников поляризованы? В качестве респондентов исследования выступили студенты специальностей «Экономика» и «Менеджмент» (N = 10, 40% женщин, 60% мужчин, возраст 19–24 года). Процедура. На первом этапе с помощью ассоциативного теста были выявлены индивидуальные представления участников о принятии решения. На втором этапе, работая в малых группах, участники решали авторский кейс, условия которого дополнялись новыми фактами (в соответствии с динамической парадигмой неопределенности), исходя из выработанных в предыдущих раундах решений. На третьем этапе две малые группы, принявшие в качестве решения полярные альтернативы, были объединены в одну, с целью поиска общего согласованного решения кейса. Результаты исследования привели к ряду выводов, требующих дальнейшего обсуждения, в частности: выявленные в ходе ассоциативного теста прагматичность и рациональные стратегии представления о принятии решения не находят своего полного отражения в реальной ситуации решения задачи; наличие сильных лидеров обострили эффекты «социальной лености» и «группомыслия», резко сократив количество инициатив, генерируемых для принятия решения; фасилитационная сессия способствовала созданию условий для выработки совместного решения за счет смягчения негативного влияния неверной мотивации и деструктивных эффектов когнитивных искажений. Проверенный в пилотажном исследовании дизайн может быть экстраполирован на целевую выборку, например, менеджеров бизнес-организаций.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!