ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Этнический стереотип

Относительно устойчивые представления о человеческих качествах, присущих определенным этническим общностям (все русские, образно выражаясь, живут по принципу "рубаха-парень", существует миф о "загадочной русской душе" и др.).

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
упрощенный, чаще всего искаженный образ какой-нибудь этнической группы или нации, базирующийся на неоправданном обобщении и преднамеренном выпячивании какой-нибудь одной социальной или психологической особенности, присущей некоторым представителям этих групп или национальностей. Такие стереотипы обычно носят националистическую или социально-политическую окраску.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
усвоенные и включенные в жизненный опыт людей национальные традиции, обычаи, ритуалы, способы решения тех или иных задач. Э. с. выступают вместе с тем и в виде установок, ожиданий по отношению людей других национальностей. Личностные Э. с. складываются к 18 годам и включают автостереотипы и образы (нередко ошибочные) представителей других национальностей. Э. с. влияют на восприятие и оценку психологических и нравственных качеств, на манеры поведения людей других национальностей. В сложных и трудных ситуациях в многонациональной группе этнические стереотипы отступают на второй план перед проявлениями общечеловеческих и деловых качеств. Авторитетным может стать человек любой национальности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
возникают в ходе развития этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая общность выражается в формировании определенного "мы-чувства". Для этнических групп "мы-чувство" фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп, упрощая образы других групп. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. (Стефаненко, 1987, с.242)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Этнические стереотипы
относительно устойчивые, схематичные, эмоционально окрашенные представления о моральных, интеллектуальных, коммуникативных и физических качествах, присущих представителям различных этнических групп. В зависимости от направленности выделяют автостереотипы и гетеростереотипы. Первые касаются мнений, суждений, оценок собственной этнической группы, которые, как правило, положительны; гетеростереотипы — совокупность оценочных суждений о других народах (могут быть и положительными и отрицательными).
Вопрос о соответствии содержания стереотипов истине не разрешен, в основном это свидетельство об историческом опыте взаимодействия этнических групп и межэтнических отношениях на данный момент. В отличие от этнической установки Э. с. обладают согласованностью, заключающейся в том, что их разделяет большинство (групповой феномен).
На формирование Э. с. оказывает влияние система ценностей общества, значимой для человека группы, мнением членов которой он дорожит, а также опыт непосредственного общения и взаимодействия с представителями этнических групп. Данные стереотипы транслируются через официальные (СМИ) и неофициальные каналы информации (слухи, пословицы, поговорки, анекдоты). Выполняют важные функции: это средство познания социального значения информации, с их помощью происходит межгрупповая дифференциация, а также объясняются, оправдываются и сохраняются межгрупповые отношения.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании Э. с., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого в содержании Э. с. могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Э. с. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы – мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т. е. совокупность оценочных суждений о др. народах, м. б. как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. Э. с. часто являются социально-психологическим механизмом этнических конфликтов. В содержании Э. с. следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках – и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания Э. с. действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что Э. с. отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т. д.), где данные народы наиболее активно контактировали.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ
в межнациональном конфликте) – разновидность социальных стереотипов, которая оказывает значительное влияние, как на возникновение межнациональных конфликтов, так и на их протекание. С. э. занимает центральное место в образе оппонента, а в ходе эскалации конфликта – и в образе «врага». С. э. является индикатором состояния напряженности межнациональных отношений и их регулятором. Он во многом определяет и успешность разрешения межнационального конфликта. При урегулировании конфликтной ситуации, наряду с учетом ряда принципиальных позиций, речь должна вестись и о сохранении во взаимоотношениях между национальными группами (даже в случае достижения между ними политического примирения) ранее сложившихся стереотипов и важнейшего элемента этой ситуации – «национального образа». Поэтому возникает насущная потребность в использовании «глубинных» методов решения конфликта. Они рассматриваются как «воспитание элит» и как «воспитание масс» (И. Б. Гасанов, 1994). Речь идет о распространении самой широкой информации об иной национальной группе, ее истории, культуре, условиях жизни, экономике, социально-государственном устройстве и т. п. При этом изменение «фундамента» «правящего класса» меняет облик самой элиты. Но в целом оба процесса «воспитания» развиваются в одном русле и в одном направлении. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимозависимы и взаимопереплетены. В ходе этих процессов «воспитания» «национальный образ», С. э., подвергается глубокой трансформации, требующей и радикального пересмотра «самообраза» народа на основе широкого освещения его исторического пути и цивилизационных основ существования.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
ЭТНIЧНЫЯ СТЭРЭАТЫПЫ / ETHNIC STE REOTYPES– это модели поведения человека, закрепленные в его самосознании и подчеркивающие его принадлежность к определенной этнической группе или этносу. Этнические стереотипы в поведении являются результатом опыта социализации, приобретенном личностью на разных этапах ее жизни, но наиболее влиятельным из них является период детства. Материнская колыбельная, народная сказка, устные предания и легенды, детские песни, загадки, пословицы, поговорки, усвоенные ребенком, формируют ценностную основу его восприятия мира, а значит, и модели поведения в будущем. Э. с. в поведении рассматриваются в контексте Э. с. Э. с.– это относительно устойчивые представления о моральных, умственных, и физических качествах, характерных для представителей различных этнических групп или этносов; это схематизированные, порой упрощенные, оценочные суждения о своей или чужой этнической группе или об этносе. Мнения современных исследователей о характере проявления Э. с. в поведении совпадают относительно важного аспекта– функционирования Э. с. Э. с.– это не мифологизированные представления об этносе, а обобщенный образ этнического, его наиболее выразительные черты, проявляемые во всем многообразии форм взаимодействия как на межличностном, так и на межгрупповом уровне. Э. с. делятся на автостереотипы, которые рассматриваются как совокупность оценочных суждений о себе и своем этносе, преимущественно с положительной стороны, и гетеростереотипы, которые рассматриваются как совокупность оценочных суждений о чужих этносах, преимущественно с отрицательной стороны, но могут иметь и положительную оценку. Э. с. в поведении белорусов закреплены в духовной и социальной культуре, традициях, обрядах, ценностях, созданных в процессе общественно-исторической деятельности. Э. с. формируют определенный тип личности, которая наделяется рядом черт, принятых в качестве образца, нормы, идеала. К ним относятся такие, как любовь к своей семье, почитание предков, трудолюбие, гордость, достоинство, патриотизм и др. Белорусский народ– миролюбивая нация, которую характеризует высокая культура межэтнических отношений, уважительное отношение к представителям других национальностей, проживающих на территории Беларуси. Э. с. являются важным фактором укрепления национальной идентичности и поддержки межкультурных отношений. И. И. Калачева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Этнические стереотипы
англоязыч. термин ethnic stereotypes) - разновидность социальных стереотипов. Под термином Э. с. чаще всего понимаются Э. с. восприятия. В социологии и психологии Э. с. характеризуются как генерализированные, обобщенные, устойчивые, эмоционально окрашенные образы этнич. групп, к-рые сложились в истор. практике межэтнич. отношений и регулируют восприятие, планирование, взаимодействие с ними. Среди наиболее существенных свойств Э. с. исследователи отмечают их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Др. важным свойством Э. с. считается устойчивость, а также стабильность и ригидность. Эти свойства стереотипов неоднократно подтверждались в эмпирических исследованиях, однако при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут меняться. Согласованность, т. е. высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы - еще одно свойство Э. с. По мнению А. Тешфела, Э. с. можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Характерной особенностью Э. с. считается их неточность. В этой связи в 1950-х гг. получила распространение гипотеза амер. психолога О. Клайнберга о наличии в стереотипе опр. «зерна истины». Считается, что Э. с. более истинны, если существует единодушное мнение между двумя группами относительно черт третьей. В соответствии с гипотезой контакта Д. Кэмпбелла, более глубокие и длительные взаимоотношения между группами приводят к более высокому удельному весу реальных черт в их взаимных стереотипах. Признаком истинности предлагается считать и согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием др. группой. При изучении стереотипов выделяется множество их параметров, но чаще всего эмпирическому исследованию подвергаются 3 их «измерения»: содержание, направленность как общее измерение благоприятности и степень благоприятности. Эти характеристики не являются однопорядковыми, Главное в стереотипе - его когнитивное содержание, а направленность связана с эмоциональной окрашенностью того или иного содержания. Различают автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотип определяется как образ, к-рый этнич. группа имеет о самой себе, а гетеростереотип как образ, к-рый группа имеет о др. этнич. группе. Автостереотипы обычно более позитивны, дифференцированы и комплексны в сравнении с гетеростереотипами. Во многих исследованиях понятия «авто» - и «гетеростереотип» не используются, а вместо этого речь идет об «ингрупп» - и «аутгрупп» стереотипах. Важный аспект воздействия Э. с. на межличностное и групповое О. проанализировала Н. М. Лебедева, выделив 4 осн. характеристики Э. с., влияющие на коммуникативное поведение: 1) стереотипизирование - результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психол. характеристиками (напр., англичане - консервативны, немцы - педантичны); 2) Э. с. влияют на способ прохождения информации, ее отбора (об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе - наиболее неблагоприятная); 3) Э. с. вызывают ожидания опр. поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания; 4) Э. с. рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения др. людей, согласные со стереотипами). Социальные психологи анализировали также и др. свойства Э. с.: интенсивность распространенности среди членов описываемой группы, сложность, дифференцированность, иерархичность структуры и целый ряд др. параметров, частично пересекающихся с уже перечисленными. Целесообразно рассмотреть понятие Э. с. в соотношении с близкими по смыслу категориями установки, предубеждения и предрассудка. Г. У. Солдатова включает эти понятия в ряд межэтнич. установочных образований, к-рые содержат эмоционально-оценочное отношение к разл. этнич. группам и характеризуют уровень готовности к соответствующим поведенческим реакциям в межэтнич. О. Э. с., по мнению ученого, представляет собой, в первую очередь, «культурное» образование, естественное и неизбежное до тех пор, пока будут существовать народы и этнич. группы. Лит.: Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Трусов В. П., Филиппов А. С. Этнические стереотипы // Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей. М., 1984. В. В. Мяленко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
271.27 кб

Этнические и социальные стереотипы

Ильюшкин Виталий Владимирович
В статье затрагивается проблема соотношения этнических и социальных стереотипов
Читать PDF
594.18 кб

Стереотипы восприятия этнических групп

Веревкин О. Л.
Автор провел исследование групп пользователей сайта «В Контакте», сформированных по территориальному и национальному признакам. Предпринята попытка выяснить представления той или иной этнической группы о «других».
Читать PDF
236.02 кб

Этнические стереотипы современных женщин

Шелехов И. Л., Постоева В. А., Пахомов В. П.
Статья посвящена свойствам этнических стереотипов, особенностям их формирования и динамики.
Читать PDF
206.96 кб

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ: ЭКСПЛИКАЦИЯ И АНАЛИЗ

Завалишин Андрей Юрьевич, Костюрина Надежда Юрьевна
В статье представлен авторский подход к выявлению и интерпретации в проекции когнитивного и дискурс-анализа этнических стереотипов, во многом определяющих отношение к конкретным этносам и оказывающих заметное влияние на этническую
Читать PDF
517.26 кб

Проявление агрессии в этнических стереотипах

Попеня Е.А.
Агрессивность, насилие и конфликтность в современном обществе все больше набирают силу и являются наиболее серьезными проблемами. Мир стал крайне опасен во многих отношениях.
Читать PDF
550.06 кб

Этнические стереотипы в среде учащейся молодежи

Щербакова Е.В.
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного методом анкетирования, целью которого было рассмотрение проявлений этнических стереотипов, существующих в среде студенческой молодежи, проживающей в сред
Читать PDF
802.87 кб

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Мутавчи Еликанида Павловна, Глотова Жанна Владимировна
Статья посвящена вопросам формирования и функционирования этнических стереотипов. Особое внимание уделяется механизмам формирования стереотипов, а также выделению основных типов стереотипов.
Читать PDF
541.28 кб

Этнические стереотипы казахской и русской молодёжи

Андрейченко Анна Андреевна, Присяжная Анастасия Денисовна, Фонтанецкая Евгения Геннадьевна
В статье рассматриваются автои гетеростереотипы казахской и русской молодёжи. Анализируются и сравниваются национальные стереотипы молодёжи обоих этносов.
Читать PDF
343.87 кб

Исследование этнических стереотипов: подходы и методы

Алистанова Заина Фейрудиновна
В статье рассмотрены подходы и методы, наиболее часто используемые в социологических исследованиях этнических стереотипов и позволяющие выявить социальные ценности и установки опрашиваемых, а также субъективные оценки представител
Читать PDF
334.54 кб

Этнизация и способы формирования этнических стереотипов

Корючкина П.С.
Статья посвящена анализу понятий «этнос», «этнический стереотип», «этнизация», «этническая идентификация» в современной научной литературе.
Читать PDF
376.51 кб

Этнические стереотипы населения: сравнение двух замеров

Гудков Л. Д.
Читать PDF
160.22 кб

Этнический стереотип в условиях масскультурного дискурса

Щетинина Елена Витальевна
Исследование специфики существования этических стереотипов в условиях масскультурного дискурса – очень перспективное направление в гуманитаристике.
Читать PDF
98.50 кб

Этнические стереотипы и предубеждения в детском возрасте

Эм Е. А.
Рассматриваются проблемы формирования и трансформации этнических стереотипов и предубеждений в детском возрасте.
Читать PDF
825.46 кб

Социальные стереотипы этнических сообществ города Самара

Пшенчук Кристина Сергеевна
В данной статье рассмотрена проблема прогнозирования социальной ситуации в многонациональном регионе, для своевременного реагирования на возникающие противоречия между различными этносами с помощью определения этнических стереотип
Читать PDF
235.53 кб

Русский язык и этнические стереотипы: проблема соотношения

Терехова Нелли Владимировна, Борисов Руслан Викторович
Совершенно очевидно, что этнические стереотипы играют важную роль в процессе межэтнического восприятия.

Похожие термины:

  • МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

    использование специальных методик исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей. Пока