ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Найдено 6 определений термина ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

возникают в ходе развития этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая общность выражается в формировании определенного "мы-чувства". Для этнических групп "мы-чувство" фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп, упрощая образы других групп. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. (Стефаненко, 1987, с.242)

Оцените определение:

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ

относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных общностей этнических. В из содержании обычно зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах, но могут содержаться и предписания к действию в отношении людей данной национальности.

Стереотипы этнические подразделяются так:

1) автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к собственной общности этнической; обычно содержат комплекс положительных оценок;

2) гетеростереотипы - совокупность оценочных суждений о других народах; бывают как положительными, так в отрицательными - в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.

В содержании стереотипов этнических нужно различать:

1) относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей этого народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках;

2) ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств этого народа; изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в отношениях межнациональных и межгосударственных.

Адекватность содержания стереотипов этнических действительности весьма проблематична. Скорее нужно считать, что они отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов - особенно в тех сферах деятельности, где народы активно контактировали (торговля, сельское хозяйство и пр.).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Этнический стереотип

Относительно устойчивые представления о человеческих качествах, присущих определенным этническим общностям (все русские, образно выражаясь, живут по принципу "рубаха-парень", существует миф о "загадочной русской душе" и др.).

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ

в межнациональном конфликте) – разновидность социальных стереотипов, которая оказывает значительное влияние, как на возникновение межнациональных конфликтов, так и на их протекание. С. э. занимает центральное место в образе оппонента, а в ходе эскалации конфликта – и в образе «врага». С. э. является индикатором состояния напряженности межнациональных отношений и их регулятором. Он во многом определяет и успешность разрешения межнационального конфликта. При урегулировании конфликтной ситуации, наряду с учетом ряда принципиальных позиций, речь должна вестись и о сохранении во взаимоотношениях между национальными группами (даже в случае достижения между ними политического примирения) ранее сложившихся стереотипов и важнейшего элемента этой ситуации – «национального образа». Поэтому возникает насущная потребность в использовании «глубинных» методов решения конфликта. Они рассматриваются как «воспитание элит» и как «воспитание масс» (И. Б. Гасанов, 1994). Речь идет о распространении самой широкой информации об иной национальной группе, ее истории, культуре, условиях жизни, экономике, социально-государственном устройстве и т. п. При этом изменение «фундамента» «правящего класса» меняет облик самой элиты. Но в целом оба процесса «воспитания» развиваются в одном русле и в одном направлении. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимозависимы и взаимопереплетены. В ходе этих процессов «воспитания» «национальный образ», С. э., подвергается глубокой трансформации, требующей и радикального пересмотра «самообраза» народа на основе широкого освещения его исторического пути и цивилизационных основ существования.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании Э. с., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого в содержании Э. с. могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Э. с. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы – мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т. е. совокупность оценочных суждений о др. народах, м. б. как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. Э. с. часто являются социально-психологическим механизмом этнических конфликтов. В содержании Э. с. следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках – и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания Э. с. действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что Э. с. отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т. д.), где данные народы наиболее активно контактировали.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Этнические стереотипы

англоязыч. термин ethnic stereotypes) - разновидность социальных стереотипов. Под термином Э. с. чаще всего понимаются Э. с. восприятия. В социологии и психологии Э. с. характеризуются как генерализированные, обобщенные, устойчивые, эмоционально окрашенные образы этнич. групп, к-рые сложились в истор. практике межэтнич. отношений и регулируют восприятие, планирование, взаимодействие с ними. Среди наиболее существенных свойств Э. с. исследователи отмечают их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Др. важным свойством Э. с. считается устойчивость, а также стабильность и ригидность. Эти свойства стереотипов неоднократно подтверждались в эмпирических исследованиях, однако при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут меняться. Согласованность, т. е. высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы - еще одно свойство Э. с. По мнению А. Тешфела, Э. с. можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Характерной особенностью Э. с. считается их неточность. В этой связи в 1950-х гг. получила распространение гипотеза амер. психолога О. Клайнберга о наличии в стереотипе опр. «зерна истины». Считается, что Э. с. более истинны, если существует единодушное мнение между двумя группами относительно черт третьей. В соответствии с гипотезой контакта Д. Кэмпбелла, более глубокие и длительные взаимоотношения между группами приводят к более высокому удельному весу реальных черт в их взаимных стереотипах. Признаком истинности предлагается считать и согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием др. группой. При изучении стереотипов выделяется множество их параметров, но чаще всего эмпирическому исследованию подвергаются 3 их «измерения»: содержание, направленность как общее измерение благоприятности и степень благоприятности. Эти характеристики не являются однопорядковыми, Главное в стереотипе - его когнитивное содержание, а направленность связана с эмоциональной окрашенностью того или иного содержания. Различают автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотип определяется как образ, к-рый этнич. группа имеет о самой себе, а гетеростереотип как образ, к-рый группа имеет о др. этнич. группе. Автостереотипы обычно более позитивны, дифференцированы и комплексны в сравнении с гетеростереотипами. Во многих исследованиях понятия «авто» - и «гетеростереотип» не используются, а вместо этого речь идет об «ингрупп» - и «аутгрупп» стереотипах. Важный аспект воздействия Э. с. на межличностное и групповое О. проанализировала Н. М. Лебедева, выделив 4 осн. характеристики Э. с., влияющие на коммуникативное поведение: 1) стереотипизирование - результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психол. характеристиками (напр., англичане - консервативны, немцы - педантичны); 2) Э. с. влияют на способ прохождения информации, ее отбора (об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе - наиболее неблагоприятная); 3) Э. с. вызывают ожидания опр. поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания; 4) Э. с. рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения др. людей, согласные со стереотипами). Социальные психологи анализировали также и др. свойства Э. с.: интенсивность распространенности среди членов описываемой группы, сложность, дифференцированность, иерархичность структуры и целый ряд др. параметров, частично пересекающихся с уже перечисленными. Целесообразно рассмотреть понятие Э. с. в соотношении с близкими по смыслу категориями установки, предубеждения и предрассудка. Г. У. Солдатова включает эти понятия в ряд межэтнич. установочных образований, к-рые содержат эмоционально-оценочное отношение к разл. этнич. группам и характеризуют уровень готовности к соответствующим поведенческим реакциям в межэтнич. О. Э. с., по мнению ученого, представляет собой, в первую очередь, «культурное» образование, естественное и неизбежное до тех пор, пока будут существовать народы и этнич. группы. Лит.: Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Трусов В. П., Филиппов А. С. Этнические стереотипы // Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей. М., 1984. В. В. Мяленко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Этнические стереотипы современных женщин

Шелехов И.Л., Постоева В.А., Пахомов В.П.
Статья посвящена свойствам этнических стереотипов, особенностям их формирования и динамики.
Читать PDF

Этнические стереотипы: гендерный аспект (на примере доминантных народов удмуртской Республики)

Хотинец Вера Юрьевна
Представлены результаты исследования гендерных особенностей этнических стереотипов. Проведен психосемантический анализ мужских и женских стереотипов в этнических группах (удмуртов, татар, русских).
Читать PDF

Этнические стереотипы современных подростков и их нивелирование средствами тренинговых занятий

Тудупова Туяна Цибановна
Межэтническое восприятие людьми друг друга является одним из ключевых условий понимания и эффективного взаимодействия представителей различных этнических групп.
Читать PDF

Этнические стереотипы и установки как психологические детерминанты национально-этнических конфликтов

Тимашева Лариса Владимировна, Бажан Виктория Григорьевна
Статья посвящена выявлению психологических детерминант возникновения конфликтов среди подростков разных национальностей с помощью метода анкетирования.
Читать PDF

Зависимость толерантности и этнических стереотипов подростков от типа проживания

Дубовый Леонид Михайлович, Ефремкина Ирина Николаевна
В статье приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в Пензе и Пензенской области.
Читать PDF

К проблеме соотношения личностных черт и этнических стереотипов студентов многонационального вуза

Новикова Ирина Александровна, Панчехина Наталья Николаевна
Обоснована возможность рассмотрения черт личности как факторов социальной перцепции, которые могут обуславливать в том числе характеристики этнических стереотипов и предубеждений.
Читать PDF

Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков

Ефремкина Ирина Николаевна
В статье приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в Пензе и Пензенской области.
Читать PDF

Проблема истинности/ложности этнических стереотипов в контексте межкультурного обучения иностранным

Сорокина Наталья Валерьевна
Статья посвящена определению адекватных подходов к выявлению степени истинности/ ложности национальных стереотипов и интерпретации полученных данных с позиции методики обучения иностранным языкам.
Читать PDF

Семантические оценки этнических стереотипов и образа жизни представителей коренных малочисленных нар

Рябова М.А., Серкин В.П.
В статье рассмотрена тематика этнических стереотипов и образа жизни представителей коренных малочисленных народов Севера и представителей некоренного населения.
Читать PDF

Проявление агрессии в этнических стереотипах

Попеня Е.А.
Агрессивность, насилие и конфликтность в современном обществе все больше набирают силу и являются наиболее серьезными проблемами. Мир стал крайне опасен во многих отношениях.
Читать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Читать PDF

Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества

Батарчук Д. С.
В статье актуализируется проблема толерантности в социально-психологическом аспекте.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!