ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Найдено 6 определений термина ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

возникают в ходе развития этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая общность выражается в формировании определенного "мы-чувства". Для этнических групп "мы-чувство" фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп, упрощая образы других групп. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. (Стефаненко, 1987, с.242)

Оцените определение:

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ

относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных общностей этнических. В из содержании обычно зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах, но могут содержаться и предписания к действию в отношении людей данной национальности.

Стереотипы этнические подразделяются так:

1) автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к собственной общности этнической; обычно содержат комплекс положительных оценок;

2) гетеростереотипы - совокупность оценочных суждений о других народах; бывают как положительными, так в отрицательными - в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.

В содержании стереотипов этнических нужно различать:

1) относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей этого народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках;

2) ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств этого народа; изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в отношениях межнациональных и межгосударственных.

Адекватность содержания стереотипов этнических действительности весьма проблематична. Скорее нужно считать, что они отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов - особенно в тех сферах деятельности, где народы активно контактировали (торговля, сельское хозяйство и пр.).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Этнический стереотип

Относительно устойчивые представления о человеческих качествах, присущих определенным этническим общностям (все русские, образно выражаясь, живут по принципу "рубаха-парень", существует миф о "загадочной русской душе" и др.).

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ

в межнациональном конфликте) – разновидность социальных стереотипов, которая оказывает значительное влияние, как на возникновение межнациональных конфликтов, так и на их протекание. С. э. занимает центральное место в образе оппонента, а в ходе эскалации конфликта – и в образе «врага». С. э. является индикатором состояния напряженности межнациональных отношений и их регулятором. Он во многом определяет и успешность разрешения межнационального конфликта. При урегулировании конфликтной ситуации, наряду с учетом ряда принципиальных позиций, речь должна вестись и о сохранении во взаимоотношениях между национальными группами (даже в случае достижения между ними политического примирения) ранее сложившихся стереотипов и важнейшего элемента этой ситуации – «национального образа». Поэтому возникает насущная потребность в использовании «глубинных» методов решения конфликта. Они рассматриваются как «воспитание элит» и как «воспитание масс» (И. Б. Гасанов, 1994). Речь идет о распространении самой широкой информации об иной национальной группе, ее истории, культуре, условиях жизни, экономике, социально-государственном устройстве и т. п. При этом изменение «фундамента» «правящего класса» меняет облик самой элиты. Но в целом оба процесса «воспитания» развиваются в одном русле и в одном направлении. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимозависимы и взаимопереплетены. В ходе этих процессов «воспитания» «национальный образ», С. э., подвергается глубокой трансформации, требующей и радикального пересмотра «самообраза» народа на основе широкого освещения его исторического пути и цивилизационных основ существования.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании Э. с., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого в содержании Э. с. могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Э. с. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы – мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т. е. совокупность оценочных суждений о др. народах, м. б. как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. Э. с. часто являются социально-психологическим механизмом этнических конфликтов. В содержании Э. с. следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках – и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания Э. с. действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что Э. с. отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т. д.), где данные народы наиболее активно контактировали.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Этнические стереотипы

англоязыч. термин ethnic stereotypes) - разновидность социальных стереотипов. Под термином Э. с. чаще всего понимаются Э. с. восприятия. В социологии и психологии Э. с. характеризуются как генерализированные, обобщенные, устойчивые, эмоционально окрашенные образы этнич. групп, к-рые сложились в истор. практике межэтнич. отношений и регулируют восприятие, планирование, взаимодействие с ними. Среди наиболее существенных свойств Э. с. исследователи отмечают их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Др. важным свойством Э. с. считается устойчивость, а также стабильность и ригидность. Эти свойства стереотипов неоднократно подтверждались в эмпирических исследованиях, однако при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут меняться. Согласованность, т. е. высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы - еще одно свойство Э. с. По мнению А. Тешфела, Э. с. можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Характерной особенностью Э. с. считается их неточность. В этой связи в 1950-х гг. получила распространение гипотеза амер. психолога О. Клайнберга о наличии в стереотипе опр. «зерна истины». Считается, что Э. с. более истинны, если существует единодушное мнение между двумя группами относительно черт третьей. В соответствии с гипотезой контакта Д. Кэмпбелла, более глубокие и длительные взаимоотношения между группами приводят к более высокому удельному весу реальных черт в их взаимных стереотипах. Признаком истинности предлагается считать и согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием др. группой. При изучении стереотипов выделяется множество их параметров, но чаще всего эмпирическому исследованию подвергаются 3 их «измерения»: содержание, направленность как общее измерение благоприятности и степень благоприятности. Эти характеристики не являются однопорядковыми, Главное в стереотипе - его когнитивное содержание, а направленность связана с эмоциональной окрашенностью того или иного содержания. Различают автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотип определяется как образ, к-рый этнич. группа имеет о самой себе, а гетеростереотип как образ, к-рый группа имеет о др. этнич. группе. Автостереотипы обычно более позитивны, дифференцированы и комплексны в сравнении с гетеростереотипами. Во многих исследованиях понятия «авто» - и «гетеростереотип» не используются, а вместо этого речь идет об «ингрупп» - и «аутгрупп» стереотипах. Важный аспект воздействия Э. с. на межличностное и групповое О. проанализировала Н. М. Лебедева, выделив 4 осн. характеристики Э. с., влияющие на коммуникативное поведение: 1) стереотипизирование - результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психол. характеристиками (напр., англичане - консервативны, немцы - педантичны); 2) Э. с. влияют на способ прохождения информации, ее отбора (об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе - наиболее неблагоприятная); 3) Э. с. вызывают ожидания опр. поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания; 4) Э. с. рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения др. людей, согласные со стереотипами). Социальные психологи анализировали также и др. свойства Э. с.: интенсивность распространенности среди членов описываемой группы, сложность, дифференцированность, иерархичность структуры и целый ряд др. параметров, частично пересекающихся с уже перечисленными. Целесообразно рассмотреть понятие Э. с. в соотношении с близкими по смыслу категориями установки, предубеждения и предрассудка. Г. У. Солдатова включает эти понятия в ряд межэтнич. установочных образований, к-рые содержат эмоционально-оценочное отношение к разл. этнич. группам и характеризуют уровень готовности к соответствующим поведенческим реакциям в межэтнич. О. Э. с., по мнению ученого, представляет собой, в первую очередь, «культурное» образование, естественное и неизбежное до тех пор, пока будут существовать народы и этнич. группы. Лит.: Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Трусов В. П., Филиппов А. С. Этнические стереотипы // Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей. М., 1984. В. В. Мяленко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Этнические стереотипы современных женщин

Шелехов И.Л., Постоева В.А., Пахомов В.П.
Статья посвящена свойствам этнических стереотипов, особенностям их формирования и динамики. Приведены результаты собственных исследований этнических стереотипов современных российских женщинPaper is devoted to properties of ethnic stereotypes, features of their formation and dynamics. Results of own researches of ethnic stereotypes of modern Russian women are resulted
Скачать PDF

Этнические стереотипы: гендерный аспект (на примере доминантных народов удмуртской Республики)

Хотинец Вера Юрьевна
Представлены результаты исследования гендерных особенностей этнических стереотипов. Проведен психосемантический анализ мужских и женских стереотипов в этнических группах (удмуртов, татар, русских). Показано, что мужские стереотипы содержат в себе маскулинные черты, а женские стереотипы феминные; у мужчин стереотипы несут в себе дескриптивный (описательный) характер, у женщин оценочный (эмоциональный).
Скачать PDF

Этнические стереотипы современных подростков и их нивелирование средствами тренинговых занятий

Тудупова Туяна Цибановна
Межэтническое восприятие людьми друг друга является одним из ключевых условий понимания и эффективного взаимодействия представителей различных этнических групп. Важной составляющей межэтнического восприятия являются этнические стереотипы. В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования автои гетеростереотипов русских и бурятских подростков учащихся этнически однородных и этнически смешанных классов общеообразовательных школ и национального лицея г. Улан-Удэ Республики Бурятии. Исследование показало, что содержание и направленность автои гетеростереотипов, национальное самоопределение подростков обусловлены этнической спецификой социализации. Факт пребывания в определенной этносоциальной группе оказывает влияние на содержание этнических стереотипов: эмоционально-оценочный компонент этнического стереотипа подростков детерминирован непосредственным обыденным опытом их общения с представителями других этносов. В статье раскрыты особенности работы с подростками в форме этнопсихологического тренинга, направленных на нивелирование негативных этнических стереотипов. Эффективность проведенных тренинговых занятий подтверждена статистически.
Скачать PDF

Этнические стереотипы и установки как психологические детерминанты национально-этнических конфликтов

Тимашева Лариса Владимировна, Бажан Виктория Григорьевна
Статья посвящена выявлению психологических детерминант возникновения конфликтов среди подростков разных национальностей с помощью метода анкетирования. В результате выяснилось, что в этнических установках подростков преобладает позитивное или безразличное отношение к другим национальностям. При взаимодействии они делают акцент на положительных качествах своей национальности и негативных качествах у представителей других национальностей. Следовательно, подростки склонны к восприятию представителей других национальностей через призму этнического фаворитизма и проявлению этнической дискриминации, что порождает национально-этнические конфликты в подростковой среде. Девочкам-подросткам менее свойственна ориентация на национальность других людей при взаимодействии, чем мальчикам.
Скачать PDF

Зависимость толерантности и этнических стереотипов подростков от типа проживания

Дубовый Леонид Михайлович, Ефремкина Ирина Николаевна
В статье приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в Пензе и Пензенской области. Предполагается, что уровень толерантности и этнические стереотипы подростков связаны с типом их проживания (город / село): сельские подростки обнаруживают более высокий уровень толерантности, их гетеростереотипы имеют позитивную эмоциональную направленность и выраженность.
Скачать PDF

К проблеме соотношения личностных черт и этнических стереотипов студентов многонационального вуза

Новикова Ирина Александровна, Панчехина Наталья Николаевна
Обоснована возможность рассмотрения черт личности как факторов социальной перцепции, которые могут обуславливать в том числе характеристики этнических стереотипов и предубеждений. Представлены результаты эмпирического исследования соотношения уверенности и агрессивности российских студентов многонационального вуза с выраженностью у них этнических предубеждений.
Скачать PDF

Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков

Ефремкина Ирина Николаевна
В статье приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в Пензе и Пензенской области. Предполагается, что уровень толерантности и этнические стереотипы подростков связаны с возрастом: подростки 15-16 лет характеризуются более высоким уровнем толерантности, их гетеростереотипы также имеют позитивную эмоциональную направленность и выраженность по сравнению с подростками 12-14 лет.
Скачать PDF

Проблема истинности/ложности этнических стереотипов в контексте межкультурного обучения иностранным

Сорокина Наталья Валерьевна
Статья посвящена определению адекватных подходов к выявлению степени истинности/ ложности национальных стереотипов и интерпретации полученных данных с позиции методики обучения иностранным языкам. Автор представляет исторический обзор взглядов ученых по проблеме, обобщает существующие критерии истинности стереотипов, обосновывает возможность привлечения понятий «базовой и модальной личности», «национального характера», «ментальности» для верификации стереотипов, введения дополнительного критерия глубинности стереотипа.
Скачать PDF

Семантические оценки этнических стереотипов и образа жизни представителей коренных малочисленных нар

Рябова М.А., Серкин В.П.
В статье рассмотрена тематика этнических стереотипов и образа жизни представителей коренных малочисленных народов Севера и представителей некоренного населения. Обоснована актуальность изучения этнопсихологических особенностей коренных малочисленных народов Севера России, рассмотрены современные исследования, посвященные изучению психологии коренных малочисленных народов. По результатам эмпирического исследования выявлено, что представители коренных малочисленных народов Севера идентифицируют себя со своей этнической группой, в их представлениях о себе превалируют положительные оценки. Представители коренных малочисленных народов Севера считают, что представители других этносов оценивают их менее положительно, а в действительности представители некоренного населения оценивают их еще хуже их представлений. Наиболее значимыми параметрами (факторами) оценки своего образа жизни студентами из числа коренных малочисленных народов Севера являются: «непривлекательность привлекательность», «миролюбивость враждебность», «меланхоличность сангвинистичность». Наиболее значимыми параметрами оценки своего образа жизни студентами из числа представителей некоренных народов являются следующие: «благополучие неблагополучие», «враждебность миролюбивость», «сангвинистичность меланхоличность». Испытуемые обеих выборок на осознаваемом, рефлексивном уровне (универсалии) более позитивно оценивают свой образ жизни, чем на неосознаваемом, нерегулируемом уровне (имплицитная факторная структура оценок). Испытуемые обеих выборок на неосознаваемом, нерегулируемом уровне (факторная структура оценок) по-разному оценивают свой образ жизни (у представителей коренных малочисленных народов Севера более интровертированный, у представителей некоренных народов более экстравертированный).
Скачать PDF

Проявление агрессии в этнических стереотипах

Попеня Е.А.
Агрессивность, насилие и конфликтность в современном обществе все больше набирают силу и являются наиболее серьезными проблемами. Мир стал крайне опасен во многих отношениях. В данной работе рассматривается проблема этнических стереотипов, так как изучение их специфики может помочь минимализации национальной конфликтности и нетерпимости.
Скачать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества

Батарчук Д. С.
В статье актуализируется проблема толерантности в социально-психологическом аспекте. Этническое разнообразие общества в целях мирного сосуществования требует от каждого субъекта этноса способности к пониманию, уважению и принятию. Толерантность межэтнических отношений является необходимым условием позитивного взаимодействия людей в сложном этнически разнообразном мире.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!