МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ это что такое МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ: определение — Психология.НЭС
методы изучения продуктов творчества МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

Найдено 1 определение:

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

использование специальных методик исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей. Пока еще нет универсальных методик, которые бы позволяли выявлять все компоненты этнического стереотипа, все его характеристики. Каждая из имеющихся сегодня методик имеет свои достоинства и недостатки. Среди российских психологов известны исследования, проведенные Петренко В. Ф., Конюховым Н. И., Крысько В. Г., Коневой Е. Л., Кцоевой Г. У. В настоящее время больше всего применяются психосемантические методики. В качестве примера ис-лользования одной из наиболее известных среди них можно привести методику изучения семантического дифференциала. Стимульный материал представляет собой 40 оценочных биполярных шкал, в основном из варианта вербального семантического дифференциала русской лексики, разработанного В. Ф. Петренко (см. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании.-М., 1983). Сравнительный анализ этнических стереотипов проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцируются образы исследуемых народов, что позволяет изучить стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации. Широко применяется и методика "множественной идентификации", разработанная В. Ф. Петренко, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков. Апробация методики проводилась на материале русской и азербайджанской выборок (девушек-студенток от 20 до 30 лет), для которых было выделено 90 возможных поступков из семейно-бытовой сферы: "познакомиться с парнем на улице", "стремиться к высшему образованию", "распоряжаться семейным бюджетом", "курить сигареты", "изменить мужу в ответ на его измену" и т.д. Поступки выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы. Испытуемые оценивали значимость каждого поступка по шестибалльной шкале с 12 ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) типичная женщина; 6) женщина 40 лет назад; 7) женщина через 20 лет; 8) женщина с неудавшейся личной жизнью; 9) презираемая мною женщина; 10) русская (для азербайджанок) и азербайджанка (для русских); 11) грузинка; 12) эстонка. Формой отработки данных и одновременно формой их представления явилось построение семантических пространств с использованием факторного анализа, который позволил свести множество поступков к обобщенным "типичным" показателям, объединяющим сходные поступки в одно измерение.
Оцените определение:

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности применения психосемантического метода множественных идентификаций в изучении этнических

Медведева Алла Владимировна
Статья посвящена особенностям разработки и применения метода множественных идентификаций. Описывается опыт проведения эмпирического исследования восприятия образов этнических групп. Рассматриваются проблемы построения семантического пространства, дается описание инструментария исследования на основе психосемантического метода множественных идентификаций. Анализируется место различных этнических образов в субъективном семантическом пространстве студентов РУДН. Рассматриваются возможности и ограничения в применении использованного метода для социологических исследований.
Скачать PDF

Психологические методы в изучении читательского развития

Бородина Валентина Александровна
Рассматриваются ряд методов, которые можно использовать для изучения развития личности читателя.
Скачать PDF

Изучение чувствительности показателей тестовой методики «Стиль саморегуляции поведения» при проведен

Тулынина Анна Юрьевна
В статье описывается исследование с использованием пиктополиграфического метода.
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

О методике изучения двух фундаментальных начал в психологических установках личности

Пузырев Александр Владимирович
Предлагается методика, позволяющая градуировать степень выраженности созидательного и деструктивного начал в человеческой психике. Методика основана на идеях разграничения силы либидо и Танатоса (3. Фрейд), биофилии и некрофилии (Э. Фромм).
Скачать PDF

Методика оценки социально-личностных компетенций в контексте изучения психосоматического здоровья (м

Васильев М.А.
Статья посвящена результатам разработки опросника оценки социально-личностных компетенций человека на основании концепции В. А. Ананьева «Цветок потенциалов». Методика позволяет оценить степень сформированности основных компетенций, необходимых для сохранения и развития здоровья. Описанный метод также дает возможность выявлять группы риска возникновения различных психосоматических заболеваний.
Скачать PDF

Изучение особенностей образа тела при помощи проективного метода «три дерева» в семьях с психосомати

Залесская О. В.
В статье рассматриваются условия формирования образа тела у детей, страдающих бронхиальной астмой, и у детей без психосоматической патологии. Представлено исследование уровня осознания ребенком индивидуальной телесной идентичности. Выделены виды симбиотической связи в семье с психосоматическим заболеванием у ребенка.
Скачать PDF

Социально-психологические аспекты изучения структуры этнической идентичности студентов кабардинской,

Склярова Д.В.
Скачать PDF

Методика изучения и модель информационной структуры памяти человека

Ляховецкий В.А., Потапов А.С., Попечителев Е.П.
Скачать PDF

Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп

The paper analyzes existing in the social psychology of methodological bases of studying psychology of large social groups. The specificity of the intelligentsia as a large group. Proves the necessity of a complementary approach to studying the social psychology of the intelligentsia, which allows to combine the traditional socio-psychological and methodological grounds, as well as opportunities postnonclassycal psychology, social constructionism, discursive psychology and the humanities, studying social phenomena and events.
Скачать PDF

Методики изучения состояния духовно-нравственных качеств личности подростков профильных спортивных к

Глазкова Татьяна Николаевна
Рассматриваются различные подходы исследования уровня духовно-нравственной воспитанности подростков. Подробно показано изучение эмпатийных тенденций подростков, а также оценка уровня духовнонравственных качеств учащихся учителями, работающими в данном классе.
Скачать PDF

Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности

Яницкий Михаил Сергеевич, Серый Андрей Викторович
В статье представлен обзор методов, применяющихся в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности. Приводится типология методик изучения ценностно-смысловой сферы личности. На примере конкретных методик анализируется проблема выбора психодиагностического инструментария для изучения ценностных ориентаций и личностных смыслов как параметров личностного развития.
Скачать PDF

Похожие термины: