МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

Найдено 1 определение
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ
использование специальных методик исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей. Пока еще нет универсальных методик, которые бы позволяли выявлять все компоненты этнического стереотипа, все его характеристики. Каждая из имеющихся сегодня методик имеет свои достоинства и недостатки. Среди российских психологов известны исследования, проведенные Петренко В. Ф., Конюховым Н. И., Крысько В. Г., Коневой Е. Л., Кцоевой Г. У. В настоящее время больше всего применяются психосемантические методики. В качестве примера ис-лользования одной из наиболее известных среди них можно привести методику изучения семантического дифференциала. Стимульный материал представляет собой 40 оценочных биполярных шкал, в основном из варианта вербального семантического дифференциала русской лексики, разработанного В. Ф. Петренко (см. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании.-М., 1983). Сравнительный анализ этнических стереотипов проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцируются образы исследуемых народов, что позволяет изучить стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации. Широко применяется и методика "множественной идентификации", разработанная В. Ф. Петренко, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков. Апробация методики проводилась на материале русской и азербайджанской выборок (девушек-студенток от 20 до 30 лет), для которых было выделено 90 возможных поступков из семейно-бытовой сферы: "познакомиться с парнем на улице", "стремиться к высшему образованию", "распоряжаться семейным бюджетом", "курить сигареты", "изменить мужу в ответ на его измену" и т.д. Поступки выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы. Испытуемые оценивали значимость каждого поступка по шестибалльной шкале с 12 ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) типичная женщина; 6) женщина 40 лет назад; 7) женщина через 20 лет; 8) женщина с неудавшейся личной жизнью; 9) презираемая мною женщина; 10) русская (для азербайджанок) и азербайджанка (для русских); 11) грузинка; 12) эстонка. Формой отработки данных и одновременно формой их представления явилось построение семантических пространств с использованием факторного анализа, который позволил свести множество поступков к обобщенным "типичным" показателям, объединяющим сходные поступки в одно измерение.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999