Этические принципы психологов и кодекс поведения Этический абсолютизм

Этические проблемы в психологии

Найдено 1 определение:

Этические проблемы в психологии

ethical problems in psychology) Два наиболее важных исходных документа в отношении этических проблем, возникающих перед психологами, - это "Этические принципы психологов" (Ethical principles of psychologists) и "Этические принципы проведения исследований с людьми" (Ethical principles in the conduct of research with human participants) Американской психол. ассоц. (АРА), В дополнение к этому, "Критерии для аккредитации докторских программ и интернатур в профессиональной психологии" (Criteria for accreditation of doctoral programs and internships in professional psychology) требуют для полноценной подготовки в профессиональной психологии прохождения обязательных курсов научной и профессиональной этики, а тж изучения соотв. норм. Этические принципы представляют собой оценочные суждения, часто трудно переводимые в реальное поведение; психологи, к-рые не дают себе труда задуматься над этими проблемами, нередко сталкиваются с этическими дилеммами. Здесь будут рассмотрены три важных этических принципа из "Этических принципов психологов" АРА: публичные высказывания, конфиденциальность и компетентность. Публичные высказывания. Этот принцип относится к деятельности психологов, направленной на оказание помощи людям, к-рая связана с принятием более обоснованных решений. Публичные высказывания следует основывать на совр. состоянии гуманит. и естественных наук, не забывая, что в отношении любого научного исслед. существуют пределы раскрытия и ограничения на использование полученных в нем данных. Кроме того, данный принцип предостерегает психологов, предоставляющих индивидуальные диагностические и терапевтические услуги, от выхода за рамки профессионально-психологических отношений с клиентом. Однако здесь возникают два вопроса. Во-первых, может ли рекомендация психолога навредить обратившемуся за помощью клиенту или замещающим его лицам? Во-вторых, что можно сказать о требовании, что рекомендация не должна выходить за рамки контекста профессиональных отношений? Первый вопрос отсылает к нас еще более общей проблеме. Существуют ли свидетельства того, что психол. помощь со стороны опытных специалистов может причинять вред? В работе "Блага психотер." (The benefits of psychotherapy), M. Л. Смит, Г. В. Гласс и Т. И. Миллер указывают на практ. отсутствие доказательств того, что психотер. наносит вред, и многочисленные доказательства того, что она приносит пользу. Однако все же представляется необходимым дать оценку правомерности уподобления рекомендации в СМИ психотер., реализуемой в иных профессиональных условиях. Родственная проблема заключается в том, может ли принести ущерб участникам, замещающим др. лицо, выслушивание чужих проблем. На сегодняшний день не существует доказательств такого эффекта. Второй вопрос, не выходит ли помощь с использованием СМИ за рамки контекста профессионально-психологических отношений, представляет сложность для определения. Большинство профессиональных психологов согласились бы (и суд тоже соглашается), что профессиональные отношения начинаются с момента вступления клиентом в контакт (даже по телефону) со специалистом и согласия специалиста продолжить обсуждение с этим клиентом его психол. проблем. Это могло бы служить парадигмой для коммуникации с использованием СМИ. Однако не каждый психолог готов оказывать психол. помощь через СМИ. Один важный вопрос, требующий рассмотрения, а именно: перевешивают ли выгоды от психол. консультирования через каналы СМИ связанные с этим риски, - яв-ся не только этической, но и эмпирической проблемой. Конфиденциальность. В преамбуле к этому принципу АРА формулируется, что конфиденциальная информ., получаемая в рез-те работы психолога, не подлежит разглашению, если только ее утаивание не влечет за собой явной опасности или для самого клиента, или для др. людей. Тем самым устанавливается, что разглашение тайны может оправдываться только исключительными обстоятельствами. Эта проблема сопряжена с двумя интересными этическими дилеммами. Первая из них связана с юридич. аспектами. Зискин указывает на определение Верховного суда Калифорнии, требующее от терапевтов добросовестной заботы о защите потенциальных жертв от возможной опасности со стороны их клиентов. Это требует оценки терапевтом вероятности того, что данный клиент будет представлять собой угрозу. Такая оценка должна осуществляться в соответствии со стандартами, принятыми в профессии этого терапевта. Т. о., первая дилемма для психолога - это проблема выбора между неразглашением тайны и требованием закона. В описанной ситуации этические принципы не создают особого конфликта в выборе между этикой и законом. Более сложная дилемма вытекает из факта, что прогнозы опасности, предоставляемые психологами и др. специалистами в области психич. здоровья, как правило, не могут достигать высокой степени точности. Компетентность. В соответствии с этическими принципами, психологам надлежит использовать только те инструменты и процедуры, в отношении к-рых они обладают достаточным уровнем подготовки и опыта работы. Кроме того, они должны предоставлять точные сведения об уровне своего образования, подготовки, опыта и компетентности. Однако профессиональная компетентность яв-ся понятием, к-рое не так-то легко определить. В частности, необходимо задаться следующим вопросом: компетентность в отношении каких проблем, каких групп населения и каких случаев? Все это представляет собой трудные вопросы, мн. из к-рых действительно связаны с этическими проблемами. См. также Компетентность в психологии, Этичное обращение с животными Н. Эбелис
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Психологические проблемы предикторов противоправного по ведения несовершеннолетних

Чижова И.Н.
Скачать PDF

Профессионально-психологические проблемы преподавателей вуза (на примере преподавателей возраста 40-

Ширшина Г.И.
Скачать PDF

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. В статье рассматривается роль личности в формировании культуры здоровья и обеспечении душевного благополучия, важности познания структуры личностных взаимодействий в обществе. Соотнесение индивидуально- типологических личностных характеристик, сфер структуры личности и соматических аспек- тов жизнедеятельности могут быть предикторами синдрома выгорания, предрасполагающими факторами риска заболевания в условиях современного общества.
Скачать PDF

Сознание смерти как проблема гуманитарной психологии

Инина Н.В.
Скачать PDF

Психологические проблемы синхронизации школьного и пубертатного кризисов.

Рябчук Ю.А.
Кризис подросткового возраста (пубертатный период) в практике школьного образования синхронизирован с переходом из начальной ступени образования в среднее звено, что тоже воспринимается школьниками как стрессовый процесс. Этот комплекс дает очень неблагоприятный фон для дальнейшего становления и развития личности подростков и может провоцировать различные осложнения, вплоть до психических отклонений. Исследования по данной проблеме позволили оценить влияние этих кризисов как по отдельности, так и в комплексе. Результаты экспериментов позволили выделить четыре системных фактора, характеризующих эндогенные (генетические) причины, роль пубертатного, школьного кризисов и их синхронизации в процессах адаптации дезадаптации школьников в этот возрастной период.
Скачать PDF

Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии

Вергелес Галина Ивановна
В статье рассмотрена специфика общих творческих способностей, их отличие от способностей специальных, определена сущность таких общих творческих способностей, как вариативность, гипотетичность, импровизация и перенос. Выделены показатели, на основе которых можно судить об уровне их развития, определены пути развития общих творческих способностей в учебной деятельности школьников. Обозначены возможные направления исследования общих творческих способностей в педагогической психологии и педагогике.
Скачать PDF

Значение медико-биологических знаний для изучения проблем клинической психологии

Галяутдинова С. И., Куксо П. А.
В статье приводится обзор основных биологических и медико-биологических знаний, необходимых для преподавания клинической психологии, исходя из традиций отечественных направлений и с учетом их использования в имеющемся опыте работы. Дается характеристика методологии и содержания их использования при изучении студентами таких дисциплин, как психофизиология, нейропсихология и патопсихология, а также раскрывается их связь с некоторыми другими дисциплинами психологической направленности.
Скачать PDF

Проблема детерминации психологического стресса у руководителей

Зёлко А. С.
Рассматривается детерминация психологического стресса руководителей, а также роль темперамента в механизмах возникновения и переработки стресса в профессиональной деятельности. Описывается схема и излагаются результаты исследований, проведенных в г. Калининграде на выборке менеджеров в сфере бизнеса.
Скачать PDF

Проблема психологической подготовки учителя и значение психотехнического подхода в педагогической пр

Пахомов В. П., Постоева В. А., Шелехов И. Л.
Авторы рассматривают психотехнический подход в педагогической практике как основу для формирования психологической компетентности учителя. Психотехнические открытия, которые могли быть применимы в педагогической практике, выросли, сформировались внутри самой педагогической практики. В первую очередь эти достижения авторы связывают с именами А. С. Макаренко и А. В. Сухомлинского. В статье описываются конкретный психотехнический опыт А. С. Макаренко и значение этого опыта для реализации педагогических целей. Раскрывается внутренняя картина овладения педагогом психотехническими средствами.
Скачать PDF

Обучение иностранному языку как актуальная психолого-педагогическая проблема

Канаркевич А.С.
Скачать PDF

Проблема формирования психологической компетентности будущих учителей в управлении педагогическим ко

Янгирова А.А.
Статья посвящена проблеме формирования психологической компетентности будущих учителей в управлении конфликтом, возникающим в педагогической деятельности. Автор предлагает использовать психодидактическую технологию, разработанную А. З. Рахимовым, для повышения психологической компетентности в управлении педагогическим конфликтом. В статье представлены результаты эмпирического исследования. The article is devoted to the problem of future teachers' psychological competence forming in the process of conflict management in the course of educational work. The author suggests using the psychodidactic technology elaborated by A. Z. Rakhimov in order to increase psychological competence in the process of pedagogic conflict management. The results of this empirical research are represented in the article.
Скачать PDF

Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема

Истратова О.Н.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: