Эмоция и память это что такое Эмоция и память: определение — Психология.НЭС
ЭМОЦИЯ БАЗАЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ ПЕРВИЧНАЯ

Эмоция и память

Найдено 1 определение:

Эмоция и память

emotion and memory) Ранние воспоминания имеют сильный эмоциональный компонент. Исслед. автобиографической П. бывших узников концентрационных лагерей, проведенное Вагегенаар и Греневег, показывает, что события 50-летней давности хорошо вспоминались, но при этом имеет место подавление эмоционально нагруженных впечатлений специфического характера, а именно деталей ситуаций, в к-рых они были непосредственными свидетелями пыток, убийств и сами были жертвами жестокого обращения надзирателей. Др. словами, сила эмоционального заряда личного опыта не яв-ся гарантией против забывания. Что касается более обычных уровней возбуждения, то автобиографические данные согласуются с данными эксперим. исслед., в к-рых эмоциональные слова и образы достаточной силы вспоминаются лучше, чем неэмоциональный материал, а тж с теорет. предположением Познера, что Э. повышает уровень бдительности, и с т. зр. Уолкера, что сильное возбуждение в ходе ассоциативного процесса приводит к более прочному запоминанию. Предположительно лучшее сохранение м. б. следствием лучшего научения или более прочного запоминания, либо того и др. вместе. Гипотеза Уолкера включает идею временного торможения вспоминания сразу после сильного возбуждения, и Кляйнсмит и Каплан получили рез-ты, поддерживающие эту т. зр. Испытуемым предъявлялись восемь слов к-рые вызывали различную степень возбуждения, измеряемого по величине кожного сопротивления (КГР) (напр., такие слова, как "изнасилование" и "рвота", "танец" и "плавание", использовались в качестве стимулов для реакций, обозначаемых цифрами от двух до девяти). Вызывавшие низкое возбуждение слова вспоминались лучше, чем вызывавшие высокое возбуждение, сразу после их предъявления, однако по прошествии 45 минут и впоследствии вызвавшие высокое возбуждение слова вспоминались гораздо лучше. В ряде аналогичных исслед. подтвердилось лучшее вспоминание вызвавших высокое возбуждение стимулов при длительной отсрочке их воспроизведения, однако не было обнаружено ухудшения в их вспоминании при коротких интервалах отсрочки воспроизведения. В случае упомянутых выше жизненных воспоминаний источником Э. или возбуждения являлся стимул, в ответ на к-рый что-то вспоминалось. Однако практически те же самые рез-ты были получены Вайнером и Уолкером в эксперименте на заучивание списка парных ассоц. при использовании ими удара электрическим током в качестве отрицательного стимула или небольшой суммы денег за правильное воспроизведение в качестве положительного стимула. Т. е. запоминание оказывалось лучшим при использовании стимулов, чем при их отсутствии, усиливалось с увеличением ценности стимула и демонстрировало еще большую выраженность при увеличении отсрочки воспроизведения по мере увеличения аффекта. Берлайн и др. тж манипулировали возбуждением с совершенно независимым агентом, используя с этой целью белый шум, и обнаружили, что белый шум, подававшийся через наушники в процессе тренировки, улучшал воспроизведение, особенно при более длительных интервалах сохранения. Бауэр с сотрудниками широко исследовали феномен зависимости вспоминания от возврата эмоционального состояния. Этот феномен характеризуется улучшением вспоминания, если состояние субъекта в момент вспоминания совпадает с его состоянием во время научения. После неск. начальных успешных экспериментов, в к-рых испытуемые, находившиеся и в ситуации научения, и в ситуации воспроизведения в веселом настроении (или оба раза в грустном настроении), демонстрировали лучшее вспоминание в сравнении с испытуемыми, находившимися в ситуации научения в противоположном настроении, последовала серия неудач, заставившая Бауэра и Мэйера прийти к выводу, что зависимость вспоминания от возврата состояния яв-ся ненадежным феноменом, по крайней мере в лабораторных условиях. Блэйни в обзоре исслед. аффекта и Э. проводит различие между воспоминанием, обусловленным возвратом состояния и обусловленным конгруэнтностью состояний, утверждая, что материал лучше заучивается и удерживается, если эмоциональный тон материала конгруэнтен настроению субъекта в процессе его запоминания и/или воспроизведения. В случае автобиографических воспоминаний, как считает Блэйни, эти два эффекта часто суммируются, что, в частности, может объяснять сравнительно легкий доступ к автобиографическим воспоминаниям. В целом, исслед. влияния настроения на память, по-видимому, дают более четкие рез-ты, если вызываемые эмоциональные состояния оказываются достаточно интенсивными. Ярким примером тормозящего влияния Э. на выполнение тестового задания яв-ся феномен тестовой тревожности. Для тех, кто наиболее подвержен беспокойству и эмоциональности при написании контрольных работ или сдаче экзаменов, должно быть справедливо следующее: диапазон охватываемых вниманием признаков сужается, и обработка информ. идет, в основном, на уровне физ. характеристик стимула, а не его смыслового содержания; высоко тревожные люди удерживают в оперативной памяти немного меньше единиц информ., что объясняет их дефицит в тестах на вспоминание и узнавание, и поэтому в сравнении с низко тревожными они больше выигрывают от снимающих напряжение условий повторной сдачи экзамена или поддержек П., подобных контрольным работам с разрешением пользоваться учебниками. См. также Блокировка, Защитные механизмы, Эмоции, Память, Наказание М. Р. Денни
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Эмоция и память — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоциональная память как индикатор профессиональной адаптивности социального работника на пороге про

Мокшанцев Рудольф Иванович
В статье рассматривается результат экспериментального исследования эмоциональной памяти студентов 1-го курса факультета социальной работы Новосибирского государственного медицинского университета.
Скачать PDF

фМРТ-ИССЛЕДОВАНИЕ УДЕРЖАНИЯ В РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЕНТНОСТИ

Розовская Рената Исааковна, Печенкова Екатерина Васильевна, Мершина Елена Александровна, Мачинская Регина Ильинична
В статье представлены результаты фМРТ-исследования мозговой организации рабочей памяти в период удержания зрительных стимулов различной эмоциональной окраски. Исследование было посвящено ответу на вопрос о том, как реализуется влияние эмоциональной окраски информации на процессы рабочей памяти: модулируют ли эмоции активность единой функциональной системы рабочей памяти или в зависимости от эмоциональной окраски запоминаемой информации актуализируются полностью или частично различные функциональные системы мозга. В эксперименте принял участие 21 испытуемый. В качестве материала использовались фотоизображения различной эмоциональной валентности (отрицательно окрашенные, положительно окрашенные и нейтральные) из международных баз данных IAPS и GAPED. Испытуемые запоминали оригинальное изображение, а по окончании периода удержания его в рабочей памяти (около 10 сек) выполняли задачу поиска изменений. Регистрировались ошибки, время реакции и BOLD-сигнал (фМРТ). Были обнаружены значимые различия как в эффективности выполнения когнитивной задачи, так и в мозговой организации периода удержания информации в рабочей памяти для негативно окрашенных стимулов по сравнению с нейтральными. Негативная окраска зрительной информации снижает эффективность ее удержания в рабочей памяти по сравнению с нейтральной. Данные фМРТ свидетельствуют о различной топографии активированных корковых и глубинных структур мозга при удержании в рабочей памяти изображений разной эмоциональной валентности, что позволяет предположить формирование разных функциональных систем мозга. Сопоставление результатов фМРТ-исследования и данных об успешности выполнения задачи позволяет предположить, что отрицательная эмоциональная окраска информации при ее сочетании с высоким уровнем эмоционального возбуждения препятствует формированию оптимальных для данного вида когнитивной деятельности функциональных систем мозга.
Скачать PDF

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ КАК ИНДИКАТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Мокшанцев Р.И.
Жизнь российского населения отличается необычайно высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, обусловленного необеспеченностью существования индивида во всех его жизненных проявлениях в пище, в образовании, в медицинском обслуживании и т.д., о чем было сказано выше. Естественно, что оно не может не передаваться младшим членам социума, то есть, детям в российских семьях. Тест, разработанный группой Е.И. Николаевой для ранней диагностики аддиктивных состояний, мы применили для измерения отражения эмоциональной памяти индивида, содержащейся в хранилищах подсознания, и управляющей оттуда стратегиями его поведения в рамках межличностных отношений.
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Эмоциональные состояния консультантов службы «Телефон доверия»

Ямалетдинова Г. Р.
В статье затронута проблема эмоциональных состояний в психологической науке; рассматриваются особенности эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия», а также приводятся результаты исследования. В работе впервые описана динамика развития эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия» с разным стажем работы. Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что: 1) консультанты имеют специфические особенности эмоциональных состояний в зависимости от стажа работы; 2) отрицательные эмоциональные состояния наиболее выражены в процессе работы с «постоянными» абонентами.
Скачать PDF

Эмоциональное выгорание сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел

Пряхина Марина Васильевна, Шихова Анна Павловна
В статье рассматривается различное содержание понятия синдрома «эмоционального выгорания» в зависимости от направлений научных исследований, даётся анализ эмпирического исследования процесса формирования и развития эмоционального выгорания у сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Синдром эмоционального выгорания у социальных работников в контексте специфики профессиональной деят

Асеева Инна Николаевна
В статье рассматриваются особенности возникновения и динамика развития синдрома эмоционального выгорания у социальных работников в зависимости от специфики профессиональных функций и стажа работы. Уточнено содержание синдрома для данной профессиональной группы
Скачать PDF

Влияние синдрома эмоционального выгорания профессионала в системе «Человек - Человек»

Клевцова Н.А.
Скачать PDF

Эмоциональные факторы в системе личностных детерминант девиантного поведения подростков и юношей

Краснощёков Александр Сергеевич, Печерский Алексей Владимирович
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения девиантных подростков и юношей, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента межличностного взаимодействия этой категории молодых людей.
Скачать PDF

Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях

Муфтахова Ф. С.
Обращение к анализу эмоционального выгорания мотивировано ситуациями, при которых человек ощущает симптоматику душевных потерь вследствие длительного психического напряжения в эмоционально или когнитивно сложных ситуациях профессионального взаимодействия с другими людьми. Автор полагает, что наиболее доступным в качестве психокоррекционных мер является комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания, то есть методы психологической саморегуляции.
Скачать PDF