ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Предыдущий термин:
ПАМЯТЬ ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ

Следующий термин:
ПАМЯТЬ ЭХОИЧЕСКАЯ

Содержание:

Найдено 5 определений термина ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

англ. emotional memory) - память на эмоционально окрашенные события. П. э. имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицат. переживания. П. э. м. б. прочнее др. видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, впечатление.

Установлено, что события чрезвычайной важности запускают особый механизм П. э., который производит запись всего, что человек переживает в данный момент. Такие воспоминания назвали -"яркой памятью"-. Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных воспоминаний участвуют гормоны адреналина и норадреналина (см. Катехоламины), тогда как в хранении обычных воспоминаний они не участвуют. Т. о., эмоционально окрашенные воспоминания хранятся механизмом, отличным от механизма хранения нейтральных воспоминаний.

Иногда на основе П. э. могут развиваться т. н. безотчетные эмоции, вызываемые неосознаваемыми раздражителями; они могут возникать в экстремальных условиях, при напряженной работе, умственном утомлении и пр. (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Яркие воспоминания о событиях, которые вызвали эмоциональное потрясение, и событиях, которые только "сопутствовали" эмо-циогенным событиям, дали основание для образного выражения - мнемическая фотовспышка (англ. flashbulb memory). Подобные эффекты легче объяснить влиянием эмоций на механизмы запоминания и воспроизведения; значительно труднее доказать существование особого механизма хранения эмоционально окрашенной информации (это еще не удалось сделать). (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

сохранение в сознании переживаний и чувств. Впечатлительность и отзывчивость - предпосылка для становления коммуникативных черт характера. Память эмоциональная - непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию. Она - основа мастерства в ряде профессий, в том числе - учителя и артиста. Ее отсутствие ведет к тупости эмоциональной.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

память на чувства, эмоции, вызываемые теми или иными объектами. П. э. полезна в случаях, когда необходимо закрепление единства логического и чувственно-наглядного содержания. П. э. очень активна в стрессогенных ситуациях, в т. ч. в конфликтах.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Память эмоциональная

память на чувства, отношение к тем или иным людям, событиям, явлениям. Является вариантом имплицитной памяти. Воспоминания из хранилища эмоциональной памяти, как указывают когнитивные психологи, возникают только при появлении представлений соответствующих объектов, ситуаций; тем самым исключается возможность актуализации в норме автоматизмов эмоциональной памяти.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

память эмоциональная

вид памяти, содержанием которой являются эмоции, чувства.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоциональная память как индикатор профессиональной адаптивности социального работника на пороге про

Мокшанцев Рудольф Иванович
В статье рассматривается результат экспериментального исследования эмоциональной памяти студентов 1-го курса факультета социальной работы Новосибирского государственного медицинского университета.
Скачать PDF

фМРТ-ИССЛЕДОВАНИЕ УДЕРЖАНИЯ В РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЕНТНОСТИ

Розовская Рената Исааковна, Печенкова Екатерина Васильевна, Мершина Елена Александровна, Мачинская Регина Ильинична
В статье представлены результаты фМРТ-исследования мозговой организации рабочей памяти в период удержания зрительных стимулов различной эмоциональной окраски. Исследование было посвящено ответу на вопрос о том, как реализуется влияние эмоциональной окраски информации на процессы рабочей памяти: модулируют ли эмоции активность единой функциональной системы рабочей памяти или в зависимости от эмоциональной окраски запоминаемой информации актуализируются полностью или частично различные функциональные системы мозга. В эксперименте принял участие 21 испытуемый. В качестве материала использовались фотоизображения различной эмоциональной валентности (отрицательно окрашенные, положительно окрашенные и нейтральные) из международных баз данных IAPS и GAPED. Испытуемые запоминали оригинальное изображение, а по окончании периода удержания его в рабочей памяти (около 10 сек) выполняли задачу поиска изменений. Регистрировались ошибки, время реакции и BOLD-сигнал (фМРТ). Были обнаружены значимые различия как в эффективности выполнения когнитивной задачи, так и в мозговой организации периода удержания информации в рабочей памяти для негативно окрашенных стимулов по сравнению с нейтральными. Негативная окраска зрительной информации снижает эффективность ее удержания в рабочей памяти по сравнению с нейтральной. Данные фМРТ свидетельствуют о различной топографии активированных корковых и глубинных структур мозга при удержании в рабочей памяти изображений разной эмоциональной валентности, что позволяет предположить формирование разных функциональных систем мозга. Сопоставление результатов фМРТ-исследования и данных об успешности выполнения задачи позволяет предположить, что отрицательная эмоциональная окраска информации при ее сочетании с высоким уровнем эмоционального возбуждения препятствует формированию оптимальных для данного вида когнитивной деятельности функциональных систем мозга.
Скачать PDF

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ КАК ИНДИКАТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Мокшанцев Р.И.
Жизнь российского населения отличается необычайно высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, обусловленного необеспеченностью существования индивида во всех его жизненных проявлениях в пище, в образовании, в медицинском обслуживании и т.д., о чем было сказано выше. Естественно, что оно не может не передаваться младшим членам социума, то есть, детям в российских семьях. Тест, разработанный группой Е.И. Николаевой для ранней диагностики аддиктивных состояний, мы применили для измерения отражения эмоциональной памяти индивида, содержащейся в хранилищах подсознания, и управляющей оттуда стратегиями его поведения в рамках межличностных отношений.
Скачать PDF

Поиск новых методов и приборов для оценки деятельности нейронов мозга в процессах обучения и памяти

Журавлев Борис Васильевич
Обсуждается гипотеза о переходе процессов запоминания и извлечения из памяти от биоэлектрических к нейрохимическим и далее к физическим конформационным изменениям молекул на основе жидкокристаллических структур мозга.
Скачать PDF

Процессы актуализации долговременной памяти при отмеривании интервалов времени у человека

Ходанович Марина Юрьевна, Бушов Юрий Валентинович, Вячистая Ю. В.
Исследованы связанные с событиями потенциалы мозга (ССПМ) при отмеривании интервалов времени. Испытуемым предъявлялись цифры (1, 3, 4, 5) разных цветов на экране монитора. В первой серии (А) все цифры задавали интервалы времени, которые необходимо было отмерить двойным нажатием на клавишу «пробел». Во второй серии (Б) в ответ на предъявление цифры красного цвета необходимо было отмерить соответствующий интервал времени, в ответ на предъявление цифры синего цвета нажать на клавишу соответствующе число раз, цифры других цветов не требовали реакции испытуемого. Обнаружено, что ранние различия ССПМ на стимулы разных цветов возникают только в том случае, когда цвет стимула имеет сигнальное значение. Найденные различия между ССПМ при отмеривании и выполнении конкурирующего задания на участке 350-500 мс от начала зрительного стимула, связаны с анализом сигнальной значимости стимула и выбором моторной программы. Наиболее вероятным коррелятом обращения к долговременной памяти для извлечения субъективного эталона времени (СВЭ) при наличии конкурирующего задания аналогичной сложности является негативный компонент, возникающий за 250-150 мс до отмеривания интервала времени. Установлено, что источник этого компонента находится в теменной части поясной извилины правого полушария
Скачать PDF

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка. Палеолитические петроглифы и наскальная живопись предельно конкретны они не передают обобщенный образ зверя, но изображают конкретных животных, населявших некогда ледниковую Европу. Автор предполагает, что в процессе запоминания облика и поз животных не последнюю роль сыграл эффект запоминания незавершенных действий (т. н. феномен Зейгарник). Иными словами, на роль «матрицы» натуралистических изображений эпохи палеолита с наибольшей вероятностью могут претендовать эйдетические воспоминания, подкрепленные (или даже прямо спровоцированные) незавершенным действием неудачной охотой.
Скачать PDF

Психолингвистические модели функционирования памяти при синхронном переводе

Андреева Н.В.
Рассматриваются современные психолингвистические модели функционирования памяти в процессе синхронного перевода. Обращение к данной проблеме продиктовано целями обучения синхронному переводу, где в качестве одной из основных выделяется развитие памяти студентов, как предпосылки формирования навыков и умений синхронного перевода.
Скачать PDF

Методика изучения и модель информационной структуры памяти человека

Ляховецкий В.А., Потапов А.С., Попечителев Е.П.
Скачать PDF

Развитие рабочей памяти с помощью компьютерных тренажеров как средство преодоления объективных трудн

Пигарев А. Ю.
Предлагается методика развития рабочей памяти для студентов, испытывающих объективные трудности в изучении математических дисциплин по причине недостатка рабочей памяти. Методика основана на компьютерных тренажерах, созданных автором (http://mathtutor.narod.ru). Теоретической основой работы является теория рабочей памяти Алана Бэддли, а также данные эмпирических исследований о высокой корреляции между параметрами рабочей памяти и способностями к изучению математики.
Скачать PDF

Содержание автобиографической памяти и профессиональное самоопределение студентовюристов

Костенко Ю.Б.
Скачать PDF

Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис

Катеринина Анна Андреевна
В статье рассматриваются особенности изменения самосознания в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Статья посвящена выявлению особенностей самосознания в период первого подросткового кризиса. Результат исследования позволили выявить изменения в самосознании младшего подростка вследствие «интеллектуализации памяти» осмысления центральной психической функции младшего школьного периода развития. Экспериментальное изучение памяти в контексте возрастных особенностей детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов позволило выявить психологические характеристики детей разного психологического возраста.
Скачать PDF

Особенности памяти студентов и школьников с разным уровнем специальных химических способностей

Волкова Е.В.
В статье приводятся данные, обосновывающие существование специальной «химической» памяти, психическим носителем которой могут выступать концептуальные структуры химии. Зрелость данных структур обуславливает избирательность, прочность, объем сохранения химической информации в памяти. Показано различие структурной организации памяти студентов с разным уровнем специальных химических способностей. В группе более успешных химиков, помимо структур долговременной памяти на химическую информацию и структур, обеспечивающих возможность запоминания информации в разных форматах, выявлены структуры «общих химических закономерностей».
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!