ЭКСПЛИЦИТНЫЙ это что такое ЭКСПЛИЦИТНЫЙ: определение — Психология.НЭС
ЭКСПЛИЦИТНО-СТРУКТУРИРОВАННОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВА-НИЕ Эксплозивная  психопатия

ЭКСПЛИЦИТНЫЙ

Найдено 3 определения термина ЭКСПЛИЦИТНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Эксплицитный

англ. еxplicit – полностью высказанный, не оставляющий сомнений, точный, определенный) – 1. вообще – поддающийся прямому, ясному, недвусмысленному определению; 2. характеристика того, что является осознанным, сознательным, формулируемым; 3. характеристика того, что является явным, открытым для наблюдения. Антоним: Имплицитный.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ЭКСПЛИЦИТНЫЙ

1. Вообще – характеристика того, что поддается прямому и ясному определению. 2. Более широкое значение: характеристика того, что является явным и открытым для наблюдения. 3. Еще более широкое значение: характеристика того, что является осознанным; эксплицитные когнитивные процессы – те, которые человек использует осознанно. Ср. здесь с имплицитным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ЭКСПЛИЦИТНЫЙ

явно, формально заявленный, выраженный смысл, названная текстом (вербально) цель высказывания. Так, напр., во время президентских выборов 1996 г. основной претендент Б. Ельцин продвигался для молодежной аудитории с имплицитным девизом "Голосуй, или проиграешь", а два его равновеликих "соперника", И. Рыбкин и М. Шаккум использовали эксплицитные девизы, слоганы "Голосуйте за Ивана!" и "Чтобы власть взялась за ум - нужен президент Шаккум". Ср. ИМПЛИЦИТНЫЙ.

Источник: С. Гинзер. Международный гештальт-лексикон.

Найдено рефератов по теме ЭКСПЛИЦИТНЫЙ — 0

Найдено научных статей по теме — 9

Установки в отношении мусульман среди православных россиян: эксплицитный и имплицитный аспекты

Артамонов Евгений Юрьевич
Установки в отношении мусульман среди православных (по конфессиональному самоопределению) студентов Пермского государственного университета изучались в контексте имплицитного и эксплицитного социального познания. Для измерения имплицитных установок использовался Тест имплицитных ассоциаций. Имплицитные и эксплицитные социальные установки в отношении мусульман не коррелировали между собой. В то время как эксплицитные установки не отличались значительно от нейтральных, имплицитные установки в отношении мусульман были негативными. При моделировании поведенческой переменной, в отличие от эксплицитных, имплицитные установки предсказывали размер доли "фонда", распределенной в пользу "мусульман Прикамья" и "РПЦ в Прикамье". Имплицитные установки были квадратично связаны с правым авторитаризмом: они становились более положительными при высоком и низком авторитаризме; негативные имплицитные установки в отношении мусульман наблюдались при умеренном правом авторитаризме.
Скачать PDF

Ментальная репрезентация психических состояний: эксплицитный и имплицитный ассоциативные компоненты

Алексеева Екатерина Михайловна
В статье представляются и обсуждаются результаты научного исследования, проведенного в рамках изучения эксплицитного и имплицитного компонентов ассоциативного уровня репрезентации психических состояний. Описаны эксплицитные вербальные ассоциативные связи 26 психических состояний с жизненными ситуациями, а также закономерности и особенности имплицитного ассоциирования состояний радости, душевной боли, веселости, печали, угнетенности, восторга с ситуациями ссоры и общения с друзьями. Показано, что психические состояния ассоциативно неразрывно связаны с ситуациями жизнедеятельности как эксплицитно, так и имплицитно.
Скачать PDF

Факторная структура эксплицитной групповой идентичности в США

Ставропольский Юлий Владимирович
Исследование представляет собой факторный анализ эксплицитной групповой идентичности американских респондентов. За основу для предложенной испытуемым анкеты был взят опросник Multigroup Ethnic Identity Measure (автор Дж. Финни). Выявлена степень влияния установленных факторов на этнокультурную идентичность.
Скачать PDF

Связь между эксплицитными и имплицитными оценками агрессивности: влияние пола, возраста и социальной

Бочаров А.В., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Рябиченко Т.И.
Эксплицитное измерение это оценка личностных свойств с помощью опросников. Оно может быть недостаточно надежным в силу искажений, вызванных стремлением представить себя в социально желательном свете. Имплицитный ассоциативный тест не подвержен влиянию стратегий социальной желательности и наилучшего самопредставления. В данной работе проверялось, влияет ли степень социальной желательности, возраст и пол респондента на соответствие эксплицитных и имплицитных оценок. Дисперсионный анализ выявил достоверное влияние этих факторов на соответствие между эксплицитными и имплицитными оценками агрессивности. У лиц с менее выраженным стремлением представлять себя в социально желательном свете, а также у молодых респондентов соответствие между эксплицитными и имплицитными показателями было больше. Достоверное влияние социальной желательности на взаимосвязь агрессивного поведения и имплицитной агрессии было найдено только у мужчин. Это заставляет предположить, что мужчины, а не женщины, скрывают свою физическую агрессивность. Возможно, в современном обществе мужчинам приходится приуменьшать свою агрессивность, чтобы казаться более цивилизованными, женщины же могут не скрывать агрессивность, которой они наделены, т.к. их природная агрессивность, вписывается в общественно разумные рамки.
Скачать PDF

Проявление эффекта генерации при использовании эксплицитных и имплицитных тестов

Воскресенская Елена Юрьевна
Работа посвящена вопросу диапазона проявления эффекта генерации. Традиционно указывается, что влияние предшествующей генерации слова (по сравнению с чтением) повышает эффективность выполнения эксплицитных, а не имлицитных тестов, в которых используется это слово. В данной работе удалось показать, что генерация слова повышает эффективность выполнения также и имплицитных тестов. Использовались тест распознавания слов, предъявлявшихся в условии дихотического слушания, а также тест распознавания слов, проявляющихся на мониторе компьютера за счет изменения степени насыщенности цвета.
Скачать PDF

Влияние имплицитного знания структуры задач на эффективность эксплицитного решения

Бурмистров Сергей Николаевич, Карпинская Валерия Юльевна
Эффекты имплицитного научения были исследованы в условиях эксплицитного решения задач. Было обнаружено, что имплицитное знание последовательности предъявления задач может оказывать негативное влияние на продуктивность решения в новых условиях предъявления стимульного материала. При этом наиболее выраженный негативный эффект наблюдался, если структура задач оставалась прежней.
Скачать PDF

Имплицитные и эксплицитные ценности в общей схеме анализа

Круглов В.Г.
В статье анализируются существующие подходы к определению ценностей как психологической категории. Кратко рассматриваются различные концептуализации и методы анализа ценностей в свете подхода «двойной» системы мотивации. Предлагается типология личных ценностей, построенная на основе фактора психологического времени, оппозиции «иметь быть» и разделения имплицитных и эксплицитных ценностей. Кроме того, типология учитывает различие аффективной и когнитивной оценок. Обсуждаются некоторые прикладные аспекты анализа личных ценностей.
Скачать PDF

Взаимодействие эксплицитного и имплицитного знания в процессе запоминания последовательностей

Шилов Юрий Егорович, Крюкова Алена Павловна, Бурмистров Сергей Николаевич
Статья посвящена проблеме взаимодействия имплицитного и эксплицитного знания. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы экспериментально выявить влияние имплицитного знания на эффективность решения задач в различных условиях. Для проведения эксперимента использовалась техника «выучивание последовательностей». Процедура включала в себя обучающий и тестовый этапы. Испытуемым экспериментальных групп на обучающем этапе предъявляли матрицу размером 2×2, в секторах которой последовательно появлялись восемь кружков разных цветов. Последовательность как цветовых стимулов, так и секторов была задана экспериментатором и повторялась несколько раз. Испытуемым необходимо было запомнить последовательность чередования цветов. На тестовом этапе условия в разных экспериментальных группах отличались. Эти условия предусматривали варьирование заданий, связанных с усвоением как эксплицитно, так и имплицитно заданных правил. Таким образом, состояния независимой переменной в экспериментальном плане определялись изменением сочетания осознанно и неосознанно усвоенных правил построения последовательностей. Результаты показали, что количество циклов предъявления последовательности на обучающем этапе является значимым фактором, влияющим на продуктивность имплицитного запоминания. Другим существенным фактором, определившим полученный результат, явилось изменение характера задачи. Задание на обучающем этапе было связано с запоминанием последовательностей, тогда как решение тестового задания предполагало сенсомоторную реакцию. В свою очередь, испытуемые контрольной группы обучающий этап не проходили, поэтому для них не происходило смены задания. Возможно, именно это определило отличие результатов, показанных в контрольной группе, от всех экспериментальных групп, где время реакции вопреки априорным ожиданиям было значимо больше, чем в контрольной. Результаты исследования внесли важный вклад в понимание условий формирования имплицитного знания. Полученные результаты также могут быть полезны в дальнейшем при разработке экспериментов с применением техники «выучивание последовательностей».
Скачать PDF

ЭКСПЛИЦИТНЫЕ И ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ЭФФЕКТЫ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РАЗНОГО ТИПА

Бурмистров Сергей Николаевич, Крюкова Алена Павловна, Агафонова Светлана Васильевна
В ранее проведенном эксперименте было обнаружено, что релевантное имплицитное знание оказывает негативное влияние при переходе на эксплицитный способ решения задач. Для проверки полученных результатов было проведено другое исследование, в котором использовался ряд дополнительных контрольных условий. Новые данные подтвердили выводы, сделанные в предыдущем исследовании. Анализ результатов двух экспериментов показывает, что «включение» эксплицитного и имплицитного процессов в решение конкретной задачи зависит от наличия релевантного знания. При этом одновременное участие двух процессов в решение одной задачи приводит к эффектам интерференции. Полученные результаты обсуждаются в контексте исследования механизмов взаимодействия эксплицитного и имплицитного знания.
Скачать PDF