ЭКСПЛИЦИТНО-СТРУКТУРИРОВАННОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВА-НИЕ это что такое ЭКСПЛИЦИТНО-СТРУКТУРИРОВАННОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВА-НИЕ: определение — Психология.НЭС
Эксплицитная память ЭКСПЛИЦИТНЫЙ

ЭКСПЛИЦИТНО-СТРУКТУРИРОВАННОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВА-НИЕ

Найдено 1 определение:

ЭКСПЛИЦИТНО-СТРУКТУРИРОВАННОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВА-НИЕ

теоретическое доказательство, основанное на эмпирическом под-тверждении данных. "Эксплицитно структурированные теории представляют теоретические формулировки, характеризующиеся присутствием детализации и конкретизации элементов представленной теории, а также их легкой конвенциальной эмпирической проверкой" [Franklin, 1982, c. 39] эксплицитно структурированные теории обладают детализированной и конкретизированной формой, демонстрирующей все теоретические эле-менты наглядно различимые читателем. Для данного типа теорий наиболее характерной является форма дедукции, хотя могут быть представлены и индукция и ретродукция. Дедукция, описанная F. Becon, предполагает движение от общего к частному, т.е. формулированию общей гипотезы, подтверждаемой эмпирически. Дедуцирование в процессе конструирова-ния теорий предполагает первоначальное формулирование абстрактных понятий и постулатов, из которых выводятся предположения более низко-го порядка, которые и подвергаются проверке. Наиболее часто используе-мыми элементами дедуцирования являются эксплицитно установленные понятия, постулаты, предположения и лишь иногда - операциональные определения. Другими словами, в дедуктивной теории исследователь пред-ставляет четко очерченную структуру, мало беспокоясь о вовлечении во-ображения читателя. В качестве примеров такого рода теорий можно при-вести теорию когнитивного диссонанса L. Festinger [1957], различные теории атрибуции (Heider, Kelly и т.п.), а также межличностной аттракции. Индукция, введенная в аппарат научного доказательства C. Piers, предпо-лагает движение от частного к общему, т.е. установление закономерных отношений между элементами, конструирование понятий и разработку обобщений, объясняющих эмпирическую повторяемость. Она предполага-ет конструирование теории через аккумуляцию и суммирование разнообразных исследований. В ее основе лежит стратегия перехода от частного к общему, при предположении, что общее объяснит частное. В процессе индукции осуществляется процесс прохождения эмпирическими данными через номинальные определения и представления к основным выводам в отношении исследуемого феномена или явления. Самым уязвимым ее аспектом является обоснование исчерпывающих оснований для вынесения суждения о выявленном факте. Как отмечает C.W. Franklin, "индуктивное теоретизирование может являться источником предубеждений, порождае-мых рядом источников, включая (1) недостаток знаний об исследуемом явлении у обследуемых, (2) особую ценность для них определенного под-хода, (3) преувеличение информированности людей об анализируемом явлении, (4) что сформировавшееся у них отношение носит устойчивый характер" [1982, c. 40]. Ретродукция, также введенная C. Piers, предпола-гает сочетание возможностей и индукции и дедукции по схеме движения от общего к частному и от полученного частного к новому, более широко-му и точному частному. C. Schrag [1967] определяет ретродукцию как "технику последовательного приближения, посредством которой теоретические понятия и выводы приводятся в более точное соответствие с ре-альностью, сохраняя логическую последовательность, предполагаемую дедуктивной системой" [Приводится по: Franklin, 1982, c. 42]. В случае ретродукции теоретик постоянно балансирует между теоретическими ин-тересами и эмпирическими данными, но в отличие от индукции в ней предполагается и возможность выхода за рамки данных. Получение до-полнительной фактуры в эмпирическом исследовании приводит к переос-мыслению исходной гипотезы, которая, в свою очередь, должна получить эмпирическое подтверждение. На практике ретродукция имеет место в случае, если на основе анализа эмпирических данных исследователь выводит новые предположения, в них не представленные, и проверяет их. Без-условно, ретродукция, наряду с достоинствами индукции и дедукции включает и их недостатки, проявляющиеся, опять-таки, во-первых, в не-возможности объять необъятное, т.е. всю совокупность феноменологии, и, во-вторых, ограниченность рамок уже сконструированной теории. Особой разновидностью эксплицитно-структурированного теоретизирования явля-ется абдукция. Будучи введенной в научный обиход известным итальян-ским лингвистом U. Eco [1983], она предполагает схватывание кода взаи-мосвязи эмпирических данных, при условии отсутствия возможностей ее эмпирического установления посредством традиционных методов. Проце-дура абдуцирования предполагает генерирование возможных моделей возможных причинно-следственных связей. Примером такого рода являет-ся прочтение клинописи. Когда в результате комбинирования различных вариантов прочтения имеющихся клинописных табличек удалось устано-вить их смысл. Главным условием верности схватывания кода является безусловное прочтение всей имеющейся в распоряжении фактуры. U. Eco разработал ряд вариантов абдуктивного вывода [1983, c. 66-76]. В случае "креативной абдукции" правило значение вырабатывается ex novo, т.е. изобретается интерпретатором. Условием креативной абдукции является владение исследователем "кодами", с помощью которых организовано знание. Если они присутствуют в сознании интерпретатора, то знание ста-новится "открытым" (opera operta) в том смысле, что появляется возмож-ность в его принципиально бесконечном толковании. Определенное зна-чение для результатов работы понимающего сознания имеет то, как уст-роены сами коды и насколько их устройство и принцип функционирования известны самому интерпретатору. Несмотря на кажущуюся явную ненауч-ность, в традиционном понимании этого слова, абдукции, именно ее мно-гомерная креативность, создает хорошие предпосылки для развития как идей диатропики, так и интегративной эклектики. Уязвимость абдукции проявляется в ее привязанности к интуиции исследователя-интерпретатора, а также сложности доказательства того, что выявленный код охватывает всю совокупность исследуемой феноменологии. Обобщен-ный анализ возможностей и ограничений эксплицитно-структурированных способов теоретизирования представлен в таблице № 2, представленной в Приложении. В качестве альтернативной системы научного теоретизирования выступает имплицитно-структурированное теоретизирование (см. соответствующий раздел).
Оцените определение:

Источник: В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник

Найдено рефератов по теме ЭКСПЛИЦИТНО-СТРУКТУРИРОВАННОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВА-НИЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Факторная структура эксплицитной групповой идентичности в США

Ставропольский Юлий Владимирович
Исследование представляет собой факторный анализ эксплицитной групповой идентичности американских респондентов. За основу для предложенной испытуемым анкеты был взят опросник Multigroup Ethnic Identity Measure (автор Дж. Финни). Выявлена степень влияния установленных факторов на этнокультурную идентичность.
Скачать PDF

Установки в отношении мусульман среди православных россиян: эксплицитный и имплицитный аспекты

Артамонов Евгений Юрьевич
Установки в отношении мусульман среди православных (по конфессиональному самоопределению) студентов Пермского государственного университета изучались в контексте имплицитного и эксплицитного социального познания. Для измерения имплицитных установок использовался Тест имплицитных ассоциаций. Имплицитные и эксплицитные социальные установки в отношении мусульман не коррелировали между собой. В то время как эксплицитные установки не отличались значительно от нейтральных, имплицитные установки в отношении мусульман были негативными. При моделировании поведенческой переменной, в отличие от эксплицитных, имплицитные установки предсказывали размер доли "фонда", распределенной в пользу "мусульман Прикамья" и "РПЦ в Прикамье". Имплицитные установки были квадратично связаны с правым авторитаризмом: они становились более положительными при высоком и низком авторитаризме; негативные имплицитные установки в отношении мусульман наблюдались при умеренном правом авторитаризме.
Скачать PDF

Связь между эксплицитными и имплицитными оценками агрессивности: влияние пола, возраста и социальной

Бочаров А.В., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Рябиченко Т.И.
Эксплицитное измерение это оценка личностных свойств с помощью опросников. Оно может быть недостаточно надежным в силу искажений, вызванных стремлением представить себя в социально желательном свете. Имплицитный ассоциативный тест не подвержен влиянию стратегий социальной желательности и наилучшего самопредставления. В данной работе проверялось, влияет ли степень социальной желательности, возраст и пол респондента на соответствие эксплицитных и имплицитных оценок. Дисперсионный анализ выявил достоверное влияние этих факторов на соответствие между эксплицитными и имплицитными оценками агрессивности. У лиц с менее выраженным стремлением представлять себя в социально желательном свете, а также у молодых респондентов соответствие между эксплицитными и имплицитными показателями было больше. Достоверное влияние социальной желательности на взаимосвязь агрессивного поведения и имплицитной агрессии было найдено только у мужчин. Это заставляет предположить, что мужчины, а не женщины, скрывают свою физическую агрессивность. Возможно, в современном обществе мужчинам приходится приуменьшать свою агрессивность, чтобы казаться более цивилизованными, женщины же могут не скрывать агрессивность, которой они наделены, т.к. их природная агрессивность, вписывается в общественно разумные рамки.
Скачать PDF

Проявление эффекта генерации при использовании эксплицитных и имплицитных тестов

Воскресенская Елена Юрьевна
Работа посвящена вопросу диапазона проявления эффекта генерации. Традиционно указывается, что влияние предшествующей генерации слова (по сравнению с чтением) повышает эффективность выполнения эксплицитных, а не имлицитных тестов, в которых используется это слово. В данной работе удалось показать, что генерация слова повышает эффективность выполнения также и имплицитных тестов. Использовались тест распознавания слов, предъявлявшихся в условии дихотического слушания, а также тест распознавания слов, проявляющихся на мониторе компьютера за счет изменения степени насыщенности цвета.
Скачать PDF

Влияние имплицитного знания структуры задач на эффективность эксплицитного решения

Бурмистров Сергей Николаевич, Карпинская Валерия Юльевна
Эффекты имплицитного научения были исследованы в условиях эксплицитного решения задач. Было обнаружено, что имплицитное знание последовательности предъявления задач может оказывать негативное влияние на продуктивность решения в новых условиях предъявления стимульного материала. При этом наиболее выраженный негативный эффект наблюдался, если структура задач оставалась прежней.
Скачать PDF

Ментальная репрезентация психических состояний: эксплицитный и имплицитный ассоциативные компоненты

Алексеева Екатерина Михайловна
В статье представляются и обсуждаются результаты научного исследования, проведенного в рамках изучения эксплицитного и имплицитного компонентов ассоциативного уровня репрезентации психических состояний. Описаны эксплицитные вербальные ассоциативные связи 26 психических состояний с жизненными ситуациями, а также закономерности и особенности имплицитного ассоциирования состояний радости, душевной боли, веселости, печали, угнетенности, восторга с ситуациями ссоры и общения с друзьями. Показано, что психические состояния ассоциативно неразрывно связаны с ситуациями жизнедеятельности как эксплицитно, так и имплицитно.
Скачать PDF

Имплицитные и эксплицитные ценности в общей схеме анализа

Круглов В.Г.
В статье анализируются существующие подходы к определению ценностей как психологической категории. Кратко рассматриваются различные концептуализации и методы анализа ценностей в свете подхода «двойной» системы мотивации. Предлагается типология личных ценностей, построенная на основе фактора психологического времени, оппозиции «иметь быть» и разделения имплицитных и эксплицитных ценностей. Кроме того, типология учитывает различие аффективной и когнитивной оценок. Обсуждаются некоторые прикладные аспекты анализа личных ценностей.
Скачать PDF

Взаимодействие эксплицитного и имплицитного знания в процессе запоминания последовательностей

Шилов Юрий Егорович, Крюкова Алена Павловна, Бурмистров Сергей Николаевич
Статья посвящена проблеме взаимодействия имплицитного и эксплицитного знания. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы экспериментально выявить влияние имплицитного знания на эффективность решения задач в различных условиях. Для проведения эксперимента использовалась техника «выучивание последовательностей». Процедура включала в себя обучающий и тестовый этапы. Испытуемым экспериментальных групп на обучающем этапе предъявляли матрицу размером 2×2, в секторах которой последовательно появлялись восемь кружков разных цветов. Последовательность как цветовых стимулов, так и секторов была задана экспериментатором и повторялась несколько раз. Испытуемым необходимо было запомнить последовательность чередования цветов. На тестовом этапе условия в разных экспериментальных группах отличались. Эти условия предусматривали варьирование заданий, связанных с усвоением как эксплицитно, так и имплицитно заданных правил. Таким образом, состояния независимой переменной в экспериментальном плане определялись изменением сочетания осознанно и неосознанно усвоенных правил построения последовательностей. Результаты показали, что количество циклов предъявления последовательности на обучающем этапе является значимым фактором, влияющим на продуктивность имплицитного запоминания. Другим существенным фактором, определившим полученный результат, явилось изменение характера задачи. Задание на обучающем этапе было связано с запоминанием последовательностей, тогда как решение тестового задания предполагало сенсомоторную реакцию. В свою очередь, испытуемые контрольной группы обучающий этап не проходили, поэтому для них не происходило смены задания. Возможно, именно это определило отличие результатов, показанных в контрольной группе, от всех экспериментальных групп, где время реакции вопреки априорным ожиданиям было значимо больше, чем в контрольной. Результаты исследования внесли важный вклад в понимание условий формирования имплицитного знания. Полученные результаты также могут быть полезны в дальнейшем при разработке экспериментов с применением техники «выучивание последовательностей».
Скачать PDF

ЭКСПЛИЦИТНЫЕ И ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ЭФФЕКТЫ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РАЗНОГО ТИПА

Бурмистров Сергей Николаевич, Крюкова Алена Павловна, Агафонова Светлана Васильевна
В ранее проведенном эксперименте было обнаружено, что релевантное имплицитное знание оказывает негативное влияние при переходе на эксплицитный способ решения задач. Для проверки полученных результатов было проведено другое исследование, в котором использовался ряд дополнительных контрольных условий. Новые данные подтвердили выводы, сделанные в предыдущем исследовании. Анализ результатов двух экспериментов показывает, что «включение» эксплицитного и имплицитного процессов в решение конкретной задачи зависит от наличия релевантного знания. При этом одновременное участие двух процессов в решение одной задачи приводит к эффектам интерференции. Полученные результаты обсуждаются в контексте исследования механизмов взаимодействия эксплицитного и имплицитного знания.
Скачать PDF

Структурирование профессиограммы будущих сотрудников уголовного розыска

Лупырь В.Г.
Скачать PDF

Нейродинамические и психофизиологические особенности студентов, занимающихся структурированным танце

Якунина Елена Николаевна, Дьякова Елена Юрьевна, Капилевич Леонид Владимирович
Рассматриваются психофизиологические и нейродинамические аспекты функционального состояния студентов вуза, занимающихся структурированным танцем. Приводятся результаты педагогического эксперимента.
Скачать PDF

Особенности интрагруппового структурирования современной детско-юношеской организации

Сачкова Марианна Евгеньевна, Новожилова Надежда Игоревна
Представлены результаты социально-психологического исследования интрагруппового структурирования в детско-юношеских организациях. Показано, что современные формальные молодежные объединения обладают развитой трехуровневой системой взаимоотношений, отличающейся признаками моноструктурированности.
Скачать PDF