Эффект Зейгарник

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эффект Зейгарник
Феномен, заключающийся в том, что завершенная работа запоминается хуже, чем незавершенная.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК
явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются и чаще воспроизводятся те задания, которые он не сумел вовремя завершить.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Зейгарник эффект
1927) - обобщение, согласно которому невыполненные задачи запоминаются лучше выполненных (то есть, как подчеркивает Б.В.Зейгарник, завершившихся с чувством удовлетворения).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК
закономерность, выявленная Б.В.ЗЕЙГАРНИК, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с ОСТАВШИМСЯ НЕЗАКОНЧЕННЫМ ДЕЙСТВИЕМ, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, но не разряжается при незаконченном действии.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК
мобилизующее ментальное напряжение, вызванное смутным ощущением необходимости завершения неоконченной задачи. Используется в педагогике, в рекламе (для поддержания пробужденного интереса). По Перлзу, слишком часто возникающие "незавершенные гештальты" могут стать причиной невроза.
Я / ТЫ - аллюзия на произведение Бубера "Я и Ты" (1923). Обозначает аутентичные прямые отношения двух человек ("симпатия"), важность которых особо подчеркивалась Перлзом также и для собственно терапевтической ситуации.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ
англ. Zeigarnik effect) - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. 3. э. назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЗЕЙГАРНИК, ЭФФЕКТ
Впервые выдвинутое Блюмой Зейгарник в 1927 г.
обобщение, что невыполненные задачи запоминаются лучше, чем выполненные. Сегодня этот термин обычно употребляется в отношении того принципа
что любая задача, которая была прервана, будет припомнена лучше, чем задача, которую индивиду позволили завершить. Первоначальная характеристика Зейгарник, однако, содержала важный фактор, который часто остается неупомянутым в современном употреблении; а именно то, что выполнение
определяется в терминах чувства удовлетворения самого индивида; это не просто завершение задачи, но удовлетворительное ее завершение в терминах целей человека, работающего над ней.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Эффект Зейгарник
Словообразование. Происходит от лат. effectus - действие, результат.
Автор. Б.В.Зейгарник.
Категория. Феномен памяти.
Специфика. В соответствии с ним эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, не разряжается при незаконченном действии.
Литература. Zeigarnik B. Das Verhalten erledigter und unerledigter Handlungen // Psychol. Forschung. 1927, 9, S. 1-85

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ
назван по имени открывшей его отеч. психолога-женщины Зейгарник Б.В. (1900—1988); суть этого явления в том, иго человек лучше запоминает то или иное действие, когда оно остается как бы само по себе незавершенным-недорезультированным; эксплицируется в совр. психологии как модус эффективного запоминания информации от меры законченности самого действия; этот эффект можно дескриптировать-объяснить феноменами напряженности кои возникают в интродукции-начале каждого акта, но не получают колапсации-разрядки, если само действие не завершилось; сама же Зейгарник Б.В. училась в Германии у известного псих. К. Левина и занималась также проблемами патопсихологии, экспериментальными псих. иссп. в сфере совр. теорий, концепций личности.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ
явление (эффект) памяти, заключающееся в том, что человек, как правило, лучше запоминает и впоследствии полнее и чаще припоминает действия, которые в свое время им были не завершены, не доведены до конца, чем действия, которые им были полностью завершены. Явление З.э. получило свое название в честь российского психолога, Б.В. Зейгарник, открывшей и впервые описавшей его в 1927 г. Согласно З.э., люди примерно в два раза лучше запоминают незавершенные задания, чем завершенные. При этом факт завершения задания выступает не столько как объективный, сколько как субъективный: завершенными считаются задания, которые, по мнению самого испытуемого, выполнены им до конца, к которым он утратил интерес и по тем или иным причинам не собирается возвращаться. Незавершенными, соответственно, считаются задания, интерес к которым у испытуемого еще сохранился, и он собирается к ним возвратиться (продолжить решать в будущем). См. память.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Эффект Зейгарник
Zeigarnic effect) В исследованиях Б. В. Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания. Накопившиеся обыденные наблюдения послужили толчком к серии экспериментов Зейгарник. Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения (или выполнения задания), а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином ее этапе. После окончания эксперим. сеанса все задания - как завершенные, так и незавершенные, - убирались экспериментатором, чтобы испытуемые не могли их видеть, и испытуемых просили кратко записать то, чем они занимались. Результаты этого исслед. подтвердили первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество вспомненных незаконченных или незавершенных заданий (обозначаемых буквой "Н") оказалось значительно выше количества завершенных заданий (обозначаемых буквой "З"). В общем, испытуемые, принимавшие участие в исслед. Зейгарник, вспоминали в два раза больше незавершенных заданий, чем завершенных. Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник, к-рые не делают упор на переменной завершенность-незавершенность per se. Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Результаты показывают, что шоковый эффект от внезапного прерывания задачи в очень малой степени связан, если вообще связан, с разницей в частоте воспроизведения. Вторая возможная интерпретация оригинальных находок Зейгарник состояла в том, что испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее (т. е., что они представляют собой незаконченные дела). В другой, более тонкой версии своего первоначального исслед., Зейгарник успешно воспроизвела свои ранние результаты с коэффициентом Н/З = 1,80, по существу тем же самым, что и раньше. В серии исслед. Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше. Др. возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему: а) прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения; б) прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания; в) с т. зр. гештальта, испытуемый может стремиться к завершению; г) настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий. Исслед. обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, к-рые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исслед.: а) вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован (ego-involved) в выполнении определенного задания; б) эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана эксперим. игры; в) проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания. См. также Избирательное внимание, Экспериментальные исследования памяти Ф. Л. Денмарк

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
391.99 кб

Обучающий потенциал эффекта Зейгарник в преподавании русского языка как иностранного

Янченко Владислав Дмитриевич
В статье рассматривается возможность реализации эффективных приемов обучения, основанных на использовании резервов памяти и мышления, в преподавании русского языка как иностранного (РКИ).