ДРУЖБА

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДРУЖБА
отношение между людьми, основанное на взаимной привязанности, общности интересов. Д. присущи добровольность и индивидуальная избирательность.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ДРУЖБА
взаимоотношения людей, основанные на их взаимном доверии, взаимной, глубокой эмоциональной привязанности и готовности сделать все возможное для благополучия друг друга.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Дружба
общеславянск, от слова «друг» с первоначальным значением «спутник, товарищ на войне) - отношения между хорошо знающими друг друга людьми, основанные на расположенности, привязанности, бескорыстности и, отчасти, взаимных обязательствах. Отношения подлинной дружбы обычно складываются лишь к юношескому возрасту.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДРУЖБА
специфическая форма межличностного, сравнительно устойчивого взаимоотношения двух или нескольких индивидов, которые характеризуются общностью интересов, взаимным доверием, взаимопомощью, глубокой привязанностью друг к другу. В подростковом и юношеском возрасте дружбе присуща эмоциональная увлеченность, она играет важную роль в развитии социальных качеств личности.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

ДРУЖБА
вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся симпатиями и взаимной привязанностью. Аристотель впервые ввел понимание Д. как высококвалифицированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения. Д. предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, доверительность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств. Прочность Д. зависит от общности целей, интересов, идеалов, намерений, ценностных ориентаций. И хотя Д. является интимно-личностной системой отношений, ее формирование и развитие зависит от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежностей к одной социальной группе, совместной деятельности, примера поведения и общения других людей.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Дружба
Категория. Форма общения.
Специфика. Личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.
Виды:
- детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности;
- с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Дружба
отношения между людьми, основой для которых служат взаимная привязанность, духовная близость, общность интересов и т. д.
И я слыхал, что Божий свет
Единой дружбою прекрасен,
Что без нее отрады нет.
(А. Пушкин)
Недавнее знакомство между Иваном Петровичем Берестовым и Григорием Ивановичем Муромским более и более укреплялось и вскоре превратилось в дружбу (А. Пушкин, Барышня-крестьянка).
Что дружба?
Легкий пыл похмелья,
Обиды легкий разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.
(А. Пушкин, Дружба)
У женщины дружба играет довольно второстепенную роль. В женщине она находит или опасается найти соперницу, а в мужчине – любовника или поклонника. Дружба – это ясное, спокойное чувство, не удовлетворяющее женщину, алчную до самых драматических волнений (П. Мантегацца, Физиология женщины).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ДРУЖБА
англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.
Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.
Хотя Д. - интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.
Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. "Исповедный" характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Дружба
вид отношений между людьми, характеризующийся общностью интересов, сходством идеалов и ценностных ориентаций, добровольностью, избирательностью (индивидуальным предпочтением) и устойчивостью взаимной привязанности, взаимным бескорыстием и готовностью помочь, доверительностью. Понимание Д. как высокоиндивидуализированного и свободного от эротического компонента отношения впервые было предложено еще Аристотелем.
Важным субъективным фактором возникновения и развития Д. выступают потребность во взаимопонимании, сопереживании, взаимопомощи и содействии, а также взаимные симпатия и уважение, которые могут преобразовываться в более сильную форму — восхищение. Причинами зарождения Д. могут также быть нужда в материальной помощи и информации; необходимость социальной поддержки (получение совета, сочувствие, доверительное общение); совместные занятия, игры, интересы. По сравнению с любовью Д. имеет более прагматичный и осознаннорациональный характер. При этом специфичность ее как одного из видов аттракции (возникновения при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого) определяется обязательным наличием дружеских чувств с обеих сторон. На всех этапах жизни Д. — это важный фактор поддержания стабильности Я-концепции и формирования личности в целом.
Значимость и роль различных характеристик Д. в немалой степени зависят от возрастно-половой принадлежности субъектов дружеских отношений. Интенсивность Д. наиболее важна в подростковом возрасте, юности и ранней взрослости до вступления в брак и в пожилом возрасте. Для детской Д. основной оказывается степень эмоциональной привязанности, в подростковом возрасте усиливаются избирательность и устойчивость. В плане половой специфики развития дружеских отношений для лиц женского пола более, чем мужского, характерны интимность и доверительность.
Литература
Кон И. С. Дружба. 4-е изд. СПб., 2004.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Дружба
вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" Д. ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в свою противоположность — вражду. Противопоставление Д. — при всей ее интимности — деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д. — дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. Л.Я. Гозман, А.В. Петровский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ДРУЖБА
вид устойчивых индивидуально избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Д. зависит от общности целей, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, к–рой посвятили себя друзья, тех идей, интересов, на к–рых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития существенно изменяются на различных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Зачатки дружеских отношений появляются уже в дошкольном возрасте, они завязываются легко и непосредственно, особенно в совместных играх. Д. в младшем школьном возрасте также еще эмоционально неустойчива, кратковременна, круг дружеских чувств узок, слабо выражена осознанность и мотивировка Д. В этом возрасте дружат обычно дети одного и того же пола, живущие поблизости или сидящие за одной партой. Для подросткового возраста характерно усиление потребности в тесном дружеском общении и развитии более устойчивой Д. Для Д. подростков свойственна нарастающая активность и самостоятельность в выборе друзей. Новый уровень самосознания в подростковом возрасте, возникновение представления о качествах собственной личности, их оценка, интерес к духовному миру человека, начало формирования духовному миру человека, начало формирования нравственных идеалов порождают и новые требования к Д. Откровенность, взаимопонимание, взаимное доверие становятся важнейшими требованиями подростков к Д. Наибольшая интенсивность Д. достигает в период юности и ранней взрослости, когда наблюдается значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется раньше, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д., дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д.. Тем не менее, и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности «Я» концепции.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ДРУЖБА
вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ДРУЖБА
форма онтос. константных, индивидуально-селективных интерличностных контактов-отношений-коммуникаций, кот. Характер, взаимопривязанностью-взаимораппортомвзаимосимпатией-солидарностью индивидов; Д. усиливается в процессе аффилиации (см.), в эмпатии, селективной предпочтительности; модели-конструкции Д. предполагают коммуникативные механизмы, акты взаимопонимания, искренности-откровенностивзаимооткрытости-респектрасположенности индивидов друг к другу, а также взаимопотребности, взаимоинтересы, акты возможного спонсорства, взаимопомощи, акты, связанные с мат. субсидиями; в структуру Д. входят также понимание-герменевтизация сочувствия, правдивости, отсутствия коварства, суперэготизма, вероломства, лукавства между субъектами; в се это можно рассматривать-интерпретировать, как набор аксиом-предписаний, а зачастую фетишей, коим должны неукоснительно следовать индивиды, связанные с Д. узами; деструкция же «канонов-принципов»Д. ведет к прекращению Д., к вражде, к актам вероломства или трансформации прежних дружеских отношений к поверхностно-фамильярно-приятельским коммуникациям-контактам; сам характер Д. зависит от общности концепций-целей-интересов-потребностей-желаний-задач-идеалов индивидов, а в самой модели Д. необходимо усматривать-дискурсанализировать есть ли единство значимо-ориентационных-соционравственных диспозиций у индивидов, сопричастных к Д.; дифференциальное богатство Д. дефиницируется социоценностью деятельности, активности, кот. отдают себя друзья для реализации тех или иных замыслов-идей-потребностей-программ-интересов, на коих и базируется сама Д. между ними; сама модель-структура-функции Д., детерминанты ее эволюции постоянно трансформируются на различных этапах-фазах онтологическо-житейского цикла и различаются своей специфичностью относительно возрастных этапов в бытии субъекта; иссл. философов и психологов показали, что наибольшей продуктивности Д. достигает в периоды юности и раннего овзросления, когда наблюдается-обнаруживается исключительная значимость отношений-контактов с друзьями, большая частота коммуникаций, встреч, моделей общения, а также большой объем совмести о-проводимых форм-видов деятельности, совместного продуктивного созидания; считают, что девушки раньше, чем юноши переходит от детской Д. к юношеской Д., потому что потребность в близости-интимности у девочек формируется-конституируется быстрее, чем у мальчиков; когда же появляется-возникает своя семья, а также другие онтологические трансформации в бытии индивида, кот. сопровождают этапы перехода к взрослости, трансформируется и сам характер Д.; так, например, ранее дружеские отношения между индивидами уже перестают быть столь искренними-оригинальными-доверительными, а значимость-цченностиость самой дружбы снижается-деструктируется; но часто в жизни мы встречаем феномены стабильной-долговременной-долголетней-неувядающей дружбы между индивидами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Дружба
прочные и устойчивые, глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, основанные на взаимной симпатии, эмоциональной привязанности, доверии и психол. близости субъектов О., предполагающие их верность и преданность друг другу, взаимопонимание, активную взаимную помощь и поддержку. В кач. осн. предпосылок формирования и развития Д. выделяются факторы: территориальная (пространственная) близость субъектов, их принадлежность к одной социальной группе, наличие совместной деятельности, совпадение интересов и индивидуально-психол. характеристик, наличие объединяющего эмоционального прошлого опыта. На развитие Д. влияют частота контактов субъектов О. и примеры поведения др. людей. Д. тесно связывается с любовью, симпатией и противопоставляется вражде, ненависти или одиночеству. Многие философы, педагоги, поэты и писатели акцентируют внимание на нравственной ценности Д. В зарубеж. социальной психологии Д. с 1950-х гг. рассматривается преим. с позиции концепции межличностной аттракции: как привлекательность одного субъекта для другого, переживание по отношению к нему позитивных чувств, стремление длительное время находиться в его обществе. Анализируются потребности субъекта, характеристики партнера и особенности их взаимодействия. В психоаналитическом направлении Д. трактуется как форма проявления либидо, опр. часть к-рого направляется на выбранный объект (З. Фрейд, Дж. Боулби и др.). В бихевиоризме и необихевиоризме Д. понимается как отношения, предполагающие обмен партнеров положительными и отрицательными подкреплениями; при этом исход Д. определяется соотношением полученных субъектами вознаграждений и издержек, типом воздействующих стимулов (Д. Тибо, А. Лотт и др.). В когнитивном направлении значительная роль в Д. отводится атрибуции (Дж. Келли и др.). В символическом интеракционизме Д. связывается с ролевыми отношениями, способность к Д. определяется наличием развитого самосознания (Дж. Мид и др.). В отеч. психологии комплексный теоретико-эмпирический анализ феномена Д. проводился с 1970-х гг. И. С. Коном. Исследованиями Д. занимались Л. Я. Гозман, В. А Лосенков, А. В. Мудрик, А. А. Реан и др. И. С. Кон вскрывает суть Д., соотнося ее с понятиями, затрагивающими сферу межличностных отношений: 1) деловыми, функциональными отношениями, предполагающими использование партнера для достижения собственных целей; 2) товариществом и кровно-родственными отношениями, особенностью к-рых является принадлежность членов к одной группе и наличие связей солидарности; 3) приятельством, отличающимся поверхностностью отношений; 4) любовно-эротическими отношениями, имеющими особую мотивацию. В результате такого анализа Д. характеризуется им, как самоценные, бескорыстные; свободные, индивидуально-избирательные, основанные на взаимной симпатии, приязни; глубокие и интимные отношения между людьми. Он отмечает, что Д. регулируется опр. системой правил (кодексом Д.). В. А. Лосенков определяет Д. как тотально-личностное отношение, базирующееся на взаимной симпатии и добровольном выборе, интимное по своей природе, предполагающее внутреннюю близость, доверие, откровенность. Следствием нарушения какой-либо одной из характеристик дружеских отношений может являться их полное прекращение или изменение: переход с глубокого на поверхностный уровень и замена приятельством или же перерождение во вражду. Д. И. Коэн (Cohen) выделяет социальные функции Д.: материальный обмен, взаимную помощь, эмоциональную и социально-полит. поддержку, посредничество в любви, участие в инициациях, сексуальную близость, обмен детьми, участие в обрядах и т. д. Вопрос классификации видов Д. решается по-разному: Аристотель различал следующие виды Д.: 1) утилитарную - основанную на взаимной выгоде; 2) гедонистическую - базирующуюся на эмоциональной привязанности к др. человеку, получении удовольствия от О. с ним; 3) нравственную - предполагающую бескорыстную любовь партнера, любовь ради него самого (считается им единственно подлинной). Совр. исследователи выделяют экспрессивную (эмоциональную) и инструментальную (деловую). Д. И. Коэн связывает Д. и тип общества. Основываясь на критерии прочности, он описывает 4 вида Д.: а) неотчуждаемая (ритуализированная и присутствующая практически во всех сферах жизнедеятельности, при такой Д. родственные связи, территориальная близость и хозяйство составляют одно целое; выражена в «максимально солидарных» общинах); б) тесная (неритуализированная, основанная на свободном индивидуальном выборе, при такой Д. привязанности распределяются между общиной и семьей; выражена в «социально расслоенных» общинах), в) случайная (не предполагающая глубокой эмоциональной близости и не обязывающая к взаимопомощи; выражена в «безъядерных обществах»), по расчету (не предполагающая глубокой эмоциональной близости, с доминированием утилитарных отношений, напр., покровительства сильного субъекта слабому; выражена в «индивидуализированной социальной структуре»). К. Дюбуа (Du Bois) разделяет исключительную, тесную и временную Д. Исключительная характеризуется ею как преим. экспрессивная, монодиадическая, обязательная и постоянная; тесная - как экспрессивно-инструментальная, полидиадическая, избирательная, связанная с надеждой на постоянство отношений; временная - как преим. инструментальная, полидиадическая, случайная. И. С. Кон, опираясь на факторный анализ мнений о Д. старшеклассников и структуры их реального О., выявил 4 типа Д.: экстенсивное групповое О., Д. со сверстниками своего пола, Д. со сверстниками противоположного пола, интимная парная Д. Лит.: Кон И. С. Дружба. СПб., 2005; Лосенков В. А. О юношеской дружбе // Социальная психология личности. Л., 1974; Психология подростка. Учебник / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2003; Шкурко Т. А., Рябоконь Г. В. Личностные факторы дружеских отношений взрослого человека // Северо-Кавказский психол. вестник. 2004. № 2. Е. В. Зинченко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Дружба
тип стабильных, устойчиво-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимоприятием и взаимопринятием, позитивной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений, высокой степенью выраженности социальных ожиданий, взаимоответных аттрационных проявлений и готовностью к повседневной поддержке, сочувствию и сорадованию. При этом, согласно неписаному «кодексу» дружбы, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка носят отчетливо бескорыстный характер, а открытость, искренность и даже некоторая наивная незащищенность базируются на уверенности одного в готовности другого к аналогичной откровенности. Дружеские отношения могут быть кардинально нарушены, как правило, тогда, когда кем-то их партнеров не соблюдаются нормы и правила «кодекса» дружбы. В этом случае отношения чаще всего охладевают, превращаются в поверхностное приятельство, теряют эмоциональный накал, а иногда, наоборот, могут в эмоциональном плане набрать еще большую силу, но из дружбы превратиться во вражду и даже «переплавиться» в открытую, порой агрессивную ненависть. Наиболее сензитивный для формирования и развития устойчивых дружеских отношений период — возраст от отрочества до ранней взрослости включительно. Правда, в связи с более ранним развитием эмоциональной сферы у девочек их потребность к межличностной интимности в рамках приятельских отношений по сравнению с мальчиками приводит к созданию стабильных, иногда «на всю жизнь», пар и компаний подруг, которые формируются уже в младшем подростковом возрасте. Конечно, и на других, прежде всего, более поздних этапах онтогенеза происходит складывание и поддержание подлинно дружеских отношений, хотя их уникальность постепенно стирается, чаще всего в связи с тем, что возникают семейные связи, порой вытесняющие дружеские на периферию отношенческой активности личности. В то же время дружба на протяжении всей жизни остается, как правило, одним из важнейших факторов поддержки личностной устойчивости, адекватной самооценки и Я-концепции, уверенности в себе, чувства психологической защищенности, будучи при этом не просто эмоциональной «подпиткой» самовосприятия, но и нередко поддержкой в чисто деловой сфере, так как совместные интересы, цели, общие воспоминания и позитивный опыт взаимодействия вооружают личность наличием подлинно референтной группы ценностно сплоченных и эмоционально спаянных проверенных годами единомышленников — соратников.
Дружба является одной из важнейших форм удовлетворения жизненно важной для человека потребности в присоединении, или принадлежности (аффилиации), под которой понимается «побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия»1. Исследования, в рамках которых проводилось сравнение мироощущения людей с малым и большим числом тесных отношений показали, что «тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные мысли, дает двойной эффект. Как заметил философ семнадцатого века Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Ему вторят ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по исследованию общественного мнения: “Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?”. В сравнении с теми, кто не мог назвать никого, те, кто называл пять или больше близких друзей, были на 60% более склонны чувствовать себя “очень счастливыми”»2. Другие исследования подобного типа выявили еще ряд интересных фактов, показывающих значение дружеских отношений для эмоционального благополучия человека. Так, например, «те, кто не обделен радостями тесных дружеских связей, лучше справляются с различными стрессами, включая тяжелые утраты, изнасилования, увольнения с работы, болезни и т. д. ... По сравнению с солдатами армии, служащими в крупных подразделениях с непостоянным составом, те, кто служит в компактных «сработанных» соединениях типа команд ..., состоящих из 12 человек, пользуются большей социальной поддержкой и являются психически и физически более здоровыми и более удовлетворены своей карьерой. ... Из 800 выпускников колледжей Хобарта и Уильяма Смита, опрошенных Уэсли Перкинсом, те, кто исповедовал ценности “яппи”, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех тесной дружбе или браку, были склонны в два раза чаще, чем их прежние соученики, чувствовать себя в значительной степени или “очень” несчастными»3.
В свете сказанного понятен традиционный интерес социальных психологов к условиям, способствующим установлению дружеских отношений между людьми. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.
К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в начальной школе дружеские отношения чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем «площадкой» для завязывания дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются тесные дружеские связи между учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству людей склонность «испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего»4. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.
Эффект присутствия неоднократно был зафиксирован и подтвержден экспериментально. При этом было выявлено, что «нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. ... Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Эта процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но тем не менее те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других. В другом эксперименте людям показывали ряд одиночных геометрических фигур с интервалом в одну сотую секунды, достаточным лишь для того, чтобы различить вспышку света. Хотя позже испытуемые и не могли опознать среди других фигур те, что были показаны им вышеописанным способом, тем не менее именно эти фигуры вызвали у них наибольшую симпатию»1.ъ
Эффект присутствия важен не только для возникновения и развития, но и для поддержания дружеских взаимоотношений, которые часто ослабевают, а то и вовсе исчезают при прекращении действия данного эффекта. Типичной иллюстрацией может служить ситуация, хорошо знакомая всем, кто когда-либо отдыхал в пионерских лагерях или их современных аналогах. В конце смены члены отряда (особенно это свойственно подросткам) оживленно обмениваются телефонами и адресами, выражая искреннюю готовность поддерживать отношения и после завершения совместного отдыха. Однако на практике все ограничивается, как правило, одним-двумя телефонными звонками сразу после возвращения домой. В дальнейшем потребность в общении быстро угасает, что обусловлено, прежде всего, именно исключением партнера из поля зрения. При этом, если на следующий год данные дети вновь оказываются в одном отряде, отношения быстро восстанавливаются и «старому знакомому» отдается явное предпочтение перед новичками.
Если простое нахождение в поле зрения является, так сказать пассивной формой социальной близости, то ее активной формой выступает взаимодействие. По словам Д. Майерса, «коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза»2.
Однако совершенно очевидно, что далеко не все люди, постоянно попадающиеся на глаза друг другу и, более того, вовлеченные в совместную деятельность, становятся друзьями. И здесь первостепенное значение, с точки зрения возникновения и развития дружеских отношений, приобретают факторы сходства. Причем под ними понимается не столько внешняя «похожесть», хотя и она играет определенную роль, сколько близость личностных установок, взглядов, убеждений. Склонность людей предпочтительно относиться к тем субъектам в социальном окружении, чьи установки согласуются с их собственными, в социальной психологии обычно обозначается как эффект согласия. Действие данного эффекта широко известно и на уровне обыденного сознания, что нашло выражение в идиомах типа: «Подобное тянется к подобному» и «Свой своему по неволе брат». Как отмечает Д. Майерс, «эффект согласия был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюком изучал две группы, сложившиеся из 17 незнакомых студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Одна из дружеских компаний состояла из пяти студентов-гуманитариев, все они были сторонниками политического либерализма и ярко выраженными интеллектуалами. Другая группа состояла из трех консервативных ветеранов, причем все трое были в списках инженерного колледжа. Уильяму Гриффиту и Расселу Вейчу удалось следующим образом “сократить” процесс знакомства: 13 незнакомых людей (оплачиваемые добровольцы) были помещены в убежище. Зная мнение этих людей по различным вопросам, исследователи смогли довольно точно прогнозировать распределение взаимных симпатий и антипатий внутри группы. Когда Сюзен Шпрехер и Стив Дак после “знакомства вслепую” устроили свидания 83 случайным парам студентов... участники, пожелавшие встретиться вновь — таких оказалось 16% — были особенно склонны считать себя и партнеров похожими»1.
Действенность перечисленных условий возникновения дружбы между людьми может существенно усиливаться за счет фактора физической привлекательности. В статье о влиянии уже отмечалось, что индивидам, воспринимаемым как внешне «красивые», «симпатичные» и т. д., существенно легче завоевать благорасположение окружающих. Внешность человека определяет первое впечатление о нем, которое нередко оказывается самым сильным. Причем именно от степени физической привлекательности во многом зависит готовность и отношение большинства людей к простому нахождению другого человека в их поле зрения. Как сообщает Д. Майерс, «это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл, когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появлявшейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица»2.
Влияние внешности объекта оценивания на атрибутивные процессы подтверждено целым рядом классических социально-психологических экспериментов. В ходе одного из них, исследователи «давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе... Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с, так называемым, “эффектом Барта Симпсона”, то есть что невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники. И более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво — то хорошо»3.
Если говорить о «школьной дружбе», то практическому социальному психологу, работающему в образовательном учреждении, следует детально разбираться в психологических особенностях подобной формы отношений развивающихся личностей. Немаловажным показателем развивающейся у подростка избирательности в отношениях со сверстниками могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки. Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ. Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров), степень близости с которым в значительной мере опосредствует взаимоотношения всех остальных. Но подобный расклад сил далеко не всегда характеризует систему межличностных отношений в дружеских сообществах. Как показывают психологические исследования, нередко в большой устойчивой дружеской группировке, несмотря на наличие в ней наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним. Группы этого, второго типа держатся не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками. Традиционно дружеские отношения в социальной психологии измеряются с помощью социометрической, аутосоциометрической, референтометрической, аутореферентометрической процедур, методики выявления мотивационного ядра выбора, методики определения уровня ценностно-ориентационного единства и др.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
316.63 кб

Однополая дружба в подростковом возрасте как социально-психологическая предпосылка формирования гомо

Курочкин О. Е., Дубовый Л. М.
В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования дружеских отношений девушек с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией в подростковом возрасте.
Читать PDF
216.62 кб

Понимание сущности «Дружба» в культуре и истории

Маковецька В. А.
в статье рассматривается ретроспектива становления и понимания сущности дружба в культуре, философии, социуме.
Читать PDF
771.01 кб

Ленский историко-архитектурный музей-заповедник "Дружба"

Васильев И.Э.
Читать PDF
209.42 кб

Дружба длиною в полвека (воспоминания)

Уждавини Элеонора Раймондовна
Читать PDF
109.85 кб

Дружба дружбой, и лекарства не врозь

Я. В. Марченков
Сегодня существует великое множество лекарств, предназначенных для людей, страдающих бронхиальной астмой.
Читать PDF
542.15 кб

Дружба довжиною в 20 років (до ювілею українсько-німецької асоціації ортопедів-травматологів)

Лоскутов О.Є., Олійник О.Є., Синєгубов Д.А.
Історія співпраці ортопедів України та Німеччини бере свій початок з 1997 року, коли з ініціативи члена-кореспондента НАН і НАМН України, професора Л.В. Новицкої-Усенко, академіка НАМН України Г.В.
Читать PDF
238.59 кб

Дружба без границ

Е. А. Ошур
Читать PDF
256.11 кб

Спартакиада преподавателей вузов Урала и Сибири «Дружба»: опыт поколений

Шишкина А. В.
Читать PDF
217.49 кб

Дружба через всю жизнь

Ваксер А. З.
Читать PDF
131.76 кб

Изучение концепта «Мир детства. Дружба» на интегрированных уроках в начальной школе

Каясова Татьяна Анатольевна
В статье раскрывается необходимость изучения концептов в начальной школе.
Читать PDF
909.20 кб

Фестиваль родных языков "дружба народов"

Башенина Е.Л.
В статье рассматривается проведение языкового фестиваля в медицинском вузе как мероприятие образовательной и воспитательной направленности, целью которого является формирование толерантности, популяризации самобытных национальных
Читать PDF
142.69 кб

«Наша дружба с Чехословакией не знает границ»: события 1968 года в советском политическом фольклоре

Фокин Александр Александрович
В статье анализируется советский политический фольклор, связанный с темой ввода войск в Чехословакию в 1968 г.
Читать PDF
173.68 кб

2004. 04. 022. Алиев A. A. Коран в России: источник знаний или объект мифотворчества? - М. : дружба

Хлебников Г. В.
Читать PDF
97.51 кб

2002. 02. 025. Кокинг Д. , Кеннет Дж. Дружба и моральный вред. Cocking D. , Kennett J. Friendship an

Летов О. В.
Читать PDF
59.74 кб

Дружба: очерки по теории практик. Сборник статей / науч. Ред. О. В. Хархордин. СПб. : Издательство е

Терещенков Леонид

Похожие термины:

  • Любовь-дружба

    Любовь, которая основана на прочных и доверительных отношениях.
  • Взаимная дружба

    (reciprocalfriendship) — такие взаимоотношения, в которых каждый из участников общения называет своего партнера другом; также характеристика дружеских отношений детей школьного возраста, когда дружба вос
  • ЧУВСТВО ДРУЖБЫ

    чувство, в сложную структуру которого входят: потребность в общении с объектом дружбы, усиленная привычкой, вызывающей эмоцию удовлетворения при общении; воспоминания о совместной с ним деятельн