Детская речь
Детская речь
У взрослого характеризуется признаками речи ребенка – шепелявостью, сюсюканьем, картавостью. Сопровождается специфичной мимикой и жестами. В норме может отражать речевой стереотип. В рамках психопатологии обозначается термином пуэрильная речь. В отличие от детской речи, наблюдаемой в норме, отмечаются более выраженные изменения, вплоть до упоминания себя в третьем лице. Обычно возникает неожиданно после острой психической травмы, сопровождается нарушением сознания, ориентировки и сочетается с типичным для ребенка поведением. Встречается в рамках невротических и связанных со стрессом расстройствах.
Источник: Терминологические основы феноменологической диагностики в психиатрии
Детская речь
речевая деятельность детей, изучаемая психолингвистикой развития. Основными особенностями детской речи считаются: 1. детерминизм формы языковых знаков, то есть их обусловленность научением; 2. большее число ( в сравнении с речью взрослых) звукоподражательных и изобразительных слов; 3. употребление нерегулярных форм речи по регулярным правилам; 4. окказиональное (случайное) словообразование; 5. диффузное употребление лексем; 6. случайности обобщения при номинации. Кроме того, детской речи свойственен своеобразный синтаксис. На ранних этапах его развития наиболее употребительны односложные предложения, которые, вместе с жестами, мимикой и интонацией, оказываются достаточными для полного выражения необходимого содержания. На следующей ступени развития синтаксиса у детей появляются двухсловные предложения, они знаменуют появление выраженного словесно предиката (сказуемого), а также формируется умение программировать высказывания. К 3-5 годам детская речь уже мало чем отличается от речи взрослых как по грамматическим признакам, так и по лексическому наполнению. Считается установленным, что языковая способность является иерархически организованной системой элементов и правил их функционального использования. Динамику развития детской речи важно иметь в виду при изучении патологии речи и словесно-логических структур мышления у детей и некоторой части взрослых пациентов (особенно если имеет место недоразвитие или регрессия речи).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012