ДЕФЕКТ ЭГО ДЕФЕКТА СТРУКТУРА

ДЕФЕКТ Я

Найдено 2 определения термина ДЕФЕКТ Я

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ДЕФЕКТ Я

EGO DEFECT)

Невозможность осуществления или повреждение одной или более функций Я. Термин дефект Я принято относить к неблагоприятно влияющим на отдельные функции Я моментам развития, особенно к тем, которые способны нарушить психическую защиту и адаптацию. Фокус дисфункции, размеры и степень повреждения могут значительно варьировать.

Дефекты Я могут основываться на конституциональных факторах, а также на факторах, связанных с индивидуальным опытом и развитием. Обычно их воздействие проявляется в первые годы жизни, когда Я начинает развиваться; таким образом, они выражаются в предструктурной психопатологии Я - нарушении дифференциации себя и объектов, проблемах в формировании идентичности, становлении механизмов защиты и совладания, модулировании инстинктивных влечений, о также в нарушении восприятия, познания и проверки реальности. Хотя эти дефекты возникают и даже могут проявляться в ранней жизни, в некоторых случаях они клинически выражаются лишь под влиянием психического стресса.

Несмотря на то, что ранние динамические конфликты (интрапсихические, интрасистемные или интерсистемные) могут вести к появлению дефекта Я, а дефект Я, в свою очередь, может стать причиной динамически детерминированного компромиссного образования, дефект Я предполагает нединамическое нарушение психической структуры и психического функционирования. Дефекты Я являются относительно стабильными по сравнению с преходящими нарушениями Я, возникающими в результате регрессивных изменений при невротических и психотических компромиссных образованиях.

Оцените определение:

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

ДЕФЕКТ Я

нарушение одной или нескольких функций Я, в результате чего у человека ослабляется или блокируется способность к психической защите и адаптации.

   Дефекты Я могут иметь врожденный и приобретенный в процессе развития характер. Они проявляются на инфантильных стадиях развития и дают о себе знать в дальнейшей жизни человека. Следствиями дефектов Я являются нарушения дифференциации внутреннего и внешнего мира, восприятия человеком самого себя, других людей и окружающей действительности, способности к познанию и критическому мышлению.

   Дефекты Я ведут к нарушению психической структуры личности, интеграционных и синтезирующих процессов, оптимальному функционированию внутрипсихических систем. Вследствие нарушения тех или иных функций Я человек утрачивает способность к реалистическому восприятию происходящего, адекватной оценке сложных ситуаций, принятию ответственных решений.

   В случае неадекватного, нереалистического видения окружающего мира человек может воспринимать его с точностью до наоборот. Правильные геометрические формы различных предметов воспринимаются в качестве искривленных, расплывчатых и размытых контуров, в результате чего формируются такие зрительные образы, которые оказываются асимметричными, вызывающими беспокойство и порождающими страх.

   При нарушении восприятия собственного Я лицо, тело, манеры поведения человека могут вызывать совершенно неадекватную реакцию, когда обычные по форме уши представляются уродливыми раковинами, вполне нормальные ноги – кривыми и безобразными, интонация голоса и мимика при общении с другими людьми – идиотскими и не вызывающими симпатии.

   Клиническое выражение дефектов Я находит свое отражение в деперсонализации, дереализации, маниакально-депрессионных и иных патологических состояниях пациентов. В исследовательской и терапевтической деятельности аналитикам приходится обращать особое внимание на выявление собственных дефектов Я и нарушений Я, возникающих под воздействием тех или иных жизненных обстоятельств. В отличие от устойчивых дефектов Я у пациентов часто проявляются такие временные нарушения Я, которые связаны с регрессивными тенденциями, активизирующимися в процессе аналитического лечения.

   Рассмотрение дефектов Я осуществляется в психоанализе, как правило, с точки зрения выявления особенностей инфантильного развития и тех нарушений, которые могли иметь место в результате отсутствия или недостаточного проявления эмоциональных связей между матерью и младенцем в первые месяцы его жизни, а также в силу различного рода травмирующих переживаний, связанных с взаимоотношениями в семье, включая эдипальные отношения.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическое исследование личностных особенностей студентов дефектологического факультета

Сычева Е.С.
В статье представлено исследование личностных механизмов и направленности студентов различных дефектологических специальностей. Необходимость подобного исследования обоснована обновлением содержания высшего педагогического образования и введением общегосударственных стандартов в системе подготовки педагога-дефектолога.
Скачать PDF

Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков

Корнилова Ирина Геннадиевна
Статья посвящена изучению роли зрительного дефекта в формировании когнитивных и эмоциональных компонентов «Образа Я» подростков. В работе рассматриваются результаты исследования системы эмоционально-ценностных отношений подростков, в которых зрительный дефект и его последствия играют роль индивидуально-психологических и социально значимых детерминант.
Скачать PDF

Проблема внутренней картины дефекта в специальной психологии

Гайдукевич Екатерина Анатольевна
Представлен теоретический анализ психологических исследований по проблеме личностной реакции на дефект учащихся с нарушениями психофизического развития. Автором дается обоснование правомерности применения термина «внутренняя картина дефекта» в специальной психологии, раскрывается содержание данного понятия. Приводится описание специфики самовосприятия и самоотношения подростков в зависимости от структуры дефекта, формулируется ряд наиболее актуальных вопросов по исследуемой проблеме, подлежащих дальнейшему изучению
Скачать PDF

Теоретические аспекты и пилотажное исследование деонтологической готовности педагогов-дефектологов

Филатова Ирина Александровна
Статья посвящена проблеме деонтологической готовности педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях. Рассматриваются теоретические аспекты деонтологической готовности педагогов, представленные в научных исследованиях; анализируются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение деонтологической готовности педагогов-дефектологов
Скачать PDF

Когнитивная дифференцированность и интеллектуальные особенности студентов дефектологического факульт

Сычева Е.С., Ратанова Т.А.
В статье представлены основные результаты экспериментального исследования когнитивной дифференцированности и интеллектуальных особенностей студентов дефектологического факультета разных специальностей. Исследование проводилось в рамках системно-структурного подхода к пониманию интеллекта, по методике скоростной классификации сигналов. The article presents main results of the experiment focused on the cognitive differentiation and intellectual abilities of students of a Faculty of Speech Correction who major in various spheres. The research was conducted on the basis of a system-structure approach to the understanding of intellect by the method of speed classification of signals.
Скачать PDF

Особенности социального здоровья педагогов-дефектологов специальных дошкольных образовательных учреж

Поникарова Валентина Николаевна, Чернецова Александра Владиславовна
В статье представлена проблема выявления и анализа особенностей социального здоровья педагогов-дефектологов специальных дошкольных образовательных учреждений, раскрывается когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты совладающего поведения педагогов-дефектологов, являющиеся важнейшим компонентом их социального здоровья.
Скачать PDF

Структура патопсихологического синдрома шизофренического дефекта с позиции теории субъектной регуляц

Прыгина Ирина Леонидовна, Прыгин Геннадий Самуилович
С общепсихологических позиций анализируется структура патопсихологического синдрома, определяющая шизофренический дефект. Показано, что основные его проявления, такие как: снижение потребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции поведения, психической активности, нарушения произвольных процессов, дефицит критичности имеют свои «аналоги» в структуре субъектной регуляции. Описаны результаты экспериментальных исследований, доказывающие, что низкий уровень сформированности регуляторных компонентов и отсутствие целостности в системе субъектной регуляции больных шизофренией проявляется в низкой эффективности их регуляторной системы.
Скачать PDF

Особенности символизации как компонента смыслообразования у старшеклассников с дефектами слуховой фу

Колтунова Елена Аркадьевна
В статье рассматривается феномен смыслообразования. В процессе смыслообразования единицей содержания становится отношение «субъектный опыт объективная ценность», т. е. личностный смысл. Существенным компонентом смыслообразования автор отмечает символизацию как процесс освоения (на уровне индивидуального сознания) понятий-символов. Далее проводится анализ исследований функционирования понятия-символа в учебном процессе у старшеклассников с дефектами слуховой функции.
Скачать PDF

Структурно-фазовое состояние и дефектность низкоуглеродистой стали после комбинированной интенсивной

Петрова Нюргуяна Дмитриевна, Петров Петр Петрович, Иванов Афанасий Михайлович, Платонов Анатолий Андреевич
Исследовано влияние комбинированного воздействия методов интенсивной пластической деформации на структуру, фазовый состав и дефектность низкоуглеродистой стали.
Скачать PDF

Социологическая диагностика организационно-производственных стрессоров в контексте анализа дефектов

Семенов Юрий Григорьевич
В статье описана структура организационно-производственных стрессоров, связанных с деформациями организационной культуры. Статья содержит изложение способа конструирования социологической анкетной методики исследования организационно-производственного стресса, а также результаты, полученные с ее использованием.
Скачать PDF

Изучение коммуникативных способностей будущих дефектологов в вузе

Весельева Ирина Петровна
Представлены основные результаты исследования показателей коммуникативных способностей будущих дефектологов. Выделены особенности коммуникативных способностей студентов-дефектологов.
Скачать PDF

Эмоциональные состояния младших школьников со сложным психическим дефектом

Шельшакова Наталья Николаевна
Статья посвящена изучению эмоциональных состояний младших школьников со сложным психическим дефектом. Сложное нарушение характеризуется симптомами, которые постоянно присутствуют в психологической характеристике, но являются клинически неспецифическими. В ходе исследования раскрываются структура и психологическое содержание аффективного компонента у детей с осложненным синдромом
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 11