ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ

Найдено 3 определения термина ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Шизофренический дефект

Словообразование. Происходит от греч. schizo - раскалываю + phren - сердце, душа, ум.

Категория. Необратимые изменения личности шизофреника, характеризующиеся диссоциацией мышления и аффектов.

Специфика. При этом наблюдается снижение уровня потребностей, равнодушие, неспособность вступать в аффективные контакты, сочувствовать другим. Мышление становится неясным, спутанным, непродуктивным, его результаты оказываются неправильными, причудливыми. По большей части память и логичность мышления не страдают, но их применение неадекватно. Бред и галлюцинации непосредственно не относятся к шизофреническому дефекту, но могут его усиливать. Наиболее существенным фоном для его проявлений является инактивность и социальная изоляция.

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ

Патологические изменения личности, наступающие при течении шизофренического процесса и отчетливо обнаруживающиеся в период ремиссии, когда в известной мере затухает процессуальная симптоматика. Состояние дефекта обладает известной подвижностью за счет входящих в него функциональных, обратимых, расстройств. Основные симптомы Ш.д. - снижение, редукция энергетического потенциала, аутизм, эмоциональное отупение. Динамика Ш.д. обнаруживается как при его углублении, так и при известном ослаблении степени выраженности дефектных расстройств в связи с уменьшением глубины функционально-динамического компонента дефекта. А.Г. Амбрумова [1962] различает компенсированные и декомпенсированные резидуально дефектные состояния. При полной их декомпенсации, считает автор, можно говорить об исходных состояниях (см.). Основное отличие Ш.д. от исходного состояния в практической необратимости последнего. Ш.д. является понятием динамическим, а не статическим, тогда как исходное состояние - это стабилизовавшийся тотальный дефект [Перельман А.А., 1944).

Син.: остаточные резидуальные состояния [Mayer-Gross W., 1955].

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

Шизофренический дефект

необратимые резидуальные изменения психической сферы, личности и поведения, возникающие в результате шизофрении. Степень и качество дефекта с достаточной достоверностью могут быть установлены только после окончательного завершения болезненного процесса. Некоторую, в значительной степени предварительную информацию о степени шизофренического дефекта можно получить в состояниях ремиссии. Достоверные суждения о тяжести и структуре дефекта в активном периоде болезни невозможны, так процессуальная дефицитарная симптоматика внешне ничем не отличается от симптомов дефекта

В качестве основных симптомов психического дефицита при шизофрении чаще всего рассматриваются: 1. аутизм (как дефицитарный, так и продуктивный), 2. нарастающее снижение активности (пассивность, гипобулия, редукция энергетического потенциала, динамическое опустошение), 3. прогрессирующее эмоциональное оскудение, 4. неуклонная регрессия личности, ее инфантилизация, отчуждение прежней своей жизни (по окончании болезни наступает значительное улучшение самочувствия и поведения - «вторичный надлом» личности, однако возврата на прежний, доболезненный уровень ее функционирования обычно не происходит). 4. расстройства мышления (разорванность, нецеленаправленность, разноплановость, символизм); 5. расстройства интеллекта (снижение креативного потенциала, неспособность интегрировать разнородные впечатления о происходящем в целостное представление ситуации, снижение критического отношения к происходящим психическим изменениям, снижение способности к планированию, прогнозированию). Кроме того, в структуре шизофренического дефекта наблюдаются оскудение речи, бедность невербальной коммуникативности, недостаточность навыков самообслуживания и социальной продуктивности. Не следует ожидать того, при шизофрении вообще не наблюдается симптомов органического повреждения головного мозга – эта гипотеза является сугубо умозрительной, основанной на представлении о существовании функциональных психических расстройств.

В состоянии глубокого дефекта пациенты обнаруживают полное отсутствие критического отношения к проявлениям и последствиям болезни. Степень дефекта может вариировать от относительно неглубоких его форм до тяжелого, глубоко инвалидизирующего состояния. Клиническая структура дефекта неоднородна и определяется различиями в конфигурации его симптомов.

Различают ряд вариантов шизофренического дефекта: а) астенический вариант – относительно легкий и наиболее часто встречающийся. Выделеиее данного тпа шизофренического дефекта явно противоречит глубко укоренившемуся представлению о шизофрении, как о заболевании с фатальным исходом в слабоумие; б) параноидный вариант – таким пациентам особенно свойственны скрытность, подозрительность и агрессивность; в) психопатоподобный вариант – таких пациентов в первую очередь отличают эгоцентризм, диктаторские наклонности, жестокость; г) апато-абулический вариант - в данном случае преобладают вялость, отсутствие интересов и побуждений, апатия, но могут быть упрямство, своеволие; д) психорганический вариант – преобладают снижение памяти, умственных способностей, интеллекта, опустошение эмоционально-волевой сферы, как если бы был доказан факт отсутствия при шизофрении признаков органического нарушения головнгого мозга.

Симптомы психического дефекта при определенных обстоятельствах могут быть компенсированы в той или иной степени. Многое, вероятно, зависит от преморбидного склада и ресурсов личности, Шизофрениками были, как сообщается в некоторых источниках, И.Ньютон, Ф.Ницше, но у них и болезнь протекала, повидимому, иначе и их психический дефект явно не вписывался в прокрустово ложе упомянутой классификации. Стабилизация психического дефекта, если это удается точно установить, указывает на окончание процессуальной стадии болезни и формирование исходного состояния. В постпроцессуальной стадии шизофрении иногда наблюдаются картины патологического развития личности, реактивные состояния, симптоматические психозы, психопатоподобное поведение, вызванное ситуациями фрустрации. Синоним: Остаточные резидуальные состояния (Mayer-Gross, 1955), Резидуальная шизофрения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Структура патопсихологического синдрома шизофренического дефекта с позиции теории субъектной регуляц

Прыгина Ирина Леонидовна, Прыгин Геннадий Самуилович
С общепсихологических позиций анализируется структура патопсихологического синдрома, определяющая шизофренический дефект. Показано, что основные его проявления, такие как: снижение потребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции поведения, психической активности, нарушения произвольных процессов, дефицит критичности имеют свои «аналоги» в структуре субъектной регуляции. Описаны результаты экспериментальных исследований, доказывающие, что низкий уровень сформированности регуляторных компонентов и отсутствие целостности в системе субъектной регуляции больных шизофренией проявляется в низкой эффективности их регуляторной системы.
Скачать PDF

Психологическое исследование личностных особенностей студентов дефектологического факультета

Сычева Е.С.
В статье представлено исследование личностных механизмов и направленности студентов различных дефектологических специальностей. Необходимость подобного исследования обоснована обновлением содержания высшего педагогического образования и введением общегосударственных стандартов в системе подготовки педагога-дефектолога.
Скачать PDF

Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков

Корнилова Ирина Геннадиевна
Статья посвящена изучению роли зрительного дефекта в формировании когнитивных и эмоциональных компонентов «Образа Я» подростков. В работе рассматриваются результаты исследования системы эмоционально-ценностных отношений подростков, в которых зрительный дефект и его последствия играют роль индивидуально-психологических и социально значимых детерминант.
Скачать PDF

Проблема внутренней картины дефекта в специальной психологии

Гайдукевич Екатерина Анатольевна
Представлен теоретический анализ психологических исследований по проблеме личностной реакции на дефект учащихся с нарушениями психофизического развития. Автором дается обоснование правомерности применения термина «внутренняя картина дефекта» в специальной психологии, раскрывается содержание данного понятия. Приводится описание специфики самовосприятия и самоотношения подростков в зависимости от структуры дефекта, формулируется ряд наиболее актуальных вопросов по исследуемой проблеме, подлежащих дальнейшему изучению
Скачать PDF

Теоретические аспекты и пилотажное исследование деонтологической готовности педагогов-дефектологов

Филатова Ирина Александровна
Статья посвящена проблеме деонтологической готовности педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях. Рассматриваются теоретические аспекты деонтологической готовности педагогов, представленные в научных исследованиях; анализируются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение деонтологической готовности педагогов-дефектологов
Скачать PDF

Когнитивная дифференцированность и интеллектуальные особенности студентов дефектологического факульт

Сычева Е.С., Ратанова Т.А.
В статье представлены основные результаты экспериментального исследования когнитивной дифференцированности и интеллектуальных особенностей студентов дефектологического факультета разных специальностей. Исследование проводилось в рамках системно-структурного подхода к пониманию интеллекта, по методике скоростной классификации сигналов. The article presents main results of the experiment focused on the cognitive differentiation and intellectual abilities of students of a Faculty of Speech Correction who major in various spheres. The research was conducted on the basis of a system-structure approach to the understanding of intellect by the method of speed classification of signals.
Скачать PDF

Особенности социального здоровья педагогов-дефектологов специальных дошкольных образовательных учреж

Поникарова Валентина Николаевна, Чернецова Александра Владиславовна
В статье представлена проблема выявления и анализа особенностей социального здоровья педагогов-дефектологов специальных дошкольных образовательных учреждений, раскрывается когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты совладающего поведения педагогов-дефектологов, являющиеся важнейшим компонентом их социального здоровья.
Скачать PDF

Особенности символизации как компонента смыслообразования у старшеклассников с дефектами слуховой фу

Колтунова Елена Аркадьевна
В статье рассматривается феномен смыслообразования. В процессе смыслообразования единицей содержания становится отношение «субъектный опыт объективная ценность», т. е. личностный смысл. Существенным компонентом смыслообразования автор отмечает символизацию как процесс освоения (на уровне индивидуального сознания) понятий-символов. Далее проводится анализ исследований функционирования понятия-символа в учебном процессе у старшеклассников с дефектами слуховой функции.
Скачать PDF

Структурно-фазовое состояние и дефектность низкоуглеродистой стали после комбинированной интенсивной

Петрова Нюргуяна Дмитриевна, Петров Петр Петрович, Иванов Афанасий Михайлович, Платонов Анатолий Андреевич
Исследовано влияние комбинированного воздействия методов интенсивной пластической деформации на структуру, фазовый состав и дефектность низкоуглеродистой стали.
Скачать PDF

Социологическая диагностика организационно-производственных стрессоров в контексте анализа дефектов

Семенов Юрий Григорьевич
В статье описана структура организационно-производственных стрессоров, связанных с деформациями организационной культуры. Статья содержит изложение способа конструирования социологической анкетной методики исследования организационно-производственного стресса, а также результаты, полученные с ее использованием.
Скачать PDF

Изучение коммуникативных способностей будущих дефектологов в вузе

Весельева Ирина Петровна
Представлены основные результаты исследования показателей коммуникативных способностей будущих дефектологов. Выделены особенности коммуникативных способностей студентов-дефектологов.
Скачать PDF

Эмоциональные состояния младших школьников со сложным психическим дефектом

Шельшакова Наталья Николаевна
Статья посвящена изучению эмоциональных состояний младших школьников со сложным психическим дефектом. Сложное нарушение характеризуется симптомами, которые постоянно присутствуют в психологической характеристике, но являются клинически неспецифическими. В ходе исследования раскрываются структура и психологическое содержание аффективного компонента у детей с осложненным синдромом
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 13

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!