АВТОНОМИЯ это что такое АВТОНОМИЯ: определение — Психология.НЭС
АВТОНОМАЗИЯ АВТОНОМИЯ И ГЕТЕРОНОМИЯ

АВТОНОМИЯ

Найдено 10 определений термина АВТОНОМИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

АВТОНОМИЯ

AUTONOMY)

Состояние саморегулируемости и независимости. Термин введен Гартманном и с тех пор применяется в психоаналитической литературе для обозначения относительной свободы функций Я от влияний влечений и последующего конфликта. Некоторые функции относительно устойчивы по отношению к инстинктивным силам, среди них восприятие, движение (ходьба, использование рук и т.п.), намерение (планы, предвидение, выбор целей], интеллект, мышление, речь. Об этих функциях говорят, что они обладают первичной автономией. Их развитие относительно независимо от мощного влияния сексуальности и агрессивности, чего нельзя сказать о таких функциях, как объектные отношения, защиты и т.п. Но необходимо подчеркнуть относительность такой автономии. Современные исследования показали, например, что понимание процессов восприятия сильно обедняется без учета инстинктивных импульсов и защитных действий:

реальность, данная в восприятии, не является простым отрожением фиксированной внешней реальности.

Вторичной автономией обладают формы поведения, возникающие как защита против инстинктивных влечений, но в ходе развития освобождающиеся от их влияния. В качестве примера можно привести индивида, восстающего против авторитарного отца (которому он бессознательно стремится подчиниться), но в процессе развития трансформирующего свой протест в конструктивную социальную критику. В конечном итоге его протест полностью освобождается от пассивности и реактивных образований, в которых он был выпестован.

Оцените определение:

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

АВТОНОМИЯ

от греч. autos - сам + nomos - закон) - (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А. рассматривается как третий этап морального развития личности после гетерономии (или конвенциональной морали) и аномии (доморального этапа). См. также И. Кант, Подростковый возраст.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Автономия

Autonomy). Внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой.122

АВТОНОМИЯ

Независимость.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Автономия

autonomy). Сильное желание действовать самостоятельно, уметь управлять физическим и социальным окружением, быть компетентным и успешным.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Автономия

Autonomy) — Степень свободы действий работника в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля, в значительной степени определяющая чувство его ответственности.

Источник: Организационное поведение. Глоссарий по книге

АВТОНОМИЯ

независимое функционирование, способствующее саморегуляции психических процессов.

   В психоанализе автономия соотносится, как правило, со способностью самостоятельного функционирования Я. Считается, что понятие автономии было введено в психоаналитическую литературу Х. Хартманном (1894–1970), который в работе «Психология Я и проблема адаптации» (1939) сформулировал теоретические положения, согласно которым некоторые состояния и функции Я могут быть автономными и независимыми от непосредственного влияния бессознательных влечений человека. Высказанная им точка зрения вызвала необходимость в переосмыслении представлений З. Фрейда о несчастном Я, находящемся в постоянной зависимости от притязаний со стороны внешнего мира, бессознательных влечений человека (Оно) и внутренней совести (Сверх-Я).

   Действительно, в работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд не только рассмотрел связи и отношения Я с внешним миром и внутренними силами, но и показал его незавидную участь. Вместе с тем он говорил как о слабостях, так и о силе Я, которому доверены важные функции устанавливать последовательность психических процессов и подвергать проверке их на реальность. Другое дело, что в «Я и Оно» основной акцент был сделан на раскрытии слабостей Я, что не могло не сказаться на последующих психоаналитических исследованиях. Однако в таких работах, как «Конечный и бесконечный анализ» (1937) и «Очерк о психоанализе» (1938, опубликован в 1940 г.), З. Фрейд писал об изменениях Я и его возможной автономии. Так, в «Очерках о психоанализе» он замечал, что «задача Я – встречать требования, выдвигаемые по трем его связям – с реальностью, с Оно и с Сверх-Я, и вместе с тем одновременно сохранять свою собственную организацию и автономию». При невротических заболеваниях Я человека ослаблено и лишено автономии. Задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту восстановить душевный порядок, довести психические процессы в его Я до нормального уровня и обеспечить его автономное функционирование.

   Если З. Фрейд лишь обратил внимание на возможность автономного функционирования Я, то Х. Хартманн выделил первичную и вторичную автономию функций Я. Первичная автономия функций Я связана с процессами физического и психического развития человека независимо от внешнего влияния. Вторичная автономия – с защитными механизмами, возникающими и действующими в качестве реакции человека на внешнее воздействие.

   Исследование первичной и вторичной автономии функций Я осуществлялось Х. Хартманном с точки зрения раскрытия специфики дифференциации и интеграции самих функций и возможностей адаптации человека к существующим условиям жизни. Последующие психоаналитики сконцентрировали внимание на изучении адаптационных способностей человека, нарушении или снижении степени его адаптивности в случае психического расстройства и задачах аналитической терапии по восстановлению и усилению адаптационных возможностей Я. В рамках подобной ориентации возникло направление, получившее название психологии Я (эго-психологии).    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Автономия

независимость, способность человека вести себя вполне самостоятельно и принимать решения, соответствующие его взглядам и убеждениям.

Источник: Словарь по конфликтологии

Автономия

от греч. autos - сам, nomos - закон) – 1. независимость от внешних влияний, существование в зависимости от воздействия преимущественно внутренних причин; 2. самостоятельный, не подверженный влиянию извне..

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

АВТОНОМИЯ

Независимость. Нейтрализатор лидерства. Если участникам группы свойствен высокий уровень автономии, то они меньше нуждаются в указаниях лидера.

Источник: Социальная психология групп

Найдено рефератов по теме АВТОНОМИЯ — 0

Найдено книг по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Личностная автономия как фактор формирования образа профессионального будущего в юношеском возрасте

Корчикова Инна Викторовна
Анализируется связь личностной автономии с жизненными перспективами в юношеском возрасте, исследуется влияние автономии личности на жизненные планы, связанные с профессией. Показано, что ориентация на успех в профессиональной деятельности связана с высоким уровнем внутренней свободы молодых людей, экзистенциальным взглядом на жизнь, высоким уровнем потребностей, ответственностью, развитой автономией, аутентичностью потребностей и рефлексией.
Скачать PDF

Автономия супругов по отношению к семейной системе как зона риска

Акопова Людмила Ивановна
В статье проводится анализ демографической ситуации и влияющих на нее факторов. Выявлена взаимосвязь нравственно-эмоциональной сферы и семейных конфликтов. Исследуется влияние автономии супругов в семейной системе на продолжительность жизни мужчин.
Скачать PDF

Потенциал личности: креативность и личностная автономия

Павлова Анастасия Вячеславовна
Рассматривается проблема креативности и личностной автономии как структурные образования потенциала личности. Представлены результаты исследования, в которых прослеживается специфическая взаимосвязь личностной автономии и креативности.
Скачать PDF

Автономия личности как предпосылка принятия мужчинами отцовской роли

Луков М.Ю.
В данной статье производится краткий обзор взглядов на проблему автономии личности с точки зрения различных психологических подходов. Также рассматриваются современные мнения по проблеме отцовства. Производится попытка проследить связь между личностной автономией и принятием мужчинами отцовской роли. Делается вывод о том, что к отцовству наиболее подготовлены внутренне мотивированные мужчины.
Скачать PDF

Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков

Молчанов Сергей Владимирович, Алмазова Ольга Викторовна, Поскребышева Наталия Николаевна, Запуниди Анна Александровна
Исходя из положения о единстве свободы и ответственности, теоретически обосновывается связь личностной автономии и уровня развития ответственности подростков. Личностная автономия рассматривается в единстве ценностного, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Представлены результаты эмпирического исследования связи личностной автономии и уровня развития ответственности подростков. В исследовании приняли участие 368 подростков в возрасте от 13 до 17 лет, учащиеся средних общеобразовательных школ г. Москва. Были использованы методики, направленные, во-первых, на выявление общего уровня автономии и уровней развития ее эмоционального, поведенческого, когнитивного и ценностного компонентов, во-вторых, на выяснение особенностей проявления уровня ответственности в различных ситуациях. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют в пользу выдвинутой гипотезы о связи уровня развития личностной автономии и уровня ответственности подростков. Были выделены группы испытуемых с разным уровнем развития ответственности: высоко-автономные, интеллектуально-автономные, низко-автономные и дисгармоничным типом автономии. Показано, что высокому уровню развития всех компонентов личностной автономии соответствует более высокий уровень ответственности. Анализ особенностей оценки поведения героя, нарушившего моральную норму, обнаруживает, что тип и содержание моральной дилеммы являются значимыми факторами, определяющими степень принятия ответственности подростками с разными типами развития автономии. Выявлена гендерная специфика в развитии ответственности более высокий уровень ответственности характерен для девушек.
Скачать PDF

Влияние личностной автономии на процесс интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деят

Мещерякова Эмма Ивановна
В статье рассматривается проблема личностной автономии как структурного компонента личностного потенциала. Проблема личностной автономии наиболее широко представлена в теориях зарубежных авторов, в отечественной психологии данная проблема только обретает актуальность, что обуславливает необходимость ее теоретического изучения и эмпирического исследования. В работе представлены результаты корреляционного анализа личностной автономии и индивидульно-психологических характеристик студентов, вовлеченных в инновационно-предпринимательскую деятельность, на основе которых установлено, что развитие личностной автономии будет способствовать более успешной интеграции студентов в инновационнопредпринимательскую деятельность.
Скачать PDF

Становление профессиональной идентичности в парадигме личностной автономии

Майкова Элеонора Юрьевна
В статье анализируется взаимосвязь автономии личности и профессиональной идентичности. Цель исследования состоит в выявлении субъектных предикторов профессиональной идентичности как инициации личностной автономии студенческой молодежи. Метод или методология проведения работы. Для достижения поставленной цели были использованы дискурс-анализ проблемы автономии личности и профидентичности, психодиагностический инструментарий (методики диагностики уровня субъективного контроля, личностных и смысложизненных ориентаций, творческого потенциала, индекса толерантности, статусов профессиональной идентичности), а также математические методы анализа полученных эмпирических данных. Результаты демонстрируют и обосновывают корреляцию таких личностных и субъектных факторов автономии человека как ответственность, творческий потенциал, толерантность, смысложизненные ценности и статуса профессиональной идентичности. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в образовательных практиках вузов для развития личностной автономии обучающeйся молодежи.
Скачать PDF

Субъективные предпосылки личностной автономии индивидуальных предпринимателей

Зеер Э. Ф., Павлова А. М.
В работе рассмотрены субъективные предпосылки личностной автономии способности к адекватному использованию индивидуальных потенциальных возможностей при разрешении проблемных ситуаций в процессе деятельности или взаимодействия с внешним социальным пространством. Важной предпосылкой личностной автономии субъектов индивидуальной предпринимательской в различных сферах жизнедеятельности является ответственность, которую необходимо формировать в процессе профессиональной подготовки будущих бизнесменов.
Скачать PDF

Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками

Карабанова Ольга Александровна, Поскребышева Наталия Николаевна
В статье рассматриваются детско-родительские отношения (ДРО) и отношения со сверстниками как составляющие социальной ситуации развития подростка. Подчеркивается их роль и значение в становлении личностной автономии подростка. В исследовании показана гетерохронность развития когнитивного, поведенческого, эмоционального и ценностного компонентов личностной автономии подростка. Выявлен сложный нелинейный характер связи между уровнем развития личностной автономии подростка и такими параметрами ДРО, как уровень родительского контроля, мера предоставляемой подростку в рамках ДРО автономности, характер сотрудничества в отношениях с родителями.
Скачать PDF

Особенности личностной автономии подростков, обучающихся в образовательных организациях среднего общ

Луков М.Ю.
Данная статья посвящена выявлению особенностей личностной автономии подростков, обучающихся в общеобразовательных (на примере лицея-интерната) и в средне-профессиональных (на примере технологического колледжа) учебных заведениях. В статье дается краткий обзор взглядов на проблему автономии личности с точки зрения различных психологических подходов. Говорится о том, что проблема личностной автономии изучается в рамках психоанализа, теории самодетерминации, культурно-исторического подхода. На основе анализа литературы показано, что личностная автономия представляет собой сочетание механизмов свободы и ответственности, при этом основой личностной свободы является суверенность психологического пространства личности. В статье приведены результаты исследования различных аспектов автономии личности у подростков 10-11 классов, обучающихся в организациях среднего общего и среднего профессионального образования. Обнаружено, что суверенность жизненного пространства, а также ответственность за собственную жизнь в большей мере сформирована у учащихся школы-интерната, при этом у обучающихся в организациях разного типа нет различий в уровне сформированности механизма свободы.
Скачать PDF

Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка

Поскребышева Наталия Николаевна, Карабанова Ольга Александровна
В работе обсуждаются различные теоретические подходы к проблеме исследования личностной автономии подростка, включая психоаналитический подход (А. Фрейд, М. Малер, П. Блос), теорию привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт П. Криттенден), теорию самодетерминации (Э. Деси и Р. Райн), деятельностный (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев) и возрастно-психологический (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, Г.В. Бурменская) подход. Анализ проблемы становления личностной автономии подростка продемонстрировал многообразие теоретических подходов и эмпирических исследований, направленных на объяснение феноменологии, механизмов и условий развития этого комплексного личностного конструкта. Изучение современных зарубежных и отечественных исследований позволило проанализировать основные траектории сепарации от родителей и роль социального контекста в формировании самостоятельности подростка. Рассматривается структура конструкта личностной автономии подростка. В ходе ее операционализации обоснована необходимость включения моральной автономии как составляющей в состав ценностной автономии в четырехкомпонентной структуре личностной автономии. Показано значение детско-родительских отношений для формирования личностной автономии подростка. Автономия представлена, с одной стороны, как характеристика отношений, то есть социальная характеристики, а с другой как тот образ Я, исходя из которого подросток действует в контексте отношений со взрослыми и сверстниками. Выделены преимущества возрастно-психологического подхода в исследовании личностной автономии и представлена операционализация понятия социальная ситуация развития. Возрастно-психологический подход, рассматривающий социальную ситуацию развития как иерархию социальных контекстов, определяющих вектор и особенности развития ключевых возрастных новообразований, раскрывает возможность исследования роли ориентировочной деятельности в системе социальных и межличностных отношений в становления личностной автономии.
Скачать PDF

Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития

Поскребышева Наталия Николаевна, Карабанова Ольга Александровна
В статье с позиций возрастно-психологического подхода (Л.С. Выготский) представлены результаты исследования зависимости структуры личностной автономии подростка от особенностей социальной ситуации развития: характера детско-родительских отношений и отношений со сверстниками. Выявлен нелинейный и гетерохронный характер развития компонентов автономии в подростковом возрасте. Наиболее высокие показатели констатированы для ценностного и когнитивного компонентов, самые низкие для эмоционального при довольно низком уровне развития поведенческой автономии. Личностная автономия развивается в функциональном единстве всех компонентов, образующих ее ценностно-аффективную и операционально-техническую составляющую. Опережающее развитие когнитивной автономии, обусловленное переходом к учебно-профессиональной деятельности с элементами самообразования, составляет основу формирования поведенческой и ценностной автономии. Последняя, задавая вектор развития мотивационно-смысловой системы личности, создает условия для достижения эмоциональной автономии на основе принятия самоценности и самодостаточности. Выявлены и описаны особенности отношений с родителями и сверстниками у пяти групп подростков, различающихся по уровню и структуре личностной автономии. Определена связь уровня развития автономии и ее отдельных компонентов с характером отношений подростков с родителями и сверстниками. Значимыми для развития автономии являются такие параметры детско-родительских отношений как родительский контроль, свобода и автономность в детско-родительских отношениях, сотрудничество. Отношения с родителями и сверстниками играют разную роль в формировании автономии. В отношениях с родителями происходит осознание потребности в автономии и ее мотивационное опредмечивание. В отношениях со сверстниками происходит субъективация потребности в автономии, апробация и ролевое экспериментирование самостоятельности ценностных выборов и принятия решений, их реализация в поведении и деятельности.
Скачать PDF