КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ
КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ
концепция развития этноса (нации) как самостоятельной единицы общества (государства), а также деятельность, ориентированная на самостоятельное развитие национальной культуры в многонациональном обществе. Одним из основоположников представлений о К.-н.а, был австрийский политик О.Бауэр, пытавшийся соединить марксизм с кантианством. Применяя идеи Канта к теории национального вопроса, он утверждал, что "национальная апперцепция" (национальное восприятие) обуславливает извечное стремление людей объединяться в нации, трактовавшиеся им как совокупности людей, связанных общностью национального характера, порожденного совместным развитием. На этой основе он выдвинул теорию культурно-национальной автономии, которая обосновывает необходимость создания учреждений, характеризующих свободу национального развития, прежде всего, образования. Представитель определенной (любой) нации, независимо от места проживания (отсюда название "экстерриториальная автономия") входит в единый государственно-признанный союз, который ведает национально-культурными делами, главное из которых - школьное дело. Образование по национальному признаку "изымается из ведения" государств. Исторический опыт России и иных государств свидетельствует, что культурно-национальная автономия существовала и должна существовать. В государственно-устроительном смысле автономия была, есть и будет субъектом либо федерации, либо конфедерации, который не обладает правами ведения внешней политики, внешней торговли, заключения мира и объявления войны и т. д. Финляндия в составе царской России, правда, имела свою монету и армию, но скорее номинально. Автономия для современной России в плане государственного строительства - вполне нормальный уровень общения межгосударственного характера для различных субъектов нашей страны. При этом языковые процессы, вся духовная жизнь могут развиваться и протекать под флагом национальных традиций, норм и обычаев, свойственных конкретным народам. Если на территории автономии проживают несколько крупных этносов, то, соответственно, их духовная жизнь, реализация "культурно-автономного" аспекта должна разворачиваться с учетом этого факта.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999