АССОЦИАНИЗМ

Найдено 8 определений термина АССОЦИАНИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АССОЦИАНИЗМ

- деятельность психики на основе образования ассоциаций.

Оцените определение:

Источник: Юридическая психология словарь терминов

АССОЦИАНИЗМ

Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта - ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже - и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:

1) душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;

2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;

3) эти элементы - образы ощущений - имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования - представления, мысли, чувства - вторичны;

4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

5) условие образования ассоциаций - смежность двух процессов психических;

6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;

7) источник знаний о душе - самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е - 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;

2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;

3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего - в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (=> эксперимент ассоциативный).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Ассоцианизм

associationism) Ассоц. идей - это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) нек-рым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав слово "лошадь", мы, вероятно, подумаем о "животном", "наезднике" или "скачках", но не о "тумбочке", "батарее" или "кровати". Первый набор идей хорошо ассоциируется с лошадьми, второй - нет. А. признает существование ассоц. идей и делает ее составной частью систематического описания разума и поведения. Авторство словосочетания "ассоц. идей" принадлежит Дж. Локку. Впервые оно было представлено в четвертом издании его книги "Опыт о человеческом разуме" (An Essay concerning Human Understanding). В силу того что ассоц. вторгаются в рациональный и направленный ход мыслей, Локк рассматривал их как своего рода "помешательство". Хотя взгляды Локка не получили полного одобрения, ряд философов XVIII в. превратил его концепцию "ассоц. идей" в А. - учение о разуме и поведении, отводящее центральное место в мышлении ассоц. и стремящееся свести все психол. законы к закону ассоц. Ведущая роль в создании А. принадлежит философам Дэвиду Юму и Дэвиду Гартли. Юм заносчиво свел ум человека к ассоц. идей, утверждая, что ум содержит либо перцепты (ощущения и восприятия), либо их копии и идеи и что идеи связываются друг с другом в соответствии с двумя законами ассоц. - сходства и смежности. Указанное Юмом и Гартли направление разраб. принципа ассоциативного научения было продолжено в XIX в. английскими ассоцианистами: Джеймсом Миллем, его сыном, Джоном Стюартом Миллем, и другом его сына, Александром Бэном. Джеймс Милль предложил механистическую теорию ассоц., согласно к-рой идеи скрепляются друг с другом, как детали конструктора, под действием сил сознания. Осознавая неуклюжесть такого механизма, Дж. С. Милль разраб. собственную концепцию - концепцию ментальной химии. Согласно ей, неск. идей, соединяясь в единое целое, приобретают новые свойства, так же как водород и кислород, соединяясь, образуют воду. А. Бэн подвел под теорет. конструкцию Гартли более прочное основание, соединив философию А. с новейшей для того времени физиол. и создав настоящую ассоциативную психологию. После возникновения ассоциативной психологии оставался лишь один шаг до проведения психол. экспериментов по образованию ассоц., или научению и памяти. Томас Браун уже предложил эмпирически проверяемую форму А. в сформулированных им вторичных законах ассоц., уточнявших действие первичных законов (сходства и смежности). Напр., Т. Браун приводил доводы в пользу того, что чем чаще две идеи совместно появляются в сознании, тем сильнее будет ассоциативная связь между ними, - и такой закон частоты уже доступен для эмпирической проверки. В XX в. под влиянием бихевиоризма понятие ассоц. идей было преобразовано в понятие ассоц. стимулов и реакций. Законы ассоц. превратились в законы научения; закон частоты - в закон постепенного роста кривой научения; закон сходства - в градиент генерализации; смежность идей - в смежность условных и безусловных раздражителей. В последнее время концепции философов XVIII в. обрели вторую жизнь вместе с развитием когн. психол., к-рая рассматривает память как ассоциативную сеть идей (см., напр., работу Андерсона и Бауэра "Ассоциативная память человека" (J. R. Anderson & G. H. Bower. Human associative memory)), встроенную в сложную систему обработки информ., - концепция, напоминающая старое представление об умственных способностях. Время от времени теория ассоц. подвергалась сомнению; приверженцы гештальт-психологии отказались от нее целиком и полностью. Тем не менее ассоц. идей остается самой живучей из психол. концепций, сохраняя в себе всю ист. цепь идей от Платона до когнитивной науки. См. также Обработка информации, Память, Законы научения Торндайка Т. Г. Лихи

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

АССОЦИАНИЗМ

Понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов. Ассоцианизм скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени – общий принцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий. Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три "соотношения" элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность. Ассоцианизм в действительности имеет две исторически важные линии: философскую м научную, Философская лучше всего представлена английскими эмпиристами (Локк, Беркли, Юм, Джон Милль и Джеймс Милль и т.д.). С их сильным антинативи-стским уклоном они нуждались в мощных принципах, которыми можно былс бы объяснять сложную умственную жизнь, обращаясь только к опыту. Гоббс был первым, кто предположил, что Аристотелевские "соотношения" могут служить ассоцианистской моделью человеческого познания. Ассоцианистс-кий подход претерпел множество вариаций и дискуссий, проводившихся разными поколениями представителей эмпиризма, и достиг высшего уровня развития в работах Хартли и отца и сына Милль. Научный подход начался с первого экспериментального исследования памяти, проводившегося Эббинга-узом в 1885 г. Обращение к экспериментальным данным для того, чтобы подтвердить доктрину ассоцианизма, продолжалось в исследованиях условных рефлексов Павлова и работах Торндайка, посвященных "коннективизму" и, наконец, было положено в основу созданного Уотсоном бихевиоризма. Это направление отличалось от более раннего философского подхода по нескольким позициям. Во-первых, примитивными элементами, соотношение которых рассматривалось, стали не "идеи" или "ощущения" как раньше, но операционально определяемые стимулы и реакции. Во-вторых, если раньше в центре внимания был рационалистический анализ уже сформированных ассоциаций – вид интроспекционизма, то позже внимание было сосредоточено на том, как формируются ассоциации. Таким образом, научение стало одной из наиболее интенсивно исследуемых областей в психологии. Третье различие касается данных, которыми оперировали ученые. Если раньше это были явления сознания, доступные в основном через интроспекцию, то потом ученые обратились к объективно измеряемым поведенческим актам. В то время как не было никакой школы, которая когда-либо носила бы название ассоцианизм", этот принцип оказался одним из наиболее стойких теоретических механизмов. Основные положения ассоцианизма в последние годы были возрождены в когнитивистике и обозначались термином коннек-ционизм (2).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Ассоцианизм

одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой - Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому: 1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов - ощущений, простейших чувствований; 2) элементы - первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) - вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте. А. был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т.д.).

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

Ассоцианизм

лат. associatio - соединение) - общий принцип, разработанный в первую очередь в работах философа и работорговца Д.Локка и утверждающий, что высшие психические или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых элементов. Следует отметить, что этот принцип определенно содержит возможность упрощения или редукционизма, особенно в том, что касается психической деятельности и личности человека. Психическое, как утверждают многие исследователи, не может быть сведено к комбинации нейрофизиологических процессов, рефлексов или поведенческих реакций, как в этом были убеждены или продолжают придерживаться такой позиции даже выдающиеся ученые в области физиологии и поведения человека. Д.Локку противостоял Ж.Ж.Руссо со своей концепцией развития, утверждающей приоритет свойственных человеку внутренних тенденций развития.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

ассоцианизм

учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при обьяснении психических явлений.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Ассоцианизм

одно из направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций - устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформирован Аристотелем.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Найдено схем по теме — 1

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!