- деятельность психики на основе образования ассоциаций.
АССОЦИАНИЗМ
Предыдущий термин:
← АССОРТАТИВНЫЕ БРАКИ
Следующий термин:
→ АССОЦИАНИЗМ, АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Содержание:
АССОЦИАНИЗМ
1) душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;
2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;
3) эти элементы - образы ощущений - имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования - представления, мысли, чувства - вторичны;
4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;
5) условие образования ассоциаций - смежность двух процессов психических;
6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;
7) источник знаний о душе - самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.
Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е - 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:
1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;
2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего - в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (=> эксперимент ассоциативный).
Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г
Ассоцианизм
Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с
АССОЦИАНИЗМ
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г
Ассоцианизм
Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г
Ассоцианизм
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г
ассоцианизм
учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при обьяснении психических явлений.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г
Ассоцианизм
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г