АССОЦИАНИЗМ
АССОЦИАНИЗМ
- деятельность психики на основе образования ассоциаций.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Ассоцианизм
одно из направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций - устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформирован Аристотелем.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
ассоцианизм
учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при обьяснении психических явлений.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Ассоцианизм
лат. associatio - соединение) - общий принцип, разработанный в первую очередь в работах философа и работорговца Д.Локка и утверждающий, что высшие психические или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых элементов. Следует отметить, что этот принцип определенно содержит возможность упрощения или редукционизма, особенно в том, что касается психической деятельности и личности человека. Психическое, как утверждают многие исследователи, не может быть сведено к комбинации нейрофизиологических процессов, рефлексов или поведенческих реакций, как в этом были убеждены или продолжают придерживаться такой позиции даже выдающиеся ученые в области физиологии и поведения человека. Д.Локку противостоял Ж.Ж.Руссо со своей концепцией развития, утверждающей приоритет свойственных человеку внутренних тенденций развития.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Ассоцианизм
одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой - Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому: 1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов - ощущений, простейших чувствований; 2) элементы - первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) - вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте. А. был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т.д.).
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
АССОЦИАНИЗМ
Понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов. Ассоцианизм скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени – общий принцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий. Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три "соотношения" элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность. Ассоцианизм в действительности имеет две исторически важные линии: философскую м научную, Философская лучше всего представлена английскими эмпиристами (Локк, Беркли, Юм, Джон Милль и Джеймс Милль и т.д.). С их сильным антинативи-стским уклоном они нуждались в мощных принципах, которыми можно былс бы объяснять сложную умственную жизнь, обращаясь только к опыту. Гоббс был первым, кто предположил, что Аристотелевские "соотношения" могут служить ассоцианистской моделью человеческого познания. Ассоцианистс-кий подход претерпел множество вариаций и дискуссий, проводившихся разными поколениями представителей эмпиризма, и достиг высшего уровня развития в работах Хартли и отца и сына Милль. Научный подход начался с первого экспериментального исследования памяти, проводившегося Эббинга-узом в 1885 г. Обращение к экспериментальным данным для того, чтобы подтвердить доктрину ассоцианизма, продолжалось в исследованиях условных рефлексов Павлова и работах Торндайка, посвященных "коннективизму" и, наконец, было положено в основу созданного Уотсоном бихевиоризма. Это направление отличалось от более раннего философского подхода по нескольким позициям. Во-первых, примитивными элементами, соотношение которых рассматривалось, стали не "идеи" или "ощущения" как раньше, но операционально определяемые стимулы и реакции. Во-вторых, если раньше в центре внимания был рационалистический анализ уже сформированных ассоциаций – вид интроспекционизма, то позже внимание было сосредоточено на том, как формируются ассоциации. Таким образом, научение стало одной из наиболее интенсивно исследуемых областей в психологии. Третье различие касается данных, которыми оперировали ученые. Если раньше это были явления сознания, доступные в основном через интроспекцию, то потом ученые обратились к объективно измеряемым поведенческим актам. В то время как не было никакой школы, которая когда-либо носила бы название ассоцианизм", этот принцип оказался одним из наиболее стойких теоретических механизмов. Основные положения ассоцианизма в последние годы были возрождены в когнитивистике и обозначались термином коннек-ционизм (2).
АССОЦИАНИЗМ
целостно-общее название целого ряда теорий, концепций, школ, которые считали ассоциацию субстантивным механизмом, приматно-спорадическим, в функциях сознания, воображения, памяти, психики; в эволюции А. можно отразить-эксплицировать следующие фазы; фаза А—впервые постулаты А. были выдвинуты-истолкованы Аристотелем, который объяснял, что образы, возникающие без внешних причин, являются предметами ассоциации; механизмом ассоциации, объяснял процессы реминисценций Платон; В — далее принцип А. использовали для понимания процессов овладения своими аффектами, опытом, динамикой мысли, ложных идей, восприятия пространства, поочередно Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк; Юм считал, что ассоциация должна быть герменевтическим-фундаментальным принципом всего гностического континуума психики; С — Локк дает термину А. более глубокую экспликацию, имплицируя этот термин со своей теорией сенсуализма; И — в середине XVIII — в начале XIX в. возникают фундаментальные системы классического ассоционизма, в коих А. превалирует, как эксплицитно-объяснительный метод-принцип чуть ли не вещ психических свойств индивида (Д.Гартли, Т.Браун, Д.Милль); так, например, обозначив свои ассоциативные идеи ментальной техники Д.Милль, тем самым обрисовал-объяснил. характерологическую черту А. —выводимость всех законов душевной жизни индивида из механических, по своей квинтэссенции, связей-ассоциаций, далее неделимых ингредиентов — представлений, ощущений; Е — вторая половина XIX — начало XX в. наложили отпечаток на интродукцию кризиса А. в теории и практике, в экспериментальных и праксиологических исследованиях; в самой теории выдвигаются положения о невозможности свести законы духа к механическим законам, (в «ментальной химии»Д. С. Милля, в «творческих ассоциациях»А.Бэна); далее были предприняты попытки рассматривать и исследовать ассоциации в биолого-эволюционном аспект А., что предпринял в своих монографиях Г.Спенсер («Синтетическая философия»и др. исследования); в экспериментально-праксиологических исследованиях концепции А. используются уже для объяснения-верификации законов памяти (Г.Эббингауз), а в исследованиях, связанных с мотивацией психики индивида идеи А. широко трактует-использует 3.Фрейд («Я и Оно», «Лекции по психоанализу»и др. работы); Б—в 20-х годах XX столетия наблюдается постепенное исчезновение идей А. в различных сферах психологической теории и даже в практике психоанализа; ученые психологи и психоаналитики приходят к выводу, что ассоциация — это, скорее всего, не психомеханизм, а всего лишь явление-фактор, который требует уже других исследований-экспликаций, о чем говорят, в частности, в своих трактатах С.Рубинштейн, Ж. Пиаже, А. Леонтьев, И.Павлов, П.Анохин, В.Соколов; идеи А. оказали значительное влияние на мировоззрение И.Павлова, А.Воронина, Б.Теплова, П.Анохина, других ученых-психологов и нейрофизиологов, на научную методику американских бихевиористов; в частности, многие ученые полагают, что учение Павлова об условных рефлексах, в метаизмененной форме, частично, содержит в себе идеи ассоционизма.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Ассоцианизм
associationism) Ассоц. идей - это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) нек-рым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав слово "лошадь", мы, вероятно, подумаем о "животном", "наезднике" или "скачках", но не о "тумбочке", "батарее" или "кровати". Первый набор идей хорошо ассоциируется с лошадьми, второй - нет. А. признает существование ассоц. идей и делает ее составной частью систематического описания разума и поведения. Авторство словосочетания "ассоц. идей" принадлежит Дж. Локку. Впервые оно было представлено в четвертом издании его книги "Опыт о человеческом разуме" (An Essay concerning Human Understanding). В силу того что ассоц. вторгаются в рациональный и направленный ход мыслей, Локк рассматривал их как своего рода "помешательство". Хотя взгляды Локка не получили полного одобрения, ряд философов XVIII в. превратил его концепцию "ассоц. идей" в А. - учение о разуме и поведении, отводящее центральное место в мышлении ассоц. и стремящееся свести все психол. законы к закону ассоц. Ведущая роль в создании А. принадлежит философам Дэвиду Юму и Дэвиду Гартли. Юм заносчиво свел ум человека к ассоц. идей, утверждая, что ум содержит либо перцепты (ощущения и восприятия), либо их копии и идеи и что идеи связываются друг с другом в соответствии с двумя законами ассоц. - сходства и смежности. Указанное Юмом и Гартли направление разраб. принципа ассоциативного научения было продолжено в XIX в. английскими ассоцианистами: Джеймсом Миллем, его сыном, Джоном Стюартом Миллем, и другом его сына, Александром Бэном. Джеймс Милль предложил механистическую теорию ассоц., согласно к-рой идеи скрепляются друг с другом, как детали конструктора, под действием сил сознания. Осознавая неуклюжесть такого механизма, Дж. С. Милль разраб. собственную концепцию - концепцию ментальной химии. Согласно ей, неск. идей, соединяясь в единое целое, приобретают новые свойства, так же как водород и кислород, соединяясь, образуют воду. А. Бэн подвел под теорет. конструкцию Гартли более прочное основание, соединив философию А. с новейшей для того времени физиол. и создав настоящую ассоциативную психологию. После возникновения ассоциативной психологии оставался лишь один шаг до проведения психол. экспериментов по образованию ассоц., или научению и памяти. Томас Браун уже предложил эмпирически проверяемую форму А. в сформулированных им вторичных законах ассоц., уточнявших действие первичных законов (сходства и смежности). Напр., Т. Браун приводил доводы в пользу того, что чем чаще две идеи совместно появляются в сознании, тем сильнее будет ассоциативная связь между ними, - и такой закон частоты уже доступен для эмпирической проверки. В XX в. под влиянием бихевиоризма понятие ассоц. идей было преобразовано в понятие ассоц. стимулов и реакций. Законы ассоц. превратились в законы научения; закон частоты - в закон постепенного роста кривой научения; закон сходства - в градиент генерализации; смежность идей - в смежность условных и безусловных раздражителей. В последнее время концепции философов XVIII в. обрели вторую жизнь вместе с развитием когн. психол., к-рая рассматривает память как ассоциативную сеть идей (см., напр., работу Андерсона и Бауэра "Ассоциативная память человека" (J. R. Anderson & G. H. Bower. Human associative memory)), встроенную в сложную систему обработки информ., - концепция, напоминающая старое представление об умственных способностях. Время от времени теория ассоц. подвергалась сомнению; приверженцы гештальт-психологии отказались от нее целиком и полностью. Тем не менее ассоц. идей остается самой живучей из психол. концепций, сохраняя в себе всю ист. цепь идей от Платона до когнитивной науки. См. также Обработка информации, Память, Законы научения Торндайка Т. Г. Лихи
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
АССОЦИАНИЗМ
Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта - ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже - и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:
1) душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;
2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;
3) эти элементы - образы ощущений - имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования - представления, мысли, чувства - вторичны;
4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;
5) условие образования ассоциаций - смежность двух процессов психических;
6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;
7) источник знаний о душе - самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.
Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е - 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:
1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;
2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего - в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (=> эксперимент ассоциативный).
1) душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;
2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;
3) эти элементы - образы ощущений - имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования - представления, мысли, чувства - вторичны;
4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;
5) условие образования ассоциаций - смежность двух процессов психических;
6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;
7) источник знаний о душе - самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.
Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е - 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:
1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;
2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего - в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (=> эксперимент ассоциативный).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998