АРГУМЕНТАЦИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Аргументация
систематическое предъявление доводов в пользу собственной позиции.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

Аргументация
Умозаключение состоит из одного или нескольких суждений, которые используются в качестве обоснования заключения.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

АРГУМЕНТАЦИЯ
способ доказательства, подтверждения истинности суждения или обоснование своей позиции и требований в ситуации противоречия на основе логических рассуждений, подкрепленных фактами, ссылками на правовые нормы или авторитетное мнение. Психологами установлено, что разъяснение своих целей и интересов, четкая А. с опорой на правовые и нравственные нормы примерно в одинаковой степени применяются как в конфликтных ситуациях, которые разрешались успешно, так и в тех, которые не были разрешены или еще более обострились. Указанные средства воздействия м. б. рассмотрены как универсальные, необходимые для применения в любых ситуациях.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Аргументация
способ обоснования идеи. А. в ходе дискуссий, спо¬ров и полемики не сводима только лишь к логическому доказательству. Процесс живой аргументации включает в себя определение темы, выбор и уточнение необходимой терминологии. А. как интеллектуальная дея¬тельность предполагает обзор, критический анализ и селекцию оснований и доводов, необходимых для всех дальнейших рассуждений и достаточных для этой цели. А. представляет собой планомерное рассмотрение альтер¬нативных версий с верификацией и оценкой их логических следствий. Пред¬ставляется, что к основным методам аргументации относится интеллекту¬альное моделирование, мысленный эксперимент с последующим анали¬зом выводов (Г. А.Брутян, В.Б.Родос).

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003

АРГУМЕНТАЦИЯ
заявление определенных суждений, доводов (аргументов).
PR и реклама далеко не всегда прибегают к сугубо логическому обоснованию, заявляя тезисы и формулируя доказательство. Это, правда, не относится к рекламе наукоемких продуктов и услуг производственного назначения. В остальных случаях часто используется т. н. "ложный аргумент", ссылка на несуществующие факты, события, которых не было. Для рекламы обычно и "предвосхищенное основание", ситуация, когда истинность довода не доказывают, а только предполагают. Здесь обычны ссылки на чье-то высказывание, моду, общие мнения. Закладываются ложные смыслы жизни, всяческие иллюзии, связанные с различными эффектами от обладания рекламируемым товаром: счастье, присоединение к верхним социальным слоям, уход от действительности, отграничение от нижних социальных групп, ложная молодость, ложное здоровье, творчество и т. д. При этом не следует рассматривать эти способы рекламирования, креативно-смысловые решения как надувательство. Реклама дает людям то, что они сами хотят, а товары и услуги находят своего потребителя.
Отдельно говорят о логических уловках. Это, напр., "аргумент к невежеству", когда некомпетентной, имеющей малые знания аудитории навязывают взгляды и мнения. Часто используют "аргумент к выгоде": вместо логического обоснования указывают на сиюминутную пользу, без учета последствий. На этом аргументе построены все ловушки дешевых распродаж, торговли с очень большими сезонными или праздничными скидками. Так, накануне Нового года, в декабре 2001 г., в Москве тысячи людей ломились в новый магазин "IKEA" на Юго-Западе, хватали товары с 70% скидкой, оставляли их, не в силах пробиться к кассам.
Еще применяется аргумент "к здравому смыслу", обычно переносящий деятельность обыденного сознания на сложные, требующие специальных знаний предметы. "Аргумент к силе" состоит в принуждении, которое осуществляют экономическими, административными и физическими методами.
СМИ, реклама и PR очень любят "аргумент к авторитету", использование которого позволяет не доказывать, обосновывать конкретное утверждение, а просто сослаться на некую авторитетную личность или референтную группу ("ведущие банкиры заявляют…"). Применяется и "аргумент к состраданию", предлагающий оценивать явления без анализа, на основе чувств, эмоций -жалости, сострадания, сочувствия.
"Аргумент верности" эксплуатирует национальный и местный патриотизм, корпоративную или профессиональную солидарность.
В рекламе важно не допускать избыточности А. Иногда, стремясь к сильнейшему воздействию на потребителя, так увеличивают число доводов в пользу покупки товара, что отталкивают покупателя, особенно, если приводят малозначащие и сомнительные аргументы. Ср. МЕТОДЫ АРГУМЕНТАЦИИ.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
344.75 кб

Убеждение, внушение и аргументация как основные психологические премы воздействия в процессе деловог

Левчаева Надежда Васильевна
В статье рассматриваются основные приемы воздействия в процессе общения: убеждение, внушение, аргументация. Убеждения включает такие виды воздействий, как доказательство, информирование, опровержение и разъяснение.
Читать PDF
96.09 кб

Процессуальность идентичности: конвенциональная и неконвенциональная аргументация

Матусевич Елена Владимировна
В статье анализируется развитие процессуальной формы идентичности.
Читать PDF
1.14 мб

Аргументация в полемике урбанизма и антиурбанизма

Горнова Галина Владимировна
В статье отражена полемика урбанизма и антиурбанизма. Приведена классификация основных аргументов.
Читать PDF
122.30 кб

Аргументация и культура мышления

Бухарцева Н. Г.
В статье предпринимается попытка выделить составляющие культуры мышления; истина представлена как основная познавательная ценность.
Читать PDF
299.82 кб

Аргументация как вид речемыслительных действий специалиста по международным отношениям

Васильева О.В.
Читать PDF
132.25 кб

Правовая аргументация и ее значение в легитимации государственной власти

Прудников Анатолий Семенович, Иванченко Юрий Александрович
Читать PDF
102.36 кб

Модели рассуждений 2. Аргументация и рациональность / под общ. ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград: И

Кирюхин А. А.
Читать PDF
78.31 кб

Доводы и аргументация возможностей проведения превентивных мероприятий в практике стоматологии детск

Яновский Лев Михайлович
В работе приводятся предпосылки для подтверждения возможностей проведения массовых и персонифицированных мероприятий в отношении стоматологических заболеваний у детей и в первую очередь кариеса зубов.
Читать PDF
78.31 кб

Доводы и аргументация возможностей проведения превентивных мероприятий в практике стоматологии детск

Яновский Лев Михайлович
Профилактика отождествляется с безопасностью в нашей повседневной жизни, жизни региона и страны в целом. Приводится определение здоровья ВОЗ от 1992 года применительно к стоматологии как к раз- делу медицины.
Читать PDF
310.48 кб

Лечение гипопластического варианта хронического эндометрита: аргументация отказа от антибактериально

Каткова Н.Ю., Гречканев Г.О., Качалина Т.С., Купцова Е.С., Андосова Л.Д., Кучер Е.М., Черемушкина И.А., Гусева О.И.
Цель исследования обоснование отказа от антибактериальной терапии при гипопластическом варианте хронического эндометрита. Материалы и методы.
Читать PDF
241.36 кб

Критическое мышление, логика, аргументация

Пушкарский А. Г.
Читать PDF
237.75 кб

Всероссийский научный семинар «Модели рассуждений 2: аргументация и рациональность»

Пушкарский А. Г.
Читать PDF
172.88 кб

«Модели рассуждений 4: аргументация и риторика» (Светлогорск, 30 сентября 2 октября 2010 года)

Труфанова А. С., Хизанишвили Д. В.
Читать PDF
2.39 мб

Аргументация как логическое действие и ее значение для общего образования

Якунчев Михаил Александрович, Киселева Анна Игоревна
Описывается сущность аргументации как рационального способа действия интеллектуального назначения для объективного доказательства определенного положения тезиса с использованием логически взаимосвязанных доводов в процессе коммуни
Читать PDF
257.42 кб

Аргументация, коммуникация, рациональность

Брюшинкин В. Н.
Статья подготовлена в ходе осуществления проекта Российского гуманитарного научного фонда № 07-03-00593а «Исследование рациональности аргументации». Рассматривается проблема рациональности аргументации.

Похожие термины:

  • Убедительная аргументация

    Удовлетворяет трем критериям: а) посылки приемлемы и непротиворечивы; б) посылки связаны с заключением и обеспечивают для него достаточную поддержку; в) произведен учет и оценка недостающих компо
  • Вспомогательная аргументация

    Аргументация, которая используется для построения основной аргументации в длинных отрывках текста.
  • Защитная аргументация

    Defensive reasoning) — Коммуникативные методы поведения, применяемые индивидами, исчерпавшими обвинительные аргументы в адрес других людей, которые заключаются в избирательном использовании информации,
  • ОГРАНИЧЕНИЯ АРГУМЕНТА

    В лингвистике – ограничения определяемые семантическими правилами использования глаголов, прилагательных наречий и т.д., необходимые для того, чтобы фразы или предложения имели смысл. Например,
  • АРГУМЕНТАТИВНЫЙ ДИСКУРС В ПСИХОТЕРАПИИ

    Понятие, используемое в дескриптивной лингвистике и нормативной логике, опирающееся на прагмалингвистическую теорию Остина (Austin J. L, 1962) и Серля (Searle J. R., 1968). Аргументативный дискурс в риторическом
  • Аргументацнонное поле

    участок, на котором удается создать систе¬му представлений и идей общих для аргументатора и адресата (С Г. Огане¬сян). Приемом, помогающим раскрыть аргументационное поле и являю¬щимся достаточно