Антропология это что такое Антропология: определение — Психология.НЭС
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ

Найдено 9 определений термина АНТРОПОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АНТРОПОЛОГИЯ

см. Человекознание.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Антропология

anthropology) А., или наука о человеке, - это ярлык, к-рый вполне можно было бы прикрепить к тому, что принято называть психологией. Подобно психологии, А. развивалась как широкая дисциплина, посвященная научному изучению человека; как и психология, А. является разнородной дисциплиной, представителей к-рой не всегда можно четко отличить от представителей др. дисциплин, занимающихся научным изучением человека. То, что наиболее последовательно отличает А. от родственных ей дисциплин, - это ее сосредоточение на сравнении об-в друг с другом (в особенности дописьменных или т. н. "примитивных" об-в), интерес, выражающийся как в тщательном описании характеристик конкретных об-в, так и в формулировании принципов, к-рые отражают фактическое знание о вариациях этих характеристик в различных об-вах. Этот интерес по-разному проявляется в трех широких субдисциплинах: 1. Археологии, или учении о предыстории челов. об-в, опирающемся на выводы, сделанные на основе физ. свидетельств их существования, получаемых в результате раскопок. 2. Физической А., или изучения происхождения челов. групп путем исслед. распределения физ. характеристик (включ. не только макроскопические, но и микроскопические характеристики, такие как хим. состав крови и гены) и сравнительного изучения др. видов, родственных челов. виду генетически или по условиям жизни. Межвидовое сравнение распространяется на поведенческие исслед., к-рые сходны с нек-рыми видами исслед. в сравнительной психологии и зоологии поведения. 3. Социокультурной А., к-рая занимается изучением культурной и соц. структуры челов. об-в. Наряду с различными специальными областями сюда входит тж антропологическая лингвистика, представители к-рой имеют гораздо больше общего с лингвистами, чем с др. категориями антропологов. Все эти субдисциплины А. потенциально релевантны тому или иному аспекту психологии. Остальная часть этой статьи, однако, будет посвящена рассмотрению социокультурной А., к-рая имеет наиболее развитые взаимосвязи с психологией и подчеркивает свою релевантность психологии. С научным введением в большинство разделов социальной и культурной А. можно ознакомиться в учебнике под ред. Хонигманна. Антропологический метод Антропологи располагают большим набором методов исслед., часть к-рых была заимствована ими из других соц. научных дисциплин. Исключительно антропологическим методом являются полевые исслед., к-рые предполагают проживание исследователя в изучаемом им об-ве на протяжении продолжительного периода времени; участие, насколько это возможно, в его повседневной жизни; наблюдение за такой жизнью даже тогда, когда исследователь не может принимать в ней активное участие, и интервьюирование членов этого об-ва не только как конкретных людей, изучаемых с определенными целями, но и как информантов - т. е., носителей информ. об об-ве, его повседневной жизни и верованиях. Антропологическая теория Б. ч. антропологической теории связана с попытками объяснения истории культуры. В основе большинства таких теорий лежит понятие эволюции, принимающее разнообразные и порой неожиданные формы. Антропологи XIX в. рисовали слишком упрощенную картину развития культуры как последовательного прохождения через ряд взаимосвязанных стадий. В начале XX в. этот подход б. ч. уступил место функционализму, изучающему, каким образом отличительные черты, присущие успешно развивающейся культуре, поддерживают и обусловливают друг друга. Психологи могут обнаружить сходство идей, лежащих в основе работ функционалистов, с идеями многих психол. теорий, и поэтому не вызывает удивления то обстоятельство, что нек-рые исследователи-антропологи находили полезным для себя использовать понятия бихевиоризма и психоанализа при разработке своих объяснений культуры. Менее четкая связь с психологией и порой даже уклонение от обращения к психол. теории отличает два др. антропологических подхода: диффузионизм, занимающийся разработкой систематического знания о распространении и передаче культурных особенностей от одного об-ва к другому, и когнитивную, или структурную А., к-рая рассматривает культуру как сеть смыслов и значений, подлежащих интерпретации. Материал полевых исследований как источник данных Проведение полевых исслед. может мотивироваться теорет. интересами и личным интересом антрополога к специфической географической области или народу. Весь накопленный материал полевых исслед., охватывающий различные культуры всего мира, является результатом многолетних усилий А. по разработке теорет. проблем и совокупности интересов всех соц. исследователей. Эту совокупность этнографии (как называют научное изучение культур) используют и психологи, пытающиеся найти ответы на интересующие их вопросы; в большинстве случаев такие этнографические данные являются единственным источником информации, из к-рого можно получить искомый ответ, поскольку они содержат сведения о многих об-вах либо уже не существующих, либо претерпевших значительные изменения в результате продолжительных контактов с индустриальными об-вами. Все ли челов. сообщества склонны к ведению войн? Всегда ли тяжесть войны ложится гл. обр. на плечи мужчин, а не женщин? Повсюду ли распространена вера в жизнь после смерти? Лежит ли в основе орг-ии всех об-в семья? Всегда ли запрещается инцест? Этнографические отчеты позволяют найти ответы на подобные вопросы. Хотя такие ответы не всегда оказываются простыми, они позволяют достичь более точного знания об универсалиях челов. природы по сравнению с тем, к-рое можно получить путем простого обобщения знаний лишь о своем собственном об-ве и нек-рых др. при использовании их в качестве первоисточников. Знание универсалий челов. природы оказывается весьма полезным при объяснении индивидуального развития в любом отдельно взятом об-ве и при планировании психол. исслед. Универсальность, конечно, не подразумевает существования некой врожденной и не подлежащей приобретению склонности. Любой индивидуум развивается в об-ве, и все об-ва вырабатывают определенные правила, на основе к-рых осуществляется контроль за социализацией его новых членов. Способы мышления Антропологи приложили много усилий, чтобы понять значение ритуалов, мифов, магических обрядов и др. культурных феноменов и описать связанные с ними способы мышления. Подобно литературным критикам, пытающимся понять конкретное художественное произведение, они в большей степени тяготеют к тщательному изучению конкретного материала и его контекста, нежели к абстракции и созданию общей теории. Поэтому результатом таких исслед., как правило, является детальное истолкование имеющегося конкретного набора фактов в отношении конкретного об-ва, а не теория, претендующая на универсальную валидность, и это истолкование поддается эмпирической проверке отнюдь не легче, чем интерпретация художественного произведения литературным критиком. Однако когнитивные антропологи затрагивают такие аспекты мышления, к-рым когнитивные психологи уделяют мало внимания, и появляющиеся в этой области публикации вносят ценный вклад в изучение челов. мышления. Универсальность процесса Б. ч. психол. исслед. подвергается серьезной критике на том основании, что их выводы могут быть культурнообусловленными: если полученные принципы прошли проверку лишь в рамках одной культуры, вероятнее всего, они будут валидными только для нее самой. Психологи могут ответить на эту критику, проведя повторные исслед. в условиях др. культур; результаты такого рода исслед. обобщаются в руководствах по кросс-культурной психологии. Вместе с тем в отношении нек-рых выводов может применяться менее прямой подход, но допускающий более широкие выводы. Нек-рые особенности культуры обусловливают челов. научение, к-рое может приводить к развитию др. особенностей, и этот процесс, до известной степени, может быть спрогнозирован на основе принципов, выведенных из монокультурных исслед. Антропологическое знание является преимущественно продуктом XX в. Однако со временем возможностей для полевых исслед. дописьменных об-в, особенно тех, к-рые еще не претерпели радикальных изменений в результате взаимодействия с индустриальными об-вами, остается все меньше. Методы и теории, разработанные антропологами, в настоящее время все чаще применяются в ходе исследований нашего собственного и др. индустриальных об-в. См. также Аккультурация, Кросс-культурная психология, Культурные различия, Обряды перехода, Социальная психология, Табу И. Л. Чайлд

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Антропология

наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас, о нормальных вариациях физического строения человека.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

АНТРОПОЛОГИЯ

Буквально – "изучение человечества". В зависимости от того, кто дает определение, антропология может включать в себя археологию, лингвистику, психологию, социологию, а также некоторые разделы биологии, анатомии, генетики и сравнительной литературы. Большинство практиков склонно подразделять эту дисциплину на культурную антропологию и физическую антропологию.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

АНТРОПОЛОГИЯ

см. антропо- + греч. logos - слово; понятие, учение] - биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и образовании человеческих рас. Основные разделы А.: антропогенез, морфология человека (учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела) и этническая А., т.е. расоведение

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Антропология

Область знания о человеке в целом, включающая данные фундаментальных (биология, физиология, психология, валеология и пр.) и прикладных (гигиена и др. разделы медицины, этнология, экономика и др.) наук. Исследует происхождение и эволюцию человека как особого биосоциального существа, формирование человеческих рас, морфологических особенностей и функций организма человека внутри рас и т. д.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Антропология

греч. anthopos - человек, logos - слово, понятие, мысль, учение; определение; отношение) – межотраслевая дисциплина, наука о человеке, его физической природе, ментальных способностях, культуре, социальных структурах. Различаются: 1. биологическая антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Основные ее разделы: антропогенез, морфология человека и расоведение; 2. философская антропология – философское учение о существовании человека и его отношениях с миром; 3. культурная (социальная) антропология – принятое западными исследователями название этнографии, в том числе исторической и сравнительной.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Антропология

философская дисциплина, изучающая человека в его сущностных проявлениях (природа, происхождение, предназначение, способности и т.п.) и обращенная на познание того, «что есть человек». Термин был предложен Кантом (1781). А. представляет собой одну из «современных» гуманитарных наук и, в соответствии со спецификой изучаемого объекта, подразделяется, в свою очередь, на ряд дисциплин, примером чему может служить, в частности, культурная (сравнительное изучение культур) и структурная (анализ социальных структур, влияющих на человеческое поведение) А.

Источник: Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений

АНТРОПОЛОГИЯ

Биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и человеческих рас. Иногда термин понимается расширительно - как совокупность наук о человеке.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено рефератов по теме АНТРОПОЛОГИЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Антропология искусного припоминания

Малышкин Евгений Витальевич
О современных формах искусной памяти. Обсуждается метафора машинной памяти, показываются противоречия, которые неизбежно возникают, если память мы понимаем как контейнер для хранения информации. Метафоре контейнера противопоставляется метафора поэтического действия.
Скачать PDF

Антропология процессуально-ориентированной психологической практики

В статье анализируются философско-антропологические идеи, лежащие в основе одного из современных направлений психологической практики процессуально-ориентированной психологии и психотерапии. Влияя во многом на жизнь современного человека, определяя его взгляды и картину мира, психологическая практика не может оставить без внимания или игнорировать свои философские истоки. В основании любой концепции оказания психологической помощи содержится определенная система идей, мировоззрение и, прежде всего, представление о природе человека, его сущности. Основными характеристиками данной антропологии являются идея разноуровневости восприятия бытия человека, идея связности и целостности опыта, положение о постоянной изменчивости и концепция осознанности. Ключевой идеей процессуального подхода, по мнению автора, является феномен спонтанности.
Скачать PDF

Психология личности и христианская антропология

Черняева С.А.
The article presents a number of views on a personality self-realization, developed by the Christian anthropology — a discipline practically unknown to Russian psychologists. The author examines the concept on philosophical and theological anthropology and formulates some principles of anthropological approach to personality. Comparing antropological and different psychological approaches, the author emphasizes the distinctive character of the Christian antropological view on personality.
Скачать PDF

2015. 02. 031. Бутовская М. Л. Антропология пола. - Фрязино: век 2, 2013. - 256 с

Уварова Т.Б.
Скачать PDF

Антропологический принцип в психологии здоровья

Шувалов А.В.
Скачать PDF

Периодизация детской игры в антропологической перспективе

Белобрыкина О.А.
В психологической антропологии считается, что на протяжении жизни человек последовательно проходит ряд ступеней развития субъективности, каждая из которых знаменуется оформлением соответствующего образа субъективной реальности: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум. Анализ внутренней структуры и содержательно-смысловой стороны последовательно сменяющих друг друга на протяжении дошкольного возраста игр элементарной режиссерской, образно-ролевой, сюжетно-ролевой, игры с правилами и развернутой режиссерской игры позволяет предположить, что каждый вид игры, являясь ведущим на определенном этапе возрастного развития, исходно предполагает насыщение ведущей формы бытия ребенка. При этом другие формы бытийности не нивелируются, а гармонично сосуществуют с генерализованным модусом, находясь с ним в особых субординационных отношениях и выполняют сопровождающую функцию
Скачать PDF

Антропологические горизонты психологии развития

Слободчиков В.И.
Скачать PDF

Онтологическая многогранность человека и форм его бытия как основание антропологического подхода в п

Котова И.Б.
Скачать PDF

Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст

Клочко Виталий Евгеньевич, Галажинский Эдуард Владимирович
Рассматриваются концептуальные основания системной антропологической психологии, позволяющие анализировать инновационный потенциал личности в контексте понимания механизмов саморазвития человека как открытой самоорганизующейся системы.
Скачать PDF

Личностная идентичность и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологическ

Клочко Виталий Евгеньевич, Лукьянов Олег Валерьевич
Представлен системно-исторический анализ проблемы идентичности личности. Показано, что идентичность личности в своих проблемных фокусах является свидетельством динамики, изначально присущей человеку. Предлагается решать проблемы устойчивости человека в меняющемся мире посредством системно-антропологического анализа опыта обнаружения человеком идентичности в мире.
Скачать PDF

Творчество как ведущая характеристика антропологического портрета нашего современника

Койнова Гульнара Нурмухаммедовна
Анализируется творчество как ведущая характеристика антропологического портрета нашего современника. Непрерывное движение информации вызывает необходимость адекватной гибкой личностной структуры. Такая структура позволяет личности быть постоянно творчески настроенной.
Скачать PDF

Психолого-педагогические основы развития педологии в контексте педагогической антропологии

Наумов Николай Дмитриевич
Статья посвящена анализу психолого-педагогических основ становления и развития педологии как науки. Автор рассматривает процесс возникновения педологии в трудах отечественных и зарубежных ученых. Значимой можно считать попытку соотнесения педологии в контексте развития педагогической антропологии.
Скачать PDF