Антропология
наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас, о нормальных вариациях физического строения человека.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
Антропология
(греч. anthropos человек + -логия) — биологическая наука о происхождении и эволюции человека. Антрополог — специалист по антропологии.
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
АНТРОПОЛОГИЯ
Биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и человеческих рас. Иногда термин понимается расширительно - как совокупность наук о человеке.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
АНТРОПОЛОГИЯ
см. антропо- + греч. logos - слово; понятие, учение] - биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и образовании человеческих рас. Основные разделы А.: антропогенез, морфология человека (учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела) и этническая А., т.е. расоведение
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
АНТРОПОЛОГИЯ
/от антропо… и греч. logos – слово, учение/, наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и нормативах физического строения человека. См. также Антропогенез.
«Антропология, эволюционная генетика, демография, статистика, даже история – все прибиралось к его рукам, все выстраивалось и шло в дело». Л. Улицкая. Казус Кукоцкого.
Источник: Словарь доктора либидо
АНТРОПОЛОГИЯ
Буквально – "изучение человечества". В зависимости от того, кто дает определение, антропология может включать в себя археологию, лингвистику, психологию, социологию, а также некоторые разделы биологии, анатомии, генетики и сравнительной литературы. Большинство практиков склонно подразделять эту дисциплину на культурную антропологию и физическую антропологию.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Антропология
Область знания о человеке в целом, включающая данные фундаментальных (биология, физиология, психология, валеология и пр.) и прикладных (гигиена и др. разделы медицины, этнология, экономика и др.) наук. Исследует происхождение и эволюцию человека как особого биосоциального существа, формирование человеческих рас, морфологических особенностей и функций организма человека внутри рас и т. д.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
АНТРОПОЛОГИЯ
комплекс наук о происхождении и развитии людей, их анатомии, физиологии, куль туре, начиная с древнейших времен до наших дней. А. как комплексная наука включает в себя такие частные научные дисциплины, как археология, лингвистика, социология, психология, физиология, генетика, культура людей. В более узком значении А.-это наука о естественном происхождении человека. См. антропология культурная, антропология социальная, антропология физическая.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Антропология
философская дисциплина, изучающая человека в его сущностных проявлениях (природа, происхождение, предназначение, способности и т.п.) и обращенная на познание того, «что есть человек». Термин был предложен Кантом (1781). А. представляет собой одну из «современных» гуманитарных наук и, в соответствии со спецификой изучаемого объекта, подразделяется, в свою очередь, на ряд дисциплин, примером чему может служить, в частности, культурная (сравнительное изучение культур) и структурная (анализ социальных структур, влияющих на человеческое поведение) А.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
Антропология
греч. anthopos - человек, logos - слово, понятие, мысль, учение; определение; отношение) – межотраслевая дисциплина, наука о человеке, его физической природе, ментальных способностях, культуре, социальных структурах. Различаются: 1. биологическая антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Основные ее разделы: антропогенез, морфология человека и расоведение; 2. философская антропология – философское учение о существовании человека и его отношениях с миром; 3. культурная (социальная) антропология – принятое западными исследователями название этнографии, в том числе исторической и сравнительной.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АНТРОПОЛОГИЯ
(от греч. anthropos человек + logos учение) — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Принято считать, что автором термина является древнегреческий философ, логик и физик Аристотель. В научный обиход слово «антропология» начало входить только в начале XVIII в. Оно означало «трактат о душе и теле человека». В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, и сам термин еще не имел четкого содержания. Как самостоятельная наука антропология сформировалась в середине XIX в. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины ХХ в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).
Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.
АНТРОПОЛОГИЯ
АНТРАПАЛОГІЯ / ANTHROPOLOGY– совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) среде. Впервые данный термин употребил Аристотель (384–322 гг. до н. э.), обозначив им области знания, изучающие преимущественно духовную сторону человеческой природы.
Сегодня выделяют несколько направлений А.
Антропология визуальная / Антрапалогiя візуальная / Anthropology visual– изучает человека на основе фотовидеоматериалов в рамках кинематографа, фотоискусства, телевидения и др.
Антропология психологическая / Антрапалогiя псіхалагічная / Anthropology psycho lo gi cal– отрасль этнопсихологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения интегративного знания о людях, действующих в условиях различных культур.
Антропология религиозная / Антрапалогiя рэлігійная / Anthropology religious– богословское или философское учение о сущности человека, раскрытие учения церкви о человеке.
Антропология социальная и культурная / Антрапалогiя сацыяльная і культурная / Anthropology social and cultural– дисциплина, близкая к этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В ее рамках выделяются более узкие лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая, кибернетическая А. и А. права.
Антропология физическая (или биологическая) / Антрапалогiя фізічная (або біялагічная) / Anthropology physical (or biological)– изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Включает палеоантропологию и судебную А.
Антропология философская / Антрапалогiя філасофская / Anthropology philo sophi cal– философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. С. Л. Кандыбович
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Антропология
1) биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Основные разделы антропологии: антропогенез, морфология человека и этническая антропология, т.е. расоведение; 2) философская антропология - философское учение о существовании человека и его отношениях с миром; 3) культурная (социальная) антропология - принятое в западном образовании название этнографии, в том числе исторической и сравнительной (С.с.и.с. - С.55). «Антропология наука о происхождении и эволюции человека. Естественная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относится анатомия, физиология, учение о расах и т. п. Философская антропология охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Значительный вклад в философскую антропологию был внесен психологией благодаря попыткам уточнить понятие личности. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией в связи с учетом развития других наук, привела к возникновению целого ряда областей антропологии: социальной, педагогической, теологической и др. (К.ф.э. - С.24). Обращение к явлениям, связанным с антропологическими закономерностями, вызвано тем, что в последнее время на смену «социоцентризму пришел человекоцентризм». Это означает, что в центре внимания ставятся явления, которые связаны только с человеком (а не с личностью). Выделение «человеческого» связано также с представлением о том, что с момента появления на свет человека социум требует от него значительных энергетических затрат, для того чтобы индивид адаптировался к социуму, принимая все его воздействия и влияния. По мнению А. Маслоу и К. Роджерса, социум искажает «природное» в человеке. Более того, человек становится не тем, кем он есть на самом деле, а «подавленное» может исчезнуть. Поэтому вся терапия К. Роджерса основана на принципе «центрирования на клиенте». Подобное высказывание свидетельствует об особой роли заложенных в человеке исходных потенциалов. Мы исходим из представления о том, что антропологическое, т.е. относящееся только к человеку, представляет скрытый пласт (слой), который живет самостоятельной жизнью и оказывает влияние на все психические процессы. В то же время это не то, что обозначают глубинным «бессознательным» и наделяют безликим «Оно» (3. Фрейд). В настоящем психологическая антропология базируется на двух неоспоримых фактах: 1. Все жизненные ситуации, все, что встретилось индивиду с момента рождения до конца его жизни, фиксируется точно и неискаженно. Доказательство: в гипнозе можно восстановить не только любой день из жизни, но и точную хронометрическую последовательность. 2. Существование «фокусников»-математиков (типа Иноди) доказывает то, что человек может, например, извлечь корень пятой степени из двадцати двухзначного числа быстрее, чем электронная машина. Последнее означает, что в антропологическом пласте происходят собственные «вычисления», «расчеты», «заключения» в диапазоне значительной информации. Это, естественно, выходит за рамки оптимального «магического» числа 7+2, 7 - 2 (Миллер). Т.е. пока опыты, проведенные в направлении изучения антропологического слоя, дают ряд версий, которые могут считаться доказанными только частично. В настоящее время не может быть построена модель работы антропологического слоя. Однако некоторые закономерности этого слоя использованы нами для формирования принципов психолого-антропологического анализа. Все эти принципы основаны на наиболее четко «выступающих» явлениях и фактах. Так, в центре антропологического анализа ставится индивидуальный опыт. Подчеркивается, что изначально опыт может быть только индивидуальным и присущим каждому человеку. Это зафиксировано в английской пословице: «Опыт не имеет общей школы, он учит каждого индивида в отдельности». Для целей анализа это означает существование параллельно с точным запечатлением событий другого слоя - слоя, состоящего из следующего ряда: события (ситуация) - решения (реакция) - последствия (результат). Все это составляет второй ряд антропологического пласта, где имеются «наслоения», вызванные: а) воздействиями социума; б) собственными композициями (см. Конструкция). . Этот слой для диагноста может давать сведения о континуумах и параметрах, с которыми встречается индивид. Опыты показывают, что индивид с достаточной степенью точности может определить свое место на параметре. Это означает, что каждый человек в своей жизни ознакомлен и с максимальными значениями параметра, и с минимальными. В связи с этим одним из принципов антропологической диагностики является работа с максимальными значениями (mах) и с минимальными значениями (min), а также соотнесенность с модой (Мо). Таким образом, каждый человек осведомлен о тах, пип, Мо.
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
Антропология
anthropology) А., или наука о человеке, - это ярлык, к-рый вполне можно было бы прикрепить к тому, что принято называть психологией. Подобно психологии, А. развивалась как широкая дисциплина, посвященная научному изучению человека; как и психология, А. является разнородной дисциплиной, представителей к-рой не всегда можно четко отличить от представителей др. дисциплин, занимающихся научным изучением человека. То, что наиболее последовательно отличает А. от родственных ей дисциплин, - это ее сосредоточение на сравнении об-в друг с другом (в особенности дописьменных или т. н. "примитивных" об-в), интерес, выражающийся как в тщательном описании характеристик конкретных об-в, так и в формулировании принципов, к-рые отражают фактическое знание о вариациях этих характеристик в различных об-вах. Этот интерес по-разному проявляется в трех широких субдисциплинах: 1. Археологии, или учении о предыстории челов. об-в, опирающемся на выводы, сделанные на основе физ. свидетельств их существования, получаемых в результате раскопок. 2. Физической А., или изучения происхождения челов. групп путем исслед. распределения физ. характеристик (включ. не только макроскопические, но и микроскопические характеристики, такие как хим. состав крови и гены) и сравнительного изучения др. видов, родственных челов. виду генетически или по условиям жизни. Межвидовое сравнение распространяется на поведенческие исслед., к-рые сходны с нек-рыми видами исслед. в сравнительной психологии и зоологии поведения. 3. Социокультурной А., к-рая занимается изучением культурной и соц. структуры челов. об-в. Наряду с различными специальными областями сюда входит тж антропологическая лингвистика, представители к-рой имеют гораздо больше общего с лингвистами, чем с др. категориями антропологов. Все эти субдисциплины А. потенциально релевантны тому или иному аспекту психологии. Остальная часть этой статьи, однако, будет посвящена рассмотрению социокультурной А., к-рая имеет наиболее развитые взаимосвязи с психологией и подчеркивает свою релевантность психологии. С научным введением в большинство разделов социальной и культурной А. можно ознакомиться в учебнике под ред. Хонигманна. Антропологический метод Антропологи располагают большим набором методов исслед., часть к-рых была заимствована ими из других соц. научных дисциплин. Исключительно антропологическим методом являются полевые исслед., к-рые предполагают проживание исследователя в изучаемом им об-ве на протяжении продолжительного периода времени; участие, насколько это возможно, в его повседневной жизни; наблюдение за такой жизнью даже тогда, когда исследователь не может принимать в ней активное участие, и интервьюирование членов этого об-ва не только как конкретных людей, изучаемых с определенными целями, но и как информантов - т. е., носителей информ. об об-ве, его повседневной жизни и верованиях. Антропологическая теория Б. ч. антропологической теории связана с попытками объяснения истории культуры. В основе большинства таких теорий лежит понятие эволюции, принимающее разнообразные и порой неожиданные формы. Антропологи XIX в. рисовали слишком упрощенную картину развития культуры как последовательного прохождения через ряд взаимосвязанных стадий. В начале XX в. этот подход б. ч. уступил место функционализму, изучающему, каким образом отличительные черты, присущие успешно развивающейся культуре, поддерживают и обусловливают друг друга. Психологи могут обнаружить сходство идей, лежащих в основе работ функционалистов, с идеями многих психол. теорий, и поэтому не вызывает удивления то обстоятельство, что нек-рые исследователи-антропологи находили полезным для себя использовать понятия бихевиоризма и психоанализа при разработке своих объяснений культуры. Менее четкая связь с психологией и порой даже уклонение от обращения к психол. теории отличает два др. антропологических подхода: диффузионизм, занимающийся разработкой систематического знания о распространении и передаче культурных особенностей от одного об-ва к другому, и когнитивную, или структурную А., к-рая рассматривает культуру как сеть смыслов и значений, подлежащих интерпретации. Материал полевых исследований как источник данных Проведение полевых исслед. может мотивироваться теорет. интересами и личным интересом антрополога к специфической географической области или народу. Весь накопленный материал полевых исслед., охватывающий различные культуры всего мира, является результатом многолетних усилий А. по разработке теорет. проблем и совокупности интересов всех соц. исследователей. Эту совокупность этнографии (как называют научное изучение культур) используют и психологи, пытающиеся найти ответы на интересующие их вопросы; в большинстве случаев такие этнографические данные являются единственным источником информации, из к-рого можно получить искомый ответ, поскольку они содержат сведения о многих об-вах либо уже не существующих, либо претерпевших значительные изменения в результате продолжительных контактов с индустриальными об-вами. Все ли челов. сообщества склонны к ведению войн? Всегда ли тяжесть войны ложится гл. обр. на плечи мужчин, а не женщин? Повсюду ли распространена вера в жизнь после смерти? Лежит ли в основе орг-ии всех об-в семья? Всегда ли запрещается инцест? Этнографические отчеты позволяют найти ответы на подобные вопросы. Хотя такие ответы не всегда оказываются простыми, они позволяют достичь более точного знания об универсалиях челов. природы по сравнению с тем, к-рое можно получить путем простого обобщения знаний лишь о своем собственном об-ве и нек-рых др. при использовании их в качестве первоисточников. Знание универсалий челов. природы оказывается весьма полезным при объяснении индивидуального развития в любом отдельно взятом об-ве и при планировании психол. исслед. Универсальность, конечно, не подразумевает существования некой врожденной и не подлежащей приобретению склонности. Любой индивидуум развивается в об-ве, и все об-ва вырабатывают определенные правила, на основе к-рых осуществляется контроль за социализацией его новых членов. Способы мышления Антропологи приложили много усилий, чтобы понять значение ритуалов, мифов, магических обрядов и др. культурных феноменов и описать связанные с ними способы мышления. Подобно литературным критикам, пытающимся понять конкретное художественное произведение, они в большей степени тяготеют к тщательному изучению конкретного материала и его контекста, нежели к абстракции и созданию общей теории. Поэтому результатом таких исслед., как правило, является детальное истолкование имеющегося конкретного набора фактов в отношении конкретного об-ва, а не теория, претендующая на универсальную валидность, и это истолкование поддается эмпирической проверке отнюдь не легче, чем интерпретация художественного произведения литературным критиком. Однако когнитивные антропологи затрагивают такие аспекты мышления, к-рым когнитивные психологи уделяют мало внимания, и появляющиеся в этой области публикации вносят ценный вклад в изучение челов. мышления. Универсальность процесса Б. ч. психол. исслед. подвергается серьезной критике на том основании, что их выводы могут быть культурнообусловленными: если полученные принципы прошли проверку лишь в рамках одной культуры, вероятнее всего, они будут валидными только для нее самой. Психологи могут ответить на эту критику, проведя повторные исслед. в условиях др. культур; результаты такого рода исслед. обобщаются в руководствах по кросс-культурной психологии. Вместе с тем в отношении нек-рых выводов может применяться менее прямой подход, но допускающий более широкие выводы. Нек-рые особенности культуры обусловливают челов. научение, к-рое может приводить к развитию др. особенностей, и этот процесс, до известной степени, может быть спрогнозирован на основе принципов, выведенных из монокультурных исслед. Антропологическое знание является преимущественно продуктом XX в. Однако со временем возможностей для полевых исслед. дописьменных об-в, особенно тех, к-рые еще не претерпели радикальных изменений в результате взаимодействия с индустриальными об-вами, остается все меньше. Методы и теории, разработанные антропологами, в настоящее время все чаще применяются в ходе исследований нашего собственного и др. индустриальных об-в. См. также Аккультурация, Кросс-культурная психология, Культурные различия, Обряды перехода, Социальная психология, Табу И. Л. Чайлд
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006