Категория. Научное направление в этнографии и культурной антропологии.
Специфика. В ней была разработана идея эволюции применительно к изучению культуры (Э.Б.Тайлор, Дж.Дж.Фрэзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственности и пр. так называемых примитивных народов, была проведена параллель с развитием психических процессов ("операций ума") у современного человека. Анимистические представления в первобытном обществе были объяснены неправильным применением мыслительных приемов, характерных и для современного человека (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.) в условиях недостаточного опыта.
ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ АНГЛИЙСКАЯ
Английская антропологическая школа
ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ АНГЛИЙСКАЯ
английская антропологическая школа) - научное направление в этнографии и антропологии культурной, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э. Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер и др.). Была проведена параллель развития так называемых примитивных народов - на основе анализа их обычаев, верований, искусства, нравственности и прочего - с развитием процессов психических у современного человека. В силу этого сопоставления анимистические представления первобытного общества объяснялись неправильным применением мыслительных приемов, характерных и для современного человека (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и пр.), в условиях недостаточного опыта.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
школа в этнографии (культурной антропологии), развивавшая идеи эволюции применительно к человеческому сознанию (Э. Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер и др.). При интерпретации явлений "первобытной культуры" (обычаев, верований, искусства, нравственности и пр. т. н. примитивных народов, т. е. народов, стоящих на низкой ступени культурного развития), А. а. ш. пришла к выводу о принципиальном тождестве психических процессов (в частности "операций ума") у первобытных людей и у современного человека. Наличие в первобытном сознании не свойственных развитому современному сознанию анимистических представлений А. а. ш. объясняла "неправильным применением" имеющихся и у современного человека мыслительных приемов (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.) в условиях ограниченного опыта первобытных людей.
Последующие исследования (в т. ч. постоянного оппонента А. а. ш. - фр. социологической школы, а также рос. психологов и этнографов) показали, что в А. а. ш. "переоценили" умственные способности первобытных людей и что процессы мышления подчиняются в первобытном сознании иным законам (во фр. социологической школе, напр., говорили о "законе партиципации"). Вместе с тем А. а. ш. справедливо защищала идеи единства человечества, возможности сравнения культур независимо от географических, расовых и др. различий и внесла свой вклад в практику этнографических и культурно-исторических сравнительных исследований. См. Анимизм. (Е. Е. Соколова.)
Последующие исследования (в т. ч. постоянного оппонента А. а. ш. - фр. социологической школы, а также рос. психологов и этнографов) показали, что в А. а. ш. "переоценили" умственные способности первобытных людей и что процессы мышления подчиняются в первобытном сознании иным законам (во фр. социологической школе, напр., говорили о "законе партиципации"). Вместе с тем А. а. ш. справедливо защищала идеи единства человечества, возможности сравнения культур независимо от географических, расовых и др. различий и внесла свой вклад в практику этнографических и культурно-исторических сравнительных исследований. См. Анимизм. (Е. Е. Соколова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004