Злоупотребление транквилизаторами ЗНАК ГЕШТАЛЬТА

ЗНАК

Найдено 10 определений термина ЗНАК

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

знак

материальное явление (предмет, событие), выступающее в качестве смыслового представителя другого предмета, явления, отношения, процесса. В науке смысловое значение з. принимает форму понятия. Наука о з. – семиотика.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ЗНАК

En.: Sign

Для получения информации от пациента в начале гипнотического сеанса знак часто предпочтительнее, чем речь, которая сильнее беспокоит пациента. Например: «Как только вы удобно устроитесь... как только вы найдете приятное воспоминание... вы подадите мне знак пальцем...» Здесь речь идет о сознательном и произвольном ответе. Желательно, чтобы коммуникация постепенно становилась автоматической, вовлекающей в работу бессознательные уровни (сигналим).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

ЗНАК

одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий психологических терминов

Знак

Категория. Основа классификации явлений объективного мира.

Специфика. Вырабатывается в совместной деятельности, в силу этого имеет конвенциональный характер. Существует в символической форме. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

Знак

1. указание на некоторое явление, событие, процесс. Если знак сам является частью явления, он называется сигналом (например, огонь есть сигнал горения). В случаях; когда знак имеет произольный социальный или культурный компонент, он обозначается обычно как условный знак или символ; 2. признак болезни или ее симптом (в психоанализе эти понятия различаются; 3. событие, способное вызывать ту же ответную реакцию, что и другое, смежное с ним (например, условный стимул в Павловских условных рефлексах); 4. жест, используемый вместо слова или понятия; 5. математическая формула, описывающая некую вычислительную операцию или набор таких операций; 6. слово, представляющее некое явление; 7. в астрономии - один из 12 знаков зодиака (созвездий, расположенных в том поясе небесной сферы, по которой движутся Солнце, Луна, большие планеты и большинство малых; зодиакальным созвездиям с древности приписывалась способность влиять на судьбы людей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ЗНАК

компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентации в объектах внешнего мира и управления собственным поведением и поведением других людей. Возникшее при использовании орудий труда опосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке структуры всех психических процессов в результате применения 3., заменяющих отдельные звенья деятельности; причем 3. перестраивает деятельность человека и ее способы, а орудие труда — объект деятельности и лишь отчасти саму деятельность. Орудийные и знаковые опосредствования составляют одну из специфических человеческих черт психики. Возникая как средство социальной связи и воздействия на других, опредмечивая и объективизируя идеальный образ действия, 3. дает возможность человеку преобразовывать собственное поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом; иными словами, 3. становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции. 3. выступает в двух планах: в социальном — как продукт истории человеческой культуры (язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и др.) и в психологическом — как орудие психической деятельности конкретного человека (напр., в инженерной психологии 3. применяется как средство формирования сигналов, несущих информацию оператору).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Знак

Заметим, что первоначальной формой господства над памятью являются знаки, употребляемые не столько для себя, сколько для других, с социальными целями, которые только впоследствии становятся и знаками для себя. (9.1, 94) От следопытства примитива, т.е. от его умения пользоваться следами как знаками, указывающими и напоминающими целые сложные картины, от использования знака примитивный человек на известной ступени своего развития приходит впервые к созданию искусственного знака. Этот момент есть поворотный момент в истории развития его памяти. (9.1, 87) Пока знак находится в такой стадии развития, что он указывает только на одну единичную вещь и не содержит в себе обобщения, до тех пор он не является словом человеческим и до тех пор он исключает всякую возможность общения между людьми в собственном, человеческом смысле этого слова. (7.1, 284) Знак, или вспомогательное средство культурного приема, образует структурный и функциональный центр, который определяет состав и относительное значение каждого частного процесса. Включение в какой-либо процесс поведения знака, при помощи которого он совершается, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. (14.1, 64) знак изменяет межфункциональные отношения. (1.1.9, 158) См. Общение, Орудие, Память, Поведение

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

ЗНАК

предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Выделяются несколько видов знаков. Согласно швейцарскому лингвисту Ф. де Соссюру, знак есть имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между коими фиксируется обществом и не зависит от "вещества" и формы знака и предмета. Наука о знаках - семиотика - возникла во второй половине Х1Х-начале XX в. Она связана с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и пр. Семиотика непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социологией и прочими науками; в ней традиционно выделяются:

1) прагматика - изучает отношение знака к человеку;

2) семантику - исследует отношение знака к значению;

3) синтактика (синтаксис) - рассматривает отношение знака к знаку (взаимоотношения знаков) на абстрактном уровне. Психологический анализ знака принято относить к прагматике. Психологи изучают знаки общения, прежде всего естественные (в отличие от искусственных - математических, астрономических и пр.), в том числе - языки естественные. В различных психологических теориях предложены разные интерпретации знака:

1) знак - стимул в схеме "стимул - реакция" - у бихевиористов;

2) знак - символ, носитель бессознательных влечений, - в психоанализе;

3) знак - сигнал, носитель социальных отношений, - в символическом интеракционизме. Особенно велика и многозначна смысловая роль знака в психологии когнитивной - в связи с исходной для нее метафорой компьютерной - аналогией между строением психики человека и информационно-логическими и вычислительными устройствами, созданными для получения, хранения, переработки и передачи знаковой информации. В отечественной психологии понятие знака играет большую роль в культурно-исторической теории развития психики.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

ЗНАК

1. Наиболее общее и всеобъемлющее значение – индикатор, подсказка, признак. Когда знак является характерным элементом некоторого предмета или события, он часто обозначается как естественный знак или сигнал; например, огонь – естественный знак того, что что-то горит. Когда знак имеет произвольный социальный или культурный компонент, он обычно обозначается как условный знак или символ; например, огонь в некоторых культурах является условным знаком жизни. 2. В более широком смысле – событие или действие, которое служит обозначением чего-то, имеющего значение, или проявления за его пределами. Например, для археолога черепок глиняной посуды – знак человеческого жилья, для клинициста сильно сжатые кулаки – знак напряженности или тревоги клиента. Этот способ употребления, когда речь идет о патологии, подобен, хотя не идентичен, употреблению термина симптом. Ср., например, смыслы фраз "Высокая температура – знак инфекции" и "Высокая температура – симптом инфекции". 3. Событие, которое на основании его временной и пространственной смежности с некоторым другим событием становится способным замещать это событие в вызывании реакции. В Павловских первых экспериментах по классическому обусловливанию, например, звонок стал знаком для слюноотделения после соединения его с пищей. Обратите внимание, что, хотя связь пища – звонок здесь является произвольной и приобретенной, термин символ здесь обычно не используется, потому что произвольность исходит снаружи по отношению к субъекту эксперимента. 4. Физический жест, особенно характерная последовательность или паттерн движений рук, используемый вместо слова или понятия как в языке знаков. 5. Математическое выражение, используемое вместо определенной операции или набора операций. Заметьте, однако, что знак и символ часто употребляются здесь взаимозаменяемо; знак +, например, называется математическим символом, хотя последний термин обычно предназначается для обобщенного значения. 6. В лингвистике – слово, рассматриваемое как символ предмета. Здесь знак является конкретным элементом, представляющим абстрактный или символический. 7. Один из 12 разделов зодиака. Глагол – обозначать, то есть указывать предмет или передавать информацию о предмете при помощи знаков (в любом из вышеупомянутых значений). Ср. здесь с глаголом значить, который используется для обозначения либо (а) демонстрации вещи посредством знака, либо (б) наличия значения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ЗНАК

в психологии) (англ. sign) - компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением др. людей. Впервые возникшее при использовании орудий труда опосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке последней за счет применения 3. Орудийные и знаковые опосредствования составляют специфическую черту деятельности и психики человека, возникая как средство социальной связи и воздействия на других. 3. (напр., словесный), опредмечивая и объективируя идеальный образ действия, дает возможность человеку преобразовывать поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом, др. словами, 3. становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции (Выготский Л. С, Леонтьев А. Н.).

3. выступает в двух планах: в социальном - как продукт истории культуры человеческого рода и в психологическом - как орудие психической деятельности конкретного человека. 3. человеческой культуры являются язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и т. д. Развиваясь и обособляясь в знаковые системы (естественные языки как средство общения, искусственные и условные языки символики и формализации в познании и др.), 3. из средства передачи общественного опыта превращаются в средство изменения и совершенствования этого опыта; связанная с этим эвристическая роль 3. в познавательной деятельности возникает на основе временного отвлечения от реального объекта и м. б. корректно осуществлена при условии проверки итогов формальных преобразований, содержательной интерпретации их, сопоставления с явлениями внешнего мира. См. Значение, Семантика, Семантический треугольник, Семиотика.

Добавление: 1. В генетической психологии рассматривается специфика знаково-символических и материальных средств в ходе психического развития ребенка. Ребенок через общение со взрослыми усваивает значение и функцию 3., что приводит к перестройке его психики. Когда ребенок начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка - ребенку недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Развитие понимания 3. тесно связано с достижениями ребенка во всех видах его деятельности. Овладение значением 3. происходит в игре, в рисовании и др. видах деятельности, где возникает необходимость замещения одного элемента действительности др. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между 3. и значением, поэтому 3. начинает выступать в основной своей функции - функции замещения. Использование предметов-заместителей в игре, каракулей и схем - заместителей в рисовании упражняет и развивает символическую (знаковую) функцию (см. Дооперациональное мышление). (В. С. Мухина.)

2. Культура любое свое достижение превращает в 3. То, что не стало 3., не м. б. коммуницировано и никогда не станет фактом культуры, "рассеется как сон, как утренний туман". Августин, Карл и Шарлотта Бюлеры отмечали, а Выготский и Дж, Верч комментировали поразительное явление: младенцы порождают 3., понятные взрослым. Е. Чудинова обнаружила, что любящая мать к 2-3-мес возрасту своего ребенка различает более 10 видов его плача. Движение младенца становится знаковым (помоги!) прежде, чем оно станет исполнительным, достигающим предмет. Иное дело, что младенец узнает последним, что он породил 3. (Выготский). Младенец является творцом культуры, поскольку он порождает свое слово, что, по М. М. Бахтину, характеризует индивидуальность. Порождаемые младенцем 3. представляют собой эмбрион культуры, бурно прорастающий в знаковые системы, выработанные человечеством, поскольку он уже не вполне натурален, а соприроден. См. Пролепсис. (В. П. Зинченко.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Найдено схем по теме ЗНАК — 0

Найдено научныех статей по теме ЗНАК — 0

Найдено книг по теме ЗНАК — 0

Найдено презентаций по теме ЗНАК — 0

Найдено рефератов по теме ЗНАК — 0

Вы можете заказать написание реферата: