Жертвы побоев ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

ЖЕСТ

Найдено 18 определений термина ЖЕСТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЖЕСТЫ

см. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Нейролингвистическое программирование. Словарь

жест

движение, имеющее сигнальное значение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Жесты

движения тела, обычно кистей рук, которые в целом отражают мысль или чувство.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и культура: глоссарий к книге

Жесты

движения рук и пальцев, которые мы используем, чтобы привлечь внимание собеседника.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Глоссарий по книге

Жест

лат. gestus – телодвижение) - любой акт движения (или отсутствие такового), имеющий коммуникативное значение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ЖЕСТ

движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ЖЕСТ

Любое движение тела или мышц лица, используемое для коммуникации. Жесты могут сопровождать речь или использоваться независимо, как

в языке знаков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ЖЕСТЫ

одна из любимых игр студентов- психологов, в процессе которой необходимо в кратчайший срок и только при помощи невербалки передать сложнейшие по смыслу фразы

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Псислэнг, или словарь профессионального жаргона психологов

ЖЕСТ

1) телодвижение, преимущ. движение рукой, сопровождающее речь для усиления ее выразительности или имеющее значение какого-л. сигнала, знака и т.п.; 2) минимальная билатеральная единица жестового языка (см. Движения семантические, Жестов языки)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ЖЕСТ

элемент пантомимики, выполняемый при помощи действий руками. Подразделяются на иллюстративные, обслуживающие какую-либо высказываемую мысль, и выразительны, свидетельствующие о эмоциях или намерениях человека. Ряд жестов приобрел РИТУАЛИЗИРОВАННОЕ значение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий психологических терминов

ЖЕСТ

элемент пантомимики, выполняемый посредством действий руками: Ряд жестов имеет ритуализованное значение. Выделяются жесты:

1) иллюстративные (означающие) - обслуживающие некую высказываемую мысль;

2) выразительные (экспрессивные) - говорящие об эмоциях или намерениях человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Жест

Категория. Форма пантомимики.

Специфика. Характеризуется тем, что сообщение передается при помощи рук. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.

Виды:

- иллюстративные, обслуживающие какую-либо высказываемую мысль,

- выразительные, свидетельствующие о эмоциях или намерениях человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЖЕСТ

от фр. geste, букв. – деяния) – элемент пантомимики. Характеризуется тем, что сообщение передается при помощи рук. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение. Виды: иллюстративные, обслуживающие какую-л. высказываемую мысль, выразительные, свидетельствующие об эмоциях или намерениях человека. Доказано, что с ростом эмоциональной составляющей конфликтной ситуации оппоненты при отстаивании своей позиции чаще прибегают к Ж.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь конфликтолога

Жесты

лат. gestus – телодвижение) – неотъемлемая часть системы коммуникации и часть «языка», если язык определяется как выражение и восприятие идей и эмоций. Считается, что язык жестов, состояший из сотен и тысяч различных сигналов, существовал до появления устной коммуникации на протяжении почти миллиона лет (Уоллок, 2005). Различают три категории жестов. 1. Символические жесты обозначают некое традиционное событие или идею (например, крестное знамение, отдание чести флагу и т.п.). 2. Иконические жесты имеют сходство с той вещью, для обозначения которой они предназначены (например, чаша изображается ладонями). 3. Экспрессивные жесты включают такие поведенческие проявления, как улыбка, выражение недовольства и др., нередко заменяющие речь, уточняющие или дополняющие ее значение и во многом определяющиеся культуральными факторами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ЖЕСТ

от фр. geste - движение, жест; ср. gestion - руководство) - "выразительное движение руки, имеющее первоначально импульсивно-инстинктивный характер и понятное в силу непосредственного отношения, существующего между движением и внутренним состоянием, которое оно выражает. Различаются Ж. указательные и изобразительные: первые указывают на предмет, вторые изображают рукой предмет или действие.

Непосредственное выразительное значение Ж. благодаря ассоциации может перейти в условное, символическое значение; такой искусственный Ж. следует отличать от естественного. Те и др. Ж. при сознательном употреблении становятся средством психического общения, создается язык Ж., наблюдаемый у глухонемых, у ребенка, не владеющего речью, у примитивных народов. По теории В. Вундта, таким же путем развилась звуковая речь из естественных выразительных звуковых Ж." (Варшава Б. Е., Выготский Л. С, 1931). См. Американский язык жестов, Мимика, Мимико-жестоваяречь, Пантомимика, Слепоглухонемота.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Жесты

движения рук или кистей рук. Ж. - важное средство диагностики личности человека, его О. Ф. Бэкон писал: «Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу». Термин «жест» иногда применяется для обозначения всех движений тела, в т. ч. мимики, пантомимики; с целью специализации собственно движений рук употребляется понятие «жестикуляция». Существует множество классификаций Ж. Среди них те, в к-рых Ж. рассматриваются как показатели личностных особенностей человека и его О.: 1) коммуникативные (приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные Ж. и телодвижения; дразнящие, встречающиеся в О. детей; Ж. утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение, Ж., передающие желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, Ж., означающие конец работы, победу. Все перечисленные Ж. понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в О.; 2) описательно-изобразительные, подчеркивающие, как правило, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл; 3) модальные - выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям, к окружающей среде: Ж. одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; Ж., передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; Ж., передающие растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление. Ж. выражают общую «тональность» О.: возвышенное, нейтральное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное. Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Сила и частота жестикуляции определяется культурными и групповыми нормами. Одни и те же Ж. встречаются не у всех народов: напр., Ж. «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а Ж. «почесывание затылка», передающий у русских старание вспомнить что-то, у тех же англичан встречается сравнительно редко. Но есть такие характеристики Ж., к-рые независимо от пола, возраста, культуры, расы, несут одну и ту же информацию о человеке. Установлено, что интенсивность жестикуляции повышается, если говорящий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в О., если прерывается обратная связь в О., если человек испытывает затруднения в выражении мысли. Тревожность, неуверенность человека сопровождается хаотическими Ж., однообразными движениями рук, использованием при разговоре какого-либо предмета (постукивание карандашом, снимание-надевание очков и т. д.). Существует неск. рисунков Ж., к-рые позволяют однозначно судить о переживаемом человеком состоянии, их интенсивности, о типе отношения. Так, вяло свисающие вдоль тела руки означают, что человек пассивен, переживает эмоции печали, страдания, грусти. Постоянно скрещенные на груди руки свидетельствуют о том, что человек стремится к дистанцированию, что его обычная позиция в О. - это позиция выжидания. Данная жестикуляция возникает непроизвольно, едва осознается человеком и является типичной, т. е. характерна практически для всех людей. Выделяются объективные характеристики Ж.: направленность, форма, интенсивность, частота. Исходя из совокупности этих параметров жестикуляции человека, возникает общая оценка Ж. (быстрые - неторопливые, грациозные - неловкие, легкие, небрежные, свободные, скованные, сдержанные, обильные и т. д.). Ж. меньше, чем мимика, поддаются контролю и регуляции. Поэтому они чаще являются теми элементами экспрессивного репертуара, с помощью к-рых осуществляется «утечка информации». В жестовый репертуар человека входят жесты-прикосновения. Специальная область психологии невербального поведения - такесика - занимается исследованием физич. контактов людей. Такие виды прикосновений как поцелуй, объятия, поглаживание себя и других, рукопожатие, похлопывание, потирание ладоней и т. д. рассматриваются чаще всего в кач. показателей эмоциональной поддержки или отвержения партнера, одобрения или наказания (напр., пощечина). Динамика прикосновений говорит об отсутствии или присутствии психол. близости между партнерами. Самое большое количество коммуникативных табу появляется в связи с жестами-прикосновениями. Их применение зависит: от статуса партнеров, их пола, степени знакомства, принадлежности к опр. культуре, типа отношений. Психол. смысл жестов-прикосновений определяется следующим: 1) кто из участников первым протянул руку, обнял, поцеловал, ударил; 2) усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах; 3) появляются одни и те же элементы такесического поведения в отношении всех присутствующих или репертуар физич. контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия; 4) какова техника исполнения прикосновений, их эмоциональная сила, физич. активность. На основе этих показателей жесты-прикосновения получают психол. значение: властные, дружеские, участливые, теплые, холодные, быстрые, короткие, крепкие, вялые, сильные, слабые. Жес ты-прикосновения находятся под контролем тактильно-кинестезической системы отражения, оцениваются на основе зрительного и слухового каналов восприятия. На основе Ж. личности формируется общее впечатление не только о ней, но и об О. в целом. Лит.: Акишина А. А., Кано Х., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991; Горелов Н. И. Невербальные коммуникации. М., 1980; Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. 2002; Экман П. Психология лжи. СПб., 2003; The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research / Ed. by Jinni A. Harrigan, Robert Rosenthal, Klaus R. Scherer. Oxford, 2005. В. А. Лабунская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Жесты

выразительные движения рук, пальцев, помогающие передать эмоции, психические состояния, желания. Важное средство диагностики личности человека, особенностей его общения — движения рук или кистей рук. Фр. Бэкон написал: "Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу". Термин "жест" иногда применяется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики, а с целью специализации собственно движений рук употребляется понятие жестикуляция. Существует множество классификаций Ж. Среди них те, в которых Ж. рассматриваются как показатели личностных особенностей человека и его общения: коммуникативные Ж. приветствия и прощания; Ж. угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные Ж. и телодвижения; Ж. дразнящие, встречающиеся в общении детей; Ж. утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; Ж., передающие желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос; Ж., означающий конец работы, победу. Все перечисленные Ж. понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении. Описательно-изобразительные, подчеркивающие Ж., как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл. Третья группа — это модальные Ж. Они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям, к окружающей среде: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; Ж., передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; Ж., передающие растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление. Ж. выражают общую "тональность" общения: возвышенное, нейтральное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное. Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила применения и прочтения Ж. Сила и частота жестикуляции определяется культурными и групповыми нормами. Одни и те же Ж. встречаются не у всех народов. Ж. "ввинчивание в висок указательного пальца правой руки" имеет определенный психологический смысл и практически во всех уголках земного шара используется с одной целью — подчеркнуть, что собеседник говорит глупости. Ж. "большой палец правой руки опущен вниз", обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а Ж. почесывание затылка, передающий у русских старание вспомнить что-то, у тех же англичан встречается сравнительно редко. Но есть такие характеристики Ж., которые независимо от пола, возраста, культуры, расы, несут одну и ту же информацию о человеке. Установлено, что интенсивность жестикуляции повышается, если говорящий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в общении, если прерывается обратная связь в общении, если человек испытывает затруднения в выражении мысли. Тревожность, неуверенность человека сопровождается хаотическими Ж., однообразными движениями рук, использованием при разговоре какого-либо предмета (постукивание карандашом, снимание-надевание очков и т.д.). Существует несколько рисунков Ж., которые позволяют достаточно однозначно судить о переживаемом человеком состоянии, его интенсивности, о типе отношения. Так, вяло свисающие вдоль тела руки означают, что человек пассивен, переживает эмоции печали, страдания, грусти. Постоянно скрещенные на груди руки свидетельствуют о том, что человек стремится к дистанцированию, что его обычная позиция в общении — это позиция выжидания. Если человек пытается скрыть что-нибудь, то он прячет свои руки (например, за спину ). Сжатые руки — партнер скрывает свое негативное отношение, его ожидания не оправдываются. Перечисленная жестикуляция возникает непроизвольно, едва осознается человеком и является типичной, то есть она характерна, практически, для всех людей. Наблюдателю представлены несколько объективных характеристик Ж.: их направленность, форма, интенсивность, частота. Исходя из совокупности этих параметров жестикуляции человека, возникает общая оценка Ж. ( быстрые, неторопливые, грациозные, неловкие, легкие, небрежные, свободные, скованные, сдержанные и т.д.). Ж. меньше, чем мимика поддаются контролю и регуляции. Поэтому они чаще являются теми элементами экспрессивного репертуара, с помощью которых осуществляется "утечка информации". Ж.-прикосновения входят в жестовой репертуар человека. Специальная область психологии невербального поведения занимается исследованием физических контактов людей. Такие виды прикосновений, как поцелуй, объятия, поглаживание себя и других, рукопожатие, похлопывание, потирание ладоней и т.д., рассматриваются чаще всего в качестве показателей эмоциональной поддержки или отвержения партнера," одобрения или наказания (например, пощечина). Динамика прикосновений говорит об отсутствии или наличии психологической близости между партнерами. Самое большое количество коммуникативных табу появляется в связи с Ж.-прикосновениями. Их применение зависит от: статуса партнеров, их пола, степени знакомства, принадлежности к определенной культуре, типа отношений. психологический смысл Ж.-прикосновений определяется тем: 1) кто из участников первым протянул руку, обнял, поцеловал, ударил...; 2) усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах; 3) появляются одни и те же элементы такесического поведения в отношении всех присутствующих или репертуар физических контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия; 4) каковы техника исполнения прикосновений, их эмоциональная сила, физическая активность. На основе этих показателей Ж.-прикосновения приобретают психологическое значение: властные, дружеские, участливые, теплые, холодные, быстрые, короткие, крепкие, вялые, сильные, слабые. Ж.-прикосновения находятся под контролем тактильно-кинестезической системы отражения, оцениваются на основе зрительного и слухового каналов восприятия. На основе Ж. личности формируется общее впечатление не только о ней, но и об общении в целом. В.А. Лабунская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Жесты

gestures) Ж. являются неотъемлемой частью системы коммуникации и частью "языка", когда язык широко определяется как выражение и восприятие идей и эмоций. Считается, что язык жестов, состоящий из сотен и тысяч различных сигналов, существовал до появления устной коммуникации на протяжении почти миллиона лет. Для того чтобы стать Ж., действие должно восприниматься кем-то еще и сообщать к.-л. информ. этому человеку. Сам объем рассматриваемых невербальных движений, охватываемых термином "Ж.", длительное время вызывал многочисленные споры. Исследователи, определявшие Ж. с "позиции получателя", включали в определение Ж. непроизвольные действия, т. к. они могут интерпретироваться получателем как произвольные и, тем самым, являться "сообщением". Если не считать случайных, не имеющих соц. значения Ж., передающих побочные сообщения, все Ж. можно разбить на три общих категории. Символические Ж. (symbolic gestures), такие как крестное знамение или отдание чести флагу, обозначают некое традиционное событие или идею. Иконические Ж. (iconic gestures) имеют сходство с той вещью, для изображения к-рой они предназначены, напр. форма чаши может воспроизводиться ладонями. Экспрессивные Ж. (expressive gestures) включают такие поведенческие проявления, как улыбка, выражение презрения и недовольства. Символические Ж., зачастую заменяющие речь, обычно осознаются использующими их людьми и имеют хождение в специфических группах. К таким группам, выработавшим свою собственную систему кинетической речи, относятся североамериканские индейцы. Ж. могут не только заменять речь, но тж уточнять и дополнять смысл самого высказывания и тем самым выполнять функцию метакоммуникации. Напр., прикладывание правой ладони к сердцу означает искренность и удостоверяет правдивость слов человека, использующего этот Ж. Область изучения Ж. во многом пересекается с областью изучения невербального поведения и коммуникации. Совр. научное изучение Ж. началось с монографии Дарвина "О выражении эмоций у человека и животных", основу к-рой составили его собственные наблюдения. Несмотря на признание им того факта, что определенные Ж. могут приобретаться путем научения, Дарвин утверждал, что большая часть телесных выразительных действий все же носит врожденный или наследственный характер. В противоположность этому Уэстон Ля Барр, исследовавший культурные аспекты Ж., писал, что антрополог должен с осторожностью относиться к высказываниям об "инстинктивном" характере Ж., когда речь идет о людях. Напр., кивок головой как выражение согласия и (воспринимающееся как отрицательное) покачивание головой рассматривались в качестве "инстинктивных" жестов, осн. на обнаруживаемом у младенца с рождения рефлексе "поиска груди" (rooting response) и его отказе от нее. Однако Ля Барр приводит множество альтернатив выражения согласия и несогласия из др. культур: напр. айны на севере Японии для выражения согласия или несогласия используют ладони, тогда как абиссинцы говорят "нет", резко поворачивая голову в сторону правого плеча, и "да", резко отводя ее назад и поднимая при этом брови. Хьюз проанализировал "постуральные привычки" ("postural habits") у представителей различных культур, а Эдвард Холл описал культурные различия в приближении друг к другу (proximity) и в прикосновении при контакте в исслед., область к-рых он назвал "проксемикой" ("proxemics"). Ломакс и др. разработали систему, названную "хореометрией" (choreometrics), показывающую как стили движения связаны с социоэкономическими уровнями жизни в определенной культуре. Исследуя панкультурные аспекты телесных движений, Эйбл-Эйбесфельдт обнаружил, что приветствия сопровождаются поднятием бровей и улыбками в самых разных культурах, а Экман и Фрайзен установили, что определенные выражения лица являются универсальными. Дарвин обнаружил, что нек-рые психич. заболевания сопровождаются специфическими навязчивыми выразительными движениями. Вильгельм Райх обращал внимание на частые расхождения между вербальным содержанием и эмоциональным поведением. Он считал, что форма поведения пациента оказывается не менее важной чем то, о чем он говорит. Фрейд утверждал, что мн. "случайные действия" аналогичны бессознательным позициям. Морис Краут изучал сферу действия и значение разнообразных "аутистических" Ж. (напр., чесание или накручивание на палец пряди волос), предполагая, что эти Ж. могут выполняться неосознанно и отражать внутренний психол. конфликт; он связывал кулачные Ж. с агрессией и пальцевые Ж. со стыдом или конфликтами в области достижений или эмоциональной привязанности. Он тж обнаружил индивидуальные и половые различия в выполнении отдельных Ж. Антрополог Рэй Л. Бердвистелл утверждает, что телесные движения (body movement) не столько отражают индивидуальные внутренние состояния эмоции или аттитюда, сколько являются просто культурно обусловленным каналом коммуникации, и что паттернам выразительных действий научаются в процессе приобретения социокультурного опыта. Он предложил термин "кинесика" ("kinesics") для методологии, связанной с коммуникативными аспектами приобретаемых телесных движений. Аналогом кинесике является дескриптивная лингвистика. Бердвистелл рассматривал коммуникацию как многоканальную систему, одну из частей к-рой составляют двигательные паттерны. Он отвергал изучение изолированных образцов вокализации или Ж. и поз и сосредоточил свои усилия на интерактивном подходе. Бердвистелл и Шефлен разработали методику естественного наблюдения, к-рую Шефлен назвал "контекст-анализом", использующуюся для обнаружения и выделения элементов поведения в системе коммуникации. Кондэн и Огстэн, используя этот интерактивный или контекстуальный подход, показали, как телесные движения могут синхронизироваться на "микро"-уровне между индивидуумами или между индивидуумом и его собственной речью. Акцент на групповой и семейной терапии с широким использованием видеомагнитофона и видеозаписи способствовал популяризации изучения интерактивных и коммуникативных аспектов телесных движений наряду с изучением связи между индивидуальными и культурными различиями, с одной стороны, и интрапсихическим уровнем движения, с другой. Э. Сепир писал: "Мы чрезвычайно чутко реагируем на Ж. и, можно даже сказать, в соответствии с неким детально разработанным и потайным кодом, нигде не записанным, никому неизвестным и в то же время понятным для всех". Анализ Ж. обеспечивает нас ценной информ. в отношении этого тайного языка. Ж., исследуются ли они с психол. или культурной т. зр., позволяют глубже проникнуть в "язык" коммуникации как в отношении его смысла, так и в плане его стиля. См. также Процессы коммуникации, Кросс-культурная психология, Экспрессивная мимимка, Символическая интеракция С. Ф. Уоллок

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Найдено схем по теме ЖЕСТ — 0

Найдено научныех статей по теме ЖЕСТ — 0

Найдено книг по теме ЖЕСТ — 0

Найдено презентаций по теме ЖЕСТ — 0

Найдено рефератов по теме ЖЕСТ — 0

Вы можете заказать написание реферата: