МЕТАФОРА
Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003
Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001
Источник: Мак-Дермот Я. Краткий глоссарий НЛП
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
МИР ВООБРАЖАЕМЫЙ (Mundus Imaginalis - лат.) - постюнгианский термин; относится к определенному уровню (или порядку) реальности, расположенному точно посередине между чувственными впечатлениями тела и развитой когнитивностью (или духовностью); может пониматься как местоположение архетипической образности или как взаимодействующее и межсубъектное поле образов, благоприятствующее взаимоотношению двух людей, например аналитику и пациенту.
МИР ЕДИНЫЙ (Unus Mundus - лат.) - взгляд на мир, который существенно отличается от причинного объяснения; основание для попыток распознать смысл.
Внимание здесь сосредоточивается, главным образом, на отношениях, существующих между "вещами", а не на самих "вещах", а в последующем на отношениях между отношениями.
Это понятие, или образ, используется Юнгом, чтобы говорить о наличии внутренней связи каждого слоя существования со всеми другими слоями и, в меньшей степени, о существовании трансцендентного или сверхъестественного плана для координации отдельных частей. К примеру, тело и психическое являются взаимосвязанными, аналогичной может быть и взаимосвязь между психикой и материей.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Отдельно выделяют гиперболические М. (или метафорические гиперболы) типа: "наш швейцар - настоящий Геркулес". М. свойственны поэтической речи: "Метелица как медведица. Весь вечер буянит зло. То воет внизу под лестницей, То лапой скребет в стекло" (Э. Асадов), "Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя" (А. Пушкин), "Аэродром для комаров мой лысый череп" (Е. Евтушенко). Такие М. называют образными или поэтическими. От них отличают лексические М. - мертвые или окаменевшие, стертые М. типа "лист бумаги", "ветер перемен", "оскал капитализма", "герой дня".
С помощью М. в художественной речи могут выражаться контраст и ирония, напр., "Скрытый кустами и темнотой, он видит, как теща сидит за столом и ест мясо. "Я ем совсем мало, я ем как птичка - а вечером вообще не ем", - говорит она обычно; хорошо освещенная, она сидит и рвет мясо большими кусками … как птичка. Как орел" (В. Маканин). Ср. ГИПЕРБОЛА, КЕННИНГ, МЕТОНИМИЯ.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
Метафоризация основывается на установлении отношений сходства, отличного от сравнения. В М. структурные элементы равноправны. Новое значение рождается за счет столкновения старых, при этом каждое из них изменяется, но не теряет своей автономности. Такое столкновение aктивизирует чувственные компоненты старых значений, способствует возникновению сложной динамической системы, в которой пульсируют новые смыслы. Форма, фактура, структурные связи и семантическое наполнение метафорической конструкции могут меняться в зависимости от разных социокультурных контекстов. Неизменной остается функция порождения нового значения, знания, мироощущения. М. — результат индивидуального видения и чувство вания. В основе ее лежит уникальная система аффективно–семантических связей. Поэтому доминантa cмысла над значением выделяется как один из наиболее характерных признаков М. и метафоризации.
(Барышева Т. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
En.: Metaphor
Традиционное (со времен Аристотеля) определение таково: скрытое уподобление или образное сближение слов на основе их переносных значений: например, «корабль вспахивает море».
Метафора настолько привычна, что ее перестают замечать (Villien, 1989). Эриксон пользуется этим понятием, обращаясь к этимологии (metapherim нести сверх) для обозначения «средства, позволяющего вносить новые значения в сознание» (Erickson & Rossi, 1979).
В действительности слово или фраза могут быть носителями ассоциаций или иметь много разных значений; рассказанная история также может нести в себе скрытый смысл... Мы привыкли говорить о метафоре или о метафорическом подходе в широком смысле, чтобы обозначить способ выражения, несущий в себе множество всевозможных значений. В метафоре содержится явное послание, удерживающее внимание на сознательном уровне; более важным является второй смысл, который, как и в юморе, «продвигается» независимо и скрыто. Этот второй смысл, будучи связан с проблемами пациента, может способствовать развитию осознавания, но прежде всего он создает возможность психического упорядочивания. Он позволяет достичь психических уровней, к которым сознание не имеет доступа.
Метафора - это подход, используемый в терапии и помимо гипноза; но особое значение она приобретает в гипнозе, поскольку метафорический язык является по преимуществу языком правого полушария (Erickson & Rossi, 1979).
Метафора, в частности, позволяет выходить за пределы психологических ограничений (Erickson & Rossi, 1979). Одной из своих пациенток, склонной к суициду, Эриксон с энтузиазмом рассказывал о круговороте жизни с помощью метафор, почерпнутых им в городском ботаническом саду (Lodeon, 1986). Благодаря этому молодая женщина решается внести новое содержание в свою жизнь и вскоре покидает город, никого не предупредив.
Если же метафора по той или иной причине не подходит пациенту (если в основе ее лежит неверное предположение), пациент не воспримет ее, и ничто не будет потеряно. Супружеской паре, страдавшей сексуальной дисгармонией, Эриксон как бы в виде отступления рассказывает о ресторанных «удовольствиях»... например о том, что некоторые любят аперитив, а другие предпочитают сразу приступать к основному блюду и т. д. (Haley, 1973/1984).
Но если пациенты узнают свою проблему, Эриксон дает обратный ход и начинает говорить о другом. Многочисленные истории, рассказанные Эриксоном, были прежде всего полезными метафорами. Названия глав в книге Розена, где собраны эти истории (1982/1986), указывают направления: изменить бессознательное, довериться бессознательному, обучение на опыте, принять на себя ответственность за свою жизнь, обрести непредвзятый взгляд и т. д.
Открытая метафора ограничивается лишь намеком на актуальные или минувшие проблемы. Важно, что «метафора «облечена» реальностью, актуальной для того, кто ее слушает» (Turner, 1989).
Умение предлагать метафоры достигается в результате внимательного анализа клинических случаев, однако лучшие метафоры рождаются спонтанно в течение сеанса (см. переходное пространство). Когда метафора создается прицельно, мы охотнее называем ее метафорическим внушением.
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003