ВНУШАЕМОСТЬ ВНУШЕНИЕ БЕЗ СЛОВ

ВНУШЕНИЕ

Найдено 25 определений термина ВНУШЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВНУШЕНИЕ

— внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ВНУШЕНИЕ

лат. suggestio) - неосознанное (или осознанное) влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь психологических терминов

Внушение

психологический механизм, процесс и результат неосознанного субъектом влияния на него другого человека, вызывающее определенные изменения в психологии и поведении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников

ВНУШЕНИЕ

целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, при котором осуществляется передача некритически воспринятой информации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по политической психологии. Авторский коллектив РУДН

Внушение

педагогическое воздействие, заключающееся в сознательном, неаргумен­тированном воздействии на ученика, имеющем своей целью изменение его состояния и отношения к чему-либо.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогическая психология

Внушение

процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением критичности и сознательности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием его активного понимания, а также анализа и оценки на основе прошлого опыта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология менеджмента. Словарь основных терминов

ВНУШЕНИЕ

suggestion) - (в психологии) процесс изменения убеждений, мнений или эмоционального состояния людей путем внушения им необходимости такого изменения. Иногда данный термин применяется в качестве синонима к термину "гипноз". См. также Аутосуггестия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

ВНУШЕНИЕ

психологический механизм воздействия, состоящий в изменении позиции собеседника (оппонента) на основе некритического принятия им позиции др. Владение этим механизмом важно для успешного проведения переговоров, неконфликтного разрешения трудной межличностной ситуации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь конфликтолога

Внушение

старослав. вън уши – в уши) - 1. процесс побуждения кого-либо вести, думать или чувствовать себя определенным, с известной целью навязываемым извне образом; 2. вербальные, изобразительные и иные коммуникации, используемые в целях внушения. Синоним: Суггестия (лат. suggestio - внушение).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

внушение (суггестия)

социально-психологический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей помимо (а иногда и против) их воли. Исключительно велика роль В. в управлении военнослужащими в боевой обстановке, при стрессе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

внушение

социально-психический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо (а иногда и против) их воли, механизм которого базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Внушение

Процесс вербального (речевого) или невербального эмоционально окрашенного воздействия на психику человека с целью создания у него определенной установки на фоне снижения осознаваемости восприятия содержания внушаемого материала. Путем В. могут быть вызваны ощущения, представления, волевые побуждения и вегетосоматические реакции.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Внушение

Син.: Суггестия. Целенаправленное эмоционально-волевое воздействие на человека, находящегося в бодрствующем состоянии или под гипнозом. Внушение может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проводится в жесткой императивной форме. Во втором – опосредованно, через индифферентный фактор, которому в процессе внушения придается чрезвычайное значение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

ВНУШЕНИЕ

1. Процесс побуждения кого-то вести себя определенным образом, принять определенное мнение, или убеждение в чем-то косвенными методами. Этот термин употребляется только тогда, когда не используется никакая сила, аргументация, команда или принуждение для того, чтобы вызвать желаемые изменения. 2. Фактическая вербальная или изобразительная коммуникация, используемая в этом процессе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ВНУШЕНИЕ

процесс целенаправленного воздействия на психиче скую сферу человека, являющийся компонентом обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации. В. осуществляется в форме гетеросуггестии (воз действия со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). В. достигается вербальными (слова, интонация) и невербальными (мимика, жесты, действия другого человека, окружающая обстановка и т.д.) средствами (см. Внушения виды)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Внушение

речь, имеющая преимущественную цель воздействия на психику, на чувства, а не на разум собеседника (аудитории). Это больше всего типично для публицистики, рекламы, а также в бытовом общении. Поменьше поддавайтесь психологическому внушению (см. аргумент к антимодели, аргумент к авторитету, аргумент из народного единодушия); больше прислушивайтесь к объективно-логическим доводам.

- Бессмысленная чернь Изменчива, мятежна, суеверна, Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна (А. Пушкин, Борис Годунов).

- Ср. Искусство стремится скорее запечатлевать в нас чувства, чем их выражать (А. Бергсон, Время и свобода воли).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология

ВНУШЕНИЕ

англ. suggestion) - вид целенаправленного коммуникативного влияния на поведение и сознание человека (или группы людей), в результате которого человек (группа людей) вопреки имеющейся фактической информации (воспринимаемой, извлекаемой из памяти) признает существование того, что в действительности не существует, либо что-то делает вопреки своим намерениям или привычкам. Иначе говоря, В. изменяет свойственные человеку способы анализа информации и способы поведения. Эффект В. обусловлен снижением самоконтроля и самокритики в отношении содержания В., что имеет место, напр., в состоянии гипноза (см. Возрастная регрессия). Особо выделяют вербальное В. и мысленное В. (см. Парапсихология). См. также Плацебо. (Б. М.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

ВНУШЕНИЕ

Воздействие на психику человека, при котором путем преимущественно неосознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов. В. как бы преодолевает антисуггестивные барьеры - критически-логический, интуитивно-аффективный и этический [Г. Лозанов, 1971]. В то же время В. реализуется, если оно соответствует логическим построениям, присущим мышлению пациента; эмоционально и этически неприемлемые тезисы психотерапевтического воздействия отметаются. Предполагается, что в основе В. лежит специальная суггестивная установка, являющаяся важным механизмом уравновешивания отношений личности больного с окружающей средой. Успешность В. зависит как от внушаемости, так и от ретенции, прочности В., так как пациент может быть внушаемым, но само В. оказывается непрочным, нестойким. В. может быть прямым и косвенным, в котором определенное значение придается тем или иным предметам и явлениям; в гипнозе и в состояний бодрствования; вербальным и зрительным, в котором использованы в специальном смысле изображения лиц, предметов, ситуаций. В процессе гипноза В. может предусматривать желательную деятельность или чувства пациента на период после гипнотического сеанса (В. постгипнотическое).

Син.: суггестия (лат. suggestio - внушение).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь психиатрических терминов

ВНУШЕНИЕ (ПАРАМЕТРЫ)

En.: Suggestion (parameters)

Для того чтобы проанализировать предложения терапевтов и особенно косвенные внушения, я предложил однажды (Godin, 1988) ответить на следующие вопросы:

1. Является ли внушение полностью навязанным извне или оно как бы ретранслируется пациентом? Другими словами, идет ли внушение извне или нечто вызывается внутри пациента ?

2. Является ли внушение видимым и узнаваемым для пациента?

3. Является ли форма внушения разрешающей или авторитарной?

4. Основана ли эффективность внушения на использовании бессознательных механизмов? (Не будет ли утопией пытаться определить в этом случае степень принуждения?)

5. Насколько определенно внушение адресовано бессознательному пациента?

Эти параметры использовал Эриксон. Для него было достаточно наличия хотя бы одного из них, чтобы говорить о косвенном внушении. Можно сказать точнее: если предложение терапевта помечать символами, соответствующими каждому из пяти вышеозначенных параметров, то каждое предложение предстанет в виде пятизначной формулы. Такой анализ, примененный к записи Эриксона, датированной 1974 годом, показал, что возможны любые сочетания этих признаков, но некоторые встречаются чаще (Godin, 1988b). Этот анализ, будучи применен к каждому автору, позволит выявить его излюбленные методы работы и его стиль (и, может быть, его эволюцию во времени).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

ВНУШЕНИЕ

En.: Suggestion

Внушение - это банальнейшее явление повседневной жизни. Как говорил Огурлайан (1982), «если я повторяю жест другого человека, то уже можно сказать, что этот жест мне внушен».

В гипнозе пациент слышит обращенную к нему речь, поэтому невозможно, говоря о гипнозе, не прибегать к понятию внушения. Но слово «внушение» скрывает различные реальности: между предоставлением возможности получения нового опыта с позиции готовности, как это предлагается новым гипнозом, и фундаментальной гипотезой традиционного гипноза - верой в то, что состояние гипноза позволяет навязывать чужие идеи, - лежит целая пропасть непонимания (Godin, 1990a).

Согласно Вайтценхофферу, то, что мы называем внушением, в гипнозе является сообщением или чередой сообщений, имеющей целью вызвать видимые действия или невидимый ответ пациента. Эти коммуникации названы внушениями, поскольку их эффекты не являются произвольными ответами и/или ответы чаще всего неосознанны (см. Wertzenhoffer, 1989,1). Такие коммуникации принципиально отличаются от приказов, требований, инструкций, которые подразумевают сознательное сотрудничество и произвольный ответ. Это определение, сформулированное применительно к прямому внушению, может относиться и к другим видам внушений: открытому, активизирующему и непрямому.

Действительно, внушение имеет нечто общее:

- с гипнотической индукцией;

- с феноменами, появляющимися во время гипноза;

- с типом связи протагонистов во время гипнотического состояния.

Это касается гипноза в тех случаях, когда он определяется соответствующей установкой по отношению к внушениям оператора (см.: шкалы.) Напротив, с точки зрения нового гипноза отнюдь не ставится задача забивать голову внушениями, идущими извне (см.: классификация внушений).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

ВНУШЕНИЕ (СУГГЕСТИЯ)

целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на сферу психическую человека, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания. Связано со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также с отсутствием целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному внушением, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, являя собой совокупность "установок внушенных". Внушение - компонента обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Реализуется в форме гетеросуггестии и автосуггестии. Внушение, производимое группой, - один из факторов конформности. Достигается средствами вербальными - словами, интонацией, и невербальными мимикой, жестами, действиями (другого человека, внешней обстановки). Механизм внушения широко применяется религией для воздействия на верующих. По методам реализации внушения подразделяются на внушения прямые (императивные), внушения косвенные, а также на внушения преднамеренные и непреднамеренные. Внушение прямое преднамеренное заключается в использовании суггестором специальных "словесных формул", кои внедряются в сферу психическую суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения. Содержание внушения косвенного включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения. Внушение косвенное может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. По критерию состояния суггеренда различаются:

1) внушение в бодрствующем состоянии .(=> бодрствование);

2) внушение в гипнозе;

3) внушение в естественном сне;

3) внушение постгипнотическое - реализуемое после выхода из гипноза. Эффективность внушения определяется:

1) свойствами суггестора - социальный статус; обаяние; волевое, интеллектуальное, характерологическое превосходство;

2) особенностями суггеренда - степень внушаемости;

3) отношениями, складывающимися между ними, - доверие, авторитетность, зависимость;

4) способом конструирования сообщения - уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонент, подкрепление другими воздействиями. На внушении отчасти основано воздействие некоих средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия). В педагогике делаются попытки использовать внушение в обучении - так называемая суггестопедия. В психологии экспериментальной внушение иногда служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Внушение

в социальной психологии) — способ влияния, который основывается на некритичном восприятии человеком поступающей информации. В., как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новой информации и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Однако в отличие от убеждения, В. предполагает усвоение объектом В. сообщения без требования доказательств его истинности. При В. слова субъекта В. вызывают именно те самые представления, образы, ощущения, которые внушающий имеет в виду. При этом складывается ситуация, когда полная ясность и безоговорочность указанных представлений требует действий с той же необходимостью, как будто эти представления были получены прямым наблюдением. Будучи принятым без должного критического осмысления, внушенное человеку поведение может не согласовываться с его убеждениями, привычками, наклонностями. В то время как убеждение, являясь воздействием в значительной степени интеллектуальным, апеллирует, в основном, к знаниям и опыту слушающего, В., носящее эмоционально-волевой характер, основывается на вере (или на доверии — разница здесь лишь в степени некритичности восприятия слов и поступков значимого другого). В обыденной жизни В. происходит повседневно в процессе общения между людьми. Характеризуется оно тем, что один человек, не обосновывая выдвигаемые им положения, добивается реального, а не формального принятия их другим человеком. Степень внушаемости индивида определяется уровнем развития его личности, его самосознания и самооценки, силой воли, а также особенностями межличностных отношений в группе, и в частности отношением к субъекту В. Чаще всего некритическое отношение к информации возникает в том случае, когда она передается референтным для объекта В. лицом. Вместе с тем, источником В. вовсе не обязательно должен быть давно и хорошо знакомый человек; порой бывает достаточно уверенных манер, голоса, категоричности речи. Особенно усиливают эффект В. средства массовой информации, которые расцениваются многими людьми как фильтр на пути недостоверных сведений. С низкой критичностью мышления и восприятия связаны такие личностные характеристики, как доверчивость и консерватизм. Кроме того, степень внушаемости в значительной степени зависит от возраста. Уровень критичности тесно связан с объемом знаний, поэтому с накоплением индивидуального опыта критичность возрастает. Рост критичности в процессе онтогенеза приводит к росту креативности, однако связанное с ним снижение внушаемости обусловливает трудности контроля за поведением детей. Большое значение для развития критичности имеет стиль родительского воспитания. В том случае, когда родители включают детей в обсуждение семейных проблем, ограничивают вмешательство в их дела, умеют относиться к ним, как к равным, внушаемость детей низка. И наоборот — чем больше родители контролируют поведение детей, добиваясь полного следования своим предписаниям, тем внушаемость выше. В равной степени это относится и к жизни общества. В странах с тоталитарным или авторитарным режимом мера критичности людей к поступающим к ним сведениям, будь то слухи или сообщения средств массовой информации, в целом значительно ниже, чем в либерально-демократических государствах. Это связано с тем, что многие области общественного бытия в недемократических обществах закрыты для критики, а установки на ограничение критики в любой сфере неизменно сказываются на общем уровне критичности тех, кто воспитан в этих условиях. И.Г. Дубов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Внушение

способ влияния, к-рый основывается на некритичном восприятии человеком поступающей информации. В., как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новой информации и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. В отличие от убеждения, В. предполагает усвоение объектом В. сообщения без требования доказательств его истинности. При В. слова субъекта В. вызывают именно те самые представления, образы, ощущения, к-рые внушающий имеет в виду. При этом складывается ситуация, когда полная ясность и безоговорочность указанных представлений требует действий с той же необходимостью, как будто эти представления были получены прямым наблюдением. Принятое без критического осмысления, внушенное человеку поведение может не согласовываться с его убеждениями, привычками, наклонностями. В то время как убеждение, являясь воздействием в значительной степени интеллектуальным, апеллирует в осн. к знаниям и опыту слушающего, В., носящее эмоционально-волевой характер, основывается на вере (или на доверии - разница здесь лишь в степени некритичности восприятия слов и поступков значимого другого). В обыденной жизни В. происходит повседневно в процессе О. между людьми. Характеризуется тем, что один человек, не обосновывая выдвигаемые им положения, добивается реального, а не формального принятия их др. человеком. Степень внушаемости индивида определяется уровнем развития его личности, его самосознания и самооценки, силой воли, а также особенностями межличностных отношений в группе, и в частности, отношением к субъекту В. Чаще всего некритическое отношение к информации возникает в том случае, когда она передается референтным для объекта В. лицом. Вместе с тем источником В. вовсе не обязательно должен быть давно и хорошо знакомый человек; порой бывает достаточно уверенных манер, голоса, категоричности речи. Особенно усиливают эффект В. средства массовой информации, к-рые расцениваются многими людьми как фильтр на пути недостоверных сведений. С низкой критичностью мышления и восприятия связаны такие личностные характеристики, как доверчивость и консерватизм. Степень внушаемости в значительной степени зависит от возраста. Уровень критичности тесно связан с объемом знаний, поэтому с накоплением индивидуального опыта критичность возрастает. Рост критичности в процессе онтогенеза приводит к росту креативности, однако связанное с ним снижение внушаемости обусловливает трудности контроля за поведением детей. Большое значение для развития критичности имеет стиль родительского воспитания. В том случае, когда родители включают детей в обсуждение семейных проблем, ограничивают вмешательство в их дела, умеют относиться к ним как к равным, внушаемость детей низка. И наоборот - чем больше родители контролируют поведение детей, добиваясь полного следования своим предписаниям, тем внушаемость выше. В равной степени это относится и к жизни общества. В странах с тоталитарным или авторитарным режимом мера критичности людей к поступающим к ним сведениям, будь то слухи или сообщения СМИ, в целом значительно ниже, чем в либерально-демократических государствах. Это связано с тем, что многие области обществ. бытия в недемократических обществах закрыты для критики, а установки на ограничение критики в любой сфере неизменно сказываются на общем уровне критичности тех, кто воспитан в этих условиях. Лит.: Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. Пг., 1923; Дубов И. Г. Такое многоликое влияние. М., 1989; Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. М., 2001; Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966; Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999. И. Г. Дубов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

ВНУШЕНИЕ

лат. suggestio). Подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем В. вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Основным средством В. является слово, речь суггестора (человека, производящего В.). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние.

Предлагаются различные классификации В.: В. и самовнушение; В. прямое или открытое, косвенное или закрытое; В. контактное и дистантное. В медицинской практике используются соответствующие приемы В. в бодрствующем состоянии, в состоянии естественного, гипнотического и наркотического сна.

В. в состоянии бодрствования присутствует в той или иной степени выраженности в каждой беседе врача с больным, но может выступать и в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия. Формулы В. обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания. Они могут быть направлены как на улучшение общего самочувствия (сна, аппетита, работоспособности и др.), так и на устранение отдельных невротических симптомов. Обычно В. наяву предшествует разъяснительная беседа о сущности лечебного В. и убеждение больного в его эффективности. Эффект В. тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, производящего В. Степень реализации В. определяется также особенностями личности больного, выраженностью "магического" настроя, веры в возможность влияния одних людей на других с помощью неизвестных науке средств и способов.

В. в состоянии естественного сна путем нашептывания фраз спящему ребенку применяли И. В. Вяземский (1903), Бурдон (Burdon Ch., 1904) и др. Оно проводится тихим голосом, но внушающим тоном. Фразы, направленные на углубление сна, чередуются с лечебными В., повторяемыми с паузами. За сеанс проводится до 6 серий таких В. Лечение этим методом трудноосуществимо, что может быть связано со слишком чутким, поверхностным сном, приводящим к легкому пробуждению, резко выраженной ориентировочной реакцией или слишком глубоким сном, при котором добиться суггестивного воздействия не удается. Наиболее широкое применение В. во время естественного сна нашло при лечении фобий и истерических симптомов у детей (см. Сомнопсихотерапия по Перельмутеру). Однако нельзя исключить, что в этих условиях происходит общение со спящим по типу гипнотической коммуникации.

В. в состоянии гипнотического сна в лечебных целях широко распространено.

При использовании методики наркопсихотерапии лечебное действие В. реализуется в условиях искусственно вызванного наркотического сна. К методам, близким к наркопсихотерапевтическим, относится применение с психотерапевтической целью газовой смеси кислорода и закиси азота (см. Наркопсихотерапия с помощью газовой смеси азота и кислорода).

Косвенное В. является основой разработки опосредующей и потенцирующей косвенной психотерапии, получившей развитие в последнее время в работах главным образом курортных психотерапевтов. Разновидностью косвенного В. может считаться плацебо-терапия, при которой назначается плацебо-препарат (лат. placebo - понравлюсь, удовлетворю) - безвредный препарат, применяемый под видом какого-либо лекарственного средства.

Самовнушение - это методика В. каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний себе самому. В психотерапевтической практике применяются различные методики самовнушения. Чаще всего они представляют собой варианты давно предложенной методики самовнушения по Куэ (Coue E., 1928). Самовнушение является основой (или одним из существенных механизмов лечебного действия) многих других методов психотерапии (см. Аутогенная тренировка).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е издание

ВНУШЕНИЕ

эмоциональное и интеллектуальное воздействие, оказываемое одним человеком на другого, в частности врачом на пациента в процессе его лечения.

   На начальном этапе становления психоанализа З. Фрейд обратил внимание на ту роль, которую врач играет при лечении пациентов. В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он отметил, что для преодоления сопротивления пациентов наряду с интеллектуальными мотивами важен и аффективный момент – авторитет врача, имеющий важное значение «во всех методах терапии, применяемых в медицине». Признание этого факта вплотную подводило к осмыслению проблемы внушения и к раскрытию данного феномена применительно к психоанализу.

   В работе «О психотерапии» (1910) З. Фрейд обратил внимание на то обстоятельство, что психоневрозы доступны психическому воздействию и что личность врача может оказать такое воздействие на пациентов, благодаря которому осуществляется их выздоровление без использования каких-либо медикаментов. В то же время он подчеркнул, что аналитическую терапию не следует смешивать с лечением гипнотическим внушением, от которого пришлось отказаться при переходе от катартического метода к психоанализу. «В действительности между суггестивной и аналитической техникой существует самая большая противоположность».

   Поясняя смысл противоположности между гипнотическим внушением и психоанализом, З. Фрейд использовал аналогию, которую выдвинул итальянский художник Леонардо да Винчи в отношении искусства: если живописец работает путем наложения мазков краски на бесцветное полотно, то скульптор, напротив, действует путем отнятия от камня того, что скрывает находящуюся в ней статую. Точно так же суггестивная техника действует, не задумываясь над происхождением, силой и значением симптомов болезни, а, используя внушение, ожидает, что оно окажется достаточно сильным, чтобы помешать проявлению патогенной идеи. «Аналитическая терапия, напротив, старается ничего не накладывать, не вводить ничего нового, а отнимает, устраняет, и для этой цели она задумывается над происхождением болезненных симптомов и психической связью патогенной идеи, устранение которой составляет ее цель».

Возникновение психоанализа было связано с отказом от гипноза. З. Фрейд заметил, что при работе с пациентами во многих случаях гипнотическое внушение постепенно исчезает, происходит возвращение прежнего невротического симптома или взамен его возникает новое болезненное проявление. Кроме того, суггестивная техника не способствует пониманию игры скрытых психических сил, не содействует обнаружению сопротивления, при помощи которого пациент противится выздоровлению и сохраняет свою болезнь. Учитывая эти обстоятельства, З. Фрейд оставил технику внушения, а вместе с ней и гипноз, потому что, по его собственному признанию, он «отчаялся в возможности сделать внушение настолько сильным и стойким, как это необходимо для окончательного лечения».

   Казалось бы, психоаналитическое лечение основывается на принципе отказа от использования внушения как такового. Однако с обнаружением в процессе анализа явления переноса и с обоснованием З. Фрейдом необходимости использования переноса в качестве важного, незаменимого средства аналитической терапии с неизбежностью возник вопрос о том, что подобно другим видам терапии психоанализ не только не исключает, но, напротив, предполагает технику внушения. Получался своего рода парадокс, поскольку, отказавшись от гипноза и внушения, психоанализ поставил в центр своей техники развитие переноса, который вольно или невольно включал в себя элементы внушения. Это не ускользнуло от внимания З. Фрейда. Не случайно в ряде своих работ ему пришлось давать разъяснения по поводу того, как и в какой степени перенос связан с внушением, каким образом и чем психоанализ отличается от других видов психотерапии, использующих внушение в качестве средства исцеления пациентов. Во всяком случае размышления З. Фрейда о переносе, внушении и специфике психоанализа содержались в таких его работах, как «О динамике переноса» (1912), «Советы врачам при психоаналитическом лечении» (1912), «Введение в лечение» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17) и других.

   Осмысливая терапевтическое значение переноса, З. Фрейд соглашался с тем, что в конечном счете «результаты психоанализа покоятся на внушении». Вместе с тем важно иметь в виду, что в психоанализе понимается под внушением. Если при суггестивной технике речь идет о непосредственном, целенаправленном воздействии врача на психику больного, то в психоаналитической терапии под внушением понимается воздействие на пациента при помощи возможных у него феноменов переноса. З. Фрейд исходил из того, что часто перенос сам по себе оказывается в состоянии устранить симптомы болезни, но временно и пока он сохраняется. В таких случаях можно говорить о лечении внушением, а не о психоанализе. Как подчеркивал основатель психоанализа во «Введении в лечение», «последнего названия лечение заслуживает только в том случае, когда перенос употребляет свою интенсивность для преодоления сопротивления».

   Состояние болезни становится невозможным при условии разрешения переноса. Поэтому в отличие от суггестивной техники психоанализ ставит целью терапевтической деятельности не внушение как таковое, а работу с переносом, используемым для преодоления сопротивления пациента. При этом, как отмечал З. Фрейд в статье «О динамике переноса», «пользуясь внушением, мы заботимся об окончательной самостоятельности больного, чтобы заставить его проделать психическую работу, имеющую непременным следствием длительное улучшение его состояния».

   Основатель психоанализа также считал, что нет ничего предосудительного, если психотерапевт соединяет часть анализа с некоторой долей суггестивного воздействия на больного, чтобы за короткий срок достичь желаемого успеха в лечении. Но в таком случае необходимо, чтобы врач не обольщался относительно своей терапевтической деятельности, поскольку используемый им метод не является «настоящим психоанализом».

   В «Лекциях по введению в психоанализ» З. Фрейд подчеркнул, что склонность к переносу свойственна не только невротикам, но и нормальным людям. Эта распространенная черта характера людей была замечена до появления психоанализа. Так, французский врач И. Бернгейм (1837–1919), к которому З. Фрейд ездил в 1889 г. с целью совершенствования в технике гипноза, обосновал учение о гипнотических явлениях, базирующихся на способности людей к внушаемости. Отдавая должное И. Бернгейму, основатель психоанализа в то же время отметил, что тому не удалось понять природу внушаемости, в то время как отказ от гипноза помог ему «снова открыть внушение в виде перенесения».

   По мнению З. Фрейда, открытое им психоаналитическое внушение отличается от гипнотического внушения следующим образом: гипнотическая терапия пытается что-то прикрыть, затушевать в душевном мире пациента, в то время как психоаналитическая терапия – что-то раскрыть и устранить; «первая работает как косметика, вторая – как хирургия»; гипнотическая терапия использует внушение для запрещения симптомов и усиления вытеснения, но при этом приведшие к образованию невротических симптомов психические процессы остаются неизменными, тогда как психоаналитическая терапия проникает в сущность психических конфликтов и пользуется внушением для того, чтобы изменить исход этих конфликтов; первая терапия оставляет пациента бездеятельным, неизменным и, следовательно, неспособным к сопротивлению при новом поводе к заболеванию, а вторая – нацелена на выявление и устранение внутренних сопротивлений, благодаря чему душевная жизнь пациента изменяется, поднимается на высокую ступень развития, остается защищенной от нового заболевания; гипнотическая терапия является капризной и неустойчивой по своим результатам, в то время как аналитическая терапия поддается расчету и дает более или менее стабильные результаты; при суггестивном лечении перенос тщательно оберегается и не затрагивается, а при аналитическом лечении он сам становится объектом лечения и разлагается на конкретные формы своего проявления; при гипнотической терапии положительный результат обусловлен внушением, в то время как при психоаналитической терапии – «не внушением, а достигнутым с его помощью преодолением внутренних сопротивлений, на прошедшем в больном внутреннем изменении».

   Если многие исследователи конца ХIХ – начала ХХ века полагали, что внушение является основным фактором душевной жизни людей и своего рода «неразложимым прафеноменом», то З. Фрейд исходил из того, что оно само должно быть объяснено и что человек имеет право на противовнушение. Попытка объяснения природы внушения была предпринята им в «Лекциях по введению в психоанализ», где он рассмотрел перенос через призму чрезмерной способности человека распространять либидозную привязанность на различные объекты. Однако психоаналитическое понимание природы внушения было дано им в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), в которой устанавливалась непосредственная связь между либидозными, эмоциональными отношениями между людьми и внушением, между идентификацией и внушаемостью.    

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено схем по теме ВНУШЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ВНУШЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ВНУШЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ВНУШЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ВНУШЕНИЕ — 0

Вы можете заказать написание реферата: