Установка

Найдено 41 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УСТАНОВКА
См. Узнадзе теория установки.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Установка
целостная направленность на активность.

Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.

УСТАНОВКА
состояние готовности к определенному действию.

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru)

УСТАНОВКА
см. Аналитическая психология, Аттитюд, Иллюзии восприятия, Узнадзе Д. Н.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

УСТАНОВКА
готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

УСТАНОВКА

готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для конкретного субъекта ситуациях.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Установка
Attitude) — благоприятная или неблагоприятная оценка отдельного человека, предмета, события или идеи.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Установка
(Attention) – оценивание конкретных объектов, событий или ситуаций как благоприятных или неблагоприятных для субъекта.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

Установка
Attitude) — благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция, проявляемая в убеждениях, чувствах и преднамеренном поведении.

Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007

УСТАНОВКА
внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к определенным объектам.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

УСТАНОВКА

Процесс закрепления новой стратегии или схемы поведения. Новую стратегию можно устанавливать с помощью любых приемов НЛП и их сочетаний.

Источник: Бендлер Р. Краткий глоссарий НЛП

Установки
предрасположенность испытывать положительные или отрицательные чувства к людям, обстановке или вещам, которая обычно выражается как мнение.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

Установка
Attitude). Благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

Установка
Складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее человека действовать определенным образом.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Установка
готовность, предрасположенность Субъекта к определенной ситуации; определенная направленность проявлений психики и поведения субъекта; готовность к восприятию будущих событий.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Установки
Attitudes) — Ощущения, чувства и убеждения, в значительной мере определяющие восприятие работниками внешней среды, побуждающие их к планированию определенных действий и поступкам.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

УСТАНОВКА
психол. готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый характер протекания деятельности по отношению к данному объекту (см. также Установки уровни)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

установка

готовность субьекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного обьекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

УСТАНОВКА
предготовность субъекта реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое событие или явление. Установка - это внутренне качество субъекта политики, базирующееся на его предшествующем опыте и политической культуре (Д.В. Ольшанский, с.88-89)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Установка
складывающаяся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающего его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Установка
Installation). Процесс внедрения новой ментальной стра¬тегии (способа совершения чего-то) внутрь сознания-тела (mind-body), с тем чтобы она функционировала автоматически; час¬то достигается с помощью якорения, системы рычагов, мета¬фор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д.

Источник: Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. 2007

Установка
Существен при этом момент установки, т.е. той подготовительной реакции организма, при помощи которой он устанавливается на известную форму поведения, и весь механизм отбора сводится не к чему другому, как к внутреннему, необнаруженному проектированию поведения до известных конечных результатов, которые заставляют отбросить одни формы и принять другие. (3.1, 127 – 128) См. Поведение, Реакция

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

установка

готовность к определенной активности, зависит от потребности и объективной ситуации ее удовлетворения (Узнадзе Д.Н. и его школе принадлежит разработка теории У.). У. – психическое явление, кратковременный процесс, состояние личности которое проявляется во внимании; как свойство личности проявляется в направленности личности. Осознанная установка, по С.Л. Рубинштейну, позиция, занятая личностью в конкретной ситуации.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

УСТАНОВКА
понятие, введенное в психологию Д. Н. Узнадзе как основная категория теории установки — готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения (см.: Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966, с. 231—232).
В свете теории отражения У.— это психическое явление, которое как кратковременный процесс и состояние есть проявление внимания, а как свойство личности (по Узнадзе, фиксированная У.) — ее направленности.
Омоним ы эллипсисов — У. социальная, У. трудовая.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Установка
Центральное понятие в грузинской школе по изучению настроенности. Узнадзе Д. Н. описал установку как общее психологическое явление. Его ученики и последователи доразвили его идеи и испробовали их экспериментально в разных областях. По мнению Узнадзе, У является важным фактором объяснения многообразия психической структуры человеческой личности. Установки возникают в процессе деятельности, причем в результате взаимоотношения потребности с ситуацией у индивидуума формируется неосознаваемая готовность и склонность к определенной деятельности.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Установка
Категория. Свойство деятельности.
Специфика. Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901 г. в рамках Вюрцбургской школы Г.Майер и И.Орт, ученики К.Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н.Узнадзе.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Установка
любое состояние, диспозиция или тенденция реагировать на что-либо определенным образом. Установка в таком ее представлении предполагает ряд определенных действий. Так, различаются:: 1. перцептивную установку - на восприятие какого-либо вида стимулов, 2. функциональную установку - она определяет тот или иной способ использования объектов; 3. установку, ориентированную на задачу – она предполагает направленность на решение какой-либо проблемы или класса проблем; 4. мышечную установку - в соответствии с нею оптимизируется некое моторное действие или их последовательность; 5. эмоциональную установку - она определяет характер эмоциональной реакции в ответ на какую-то ситуацию. Термин используется с коннотацией, что рассматриваемая установка является временной (хотя потенциально повторяемой). Таким образом, это данное значение термина противопоставляется таким терминам, как привычка и черта, которые относятся к длительным диспозициям, а также термину «план», который используется для обозначения более общей ориентации в ситуации. См. Узнадзе теория установки.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Установка
в психологии различная, в зависимости от индивида и времени, духовная ориентация мысли и воления; ожидания, надежды или опасения, склонности, убеждения, пристрастия и предубеждения, которая определяет не только наше отношение к какому-либо предмету, событию, факту, мнению, делу, лицу и т.д., но также и прежде всего то, в каком виде они нам непосредственно представляются, т.е. то, как они реализуются в мире наших восприятий. Установки могут быть обусловлены внутренне (потребностями, направленностью внимания) или вызываться определенными моментами внешнего события (субъективные и объективные установки). Промежуточное положение занимают установки, возникшие как результат прошлого опыта, связанного с данным предметом, и сохранившиеся в течение долгого времени (дружба, вражда, уважение, доверие и т.д.). Установка, таким образом, есть такое отношение между созерцающей личностью и предметами, при котором соответствующие реакции таких же воздействий, как и в том случае, если ожидается их проявление, могут указывать какие-либо предзнаменования или сигналы (К.ф.э. - С.469-470).

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

УСТАНОВКА
готовность (предрасположенность) человека к выполнению той или иной деятельности (восприятие, мышление, двигательная активность и т.п.), зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения. Основные функции У. в деятельности: 1) У. определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; 2) У. освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; 3) У. может выступать в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям. В отличие от мотива, т.е. сознательного побуждения, У. непроизвольна и не осознается самим субъектом. Но именно она определяет отношение к объекту, самый способ ее восприятия. В системе установок, незаметно для самого человека, аккумулируется его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

УСТАНОВКА
готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. В качестве объяснитeльного принципа изучения психических явлений У. наиболее глубоко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. В социальной психологии У. используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса самореализации и изменения У., напр. под влиянием пропаганды, a также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. У. возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей. У человека может существовать У. на конфликтное или бесконфликтное разрешение проблемной ситуации, возникшей с партнером по взаимодействию. Понятие У. играет важную роль в объяснении поведения человека в конфликтах. Воздействие на У. участников конфликта – один из способов профилактики и разрешения ситуаций социального противоборства.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

УСТАНОВКА
готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации. Различают актуальную и фиксированную У. Актуальная У. прекращает действовать сразу после завершения регулируемого действия, и ее сменяет другая. Фиксированная У. возникает на основе потребности, многократно реализующейся в одной и той же ситуации. После окончания действия такая У. не исчезает, а переходит в «потенциальное состояние» готовности действовать таким же образом при условии возникновения того же сочетания потребности и ситуации. В зависимости от потребности, на базе которой формируется У., выделяются элементарные (психофизиологические) неосознаваемые У., формирующиеся на основе потребностей жизнеобеспечения и реализуемые в простейших предметных ситуациях, и социальные У., возникающие под воздействием внешних (социальных) потребностей и сложных социальных ситуаций и направленные на социально значимые объекты. Функции У., ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена У. (мотив, цель, условия деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операционных У.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

УСТАНОВКА
Любое состояние, диспозиция или тенденция организма реагировать определенным образом. Обратите внимание, что термин "реакция" здесь может включать ряд действий. Таким образом, можно иметь перцептивную установку на определенные виды стимулов (см. Einstellung), установку, ориентированную на задачу (см. Aufgabe), функциональную установку, которая определяет способ использования объектов (см. функциональную стереотипность), мышечную установку, в которой оптимизируется определенное моторное действие (см. подготовительная установка), и т.д. Чтобы различать эти способы употребления, многие авторы используют определяющие слова, как в некоторых из следующих статей. Этот термин обычно используется с коннотацией, что рассматриваемая установка является временной (хотя потенциально повторяемой), таким образом, это значение противопоставляется таким терминам, как привычка и черта, которые относятся к длительным диспозициям или состояниям, а также различается с термином план (1), который используется для обозначения более общей ориентации в ситуации. Термин определяющая установка часто используется синонимично, особенно в отношении установок, в которых проявляется некоторая степень контроля за тем, как организм должен реагировать.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

УСТАНОВКА
это эгодиспозиционность-эгоготовность-эгопроекциональность субъекта, кот. возникает при феноменах антиципации-предугадывания-предувидения им самим появления объекта-предмета, а сама У. может обеспечивать, по мнению Узнадзе и стор. его теории, релевантно-константно-фундирующий характер-модальность текущей-репродуцированной деятельности-активности, относительно-коррелятивно тех или иных предметов-объектов их свойств-элементов-индексов-денотатов-указателей, это и предподготовка — готовность субъекта поступать-действовать-активизироваться определенным образом; по нашему мнению, в модель-структуру У. должны быть подключены-входимы такие феномены; сама У. дефиницирует релевантно-сукцессивно-проекциональный характер, связанный, имплицированный с программированием деятельности-активности; У. это и механизм приводящий в движение акты связанные-когеренцируемые с контролем-регуляцией за психофеноменами-психофункциями-психопроцессами; в дифференциально-онтологическо-социальных ситуациях установка, — но здесь необходимо константно учитывать коммуникативно-ситуативные факторы, — может автоматически генерировать-репродуцировать те или иные действия-движения с учетом индивидуально-апостериорно-онтологического опыта субъекта, детерминированного эффектофеноменами-эффектоматрицами индивидуальной аккомодации-адаптации субъекта к новационным эпизодам-ситуациям-обстоятельствам; с помощью У. индивид может также референцировать-исполнять дифференциально-операционально-инструментальные действия, самовыражать-самоактуализировать-самоассертировать себя как личность с ориентацией на социальные и личностные нормы-критерии-оценки-знания-индексы-смыслы-цели, репродуцировать-воссоздавать симпатии-эмпатии-антипатии, относительно других субъектов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

УСТАНОВКИ
Найджел и Мэри пригласили друзей на ужин. Найджел с Биллом обсуждают серьезные проблемы. Найджел говорит: «Наркотики — это основная причина проблем в нашей стране. Наркотики — это очень плохо! Ни за что в жизни не стал бы их пробовать!» Мэри и Элен обсуждают достоинства различных косметических средств. Мэри говорит: «Защищающие кожу средства действительно замедляют процесс старения. Я всегда ими пользуюсь». Психологи сказали бы, что это примеры того, как люди демонстрируют свои установки. Установка — это стремление высказывать положительное или отрицательное мнение о человеке, предмете или идее и вести себя соответствующим образом.
Традиционно психологи считают, что установка объединяет три компонента: убеждение (наркотики — причина социальных проблем; косметические средства замедляют старение кожи); оценочный компонент (наркотики — плохо; косметика — хорошо); определенное поведение (не принимать наркотики; использовать косметику). Но всегда ли поведение человека соотносится с его убеждениями? Достаточно взять для примера курение, чтобы понять, что это не так. Миллионы людей продолжают курить, несмотря на свое убеждение, что курение вредит их здоровью.
Существует ряд факторов, оказывающих влияние на отношение между убеждением и поведением. Во-первых, важно, как выработалось данное убеждение, поскольку убеждения, основанные на личном опыте, сильнее, чем приобретенные извне. Во-вторых, взгляды людей, имеющих авторитет, например родителей или лучших друзей, могут также оказывать влияние на поведение. Если вы верите в то, что эти люди одобрят ваше поведение, то, скорее всего, так и поступите; если же считаете, что не одобрят, — то еще подумаете. В — третьих, принимается во внимание также оценка предполагаемого результата поведения. И наконец, если человек думает, что от содеянного ему будет плохо или он будет испытывать сожаление, то он, скорее всего, не согласится на такой поступок, и наоборот, уверенность в благоприятном исходе стимулировала бы его.
См. также статьи «Когнитивный диссонанс», «Предубеждение», «Стереотипы», «Формирование впечатлений».

Источник: 101 ключевая идея психологии

УСТАНОВКА
(set-англ., einstellung-нем.)-состояние сознательной или бессознательной психологической преднастройки человека на восприятие определенного предмета, другого человека, явления, ситуации и т. п. под специфическим углом зрения или на совершение каких-либо действий в данной ситуации. Первая система научных взглядов на психологию У. была разработана Н. Ланге в 1888 г. в контексте созданной им теории волевого внимания. В дальнейшем исследования У. были продолжены в Вюрцбургской школе психологии в Германия в начале ХХ в. В соответствующих исследованиях явление У. выступило под названием «детерминирующая тенденция». Термин «установка сознания» был введен в научный оборот представителем этой школы К. Марбе. В немецком языке существует общее понятие Einstellung, которое одновременно обозначает и установку в ее индивидуально-психологическом когнитивном понимании, и установку как определенный социально-психологический настрой или отношение человека к чему-либо. Более обстоятельно явление У. в ее когнитивнопсихологическом понимании было в дальнейшем исследовано Д.Н. Узнадзе. Он и его последователи, представляющие в настоящее время Грузинскую школу психологии, изучили различные виды У. и создали современную теорию У., по Узнадзе, это внутреннее состояние, связывающее внешние, физические воздействия и реакции человека на эти воздействия. У.-это, кроме того, звено, находящееся между различными психологическими явлениями, которое определяет взаимодействие этих явлений между собой. Наконец, У.-это фактор, определяющий влияние психических явлений на поведение человека. У. могут быть различными: первичными, фиксированными, непосредственными, опосредствованными, операциональными. См. внимания волевого моторная теория, Вюрцбурская школа мышления, «детерминирующая тенденция», Узнадзе Дмитрий Николаевич, установка гипнотическая, установка моторная, установка на реакцию, установка на стимул, установка непосредственная, установка объективная, установка операциональная, установка опосредствованная, установка первичная, установка персеверативная (установка персеверационная), установка смысловая, установка социальная, установка фиксированная (установка вторичная), установка целевая, установки теоретическая модель, школа психологическая Грузинская.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

УСТАНОВКА
определенная предрасположенность человека к восприятию, оценке и реагированию, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая целенаправленный, устойчивый характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Выработанная у военнослужащего боевая установка позволяет ему сохранить направленность боевой деятельности в непрерывно меняющихся условиях, избавиться от необходимости постоянного сознательного контроля за своей деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях. У. может быть устойчиво личностной или ситуативной предрасположенностью к определенному восприятию, осмыслению и поведению. Примером являются ожидание, намерение, ценностная ориентация. У. выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к событиям, фактам, людям, идеям. Различают позитивные, негативные и нейтральные У. При позитивных У. информация воспринимается активно, доброжелательно, с доверием. При негативных У. информация воспринимается в известной мере искаженно, с недоверием или как чуждая, вредная, неприемлемая. В нейтральных У. субъективные моменты не являются четко выраженными. Общее основание психологии во всем многообразии ее направлений и школ, создающее методологические трудности для объединения психологических фактов, впервые выявил Д. Н. Узнадзе (1886-1950), создатель в Грузии одного из центров советской психологической науки, основатель грузинской школы в психологии – психологии установки. Социальная У. – это общая ориентация человека на тот или другой социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Социальная У. включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, а также их функции (приспособления, познания, саморегуляции, защиты). Знание социальной У. личности позволяет с известной степенью достоверности прогнозировать ее поведение в некоторых ситуациях. У. опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой. Канадский психолог Ж. Годфруа трактует У. как ориентиры, позволяющие в любой момент предстать перед тем или иным человеком, событием или сообщением в «полной готовности». У. имеют три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое. Когнитивное измерение включает мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов, и людей, которые позволяют нам судить, что, на наш взгляд, является истинным, правдоподобным или возможным. Аффективное измерение составляет положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают установке эмоциональную окраску и ориентируют действия, которые мы собираемся совершить. Эти действия и есть поведенческое измерение установки, предполагающее реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

УСТАНОВКА
УСТАНОЎКА / ATTITUDE– означает неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; возникает при наличии потребности и ситуации ее удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой. Общепсихологическая теория У. была разработана Д. Н. Узнадзе и его школой в 1956 г. (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, Р. Г. Натадзе, Ш. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, Н. Л. Элиава и др.). Узнадзе отрицает возможность отождествления психического и сознания. Согласно теории У., сознательные и бессознательные процессы по своей природе и структуре одинаковы. Вопрос о связи сознательного и бессознательного (считает ученый) ставится впервые в его научной школе: «Уровню сознательных психических процессов с необходимостью предшествует активность психики, протекающая без какого-либо участия сознания; существует… досознательный уровень развития психики… Уровнем развития психики, предшествующего сознанию, является установка». Для возникновения У. (по Узнадзе) достаточно двух элементарных условий– какой-либо актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. То или иное состояние сознания, его определенное содержание вырастают только на основе этой установки. Установка не связывается с содержанием сознания, поэтому характеризовать ее в терминах сознания невозможно. В социальную психологию понятие У. вошло как разовое по отношению к базовому понятию «социальная установка», или «аттитюд», которое используется для обозначения и описания того, каким образом личность ориентируется в своем отношении к различным, прежде всего значимым для ее жизнедеятельности, объектам и явлениям, процессам социализационного характера. В современной социальной психологии обычно выделяют три базовых компонента, составляющих любую У.: аффективный, поведенческий и когнитивный: «Аффективный компонент включает все эмоции человека и его чувства в отношении объекта, в особенности положительные и отрицательные оценки. Поведенческий компонент включает предполагаемые действия человека в отношении данного объекта. Когнитивный компонент представляет собой мысли человека об определенном объекте У., включая факты, знания и убеждения. Эти три компонента У. не всегда тесно связаны друг с другом и важно учитывать все три аспекта». В отличие от социальной У., простая У. (по теории Узнадзе) лишена социальности, осознанности, эмоциональности и отражает, прежде всего, психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям. Cледует помнить, что часто У. и социальная У. оказываются неразрывно связанными компонентами одной ситуации и одного действия. Наример, ситуация, когда спортсмен находится на старте забега в соревнованиях: социальная У. спортсмена– добиться высокого результата, а простая У.– психофизиологическая готовность организма к усилиям и напряжению доступного ему уровня. Ю. М. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Установка
set) Термин У. используется в разных контекстах и проблемных областях психологии, включ. такие области, как моторное поведение, восприятие и решение задач. Существует много вариантов и синонимов этого термина, хотя каждый из них стремится передать определенную теорет. ориентацию или точно определить специфическую область применения. Среди его типичных вариантов - немецкое слово Einstellung, а тж более общие и описательные термины: готовность, детерминирующая тенденция и склонность. Иногда встречается более проблемно-ориентированный вариант: функциональная фиксированность (functional fixity). У. яв-ся временным состоянием, к-рое предрасполагает индивидуума к определенной реакции или определенному классу реакций. Это состояние может возникать под воздействием требований задачи, в форме открытых или скрытых инструкций, либо под влиянием контекста, ожиданий или предшествующего опыта. На более высоких когнитивных уровнях, У. может изменять паттерн считываемой информ., сущность воспринимаемого, или вероятность того, что конкретная задача будет решена. Один из способов взаимодействия установки с познавательными процессами называется У. внимания, представляющей собой состояние, благодаря к-рому наблюдатель оказывается подготовленным к приему информ. определенного типа, или из определенного канала. Такая У. может иметь положительные или отрицательные последствия. В общем, информ. того типа, на прием к-рой наблюдатель настроен, обрабатывается более точно и с более коротким временем реакции. Есть определенные издержки в том, что информ., на восприятие к-рой наблюдатель не настроен, может быть пропущена либо неверно интерпретирована. Др. проявление феномена У. встречается в тех случаях, когда субъект воспринимает стимулы в соответствии с ожиданиями и контекстом, а не на основе чисто физ. воздействия внешней среды. Это называют У. восприятия (или перцептивной установкой). У. восприятия может также делать некоторые стимулы функционально невидимыми, если она не направлена на них. У. может также влиять на поведение при решении задач. В этом случае обычно используется немецкое слово Einstellung. Чтобы увидеть эту форму У., рассмотрим набор из восьми задач, представленный в табл. 1. Здесь от испытуемого требуется точно отмерить заданное количество воды, используя сосуды определенного объема и кран. Напр., чтобы получить 30 литров воды, что требуется в первой задаче, следует сначала наполнить 39-литровый сосуд, затем отлить из него по 3 литра три раза. Читателю было бы полезно попытаться самому решить оставшиеся задачи. Вы, возможно, обнаружите, что задачу 2 можно решить, если сначала наполнить сосуд II, а затем отлить из него воду один раз с помощью сосуда I, и дважды с помощью сосуда III. Заметьте, что это же решение приемлемо для всех оставшихся задач, и вы, возможно, использовали его все время, до задачи 8 включительно. В таком случае, вы на самом деле пропустили более простые решения, доступные для задач 7 и 8, обе из к-рых требуют лишь того, чтобы вы наполнили сосуд I и один раз отлили из него воду с помощью сосуда III. Этот пример демонстрирует У. на решение задачи. Обратите внимание, что для задач с 3 по 6 эта У. действительно ускоряет ваше действие, подводя вас к наилучшему решению, в то время как в последних двух случаях она задерживает решение, делая вас "слепыми" к более простому и быстрому решению. Последний вид У., к-рый мы рассмотрим, вызывается привычными предметами или способами действия. Она известна как функциональная фиксированность. Этот тип установки часто играет роль блока для творческого мышления и решения задач. В своей наиболее простой форме, он воплощает тот факт, что большинство предметов и процессов имеет определенную функцию. То есть, функция молотка - колотить по предметам, ножа - резать, а трубы - издавать музыкальные звуки, и т. д. Часто эта функциональная установка блокирует решение задачи, так как индивидуум склонен думать об этих предметах как об имеющих только отмеченные привычные функции. Поэтому часто нас потрясает и изумляет, когда мы видим предметы, используемые нетрадиционным путем. Следовательно, хотя психич. У. может делать решение задач более типовым и менее напряженным, признаком креативности часто яв-ся способность "ломать установку". См. также Когнитивная сложность, Контекстуальная ассоциация, Восприятие, Перцептивные искажения, Избирательное внимание С. Корен

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

УСТАНОВКА
аттитюд) - согласно Д. Н. Узнадзе - готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка к периоду, что ему предшествует.
Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнить соответственное действие. Но иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение. Именно "ошибки установки", проявляемые в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к ее самым выразительным проявлениям.
Это понятие занимает очень важное место - видимо потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни.
Установка - не частный психологический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется и в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при "встрече" потребности с ситуацией ее удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность может быть активизована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане "импульсивной" установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности. Специфически человеческое - явление "объективации" - акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план сознания, в результате чего опять-таки вырабатывается готовность к деятельности - установка. Установки могут проявляться в различных сферах психической жизни. Можно говорить об установках моторных, установках перцептивных, установках умственных.
Установки могут быть осознанными, однако наибольший интерес представляют проявления установок неосознаваемых. В психологии общей установка применяется при исследовании:
1) целенаправленного поведения животных;
2) психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям;
3) избирательности и направленности процессов психических;
4) механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности;
5) формирования характера.
В психологии социальной установка применяется при изучении:
1) отношений личности как члена группы к некоим объектам социальным;
2) механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения;
3) процесса социализации и изменения установки, - например, под влиянием пропаганды (-> психология пропаганды).
4) также - при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях.
Функция установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. Здесь ее основные функции таковы:
1) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
2) установка освобождает субъекта от надобности принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, прежде встречавшихся ситуациях;
3) установка может выступить и как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям.
Содержание установки зависит от места объективного фактора, вызывающего установку, в структуре деятельности. Смотря по тому, на какой фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни установок смысловых, целевых и операциональных.
Установки смысловые выражают проявляемое в деятельности отношение личности к объектам, имеющим смысл личностный. По происхождению они производны от установок социальных. Они содержат:
1) информационную компоненту - взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится;
2) компоненту эмоционально-оценочную - антипатии и симпатии к значимым объектам;
3) компоненту поведенческую - готовность действовать по отношению к объекту, имеющему смысл личностный. Функции установок смысловых таковы:
1) функция инструментальная: с их помощью индивид приобщается к системе норм и ценностей данной среды социальной;
2) функция самозащиты: они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях;
3) функция ценностно-экспрессивная функция: они способствуют самоутверждению личности;
4) функция познавательная: они выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них смыслы личностные знаний, норм или ценностей.
Установки целевые вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. При прерывании действия они проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия (-> эффект действия незавершенного).
Установки операциональные появляются в ходе решения задачи на базе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в сходных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и пр. Психофизиологические механизмы, реализующие различные установки операциональные, проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Установка (Einstellung)
Это понятие есть сравнительно новое приобретение психологии (1921 год - прим. ред.). Его ввели Мюллер и Шуман. /124- Bd.45. S.37/ Тогда как Кюльпе /125- S.44/ определяет установку как предрасположение сенсорных или моторных центров к определенному раздражению или к постоянному импульсу; Эббингауз /126- Bd.I. S.681 f/ понимает ее в более широком смысле, как процесс упражнения, вносящий привычное в свершение, уклоняющееся от привычного. В нашем применении этого понятия мы исходим из эббингаузовского понятия установки. Установка есть для нас готовность психики действовать или реагировать в известном направлении. Это понятие очень важно именно в психологии сложных душевных явлений, потому что оно дает выражение тому своеобразному психологическому явлению, в силу которого известные раздражения в известное время действуют сильно, а в другое время слабо или же не действуют вовсе. Быть установленным - значит быть готовым к чему-нибудь определенному даже тогда, когда это определенное является бессознательным, потому что установленностъ есть то же самое, что априорная направленность на что-то определенное, независимо от того, находится это определенное в представлении или нет. Готовность, в виде которой я понимаю установку, состоит всегда в том, что налицо имеется известная субъективная констелляция, определенное сочетание психических факторов или содержаний, которое или установит образ действия в том или ином определенном направлении, или воспримет внешнее раздражение тем или иным определенным способом. Без установки активная апперцепция невозможна (см. апперцепция). Установка всегда имеет точку направления, которая может быть сознательной или бессознательной, ибо приуготовленное сочетание содержаний безошибочно выдвинет в акте апперцепции нового содержания те качества или моменты, которые окажутся сопринадлежащими с субъективным содержанием. Это означает, что происходит выбор или суждение, которое исключает неподходящее. Что именно подходяще, а что неподходяще, решается на основании имеющейся наготове комбинации или констелляции содержаний. Сознается или не сознается та точка, на которую направлена установка, не имеет значения для выбирающего действия установки, потому что выбор уже дан установкой априори и в дальнейшем происходит автоматически. Но практически следует отличать сознательное от бессознательного, потому что чрезвычайно часто бывают налицо две установки: одна сознательная, а другая - бессознательная. Этим я хочу сказать, что сознание имеет наготове иные содержания, нежели бессознательное. Такая двойственность установки особенно ясно обнаруживается при неврозе.
Понятие установки несколько сродни понятию апперцепции у Вундта, с тем, однако, отличием, что в понятие апперцепции входит процесс, устанавливающий отношение приуготовленного содержания к новому содержанию, подлежащему апперцепции, тогда как понятие установки относится исключительно к субъективному приуготовленному содержанию. Апперцепция есть как бы мост, соединяющий содержание уже имеющееся, лежащее наготове, с новым содержанием, тогда как установка представляет собой опору моста на одном берегу, новое же содержание - опору на другом берегу. Установка означает ожидание чего-то, а ожидание всегда вызывает выбор и дает направление. Содержание, сильно подчеркнутое и находящееся в поле зрения нашего сознания, образует, иногда совместно с другими содержаниями, известную констелляцию, равносильную определенной установке, ибо такого рода содержание сознания способствует восприятию и апперцепции всего однородного, преграждая путь восприятию всего чужеродного. Такое содержание порождает соответствующую ему установку. Это автоматическое явление составляет одну из существенных основ односторонности сознательного ориентирования. Оно могло бы повести к полной потере равновесия, если бы в психике не было бы саморегулирующей, компенсирующей (см. компенсация) функции, исправляющей сознательную установку. В этом смысле двойственность установки есть явление нормальное, которое лишь тогда проявляется в виде нарушения, когда сознательная односторонность впадает в крайность.
Установка может быть в качестве обычного внимания незначительным частичным явлением, но она может быть и общим определяющим всю психику принципом. На основе предрасположения, или общего жизненного опыта, или убеждения может образоваться привычная констелляция содержаний, создающая постоянно - и часто до мельчайших подробностей - определенную установку. Человек, особенно глубоко ощущающий всю полноту жизненной неудовлетворенности, будет, естественно, иметь установку, всегда ожидающую неудовольствия. Такая крайняя сознательная установка компенсируется бессознательной установкой, направленной на удовольствие. Угнетенный человек имеет сознательную установку на угнетающее, он выбирает в опыте именно этот момент и всюду его чувствует, поэтому его бессознательная установка направлена на власть и превосходство.
Вся психология индивида даже в его наиболее существенных чертах бывает ориентирована различно в соответствии с его привычной установкой. Хотя общие психологические законы имеют значение для каждого индивида, однако нельзя сказать, что все они характеризуют отдельную личность, поскольку сам способ действия этих законов изменяется в соответствии с его привычной установкой. Привычная установка всегда есть результат всех факторов, способных существенно влиять на психическое, а именно: врожденного предрасположения, влияния среды, жизненного опыта, прозрений и убеждений, приобретенных путем дифференциации (см.), коллективных (см.) представлений и др. Без такого, безусловно, фундаментального значения установки было бы невозможно существование индивидуальной психологии. Но общая установка вызывает такие огромные сдвиги сил и такие изменения во взаимоотношениях между отдельными функциями, что из этого слагаются сложные последствия, ставящие нередко под вопрос значение общих психологических законов. Хотя, например, считается, что в силу физиологических и психологических оснований половая функция неизбежно должна иметь известную степень деятельности, однако бывают индивиды, которые без ущерба, то есть без патологических явлений и без каких-нибудь заметных ограничений в трудоспособности, в значительной степени обходятся без нее, тогда как в других случаях даже незначительные нарушения в этой области могут повлечь за собой весьма значительные общие последствия. Как огромны индивидуальные различия, можно, пожалуй, лучше всего убедиться в вопросе об удовольствии и неудовольствии. Здесь изменяют, так сказать, все правила. Есть ли, в конце концов, что-нибудь такое, что не могло бы доставить человеку при случае удовольствие, а при случае - неудовольствие? Каждое влечение, каждая функция может подчинить себя другой и последовать за ней. Влечение к утверждению своего эго или к власти может заставить сексуальность служить себе, или же сексуальность может использовать наше эго. То мышление превзойдет и осилит все остальное, то чувство поглотит мышление и ощущение - и все в зависимости от установки.
В сущности, установка есть явление индивидуальное и не укладывается в рамки научного подхода. Но в опыте можно различать известные типические установки, поскольку различаются также и психические функции. Если какая-нибудь функция обычно преобладает, то из этого возникает типическая установка. Смотря по роду дифференцированной функции возникают констелляции содержаний, которые и создают соответствующую установку. Так, существует типическая установка человека мыслящего, чувствующего, ощущающего и интуитивного. Кроме этих, чисто психологических типов установки, число которых могло бы быть, может быть, еще увеличено, существуют и социальные типы, то есть такие, на которых лежит печать какого-нибудь коллективного представления. Они характеризуются различными "измами". Эти коллективно обусловленные установки во всяком случае очень важны, а в некоторых случаях они имеют большее значение, чем чисто индивидуальные установки.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

Установка
достаточно стабильная готовность субъекта деятельности поступать тем или иным образом еще до появления стимулирующего активность объекта или явления, при условии знания, что именно этот определенный объект или явление будет предъявлено. Изначально термин «установка» был введен в научный психологический лексикон для описания не актуально возникающего, а заложенного предшествующим функционированием способа реагирования на воспринимаемую ситуацию (скорость ответной реакции, ряд иллюзий восприятия, специфика протекания некоторых психических процессов и т. п.). В качестве своего рода интерпретационного «ключа», объясняющего целый ряд психических явлений понятие «установка» наиболее полно и развернуто разработано в школе Д. Н. Узнадзе. В социальную психологию понятие «установка» вошло позднее, как «разовое» понятие по отношению к такому «базовому» понятию как «социальная установка», или «аттитюд», которое используются для обозначения и описания того, каким образом личность ориентируется в своем отношении к различным, прежде всего, значимым для ее жизнедеятельности объектам и явлениям, процессам социализационного характера. Помимо этого, понятие «установка» и задаваемый им ракурс анализа стабильности и изменчивости личностно-интерпретационной и при этом реально деятельностной ориентации индивида в социальной действительности позволяют, с одной стороны, оценить степень социального влияния (пропаганда, расширение информационного потока, давление группы и т. п.) на изменение готовности проявлять именно заранее определенную активность, а с другой, достаточно адекватно прогнозировать способы и формы личностной поведенческой активности в определенных предугадываемых обстоятельствах. Совершенно очевидно, что именно область регуляции деятельности и является тем предметным полем, той психологической реальностью, в рамках которых понятие «установка» оказывается наиболее продуктивным в качестве объяснительного «ключа» происходящего и особенно эвристичным, если речь идет о задаче прогностического характера. Как считают специалисты в проблематике установки, основными функциями установки в деятельности являются: «а) установка определяет устойчивый, последовательный целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решение и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; в) установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям». Что касается содержания установки, то оно «зависит от места объективного фактора, вызывающего эту установку в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный характер деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операциональных установок. Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл... Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые установки проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия. Операциональная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях» (А. Г. Асмолов).
В современной социальной психологии обычно выделяют три базовых компонента, составляющих любую установку: аффективный, поведенческий и когнитивный: «Аффективный компонент включает все эмоции человека и его чувства в отношении объекта, в особенности положительные и отрицательные оценки. Поведенческий компонент включает предполагаемые действия человека в отношении данного объекта. Когнитивный компонент представляет собой мысли человека об определенном объекте установки, включая факты, знания и убеждения. Эти три компонента установок не всегда тесно связаны друг с другом, поэтому важно учитывать все три аспекта»1. Установка является наиболее устойчивой и действенной в том случае, когда все три базовых компонента взаимно дополняют друг друга, образуя более или менее гармоничное целое. Это подтверждается обширным массивом эмпирических исследований, на базе которых разработан целый ряд теоретических схем, связанных с процессом формирования и изменения установок, известных как теории согласованности.
Наиболее известным из этих подходов является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Хотя, как явствует из самого названия данной теории, она центрирована именно на когнитивных аспектах установки, ее автор рассматривал проблему согласованности гораздо шире: «Давно замечено, что любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. ... Существует согласованность также между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает»2. При этом, как считает Л. Фестингер, «достаточно уверенно можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить какую-либо систему когнитивных элементов, в которой диссонанс полностью отсутствует. Почти для любого действия, которые человек мог бы предпринять, или любого чувства, которое он мог бы испытывать, почти наверняка найдется по крайней мере один когнитивный элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим “поведенческим” элементом»3. Так, например, студент, убежденный в высокой значимости университетского образования, принимает решение отклонить предложение своей подружки провести воскресный вечер в клубе ради того, чтобы подготовиться к предстоящему в понедельник экзамену. При этом существенно важно, что данное противоречие затрагивает как когнитивные и поведенческие, так и аффективные аспекты установки, поскольку в эмоциональном плане перспектива посвятить вечер изучению, скажем, зарубежной психологии, скорее всего, гораздо менее привлекательна, чем провести его в обществе любимой девушки.
Что касается собственно когнитивных элементов, опосредствующих установки и поведение индивида, то Л. Фестингер выделил четыре типичных причины, вызывающих диссонанс:
«1. Диссонанс может возникнуть по причине психологической несовместимости. Если индивид полагает, что в ближайшем будущем человек высадится на Марс, но при этом считает, что люди до сих пор не в состоянии сделать космический корабль, пригодный для этой цели, то эти два знания являются диссонантными по отношению друг к другу. Отрицание содержания одного элемента следует из содержания другого элемента на основании элементарной логики.
2. Диссонанс может возникнуть по причине культурных обычаев. Если человек на официальном банкете берет рукой ножку цыпленка, знание того, что он делает, является диссонантным по отношению к знанию, определяющему правила формального этикета во время официального банкета. Диссонанс возникает по той простой причине, что именно данная культура определяет, что прилично, а что нет...
3. Диссонанс может возникать тогда, когда одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения. Так, если человек — демократ, но на данных президентских выборах голосует за республиканского кандидата, когнитивные элементы, соответствующие этим двум наборам мнений, являются диссонантными по отношению друг к другу, потому что фраза «быть демократом» включает в себя, по определению, необходимость поддержания кандидатов демократической партии.
4. Диссонанс может возникать на основе прошлого опыта. Если человек попадает под дождь и, однако, надеется остаться сухим (не имея при себе зонта), то эти два знания будут диссонантными по отношению друг к другу, поскольку он знает из прошлого опыта, что нельзя остаться сухим, стоя под дождем...»1.
Диссонанс создает внутреннее напряжение, в свою очередь, порождающее ощущение психологического дискомфорта, стремясь избавиться от которого, индивид, с одной стороны, может менять собственные установки в направлении их большей внутренней согласованности, а с другой — ориентируется на то, чтобы избежать ситуаций и информации, способствующих усилению диссонанса. Как было продемонстрировано в ряде экспериментов, в большинстве случаев это находит выражение либо в контрустановочном поведении, либо в поиске фактов, повышающих ценность выбранной поведенческой альтернативы и снижающих ценность отвергнутой.
Если в силу тех или иных обстоятельств индивид вынужден совершать поведенческий акт, противоречащий его изначальным установкам, то снижение возникающего диссонанса обычно достигается за счет изменения последних. При этом слишком сильный стимул к контрустановочному поведению сам по себе является достаточным оправданием такового. В этом случае сила диссонанса оказывается недостаточной для изменения установки. В одном из экспериментов, проведенных Л. Фестингером и его коллегами в 1959 г., студентам было поручено выполнение чрезвычайно скучного задания. При этом, «когда они закончили работу, экспериментатор объявил, что он изучает влияние предвзятых мнений на исполнение. Он объяснил, что некоторым людям заранее говорили, что задание интересное, другим сказали, что задание скучное, а третьей группе вообще ничего не сообщили. Затем экспериментатор попросил каждого участника помочь ему, сообщив следующему участнику свое положительное мнение о задании перед началом выполнения. ... Некоторым участникам сообщили, что экспериментатор заплатит им за помощь 1 доллар, а другим было сказано, что им будут платить 20 долларов.
Фактически все участники согласились описать следующему участнику задание как очень приятное. Существовала также контрольная группа, членов которой не просили лгать. Вскоре после этого экспериментатор попросил участников указать, насколько действительно им понравилось задание.
Те, кому заплатили 1 доллар, оценили задание более позитивно, чем те, кому заплатили 20. (Помните о том, что это был 1959 год!) Они нашли задание более приятным и проявили большее желание поучаствовать в других подобных экспериментах, несмотря на то, что им заплатили меньше денег... Более крупная сумма денег послужила достаточной причиной для выполнения задания, поэтому участники испытали небольшой диссонанс. Однако участники, получившие только доллар за то, что представили следующему участнику задание в неверном свете, имели недостаточное оправдание для своих действий; они испытывали диссонанс и разрешили его за счет изменения своих установок по отношению к заданию. Было проведено много аналогичных исследований, и они дали схожие результаты»1.
Тенденция к поиску фактов, повышающих ценность избранной в результате принятия решения альтернативы, была зафиксирована в эксперименте осуществленном Д. Бремом: «Студенткам колледжа продемонстрировали восемь предметов, таких как тостер, таймер и радиоприемник, и попросили указать, насколько они хотели бы иметь каждый из них. Затем им показали два из этих предметов и попросили выбрать один. При условии высокого диссонанса девушкам предлагалось выбрать между предметом, которому они дали высокую оценку, и тем, который они поставили на второе место. При условии низкого диссонанса им предоставлялось право выбора между предметом, имеющим высокую оценку, и тем, который они оценили как гораздо менее желанный. После того, как девушки принимали решение, их просили оценить предметы еще раз при повторной оценке у девушек, находившихся в условиях высокого диссонанса, наблюдалась сильная тенденция повышать оценку выбранного ими предмета и снижать оценку отвергнутых. В контрольной группе, где диссонанса не было, вместо предложения выбора между двумя предметами и получения более желанного, девушкам просто давали один из предметов, который они оценили положительно. Когда они заново оценивали все предметы, они не продемонстрировали никакой тенденции к повышению оценки полученного предмета. Это условие показывает, что переоценка при условии высокого диссонанса была вызвана не только гордостью от обладания предметом; решающим фактором стало принятие решения»2.
Л. Фестингер также внес существенный вклад в изучение более чем актуального с практической точки зрения вопроса о том, в какой степени установки опосредствуют поведение. В середине 60-х гг. прошлого века он пришел к выводу о том, «...что данные исследований не подтверждают гипотезу об изменении поведения в связи с появлением новых установок. Фестингер предположил, что связь установка — поведение действует совершенно противоположным образом. Наше поведение выполняет роль лошади, а установка — телеги. Как выразился Роберт Эйбельсон, мы “очень хорошо научились и очень хорошо находим причину того, что делаем, но не очень хорошо делаем то, чему находим причины”»3. Однако целый ряд социально-психологических исследований последних лет показывает, что при соблюдении ряда условий установки достаточно сильно влияют на поведение и их изучение важно как с прогностической точки зрения, так и для разработки программ, направленных на модификацию поведения. Как отмечают Ш. Тейлор и его коллеги, «сейчас ясно, что устойчивые установки, важные установки, легкооцениваемые установки, установки, формируемые посредством прямого опыта, установки, в которых люди уверены, и установки, демонстрирующие высокую степень согласованности между знаниями и чувствами, являются наиболее подходящими для предсказания поведения»1.
Для практического социального психолога крайне важно располагать исчерпывающей информацией о наиболее типичных для членов курируемой им общности установках не только для того, чтобы интерпретировать психологическую природу их поведения, но и для того, чтобы иметь возможность с большой долей уверенности прогнозировать их активность в обстоятельствах необходимости решения предъявляемых им задач в рамках программы психологической поддержки. При этом работающему с реально функционирующей группой или организацией специалисту следует четко различать склонность того или иного представителя общности к стереотипизации при оценке партнеров по взаимодействию и общению и «установочную» предрасположенность конкретного индивида к совершенно определенным проявлениям поведенческой активности в ситуации столь же определенного стимулирования извне.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
186.82 кб

Гуманистическая установка как объект научно-педагогического анализа

Жук Е. П.
Читать PDF
257.07 кб

Профессиональная установка курсанта вуза МВД и ее структура

Резепин А. В.
Читать PDF
192.04 кб

Установка как социологический индикатор групповой регламентации

Зотова К. В.
Zotova K.V. An orientation as a sociological indicator of communal regulation. The article is dedicated to the fundamental problems of classical theory of communal orientation and communal dispositions.
Читать PDF
132.06 кб

Установка студентов на осуществление иноязычной речевой деятельности

Киселева Людмила Борисовна
Статья посвящена анализу психологической установки и ее влиянию на иноязычную речевую деятельность студентов. Рассматривается проблема языковой установки и причины речевых ошибок студентов.
Читать PDF
617.68 кб

Учебно-профессиональная установка как составляющая профессионального сознания студентов - будущих сп

Пудовкина Наталья Владимировна
Представлен системный анализ содержания понятия учебно-профессиональной установки студентов в процессе обучения в сельскохозяйственном вузе, дано обоснование структурных, функциональных компонентов, критериев проявления учебно-про
Читать PDF
2.01 мб

Установка на успешность в профессиональной деятельности и ее формирование у будущих специалистов

Конюхова Е. Т.
Читать PDF
198.33 кб

Интеллектуальная СО2 лазерная хирургическая установка и результаты клинической апробации

Решетов И. В., Ульянов В. А., Панченко В. Я., Маторин О. В., Дмитриев А. К., Кортунов В. Н.
Читать PDF
187.33 кб

Стоматологическая установка, которая работает на Вас

Читать PDF
254.58 кб

Установка и формирование системы межэтнических отношений

Гуриева С. Д.
Рассматриваются роль и значение психологического фактора этнической установки в межэтнических отношениях.
Читать PDF
170.62 кб

Враждебность как коммуникативная установка личности: психосемантический аспект

Луканова Е. В.
В статье описываются результаты психосемантической реконструкции содержания враждебности как коммуникативной установки личности в сознании юношей и девушек.
Читать PDF
291.95 кб

Избегание страдания как экзистенциальная установка формирования зависимости

Попова Ольга Федоровна
Статья посвящена экзистенциальным установкам личности, приводящим человека к формированию зависимого поведения.
Читать PDF
3.70 мб

Установка как мотив приобщения личности к употреблению психоактивных веществ

Кора Наталия Алексеевна
Рассмотрены механизмы формирования первичных установок личности к употреблению психоактивных веществ (наркотические вещества, алкоголь).
Читать PDF
527.26 кб

Установка стент-графта при острых и хронических заболеваниях грудной аорты

Кише Ш. , Акин И. , Инсе Х. , Редерс Т. Л., Шнайдер Х. , Ортак Я. , Нинабер К. А., Nienaber Christoph A.
Читать PDF
94.61 кб

Превентивная установка кава-фильтров у пациентов с высоким риском вторичных тромбоэмболических ослож

Лаберко Л. А., Растригин И. С., Кобзаренко А. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональная установка как важнейшая составляющая профессионального становления педагога-психоло

Еремина Н. Ю.
С статье Н.Ю.

Похожие термины:

  • Альтруистическая установка

    готовность, предрасположенность субъекта к поведению, направленному на благо других.
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА

    En.: Unconscious attitude Понятие установки требует уточнения. В какой мере мы ответственны за наши установки? В какой степени мы способны влиять на них? Следуя Милтону Эриксону, хотя он явно и не использовал
  • Биполярная установка

    установка, основанная на двух социальных ценностях, что чревато возникновением конфликта ценностей.
  • Установка на достижение успеха

    предрасположенность субъекта к поведению, направленному на достижение успеха.
  • УСТАНОВКА, ДВИГАТЕЛЬНАЯ

    1. Предварительная готовность к определенной двигательной реакции. 2. Актуальный паттерн мышечного тонуса, сопровождающий такое состояние готовности.
  • НА СТИМУЛ, УСТАНОВКА

    См. установка на стимул.
  • СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

    См. Аттитюд.
  • УСТАНОВКА УМСТВЕННАЯ

    См. установка (2).
  • Экстравертированная установка

    понятие, введенное К. Юнгом, для обозначения поведения, обусловленного преимущественно интересом к внешним объектам.
  • УСТАНОВКА ЭТНИЧЕСКАЯ

    приспособление индивида другого этноса к этносу, среди которого он живет более или менее долго. Ср. образ Максим Максимыча в «Герое нашего времени» М. Лермонтова, образы русских дворян в романе И. Т
  • Установка фиксированная

    социально-психологическое понятие, обозначающее предрасположение индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности.
  • УСТАНОВКА, ГИПНОТИЧЕСКАЯ

    Термин, используемый как приблизительный эквивалент термина гипнотическое внушение. См. гипноз.
  • Интровертированная установка

    понятие, введенное К. Юнгом, для обозначения поведения, обусловленного преимущественно интересом к внутреннему миру индивида.
  • УСТАНОВКА ЯКОРЯ

    Процесс соединения внутренней реакции с каким-то внешним раздражителем (сходно с классическим условным рефлексом). Якорь позволяет быстро и подчас скрытно вызвать то или иное состояние.
  • Установка конфликтная

    предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.
  • Установка на критическое мышление

    Готовность планировать свои действия, гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, наблюдение за мыслительным процессом и поиск компромиссных решений. Невозмо
  • МНЕМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

    отгреч. mnema — память...) — установка субъекта на запоминание того или иного материала. Различные М. у. оказывают влияние на характер всего процесса запоминания, обуславливая выбор соответствующих е
  • Монополярная установка

    установка, в основе которой лежит одна социальная ценность.
  • Мотивационная установка

    латентное состояние готовности к удовлетворению потребности; запланированное, но отсроченное задание для себя или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода.
  • НА НАУЧЕНИЕ, УСТАНОВКА

    сосредоточенность внимания таким образом, что перцептивная или когнитивная система индивида становится ориентированной на восприятие или реакцию на определенный стимул или паттерн стимулов.