Усталость слуха Установка восприятия

Установка

Найдено 31 определение термина Установка

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УСТАНОВКА

См. Узнадзе теория установки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь психиатрических терминов

УСТАНОВКА

состояние готовности к определенному действию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru)

УСТАНОВКА

см. Аналитическая психология, Аттитюд, Иллюзии восприятия, Узнадзе Д. Н.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

УСТАНОВКА

готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь психологических терминов

Установка

Attitude) — благоприятная или неблагоприятная оценка отдельного человека, предмета, события или идеи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная психология: глоссарий к книге

УСТАНОВКА

готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для конкретного субъекта ситуациях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Установка

Attitude) — благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция, проявляемая в убеждениях, чувствах и преднамеренном поведении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная психология. Интенсивный курс. Глоссарий по книге

УСТАНОВКА

Процесс закрепления новой стратегии или схемы поведения. Новую стратегию можно устанавливать с помощью любых приемов НЛП и их сочетаний.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий глоссарий НЛП

УСТАНОВКА

внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к определенным объектам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов

Установки

предрасположенность испытывать положительные или отрицательные чувства к людям, обстановке или вещам, которая обычно выражается как мнение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Глоссарий по книге

Установка

Attitude). Благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. Авторский коллектив РУДН

Установка

Складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее человека действовать определенным образом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Установки

Attitudes) — Ощущения, чувства и убеждения, в значительной мере определяющие восприятие работниками внешней среды, побуждающие их к планированию определенных действий и поступкам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Организационное поведение. Глоссарий по книге

Установка

готовность, предрасположенность Субъекта к определенной ситуации; определенная направленность проявлений психики и поведения субъекта; готовность к восприятию будущих событий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по конфликтологии

установка

готовность субьекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного обьекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

УСТАНОВКА

психол. готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый характер протекания деятельности по отношению к данному объекту (см. также Установки уровни)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

УСТАНОВКА

предготовность субъекта реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое событие или явление. Установка - это внутренне качество субъекта политики, базирующееся на его предшествующем опыте и политической культуре (Д.В. Ольшанский, с.88-89)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по политической психологии. Авторский коллектив РУДН

Установка

Installation). Процесс внедрения новой ментальной стра¬тегии (способа совершения чего-то) внутрь сознания-тела (mind-body), с тем чтобы она функционировала автоматически; час¬то достигается с помощью якорения, системы рычагов, мета¬фор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 51 метапрограмма НЛП. Основные понятия

Установка

складывающаяся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающего его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Установка

складывающаяся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающего его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Установка

Существен при этом момент установки, т.е. той подготовительной реакции организма, при помощи которой он устанавливается на известную форму поведения, и весь механизм отбора сводится не к чему другому, как к внутреннему, необнаруженному проектированию поведения до известных конечных результатов, которые заставляют отбросить одни формы и принять другие. (3.1, 127 – 128) См. Поведение, Реакция

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

установка

готовность к определенной активности, зависит от потребности и объективной ситуации ее удовлетворения (Узнадзе Д.Н. и его школе принадлежит разработка теории У.). У. – психическое явление, кратковременный процесс, состояние личности которое проявляется во внимании; как свойство личности проявляется в направленности личности. Осознанная установка, по С.Л. Рубинштейну, позиция, занятая личностью в конкретной ситуации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Установка

Категория. Свойство деятельности.

Специфика. Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901 г. в рамках Вюрцбургской школы Г.Майер и И.Орт, ученики К.Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н.Узнадзе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

Установка

любое состояние, диспозиция или тенденция реагировать на что-либо определенным образом. Установка в таком ее представлении предполагает ряд определенных действий. Так, различаются:: 1. перцептивную установку - на восприятие какого-либо вида стимулов, 2. функциональную установку - она определяет тот или иной способ использования объектов; 3. установку, ориентированную на задачу – она предполагает направленность на решение какой-либо проблемы или класса проблем; 4. мышечную установку - в соответствии с нею оптимизируется некое моторное действие или их последовательность; 5. эмоциональную установку - она определяет характер эмоциональной реакции в ответ на какую-то ситуацию. Термин используется с коннотацией, что рассматриваемая установка является временной (хотя потенциально повторяемой). Таким образом, это данное значение термина противопоставляется таким терминам, как привычка и черта, которые относятся к длительным диспозициям, а также термину «план», который используется для обозначения более общей ориентации в ситуации. См. Узнадзе теория установки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

УСТАНОВКА

готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. В качестве объяснитeльного принципа изучения психических явлений У. наиболее глубоко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. В социальной психологии У. используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса самореализации и изменения У., напр. под влиянием пропаганды, a также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. У. возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей. У человека может существовать У. на конфликтное или бесконфликтное разрешение проблемной ситуации, возникшей с партнером по взаимодействию. Понятие У. играет важную роль в объяснении поведения человека в конфликтах. Воздействие на У. участников конфликта – один из способов профилактики и разрешения ситуаций социального противоборства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь конфликтолога

УСТАНОВКА

Любое состояние, диспозиция или тенденция организма реагировать определенным образом. Обратите внимание, что термин "реакция" здесь может включать ряд действий. Таким образом, можно иметь перцептивную установку на определенные виды стимулов (см. Einstellung), установку, ориентированную на задачу (см. Aufgabe), функциональную установку, которая определяет способ использования объектов (см. функциональную стереотипность), мышечную установку, в которой оптимизируется определенное моторное действие (см. подготовительная установка), и т.д. Чтобы различать эти способы употребления, многие авторы используют определяющие слова, как в некоторых из следующих статей. Этот термин обычно используется с коннотацией, что рассматриваемая установка является временной (хотя потенциально повторяемой), таким образом, это значение противопоставляется таким терминам, как привычка и черта, которые относятся к длительным диспозициям или состояниям, а также различается с термином план (1), который используется для обозначения более общей ориентации в ситуации. Термин определяющая установка часто используется синонимично, особенно в отношении установок, в которых проявляется некоторая степень контроля за тем, как организм должен реагировать.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

УСТАНОВКА

готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации. Различают актуальную и фиксированную У. Актуальная У. прекращает действовать сразу после завершения регулируемого действия, и ее сменяет другая. Фиксированная У. возникает на основе потребности, многократно реализующейся в одной и той же ситуации. После окончания действия такая У. не исчезает, а переходит в «потенциальное состояние» готовности действовать таким же образом при условии возникновения того же сочетания потребности и ситуации. В зависимости от потребности, на базе которой формируется У., выделяются элементарные (психофизиологические) неосознаваемые У., формирующиеся на основе потребностей жизнеобеспечения и реализуемые в простейших предметных ситуациях, и социальные У., возникающие под воздействием внешних (социальных) потребностей и сложных социальных ситуаций и направленные на социально значимые объекты. Функции У., ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена У. (мотив, цель, условия деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операционных У.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Установка

set) Термин У. используется в разных контекстах и проблемных областях психологии, включ. такие области, как моторное поведение, восприятие и решение задач. Существует много вариантов и синонимов этого термина, хотя каждый из них стремится передать определенную теорет. ориентацию или точно определить специфическую область применения. Среди его типичных вариантов - немецкое слово Einstellung, а тж более общие и описательные термины: готовность, детерминирующая тенденция и склонность. Иногда встречается более проблемно-ориентированный вариант: функциональная фиксированность (functional fixity). У. яв-ся временным состоянием, к-рое предрасполагает индивидуума к определенной реакции или определенному классу реакций. Это состояние может возникать под воздействием требований задачи, в форме открытых или скрытых инструкций, либо под влиянием контекста, ожиданий или предшествующего опыта. На более высоких когнитивных уровнях, У. может изменять паттерн считываемой информ., сущность воспринимаемого, или вероятность того, что конкретная задача будет решена. Один из способов взаимодействия установки с познавательными процессами называется У. внимания, представляющей собой состояние, благодаря к-рому наблюдатель оказывается подготовленным к приему информ. определенного типа, или из определенного канала. Такая У. может иметь положительные или отрицательные последствия. В общем, информ. того типа, на прием к-рой наблюдатель настроен, обрабатывается более точно и с более коротким временем реакции. Есть определенные издержки в том, что информ., на восприятие к-рой наблюдатель не настроен, может быть пропущена либо неверно интерпретирована. Др. проявление феномена У. встречается в тех случаях, когда субъект воспринимает стимулы в соответствии с ожиданиями и контекстом, а не на основе чисто физ. воздействия внешней среды. Это называют У. восприятия (или перцептивной установкой). У. восприятия может также делать некоторые стимулы функционально невидимыми, если она не направлена на них. У. может также влиять на поведение при решении задач. В этом случае обычно используется немецкое слово Einstellung. Чтобы увидеть эту форму У., рассмотрим набор из восьми задач, представленный в табл. 1. Здесь от испытуемого требуется точно отмерить заданное количество воды, используя сосуды определенного объема и кран. Напр., чтобы получить 30 литров воды, что требуется в первой задаче, следует сначала наполнить 39-литровый сосуд, затем отлить из него по 3 литра три раза. Читателю было бы полезно попытаться самому решить оставшиеся задачи. Вы, возможно, обнаружите, что задачу 2 можно решить, если сначала наполнить сосуд II, а затем отлить из него воду один раз с помощью сосуда I, и дважды с помощью сосуда III. Заметьте, что это же решение приемлемо для всех оставшихся задач, и вы, возможно, использовали его все время, до задачи 8 включительно. В таком случае, вы на самом деле пропустили более простые решения, доступные для задач 7 и 8, обе из к-рых требуют лишь того, чтобы вы наполнили сосуд I и один раз отлили из него воду с помощью сосуда III. Этот пример демонстрирует У. на решение задачи. Обратите внимание, что для задач с 3 по 6 эта У. действительно ускоряет ваше действие, подводя вас к наилучшему решению, в то время как в последних двух случаях она задерживает решение, делая вас "слепыми" к более простому и быстрому решению. Последний вид У., к-рый мы рассмотрим, вызывается привычными предметами или способами действия. Она известна как функциональная фиксированность. Этот тип установки часто играет роль блока для творческого мышления и решения задач. В своей наиболее простой форме, он воплощает тот факт, что большинство предметов и процессов имеет определенную функцию. То есть, функция молотка - колотить по предметам, ножа - резать, а трубы - издавать музыкальные звуки, и т. д. Часто эта функциональная установка блокирует решение задачи, так как индивидуум склонен думать об этих предметах как об имеющих только отмеченные привычные функции. Поэтому часто нас потрясает и изумляет, когда мы видим предметы, используемые нетрадиционным путем. Следовательно, хотя психич. У. может делать решение задач более типовым и менее напряженным, признаком креативности часто яв-ся способность "ломать установку". См. также Когнитивная сложность, Контекстуальная ассоциация, Восприятие, Перцептивные искажения, Избирательное внимание С. Корен

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

УСТАНОВКА

аттитюд) - согласно Д. Н. Узнадзе - готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка к периоду, что ему предшествует.

Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнить соответственное действие. Но иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение. Именно "ошибки установки", проявляемые в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к ее самым выразительным проявлениям.

Это понятие занимает очень важное место - видимо потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни.

Установка - не частный психологический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется и в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при "встрече" потребности с ситуацией ее удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность может быть активизована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане "импульсивной" установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности. Специфически человеческое - явление "объективации" - акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план сознания, в результате чего опять-таки вырабатывается готовность к деятельности - установка. Установки могут проявляться в различных сферах психической жизни. Можно говорить об установках моторных, установках перцептивных, установках умственных.

Установки могут быть осознанными, однако наибольший интерес представляют проявления установок неосознаваемых. В психологии общей установка применяется при исследовании:

1) целенаправленного поведения животных;

2) психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям;

3) избирательности и направленности процессов психических;

4) механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности;

5) формирования характера.

В психологии социальной установка применяется при изучении:

1) отношений личности как члена группы к некоим объектам социальным;

2) механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения;

3) процесса социализации и изменения установки, - например, под влиянием пропаганды (-> психология пропаганды).

4) также - при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях.

Функция установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. Здесь ее основные функции таковы:

1) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;

2) установка освобождает субъекта от надобности принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, прежде встречавшихся ситуациях;

3) установка может выступить и как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям.

Содержание установки зависит от места объективного фактора, вызывающего установку, в структуре деятельности. Смотря по тому, на какой фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни установок смысловых, целевых и операциональных.

Установки смысловые выражают проявляемое в деятельности отношение личности к объектам, имеющим смысл личностный. По происхождению они производны от установок социальных. Они содержат:

1) информационную компоненту - взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится;

2) компоненту эмоционально-оценочную - антипатии и симпатии к значимым объектам;

3) компоненту поведенческую - готовность действовать по отношению к объекту, имеющему смысл личностный. Функции установок смысловых таковы:

1) функция инструментальная: с их помощью индивид приобщается к системе норм и ценностей данной среды социальной;

2) функция самозащиты: они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях;

3) функция ценностно-экспрессивная функция: они способствуют самоутверждению личности;

4) функция познавательная: они выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них смыслы личностные знаний, норм или ценностей.

Установки целевые вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. При прерывании действия они проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия (-> эффект действия незавершенного).

Установки операциональные появляются в ходе решения задачи на базе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в сходных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и пр. Психофизиологические механизмы, реализующие различные установки операциональные, проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Установка (Einstellung)

Это понятие есть сравнительно новое приобретение психологии (1921 год - прим. ред.). Его ввели Мюллер и Шуман. /124- Bd.45. S.37/ Тогда как Кюльпе /125- S.44/ определяет установку как предрасположение сенсорных или моторных центров к определенному раздражению или к постоянному импульсу; Эббингауз /126- Bd.I. S.681 f/ понимает ее в более широком смысле, как процесс упражнения, вносящий привычное в свершение, уклоняющееся от привычного. В нашем применении этого понятия мы исходим из эббингаузовского понятия установки. Установка есть для нас готовность психики действовать или реагировать в известном направлении. Это понятие очень важно именно в психологии сложных душевных явлений, потому что оно дает выражение тому своеобразному психологическому явлению, в силу которого известные раздражения в известное время действуют сильно, а в другое время слабо или же не действуют вовсе. Быть установленным - значит быть готовым к чему-нибудь определенному даже тогда, когда это определенное является бессознательным, потому что установленностъ есть то же самое, что априорная направленность на что-то определенное, независимо от того, находится это определенное в представлении или нет. Готовность, в виде которой я понимаю установку, состоит всегда в том, что налицо имеется известная субъективная констелляция, определенное сочетание психических факторов или содержаний, которое или установит образ действия в том или ином определенном направлении, или воспримет внешнее раздражение тем или иным определенным способом. Без установки активная апперцепция невозможна (см. апперцепция). Установка всегда имеет точку направления, которая может быть сознательной или бессознательной, ибо приуготовленное сочетание содержаний безошибочно выдвинет в акте апперцепции нового содержания те качества или моменты, которые окажутся сопринадлежащими с субъективным содержанием. Это означает, что происходит выбор или суждение, которое исключает неподходящее. Что именно подходяще, а что неподходяще, решается на основании имеющейся наготове комбинации или констелляции содержаний. Сознается или не сознается та точка, на которую направлена установка, не имеет значения для выбирающего действия установки, потому что выбор уже дан установкой априори и в дальнейшем происходит автоматически. Но практически следует отличать сознательное от бессознательного, потому что чрезвычайно часто бывают налицо две установки: одна сознательная, а другая - бессознательная. Этим я хочу сказать, что сознание имеет наготове иные содержания, нежели бессознательное. Такая двойственность установки особенно ясно обнаруживается при неврозе.

Понятие установки несколько сродни понятию апперцепции у Вундта, с тем, однако, отличием, что в понятие апперцепции входит процесс, устанавливающий отношение приуготовленного содержания к новому содержанию, подлежащему апперцепции, тогда как понятие установки относится исключительно к субъективному приуготовленному содержанию. Апперцепция есть как бы мост, соединяющий содержание уже имеющееся, лежащее наготове, с новым содержанием, тогда как установка представляет собой опору моста на одном берегу, новое же содержание - опору на другом берегу. Установка означает ожидание чего-то, а ожидание всегда вызывает выбор и дает направление. Содержание, сильно подчеркнутое и находящееся в поле зрения нашего сознания, образует, иногда совместно с другими содержаниями, известную констелляцию, равносильную определенной установке, ибо такого рода содержание сознания способствует восприятию и апперцепции всего однородного, преграждая путь восприятию всего чужеродного. Такое содержание порождает соответствующую ему установку. Это автоматическое явление составляет одну из существенных основ односторонности сознательного ориентирования. Оно могло бы повести к полной потере равновесия, если бы в психике не было бы саморегулирующей, компенсирующей (см. компенсация) функции, исправляющей сознательную установку. В этом смысле двойственность установки есть явление нормальное, которое лишь тогда проявляется в виде нарушения, когда сознательная односторонность впадает в крайность.

Установка может быть в качестве обычного внимания незначительным частичным явлением, но она может быть и общим определяющим всю психику принципом. На основе предрасположения, или общего жизненного опыта, или убеждения может образоваться привычная констелляция содержаний, создающая постоянно - и часто до мельчайших подробностей - определенную установку. Человек, особенно глубоко ощущающий всю полноту жизненной неудовлетворенности, будет, естественно, иметь установку, всегда ожидающую неудовольствия. Такая крайняя сознательная установка компенсируется бессознательной установкой, направленной на удовольствие. Угнетенный человек имеет сознательную установку на угнетающее, он выбирает в опыте именно этот момент и всюду его чувствует, поэтому его бессознательная установка направлена на власть и превосходство.

Вся психология индивида даже в его наиболее существенных чертах бывает ориентирована различно в соответствии с его привычной установкой. Хотя общие психологические законы имеют значение для каждого индивида, однако нельзя сказать, что все они характеризуют отдельную личность, поскольку сам способ действия этих законов изменяется в соответствии с его привычной установкой. Привычная установка всегда есть результат всех факторов, способных существенно влиять на психическое, а именно: врожденного предрасположения, влияния среды, жизненного опыта, прозрений и убеждений, приобретенных путем дифференциации (см.), коллективных (см.) представлений и др. Без такого, безусловно, фундаментального значения установки было бы невозможно существование индивидуальной психологии. Но общая установка вызывает такие огромные сдвиги сил и такие изменения во взаимоотношениях между отдельными функциями, что из этого слагаются сложные последствия, ставящие нередко под вопрос значение общих психологических законов. Хотя, например, считается, что в силу физиологических и психологических оснований половая функция неизбежно должна иметь известную степень деятельности, однако бывают индивиды, которые без ущерба, то есть без патологических явлений и без каких-нибудь заметных ограничений в трудоспособности, в значительной степени обходятся без нее, тогда как в других случаях даже незначительные нарушения в этой области могут повлечь за собой весьма значительные общие последствия. Как огромны индивидуальные различия, можно, пожалуй, лучше всего убедиться в вопросе об удовольствии и неудовольствии. Здесь изменяют, так сказать, все правила. Есть ли, в конце концов, что-нибудь такое, что не могло бы доставить человеку при случае удовольствие, а при случае - неудовольствие? Каждое влечение, каждая функция может подчинить себя другой и последовать за ней. Влечение к утверждению своего эго или к власти может заставить сексуальность служить себе, или же сексуальность может использовать наше эго. То мышление превзойдет и осилит все остальное, то чувство поглотит мышление и ощущение - и все в зависимости от установки.

В сущности, установка есть явление индивидуальное и не укладывается в рамки научного подхода. Но в опыте можно различать известные типические установки, поскольку различаются также и психические функции. Если какая-нибудь функция обычно преобладает, то из этого возникает типическая установка. Смотря по роду дифференцированной функции возникают констелляции содержаний, которые и создают соответствующую установку. Так, существует типическая установка человека мыслящего, чувствующего, ощущающего и интуитивного. Кроме этих, чисто психологических типов установки, число которых могло бы быть, может быть, еще увеличено, существуют и социальные типы, то есть такие, на которых лежит печать какого-нибудь коллективного представления. Они характеризуются различными "измами". Эти коллективно обусловленные установки во всяком случае очень важны, а в некоторых случаях они имеют большее значение, чем чисто индивидуальные установки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов

Установка

достаточно стабильная готовность субъекта деятельности поступать тем или иным образом еще до появления стимулирующего активность объекта или явления, при условии знания, что именно этот определенный объект или явление будет предъявлено. Изначально термин «установка» был введен в научный психологический лексикон для описания не актуально возникающего, а заложенного предшествующим функционированием способа реагирования на воспринимаемую ситуацию (скорость ответной реакции, ряд иллюзий восприятия, специфика протекания некоторых психических процессов и т. п.). В качестве своего рода интерпретационного «ключа», объясняющего целый ряд психических явлений понятие «установка» наиболее полно и развернуто разработано в школе Д. Н. Узнадзе. В социальную психологию понятие «установка» вошло позднее, как «разовое» понятие по отношению к такому «базовому» понятию как «социальная установка», или «аттитюд», которое используются для обозначения и описания того, каким образом личность ориентируется в своем отношении к различным, прежде всего, значимым для ее жизнедеятельности объектам и явлениям, процессам социализационного характера. Помимо этого, понятие «установка» и задаваемый им ракурс анализа стабильности и изменчивости личностно-интерпретационной и при этом реально деятельностной ориентации индивида в социальной действительности позволяют, с одной стороны, оценить степень социального влияния (пропаганда, расширение информационного потока, давление группы и т. п.) на изменение готовности проявлять именно заранее определенную активность, а с другой, достаточно адекватно прогнозировать способы и формы личностной поведенческой активности в определенных предугадываемых обстоятельствах. Совершенно очевидно, что именно область регуляции деятельности и является тем предметным полем, той психологической реальностью, в рамках которых понятие «установка» оказывается наиболее продуктивным в качестве объяснительного «ключа» происходящего и особенно эвристичным, если речь идет о задаче прогностического характера. Как считают специалисты в проблематике установки, основными функциями установки в деятельности являются: «а) установка определяет устойчивый, последовательный целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решение и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; в) установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям». Что касается содержания установки, то оно «зависит от места объективного фактора, вызывающего эту установку в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный характер деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операциональных установок. Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл... Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые установки проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия. Операциональная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях» (А. Г. Асмолов).

В современной социальной психологии обычно выделяют три базовых компонента, составляющих любую установку: аффективный, поведенческий и когнитивный: «Аффективный компонент включает все эмоции человека и его чувства в отношении объекта, в особенности положительные и отрицательные оценки. Поведенческий компонент включает предполагаемые действия человека в отношении данного объекта. Когнитивный компонент представляет собой мысли человека об определенном объекте установки, включая факты, знания и убеждения. Эти три компонента установок не всегда тесно связаны друг с другом, поэтому важно учитывать все три аспекта»1. Установка является наиболее устойчивой и действенной в том случае, когда все три базовых компонента взаимно дополняют друг друга, образуя более или менее гармоничное целое. Это подтверждается обширным массивом эмпирических исследований, на базе которых разработан целый ряд теоретических схем, связанных с процессом формирования и изменения установок, известных как теории согласованности.

Наиболее известным из этих подходов является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Хотя, как явствует из самого названия данной теории, она центрирована именно на когнитивных аспектах установки, ее автор рассматривал проблему согласованности гораздо шире: «Давно замечено, что любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. ... Существует согласованность также между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает»2. При этом, как считает Л. Фестингер, «достаточно уверенно можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить какую-либо систему когнитивных элементов, в которой диссонанс полностью отсутствует. Почти для любого действия, которые человек мог бы предпринять, или любого чувства, которое он мог бы испытывать, почти наверняка найдется по крайней мере один когнитивный элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим “поведенческим” элементом»3. Так, например, студент, убежденный в высокой значимости университетского образования, принимает решение отклонить предложение своей подружки провести воскресный вечер в клубе ради того, чтобы подготовиться к предстоящему в понедельник экзамену. При этом существенно важно, что данное противоречие затрагивает как когнитивные и поведенческие, так и аффективные аспекты установки, поскольку в эмоциональном плане перспектива посвятить вечер изучению, скажем, зарубежной психологии, скорее всего, гораздо менее привлекательна, чем провести его в обществе любимой девушки.

Что касается собственно когнитивных элементов, опосредствующих установки и поведение индивида, то Л. Фестингер выделил четыре типичных причины, вызывающих диссонанс:

«1. Диссонанс может возникнуть по причине психологической несовместимости. Если индивид полагает, что в ближайшем будущем человек высадится на Марс, но при этом считает, что люди до сих пор не в состоянии сделать космический корабль, пригодный для этой цели, то эти два знания являются диссонантными по отношению друг к другу. Отрицание содержания одного элемента следует из содержания другого элемента на основании элементарной логики.

2. Диссонанс может возникнуть по причине культурных обычаев. Если человек на официальном банкете берет рукой ножку цыпленка, знание того, что он делает, является диссонантным по отношению к знанию, определяющему правила формального этикета во время официального банкета. Диссонанс возникает по той простой причине, что именно данная культура определяет, что прилично, а что нет...

3. Диссонанс может возникать тогда, когда одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения. Так, если человек — демократ, но на данных президентских выборах голосует за республиканского кандидата, когнитивные элементы, соответствующие этим двум наборам мнений, являются диссонантными по отношению друг к другу, потому что фраза «быть демократом» включает в себя, по определению, необходимость поддержания кандидатов демократической партии.

4. Диссонанс может возникать на основе прошлого опыта. Если человек попадает под дождь и, однако, надеется остаться сухим (не имея при себе зонта), то эти два знания будут диссонантными по отношению друг к другу, поскольку он знает из прошлого опыта, что нельзя остаться сухим, стоя под дождем...»1.

Диссонанс создает внутреннее напряжение, в свою очередь, порождающее ощущение психологического дискомфорта, стремясь избавиться от которого, индивид, с одной стороны, может менять собственные установки в направлении их большей внутренней согласованности, а с другой — ориентируется на то, чтобы избежать ситуаций и информации, способствующих усилению диссонанса. Как было продемонстрировано в ряде экспериментов, в большинстве случаев это находит выражение либо в контрустановочном поведении, либо в поиске фактов, повышающих ценность выбранной поведенческой альтернативы и снижающих ценность отвергнутой.

Если в силу тех или иных обстоятельств индивид вынужден совершать поведенческий акт, противоречащий его изначальным установкам, то снижение возникающего диссонанса обычно достигается за счет изменения последних. При этом слишком сильный стимул к контрустановочному поведению сам по себе является достаточным оправданием такового. В этом случае сила диссонанса оказывается недостаточной для изменения установки. В одном из экспериментов, проведенных Л. Фестингером и его коллегами в 1959 г., студентам было поручено выполнение чрезвычайно скучного задания. При этом, «когда они закончили работу, экспериментатор объявил, что он изучает влияние предвзятых мнений на исполнение. Он объяснил, что некоторым людям заранее говорили, что задание интересное, другим сказали, что задание скучное, а третьей группе вообще ничего не сообщили. Затем экспериментатор попросил каждого участника помочь ему, сообщив следующему участнику свое положительное мнение о задании перед началом выполнения. ... Некоторым участникам сообщили, что экспериментатор заплатит им за помощь 1 доллар, а другим было сказано, что им будут платить 20 долларов.

Фактически все участники согласились описать следующему участнику задание как очень приятное. Существовала также контрольная группа, членов которой не просили лгать. Вскоре после этого экспериментатор попросил участников указать, насколько действительно им понравилось задание.

Те, кому заплатили 1 доллар, оценили задание более позитивно, чем те, кому заплатили 20. (Помните о том, что это был 1959 год!) Они нашли задание более приятным и проявили большее желание поучаствовать в других подобных экспериментах, несмотря на то, что им заплатили меньше денег... Более крупная сумма денег послужила достаточной причиной для выполнения задания, поэтому участники испытали небольшой диссонанс. Однако участники, получившие только доллар за то, что представили следующему участнику задание в неверном свете, имели недостаточное оправдание для своих действий; они испытывали диссонанс и разрешили его за счет изменения своих установок по отношению к заданию. Было проведено много аналогичных исследований, и они дали схожие результаты»1.

Тенденция к поиску фактов, повышающих ценность избранной в результате принятия решения альтернативы, была зафиксирована в эксперименте осуществленном Д. Бремом: «Студенткам колледжа продемонстрировали восемь предметов, таких как тостер, таймер и радиоприемник, и попросили указать, насколько они хотели бы иметь каждый из них. Затем им показали два из этих предметов и попросили выбрать один. При условии высокого диссонанса девушкам предлагалось выбрать между предметом, которому они дали высокую оценку, и тем, который они поставили на второе место. При условии низкого диссонанса им предоставлялось право выбора между предметом, имеющим высокую оценку, и тем, который они оценили как гораздо менее желанный. После того, как девушки принимали решение, их просили оценить предметы еще раз при повторной оценке у девушек, находившихся в условиях высокого диссонанса, наблюдалась сильная тенденция повышать оценку выбранного ими предмета и снижать оценку отвергнутых. В контрольной группе, где диссонанса не было, вместо предложения выбора между двумя предметами и получения более желанного, девушкам просто давали один из предметов, который они оценили положительно. Когда они заново оценивали все предметы, они не продемонстрировали никакой тенденции к повышению оценки полученного предмета. Это условие показывает, что переоценка при условии высокого диссонанса была вызвана не только гордостью от обладания предметом; решающим фактором стало принятие решения»2.

Л. Фестингер также внес существенный вклад в изучение более чем актуального с практической точки зрения вопроса о том, в какой степени установки опосредствуют поведение. В середине 60-х гг. прошлого века он пришел к выводу о том, «...что данные исследований не подтверждают гипотезу об изменении поведения в связи с появлением новых установок. Фестингер предположил, что связь установка — поведение действует совершенно противоположным образом. Наше поведение выполняет роль лошади, а установка — телеги. Как выразился Роберт Эйбельсон, мы “очень хорошо научились и очень хорошо находим причину того, что делаем, но не очень хорошо делаем то, чему находим причины”»3. Однако целый ряд социально-психологических исследований последних лет показывает, что при соблюдении ряда условий установки достаточно сильно влияют на поведение и их изучение важно как с прогностической точки зрения, так и для разработки программ, направленных на модификацию поведения. Как отмечают Ш. Тейлор и его коллеги, «сейчас ясно, что устойчивые установки, важные установки, легкооцениваемые установки, установки, формируемые посредством прямого опыта, установки, в которых люди уверены, и установки, демонстрирующие высокую степень согласованности между знаниями и чувствами, являются наиболее подходящими для предсказания поведения»1.

Для практического социального психолога крайне важно располагать исчерпывающей информацией о наиболее типичных для членов курируемой им общности установках не только для того, чтобы интерпретировать психологическую природу их поведения, но и для того, чтобы иметь возможность с большой долей уверенности прогнозировать их активность в обстоятельствах необходимости решения предъявляемых им задач в рамках программы психологической поддержки. При этом работающему с реально функционирующей группой или организацией специалисту следует четко различать склонность того или иного представителя общности к стереотипизации при оценке партнеров по взаимодействию и общению и «установочную» предрасположенность конкретного индивида к совершенно определенным проявлениям поведенческой активности в ситуации столь же определенного стимулирования извне.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Азбука социального психолога-практика

Найдено схем по теме Установка — 0

Найдено научныех статей по теме Установка — 0

Найдено книг по теме Установка — 0

Найдено презентаций по теме Установка — 0

Найдено рефератов по теме Установка — 0

Вы можете заказать написание реферата: