РЕЧЬ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

речь

процесс общения людей при помощи сложившихся в общественном развитии языка.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

РЕЧЬ
система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

речь

одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

РЕЧЬ
сложившееся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей средство общения, опосредованное языком. Производство Р. (речевая деятельность) обеспечивается координированными движениями органов речевого аппарата

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Речь
Одна из высших психических функций человека, опосредованная языком и имеющая коммуникативную направленность, т. е. ориентированная на общение, взаимопонимание с другими людьми и на взаимное влияние на сознание и деятельность. Устная и письменная речь являются основой передачи опыта, обучения, хранения и передачи информации.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Речь
Категория. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Специфика. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

РЕЧЬ
один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения.
Психологически Р.— способность, присущая только человеку, называть понятия словами мысленно (внутренняя Р.) или вслух как сочетания сем, морфем и фонем (внешняя Р.). Возникнув в антропогенезе психики, Р. развивается в онтогенезе как результат общения ребенка со взрослыми и принимает форму различных языков.
Различают виды Р.: монолог, диалог, беседа, реплика.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Речь
Сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком (см.), отражает принципы мышления. Различают экспрессивную (устную и письменную) речь и импрессивную речь – понимание устной, письменной и любой другой формы речи. По предложению английского невролога Джексона (J. Jackson, 1835–1911) выделяют внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя служит общению между людьми посредством воспроизведения звуков, письма или жестов. Внутренняя – это непроизнесенная и неписаная речь, речь про себя. Внутренняя речь может быть сокращенной, сжатой или развернутой. Иногда речь про себя переходит в озвученную, внешнюю речь. Так бывает, в частности, у аутичных детей – так называемая эгоцентрическая речь, и при некоторых формах психических болезней: при церебральном атеросклерозе и пр.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Речь
общеславянск. rekti – говорить) - использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлеченного мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную, письменную и внутреннюю. Основные функции речи: 1. коммуникативная (обеспечивающая процессы общения); 2. умственная (обеспечивающая процессы формирования мыслей); 3. сигнификативная или номинативная ( обеспечивает обозначение предметов, событий, явлений). Различают также два аспекта устной речи: монологическая речь (речь для себя) и диалогическая речь (речь для других). Монологичная речь выполняет, повидимому, те же функции, что и речь внутренняя, из этих функций одной из важнейших является общение индивида с самим собой. Считается, что диалогическая речь при психических расстройствах страдает в первую очередь (например, пациенты прежде всего теряют способность к диалогу). Сведения о патологии внутренней речи в литературе отсутствуют.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РЕЧЬ

En.: Language
1. Следуя Эриксону, мы полагаем, что обычная речь может быть тонким и эффективным рабочим инструментом. В нашем подходе это дает определенные преимущества:
- простая, понятная пациенту речь или, что еще лучше, речь, свойственная самому пациенту, несомненно позволяет установить с ним наилучшую психологическую связь (Watzlawick, 1978/1980);
- согласно нашей гипотезе, гипноз и психотерапия являются делом самого пациента. Мы только предоставляем ему возможность совершить эту работу. Пациент может эффективно действовать, только используя присущую ему речь (Erickson, 1983/1986);
- мы замечаем, что только простой язык может служить общим знаменателем для ныне существующих научных языков. Для нас это возможность широкого и в некотором роде мультидисциплинарного взгляда на проблему, что не исключает возможности продолжить исследования в рамках других школ, привносящих свои концептуальные ценности.
2. Эриксон пользуется преимущественно простонародным языком или языком детства, «чтобы добраться до глубины источников, таящихся в душах пациентов». Он подыскивает «мифопоэтические» приемы (не основанные на каких-либо концепциях), такие, как аналогия, метафора, загадки, шутки и всевозможные игры на словесном и образном уровнях. Взаимодействуя таким образом, он дает возможность преодолеть привычные референтные рамки или дополнить их (Erickson & Rossi, 1979).
3. Невербальный язык является неотъемлемой частью инструментария терапевта (Erickson, 1983/1986).

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

РЕЧЬ
исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком (см. Язык). Р. выполняет ряд функций: обозначение (каждое слово, предложение имеют определенное содержание); сообщение (передача сведений, знаний, опыта); выражения (обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений); воздействие (побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов). Функции Р. по-разному проявляются в таких ее видах, как внешняя устная и письменная (см. Письменная Р.) и внутренняя (см. Внутренняя Р.). Устная Р. делится на диалогическую и монологическую. Диалогическая Р. имеет место в процессе беседы. Наличие контакта с собеседником помогает опустить отдельные моменты в Р. Внешнее выражение чувств – интонация, жесты, паузы, ударения – позволяет понимать друг друга с полуслова. Однако в некоторых случаях возникает необходимость полнее и точнее оформить диалогическую Р. Например, во время научного спора, в беседе преподавателя с обучаемым по вопросам учебы и т. п. Монологическая – это Р. одного человека (лекция, доклад). Здесь меньше непосредственный контакт, труднее оценить, как понимает аудитория сообщение. Монологическая Р. требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации. Устная Р. обслуживает и повседневное общение. При этом она более свободна в выборе слов, интонаций. Она помогает эффективно налаживать контакт, устанавливать взаимопонимание. Р. человека непосредственно связана с мышлением. В любом виде мышления обнаруживается роль Р. Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании. Содержание и форма Р. человека зависят от его профессии, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

РЕЧЬ
(ОПРЕДЕЛЕНИЕ) один из психологических, познавательных процессов человека, связанный с использованием языка для представления, сохранения в устной или письменной форме и последующей переработки разнообразной информации, а также для обмена ею с другими людьми. Есть также несколько частных определений Р. В одних из них Р. понимается как знание и умение человека пользоваться естественными языками. В других определениях под Р. понимаются всевозможные средства выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям. В последнем случае в определение Р. входит не только использование естественных, но также и искусственных языков и, кроме того, таких средств выражения психологии человека и оказания влияния на других людей, которые вообще не связаны с естественными и искусственными языками. Это, например, невербальные средства общения, к которым относятся жесты, мимика, пантомимика. Точного научного определения Р. до сих пор не предложено, так как не совсем ясно, как правильно отвечать на следующие вопросы: 1. Является ли речью система телодвижений (язык телодвижений), включая жесты, мимику и пантомимику? 2. Выступает ли в качестве речи форма общения человека с компьютером? 3. Является ли речью системы общения, характерные для животных? 4. Когда, в каком возрасте, имея в виду недостаточную ясность ответов на сформулированные выше вопросы, можно утверждать, что у ребенка возникла речь? Исторически сложилось так, что под влиянием лингвистики психологи стали чаще использовать понятие «речь» в его первом, узком значении. Однако в последние несколько десятков лет, особенно в связи с открытием специальных языков, которыми пользуются животные для общения друг с другом, а также в связи с углубленным изучением роли невербальных коммуникаций в жизни людей под Р. стали понимать все средства обмена информацией, которыми пользуются и люди, и животные.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

РЕЧЬ
сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, - посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил. Язык в действии.
Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, выражаемые в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке.
В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению вычерпывает их содержание. Иначе, в ходе общения речевого происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь содержит процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая).
Большинство отечественных психологов рассматривает речь как деятельность речевую, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или как действия речевые, включенные в неречевую деятельность. Структура деятельности речевой или действия речевого в принципе совпадает со структурой любого действия - содержит фазы ориентировки, планирования (в форме "внутреннего программирования"), реализации и контроля.
Речь бывает активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной - цепочкой динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной речи устной сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной речи устной занимают значительное место.
Различные виды речи строятся по специфическим закономерностям: так, речь разговорная допускает значительные отклонения от грамматической системы языка; особое место занимает логическая и тем более художественная речь.
Почти у всех видов животных есть способы передачи информации, посредством коих можно сообщать об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с некоей сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

РЕЧЬ
исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. В жизни человека Р. выполняет несколько функций: 1) коммуникативную (осуществление процесса общения между людьми); 2) сигнификативную (от лат. significatio — обозначение; обозначение реальных предметов и их свойств, действий, связей); 3) обобщающую (выражение связи Р. с мышлением) и др. Кроме этого, Р. воздействует и на процессы, происходящие в организме говорящего (регуляция и контроль собственной деятельности) или слушателя. В деятельности оператора можно выделить и сигнальную функцию Р.: сигналы управления машиной, сигналы состояния оператора, сигналы предупреждения и др. (см. Речевой сигнал). В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя, в свою очередь, может быть устной, письменной, жестовой. Р. оказывает большое внимание на протекание различных психических процессов. Без Р. невозможно мышление, особенно его высшая форма — абстрактно-понятийное мышление. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; представления и образы реальной действительности вызываются словом и тесно с ним связаны; Р. является одним из регуляторов деятельности человека и пр. В отечественной психологии Р. часто рассматривается как специальная речевая деятельность, выступающая или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевого действия, включенного в неречевую деятельность. Структура речевого действия совпадает со структурой любого другого действия и включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля. Знание основных характеристик Р. необходимо при создании системы речевой коммуникации, в том числе и технических систем связи. Важнейшей задачей при этом является определение необходимого динамического диапазона. При его определении необходимо учитывать основные характеристики Р.: 1) среднеквадратическое звуковое давление (55 — 57 дБ при нормальном голосе и до 110 дБ при крике) ; 2) изменения уровня давления между разными звуками (около 30 дБ между самым сильным и самым слабым звуками) ; 3) изменение уровня давления между речевым минимумом и пиковым мгновенным давлением (примерно 40 дБ при заданном уровне голосового усилия); 4) изменение уровня Р. у разных людей (примерно 20 дБ при нормальном голосовом усилии). Помимо этого, для эффективного восприятия речи необходима правильная организация речевого сообщения.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

РЕЧЬ
МАЎЛЕННЕ / SPEECH– исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс Р. предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами (усными или письменными), с другой– восприятие языковых конструкций и их понимание. Всесторонний анализ данных позволяет сделать вывод, что в филогенезе звучащей Р. обладал уже Homo heidel ber gen sis, соответственно, Р. появилась в ходе эволюции человека 800–130 тыс. лет назад. Становление и развитие Р. в онтогенезе происходит в процессе ее интериоризации (присвоения) в течение трех периодов: фонетического– усвоение звукового облика слова (до 2 лет); грамматического– усвоение структурных закономерностей организации высказывания (до 3 лет); семантического– усвоение понятийной отнесенности (до 17 лет). Р. выполняет ряд функций: обозначение (каждое слово, предложение имеют определенное содержание); сообщение (передача сведений, знаний, опыта); выражение (обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений); воздействие (побуждение к выполнению задач, проявлению активности, изменению взглядов). Функции Р. по-разному проявляются в таких ее видах, как устная и письменная. Также выделяют Р. внутреннюю (беззвучная, сокращенная форма речи, диалог с самим собой, средство мышления, фаза речевого мышления (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия ), промежуточная форма между внешней Р. про себя и свернутым умственным действием (П. Я. Гальперин )) и эгоцентрическую (по Ж. Пиаже, одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка, Р., обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка в возрасте 3–5 лет). Р. человека непосредственно связана с мышлением. В любом виде мышления обнаруживается роль Р. Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании. Р. конкретна и неповторима, преднамеренна и устремлена к определенной цели, контекстно и ситуативно обусловлена. Являясь событием, действием, Р. развертывается во времени и пространстве, она активна и динамична. Будучи психофизическим явлением, Р. субъективна и произвольна, она является видом свободной творческой деятельности индивидуума и отражает его опыт. Содержание и форма Р. человека зависят от его профессии, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью Р. обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды Р., пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Речь
Речь и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. (1.1.1, 52; 1.1.3, 95) речь – не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов. (13.2, 169) Именно отсутствие хотя бы зачатков речи в самом широком смысле этого слова, т.е. умения сделать знак, ввести вспомогательное психологическое средство, которое повсеместно отличает человеческое поведение и человеческую культуру, кладет грань между обезьяной и самым примитивным человеком. (9.1, 59) Речь примитивного человека действительно напоминает бесконечно сложное по сравнению с нашим языком, точнейшее, пластическое и фотографическое описание какого-нибудь события с мельчайшими подробностями. (9.1, 95) факт заключается в отставании развития письменной речи детей от их устной речи Объяснение этому несоответствию в развитии устной и письменной речи заключается, главным образом, в различии трудности того или другого средства выражения для ребенка; когда ребенок становится перед более трудной задачей, он начинает справляться с ней, как будто бы он был значительно моложе возрастом При переходе к письменной речи, гораздо более отвлеченной и условной, ребенок часто не понимает, для чего нужно писать. У него отсутствует внутренняя потребность в писании. (11.1, 37 – 38) отсутствие грамматических форм в речи служит явно признаком того, что в речевом мышлении и обозначении ребенка отсутствует указание на связи и отношения между предметами и явлениями, потому что именно грамматические формы являются знаками, выражающими эти связи и отношения. (11.1, 51) Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. (1.2.2, 448) Первоначально речь для ребенка является как средство общения между людьми, выступает в своей социальной функции, в своей социальной роли. Но мало-помалу ребенок научается применять речь для обслуживания самого себя, своих внутренних процессов. Речь уже становится не только средством общения с людьми, но и средством внутреннего мышления самого ребенка. (7.1, 95) общения и обобщения – этих двух основных функций речи. (1.2.1, 19) Речь неправильно рассматривать только по отношению к мышлению. Речь производит изменения в сознании. «Речь – коррелят сознания, а не мышления». «Мышление не ворота, через которые речь входит в сознание». Речь есть знак для общения сознаний. Отношение речи и сознания – психофизическая проблема «Речь своим появлением принципиально изменяет сознание». (1.1.9, 165) Первоначальной функцией речи является функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих Лишь далее, в процессе роста, социальная речь ребенка, которая является многофункциональной, развивается по принципу дифференциации отдельных функций и в известном возрасте довольно резко дифференцируется на эгоцентрическую и коммуникативную речь. (1.2.1, 55) Смысловая сторона речи развивается от целого к части, от предложения к слову, а внешняя сторона речи идет от части к целому, от слова к предложению. (1.2.1, 306, 310; 1.2.2, 410) См. Знак, Мышление, Обобщение, Общение, Письменная речь, Поведение, Развитие, Рефлекс, Сознание, Функция, Эгоцентрическая речь

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

РЕЧЬ
письменное и устное говорение (включая внутреннее проговаривание) и его результаты, произведения речевой деятельности, которые фиксируются памятью или письмом, техническими средствами записи (магнитофонная лента, лазерный диск и т. п.).
Феномен "языка" образуют языковая система ("язык" в специальном лингвистическом смысле) и Р. как реализация этой системы, через которую "язык" выполняет свою функцию орудия общения, коммуникативное назначение. Р. (англ. speech, discourse), таким образом, можно рассматривать как вид общения, специфическим инструментом которого является "язык" (англ. language).
"Язык" как система имеет разные уровни, иерархическую организацию, состоит из множества общих и конкретных единиц [звук (фонема), слово (лексема), ударение, интонация и др.] и правил их использования на практике, в Р.
Р. - линейна, состоит из последовательных звучаний или буквенных комплексов, которые мы, имея представления о языке, хотя бы школьный лингвистический минимум, можем оценивать и анализировать - как "слова", "предложения", виды этих единств. "Внешняя" Р. - та часть действительности, о которой или в связи с которой делаются сообщения и обстановка, условия и ситуации Р.
Выделяют несколько основных целей речевых коммуникаций:
1) информирование (информативные акты): "доллар подорожал на один рубль", "мне грустно", "снег пошел",
2) побуждение: "посетите наш магазин (выставку, салон, ресторан и т. п.)", "получите скидки и подарки", "позвоните по телефонам нашей фирмы",
3) формулы речевого этикета, связанные с социальной иерархией и типологией социального общения (поздравления, извинения, благодарность, сочувствие и т. п.),
4) обязательства: "мы гарантируем вам", "решим проблему в течение недели",
5) эмоциональные реакции на сообщение или ситуацию речи: "ну и ну!", "подумать только!", "вот это да", "ну и что?", "зачем?", "как здорово!".
6) речевые акты, обслуживающие установление, прекращение и развитие, поддерживание межличностных контактов: "алло!", "хватит болтовни!", "давайте обдумаем все это в течение ближайших дней".
Главной в речи является задача информирования. Но с помощью Р. передают не только какое-то "объективное" содержание, но и жалуются, угрожают, льстят, шутят и т. п. Иногда цели коммуникации заявляются открыто: "прошу не звонить больше", "требую внимания", "хочу, чтобы вы прочитали наш рекламный буклет". Такие коммуникативные Р. акты называют "открытыми".
"Внутренняя" Р. (эндофазия) обращается говорящим к самому себе как немая, непроизносимая, незвучащая. "Внешняя" Р. (англ. speech, discourse) осуществляется в форме монолога или диалога (и полилога - сложного, многостороннего диалога) и передает как собственно информацию, но и "импульсы" общения - призывы к действию, побуждения к ответу и т. д.
Литературной Р. называют "правильную" Р. образованных и культурных людей, ведущих общественных групп, Р. которых стремятся подражать остальные. Литературная Р. ("литературный язык") является господствующей формой национального языка. От литературной Р. отличают диалектную (местную) Р., жаргон и просторечие.
Р. можно характеризовать и по психологическому состоянию и коммуникативной задачи говорящего: нейтральная ("сухая"), взволнованная, эмоциональная, сумбурная, почтительная, искренняя, насмешливая, фамильярная, льстивая, грозная, скучная и т. д.
Оценивают построение Р. - связная, бессвязная, пустая, содержательная, сбивчивая, последовательная, длинная, короткая. Эстетически: грубая, изящная, поэтическая и др.
Все эти общие установки распространяются на т. н. функциональные стили Р. - официально-деловую речь Р., Р. разговорного (бытового) общения, профессиональную Р., Р. художественной литературы и т. д. Эти стили имеют свои особенности. Так, Р. художественной литературы обычно является образной, т. е. использует иносказание, связывающее с называемым предметом побочные представления, провоцирующие аудиторию на переживания, эмоциональные отклики.
Как особый жанр или стиль Р. выделяют язык рекламы или рекламную Р. С одной стороны, рекламная Р. вбирает в себя стереотипы и особенности официально-делового стиля Р. и т. н. ораторской (публичной) Р. с их ограниченным словарным и синтаксическим инвентарем, клишированностью и т. п. С другой стороны, язык рекламы стремится часто к экспрессивной художественности, созданию эмоциональных реакций у аудитории, к вызову у адресатов иррациональных реакций, желаний. Ср. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ, ВЕРБАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, КУЛЬТУРА РЕЧИ, РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ, РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, РИТОРИКА, СТИЛЬ, СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ТЕОРИЯ ТРЕХ СТИЛЕЙ, ФУНКЦИИ ЯЗЫКА.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Речь
Специфическая человеческая деятельность, предназначенная для осуществления процессов мышления и общения между людьми с помощью языка. Речь возникает и развивается в процессе трудовой деятельности в условиях общественного производства. Р. неотделима от языка, но не тождественна ему. Язык состоит из набора слов (словарный запас) и структуральных правил сочетания слов (синтаксис). Усвоение языка происходит исключительно в условиях специальной среды. Человек наследует только артикуляционный аппарат и мозговые структуры, необходимые для экспрессивной и внутренней речи, но не сам язык.
Р., автоматическая (от греч. automatos - самодействующий, самопроизвольный). Воспроизведение хорошо заученных слов, напр. последовательного ряда чисел, дней недели, месяцев и др.
Р., аллегорическая - см. Аллегорическая речь.
Р., внешняя - см. Речь, экспрессивная.
Р., внутренняя. Речевая деятельность, участвующая в процессах мышления и памяти, которая не предназначена для непосредственного общения с другими людьми. Внешне может проявляться только микродвижениями артикуляционного аппарата.
Р., вычурная. Характеризуется употреблением не совсем адекватных в данной смысловой ситуации словоупотреблений, нарочитых интонационных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иногда указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборотов. Часто используются в речи малоизвестные и не совсем подходящие по смыслу слова. Подбор слов для высказывания нередко осуществляется в соответствии с их другим, мало подходящим к настоящей ситуации, значением. Сопровождается вычурной, манерной мимикой. Наблюдается при шизофрении, иногда при истерии. См. Манерность. Син. Речь, манерная.
Р., жестовая (от фр. jeste - жест) - см. Речь, мимически-жестикуляционная.
Р., зеркальная. Расстройство речи, при котором больной непроизвольно повторяет слова, услышанные от окружающих. Употребление слов, произносимых (читаемых) наоборот. Наблюдается при шизофрении, органических заболеваний головного мозга и др.
Р., импрессивная (от лат. impressio - нажим, наплыв, впечатление). Восприятие и осознание речи. Понимание чужой высказываемой речи осуществляется в задней части верхней височной извилины (т. н. центре Вернике, 22-м поле Бродманна), а письменной - связями между зрительной и темпоральной областью коры мозга и gyrus angularis. Без импрессивной речи невозможно усвоение экспрессивной речи. См. Речь, экспрессивная. Син. Речь, сенсорная.
Р., льстивая. Расстройство речи, при котором больной говорит с угодническими интонациями, употребляет уменьшительные формы слов и шаблонные хвалебные выражения. Наблюдается при эпилепсии, психопатии и др.
Р, манерная (от фр. maniere - разновидность поведения, от лат. manus - рука). Расстройство речи, при котором больной использует необычные, малопонятные, зачастую неподходящие по смыслу слова. Сопровождается манерной жестикуляцией и гримасничаньем. Наблюдается при гебефренической форме шизофрении, истероидной психопатии, истерии и др. Син. Речь, причудливая.
Р., мимически-жестикуляционная (от греч. mimikos - подражательный и фр. jeste - жест). Общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений. Син. Речь, жестовая.
Р., монотонная (от греч. monos - сам, один, единственный, единичный и tonos - напряжение). Расстройство речи, при котором отсутствуют (или имеются в крайне незначительной степени) изменения интонации. Наблюдается при некоторых заболеваниях нервной системы (паркинсонизм и др.), а иногда и у здоровых людей.
Р., моторная (от лат. motorius - двигательный). См. Речь, экспрессивная.
Р., обстоятельная. Расстройство речи, при котором больной медленно и подробно излагает маловажные подробности, что затрудняет понимание цели высказывания. Наблюдается при эпилепсии, психопатии и др. Ср. Мышление, обстоятельное.
Р., олигофазическая (от греч. oligos - маленький, недостаточный и phasis - речь). Расстройство речи с бедным словарным запасом, грамматическим построением и интонациями. Наблюдается при олигофрении, эпилепсии и других психических заболеваниях.
Р., ономатопоэтическая - см. Ономатопоэтическая речь.
Р., парадоксальная (от греч. paradoxos - неожиданный, невероятный, чудной, странный). Расстройство речи, при котором в ней преобладают противоречивые по смыслу высказывания, придающие ей странный вид. Наблюдается при шизофрении и других психических заболеваниях.
Р., персеверативная (от лат. persevero - быть упорным). Расстройство речи, при котором больной многократно повторяет одно и то же слово или оборот речи и затрудняется при выборе других слов, необходимых для продолжения излагаемого. Наблюдается при шизофрении, эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга. См. Мышление, персеверационное.
Р., причудливая - см. Речь, манерная.
Р., пуэрильная (от лат. puer - ребенок, мальчик). Расстройство речи у взрослых, при котором она напоминает детскую речь (больные говорят о себе в третьем лице, уменьшительными именами и др.). Наблюдается в основном при психогенных психозах, реже - при органических заболеваниях головного мозга.
Р. - речевая разорванность - см. Речевая разорванность.
Р., рифмованная (от фр. rime - рифма, от греч. rhytmos - ритм). Расстройство речи, при котором больной рифмует слова, зачастую во вред смыслу. Наблюдается при маниакальной фазе циклофрении и маниакальных состояниях других психических заболеваний.
Р., сенсорная (от лат. sensus - чувство, ощущение) - см. Речь, импрессивная.
Р., скандированная (от лат. scando - подниматься, забираться, скандировать, т. е. разделять стих в соответствии с размером на длинные и короткие гласные). Расстройство речи, при котором больной говорит медленно, раздельно произнося слоги и слова. Наблюдается при поражениях мозжечка. Характерный симптом при рассеянном склерозе.
Р., слащавая. Нарушение речи, являющееся проявлением дефанзивного компонента эпилептической пропорции темперамента. Больные говорят вкрадчиво, льстиво, слащаво, часто употребляют уменьшительные суффиксы, шаблонные хвалебные обороты. Наиболее типична для эпилепсии, наблюдается также иногда у психопатических личностей, главным образом у эпилептоидов.
Р., эксплозивная (от лат. explodo - извергать с шумом). Неритмичная речь, при которой на фоне задержек и растягивания звуков и слов происходят своеобразные словесные «выбросы», характеризующиеся скачкообразным ускорением, непроизвольно форсированной громкостью звуков.
Р., экспрессивная (от лат. exprimo - выражать). Букв. выразительная речь. Устная речь, посредством которой переживания человека становятся достоянием других людей. Экспрессивная речь осуществляется мозговыми структурами левого полушария мозга, причем в устной экспрессивной речи особая роль принадлежит центральной зоне речедвигательного анализатора (центр Брока, находящийся в задней трети нижней лобной извилины, в 44-м поле по K. Бродманну), а при письменной речи - в gyrus angularis и второй лобной извилине. См. Речь, импрессивная. Син. Речь, внутренняя, Речь, моторная.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

РЕЧЬ
Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, в то же время, под влиянием ряда факторов (требования общественной практики, развитие науки и т.д.) она изменяет и совершенствует язык. Р. является основным механизмом мышления. Вне Р. невозможно формирование сознания. Различают Р. устную и письменную. Основные функции Р. - коммуникативная (осуществление процесса общения); Р. как средство выражения и образования, развития мыслей; сигнификативная или номинативная (обозначение предметов, явлений, действий, живых существ и т.д.).
В Р. устной различают также Р. монологическую и диалогическую. Р. монологическая более развернута и отвечает более сложным в смысловом и грамматическом отношении требованиям. Обычно при заболеваниях, протекающих с распадом Р., монологическая Р. обнаруживает свою недостаточность раньше, чем диалогическая.
Р. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ. Воспроизведение хорошо заученных в прошлом жизненном опыте словесных блоков, серий (паспортные данные, последовательное перечисление числовых рядов, дней недели, месяцев, воспроизведение заученных в детстве или многократно повторяемых стихотворных отрывков и т.д.). Относительно долго остается сохранной в процессе распада речи. Для выявления расстройств Р.а. инструкция больному должна содержать элементы ее дезавтоматизации (перечисление указанных рядов в обратном порядке и т.п.).
Р. ВНУТРЕННЯЯ. Форма речи, участвующая в процессах мышления и сознания, но не предназначенная для непосредственного общения. Р.в., по С.Л. Рубинштейну [1946], - это "речь минус звук", она не сопровождается произнесением звуков. Р.в. является непосредственным выражением процессов мышления, она носит фрагментарный, конспективный характер. В ней часто опускаются само собой разумеющиеся понятия. Мысль воспроизводится в Р.в. "пунктиром", тезисно, но в устной Р., предназначенной для общения, она приобретает законченную, словесно завершенную форму. Разработаны экспериментальные приемы, позволяющие определить степень сохранности Р.в., например, сосчитать про себя количество слогов в заданном слове.
Р. ВЫЧУРНАЯ. Характеризуется употреблением не совсем адекватных в данной смысловой ситуации словоупотреблений, нарочитых интонационных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иногда указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборотов. Часто используются в речи малоизвестные и не совсем подходящие по смыслу слова. Подбор слов для высказывания нередко осуществляется в соответствии с их другим, мало подходящим к настоящей ситуации, значением (см. Патологический полисемантизм). Сопровождается вычурной, манерной мимикой. Наблюдается при шизофрении, иногда при истерии. См. Манерность.
Син.: речь манерная.
Р. ЗЕРКАЛЬНАЯ. Произношение и чтение слов и предложений в обратном порядке, с конца. Наблюдается при шизофрении (на протяжении обычно короткого периода), в структуре навязчивостей, при некоторых органических поражениях головного мозга. Ср.: письмо зеркальное.
Р. ИМПРЕССИВНАЯ (лат. impressio - выразительное впечатление). Одна из сторон речевого общения - восприятие и понимание обращенной к больному речи, устной или письменной. Страдает при сенсорной афазии и алексии.
Син.: Р. сенсорная.
Р. МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯЦИОННАЯ. Общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений. Используется глухонемыми.
Син.: Р. жестовая.
Р. МОНОТОННАЯ. Нарушение речи, характеризующееся незначительностью интонационного выделения слов и слогов. Наблюдается при органических поражениях головного мозга (паркинсонизм). Иногда отмечается у практически здоровых.
Р. ОБСТОЯТЕЛЬНАЯ. Нарушение речи, проявляющееся замедлением ее темпа, явлениями брадилогии, излишней обстоятельностью, склонностью к детализации, вязкостью, застреванием на незначительных по смыслу обстоятельствах. Цель высказывания, речевая задача при этом сохраняются, но путь к ним значительно замедляется. Характерна для эпилепсии.
Р. ОЛИГОФАЗИЧЕСКАЯ (греч. oligos - малый, phasis - речь). Нарушение речи, при котором наблюдается оскуднение речевого запаса, обеднение, редуцированность грамматического строя, интонационная монотонность. Наиболее типична для эпилепсии (См. Олигофазия), проявления ее наблюдаются при органических поражениях головного мозга с элементами амнестической афазии (при некоторых постинсультных состояниях, в начальной стадии болезней Пика и, особенно, Альцгеймера).
Р. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ. Нарушение речи, при котором в ней сосуществуют противоположные по смыслу высказывания. Наблюдается при шизофрении, иногда при выраженных маниакальных состояниях с нарушением логического строя мышления.
Р. ПЕРСЕВЕРАТОРНАЯ (лат. persevero - упорно держаться, продолжаться). Нарушение речи, при котором больной многократно повторяет одно и то же слово или речевой оборот, хотя речевая ситуация уже изменилась и не соответствует речевым проявлениям. Отличается от речевых стереотипии, которые не ведут начало от какого-то адекватного импульса речевой деятельности и существуют сами по себе, тогда как речевые персеверации - это застревание на первоначально в какой-то мере обусловленной речевой продукции. После перерыва в речевой деятельности возможно появление персевераций другого содержания, а речевые стереотипии в этом отношении отличаются аутохтонностью. См. Персеверация, Мышление персевераторное.
Р. ПУЭРИЛЬНАЯ (лат. puerilis - детский) Напоминает детскую - картавость, сюсюкание, детские искажения слов, нередко больной о себе говорит в третьем лице. Сочетается с детскостью поступков, поведенческих реакций. Наиболее часто наблюдается при истерических психозах, иногда при истериформных реакциях, при органических поражениях головного мозга.
Р. РИФМОВАННАЯ. Нарушение речи, при котором преобладает тенденция рифмовать слова. Чаще всего это рифмования низкого уровня, по созвучию, используется в ущерб смыслу. Наблюдается при состояниях маниакального и кататонического возбуждения, нередко - при эпилепсии в сочетании со слащавостью.
Р. СКАНДИРОВАННАЯ. Нарушение речи, для которого характерны брадилалия, слова четко разделены на слоги ("разрублены"). Р. тугоподвижна, иногда - с распевными интонациями. Наблюдается при поражении мозжечка (рассеянный склероз).
Р. СЛАЩАВАЯ. Нарушение речи, являющееся проявлением дефензивного компонента эпилептической пропорции темперамента. Больные говорят вкрадчиво, льстиво, слащаво, часто употребляют уменьшительные суффиксы, шаблонные хвалебные обороты. Наиболее типична для эпилепсии, наблюдается также иногда у психопатических личностей, главным образом у эпилептоидов.
Р. ЭКСПЛОЗИВНАЯ (лат. explodo - извергать с шумом). Неритмичная речь, при которой на фоне задержек и растягивания звуков и слов происходят своеобразные словесные "выбросы", характеризующиеся скачкообразным ускорением, непроизвольно форсированной громкостью звуков (наблюдается при поражении полушарий мозжечка).
Р. ЭКСПРЕССИВНАЯ (лат. expressio - выразительность). Одна из сторон речевого общения, проявляющаяся в спонтанном выражении своих мыслей, чувств, желаний, в произнесении слов и фраз. Страдает при моторной афазии и аграфии.
Син.: Р. моторная.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
282.55 кб

Ситуативная речь как показатель эмоционального и физиологического состояния человека

Куцырева М. А.
Статья освещает результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи эмоциональности и ее проявлении в речи и физиологических параметрах испытуемого.
Читать PDF
1,018.66 кб

Внутренняя речь как форма перехода непроизвольного понимания в свободное владенние языком

Костина И. Б.
В статье представлен генезис понятия "внутренняя речь" с позиций семантического подхода. Внутренняя речь рассматривается как особая форма монолога, возникающая из диалогического общения.
Читать PDF
403.65 кб

Речь и правое полушарие головного мозга: афазия vs. аномия

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье рассматриваются литературные и обобщенные эмпирические данные по нарушениям речи при поражениях правого полушария у взрослых и детей.
Читать PDF
100.32 кб

Размышления над книгой: Т. Н. Ушакова. Речь: Истоки и принципы развития. М. : per se, 2004

Соколов Евгений Николаевич
Читать PDF
308.99 кб

Бухарестская газета «Наша речь» и культура Бессараби и в 1920-30-е гг.

Гарусова Ольга
Читать PDF
419.13 кб

От периферического нервного волокна к нейрону головного мозга: путь развития; актовая речь

Правдивцев В. А.
Читать PDF
64.17 кб

Приветственная речь профессора Й. Эриха

Эрих Й.
Читать PDF
740.31 кб

Актовая речь Б. А. Бердова

Читать PDF
273.32 кб

Нобелевская речь физиолога Ивана Петровича Павлова (12 декабря 1904, Стокгольм)

Читать PDF
1.87 мб

Детская игрушка и внутренний мир ребенка, или речь в защиту «Плохих» кукол

Калина Олег Геннадьевич
Наверное, нет ничего более желанного для ребенка (помимо сладостей, конечно), чем игрушка. Она появилась еще в доисторические времена и до сих пор является неотъемлемым атрибутом и средством развития.
Читать PDF
172.11 кб

Мышление и речь в их развитии и преобразовании

Тапбергенов С.О.
Принципиальные вопросы соотношения мышления и речи, первичности слова или идеи остаются открытыми. Путаница в разграничении и применении понятий сигнал и знак затрудняет понимание особенностей поведения высших животных.
Читать PDF
152.25 кб

Эгоцентрическая речь в диалогах детей дошкольного возраста

Опалева Мария Анатольевна
Статья посвящена проблеме эгоцентризма детского мышления и его вербального отражения в эгоцентрической речи.
Читать PDF
447.53 кб

РЕЧЬ АКТЕРА И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ

Автушенко И.А.
The article is about a certain phenomenon that can be called an «emotional ear», which plays an important role in the interaction between actors.
Читать PDF
259.38 кб

Сахарный диабет и инсулин (речь лауреата Нобелевской премии)

Бантинг Фредерик Г., Маклеод Джон
Читать PDF
110.24 кб

Русская речь. Строим предложения правильно

Дунёв Алексей Иванович

Похожие термины:

  • Речь адвоката

    средство осуществления им своей защитительной функции, предназначенное для подведения итога судебного разбирательства, анализа с позиции защиты собранных по делу мат-лов, их правовой оценки, выс
  • Агитация, агитационная речь

    речь сугубо воздействующего характера, эмоционально-оценочная для передачи определенных политических и др. убеждений. Моменты ее культуры состоят в том, что необходимо воздерживаться от чрезмер
  • Активная речь

    productive language). Устная или письменная коммуникация детей дошкольного возраста.
  • АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

    Neisser С.]. Особая форма построения неологизмов. О происшествии говорится иносказательно, одним словом или кратким словесным оборотом, специфическим выражением. Чаще всего наблюдается при шизофрени
  • АТАКСИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

    Запинающаяся речь, в который каждый слог в равной степени ударный и обычно с паузой после каждого слога. Нормальные просодические характеристики интонации и ударения отсутствуют. Также называетс
  • ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

    См. Речь моторная.
  • КИНЕТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

    то же, что язык жестов.
  • НАПОРИСТАЯ РЕЧЬ

    Чрезвычайно быстрая, возбужденная речь. Наблюдается в случаях мании.
  • АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

    Воспроизведение ранее заученной серии слов, например таблицы умножения.
  • Речь автоматизированная

    навыки речи, используемые без того, чтобы прилагать какие-то усилия во время чтения или разговора.
  • Речь автономная детская

    греч. autos — сам + nomos — закон] — один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению «взрослой» речью. В Р. а. д. используются «слова», являющиеся результатом искажения детьми слов взр
  • РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ

    речевая активность детей на той стадии ее развития, когда они механически повторяют слова и высказывания окружающих, не понимая содержания сказанного.
  • Беспорядочная речь

    сумбурная. - У меня сложилась судьба так, что мне пришлось из жены успешного мужа стать самой. Поезжай в Америку, потому что тебе нужно выучить язык, потому что тебе нужно посмотреть мир, мне так ска
  • РЕЧЬ СКАНДИРОВАННАЯ

    См атаксическая речь.
  • СУБВОКАЛЬНАЯ РЕЧЬ

    См. субвокализация.
  • РЕЧЬ УСТНАЯ

    Категория. Форма речи. Специфика. Речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух.
  • Бессвязная речь

    Отсутствие речевой, логической последовательности, цельного смысла в речи; отрывочность, разрозненность мыслей. От недостаточной речевой компетенции, от волнения, от неожиданного возникновения
  • БРЕДОВАЯ РЕЧЬ

    Речь, типичная для человека, у которого отмечается бред. Наиболее часто наблюдается при бреде величия, для которого характерны намеки на личное влияние, власть, достоинства и т.д., и при бреде пресл
  • Речь человека в общении

    Использование речи в устном или письменном О. открывает перед людьми широкие возможности. Они реализуются в передаче разнообразной информации, налаживании межчеловеческих отношений, раскрытии л
  • РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ

    от греч. daktylos - палец] - речь при помощи дактильных букв, т.е. определенных конфигураций пальцев и их движений