ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Экспрессивная речь
(expressive language) — термин для описания навыков устной речи ребенка.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Речь экспрессивная
лат. expressio – выразительность) – произнесение слов и фраз при выражении своих мыслей, чувств, побуждений. Страдает при моторной афазии и аграфии. Синоним: Речь моторная.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Экспрессивная речь
Словообразование. Происходит от лат. expressio - выражение.
Категория. Форма речи.
Специфика. Процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
от лат. expressio - выражение) - активное устное или письменное высказывание. (Не путать с экспрессивностью речи.) Устная Э. р. начинается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи и завершается произнесением слов. Письменная Э. р. имеет сходное психологическое строение, за исключением завершающего этапа, который выражается здесь в виде написания слов (рукописно или на машинке). Нарушения устной и письменной Э. р. характерны для различных форм афазии и обусловлены либо дефектами замысла высказывания и внутренней речи, либо трудностями произношения слов или их написания. Характер нарушения устной и письменной Э. р. определяется локализацией поражения коры головного мозга (левого полушария у правшей). У слепых письменная Э. р. выражается в воспроизведении слов с помощью шрифта Брайля. Э. р. дактильная, применяемая глухими и слепоглухими, выражается в воспроизведении слов с помощью дактильных знаков. См. Дактилология, Импрессивнаяречь, Эндофазия. (Е. Д. Хомская.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Речь экспрессивная
говорение. В онтогенезе развивается наряду с восприятием речи (см. Речевосприятие), немного опережающим его начало. Как правило, пассивный словарь ребенка в возрасте от года до двух лет больше, чем слова, активно им используемые.
Р. э. в своем развитии проходит некоторые относительно общие стадии (см. Развитие речи). Существует определенная вариативность в сроках ее возникновения. Можно говорить об условной норме начала говорения. Обычно это 1,5 или 2 года, в некоторых исследованиях указывается более ранний рубеж — годовалый возраст или чуть более поздний.
Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Социальные причины, определяющие интенсивность и качество общения взрослых с ребенком, также служат существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе начало Р. э.
Девочки начинают говорить раньше, и их речь развивается быстрее. Психогенетические исследования свидетельствуют о большой роли в динамике и успешности развития речи генотипа. Кроме того, на специфику речевого становления, безусловно, влияет состояние здоровья ребенка во все предшествующие фазы развития, в том числе и внутриутробной (см. Пренатальный период). Установлено, что гипоксия плода значительно и на длительный период негативным образом воздействует на психическое и физическое развитие в целом. Она может также стать причиной задержки речевого развития.
Психологическими причинами, определяющими начало Р. э. (или, как ее еще называют, активной) ребенка, оказываются выраженность у него мотивации общения и специфика реакций взрослых по отношению к потребностям ребенка в коммуникативных контактах. Л. С. Выготский в своих работах подчеркивал, что роль социальной ситуации развития в становлении речи и мышления чрезвычайно велика. Позиция взрослых в ситуациях общения может как ускорить, так и затормозить начало говорения. Если взрослые без слов понимают своего ребенка и не побуждают применять слово в коммуникативных целях, то начало речи отодвигается, поскольку слово появляется в арсенале средств общения только по необходимости, когда невербальные средства малоэффективны.
Важное значение имеют и следующие факторы: генотип, развитые потребности в общении и языковая среда. Принято считать, что по мере взросления ребенка роль социальных факторов возрастает, один из них — его языковое окружение. Главные носители языка для ребенка — его родители, которые в общении с ним и между собой передают речевой опыт, воспринимаемый ребенком, конечно, некритично. Спокойному и уравновешенному ребенку можно предложить повторить правильным образом то, что было сказано с ошибками. Если ребенок возбудим или чрезмерно обидчив, то лучше не фиксировать его внимание на ошибочно произнесенных словах или словосочетаниях, так как это приводит к противоположным эффектам. Такие дети впитывают правильную (и неправильную) речь постепенно, общаясь с близкими людьми.
Замечено, что правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь родителей, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие и у него правильной речи. В свою очередь, примитивная или безграмотная демонстрируемая родителями речь, вряд ли будет способствовать формированию нормативной детской речи; такое языковое окружение тормозит речевое развитие.
У ребенка от года до трех Р. э. проходит несколько стадий развития. Параллельно с процессом ее грамматического оформления существенно увеличивается активный словарь (число слов, используемых в Р. э.) малыша. Если в 1,5 года тот использует от 10 до 30 слов, в 2 года — более 200 слов, то к 3 годам — более 1000. Развитие речи коррелирует с общим психическим развитием ребенка и обеспечивает адекватное социальное поведение, выступая в качестве основного средства общения. Уровень развития речи — мощный диагностический показатель психического и интеллектуального развития, поскольку большинство психологов вслед за Л. С. Выготским связывают его с формированием обобщающей функции слова.
Литература
Аверин В. А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: Конспект лекций. СПб., 2000.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3.
Проблемы детской речи. СПб., 1999.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007