ПСИХОЛИЗПСИХОЛИНГВИСТИКА РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Найдено 12 определений термина ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

psycholinguistics) - см. Психология познавательная.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

Психолингвистика

Отрасль психологии, занимающаяся изучением того, как человек осваивает, использует и понимает язык.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология критического мышления. Термины по книге

Психолингвистика

Термин имеет широкое значение в психологии и описывает все, что имеет отношение к человеческому языку. Сюда относится природа языка, механизм овладения языком, изучение грамматики, развитие навыков чтения и т. д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Психолингвистика

термин Ч.Оскуда и Л.Сибеоком (1953) межотраслевая наука, изучающая процессы овладения языком, билигвизм, прагматику, теорию речевого акта, исследования грамматики, психологию чтения, связь между языком и мышлением и многие другие проблемы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

психолингвистика

( от лат. lingya – язык) – наука о закономерностях возникновения и восприятия речевых процессов и их взаимосвязи со структурой языка. В современном значении термин "п." был введен американскими учеными Ч.Осгудом и Т.Сибеоком. У нас в стране п. возникла на базе психологической школы Л.С.Выготского.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения, самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950-х гг. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий психологических терминов

Психолингвистика

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + лат. lingua - язык.

Категория. Раздел психологии.

Специфика. Посвящена исследованию речевого поведения. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности. Как самостоятельная дисциплина была сформирована в 1950-х гг.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Область науки, возникшая в ходе межотраслевой конференции, проводившейся в США в 1953 г. Несмотря на возражения одного из участников конференции, Роджера Брауна, что это название больше похоже на описание сумасшедшего полиглота, чем научной области, психолингвистика стала частью психологии. В наиболее общем виде, основное внимание уделяется изучению любых моделей поведения, которые являются лингвистическими. Подразделы включают овладение языком, билингвизм, прагматику, теорию речевого акта, исследования грамматики, психологию чтения, связь между языком и мышлением и т.д. В силу вербального поведения человека многие психолингвистические вопросы возникают также и в других областях, например, когнитивной психологии, исследованиях памяти, обработке информации, науках о производстве и восприятии речи, социолингвистике, нейропсихологии, клинической психологии и т.д. Ср. с вербальным научением.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

научная дисциплина, изучающая строение речи с т. зр. ее содержания, адекватности речевых актов коммуникативному намерению (кодирование и декодирование сообщений, передаваемых средствами естественных языков). ПЛ занимается еще моделированием восприятия детьми системы языка, т. е. основами обучения грамоте, культуре речи в школе.

НЛП является деятельностью в рамках общего направления ПЛ., особенно в аспектах психофизиологической организации человека и его речи, языка и моделирования речевой деятельности.

В США ПЛ. последовательно смыкалась с бехевиористской психологией Ч. Осгуда. Затем ведущие позиции в ПЛ. заняла т. н. порождающая грамматика Д. Миллера и его последователей. Современная ПЛ. не только тесно увязывает проблемы языка с психической деятельностью человека и его биологическим функционированием, но и с социально-экономическими факторами, национальной ментальностью, культурным фоном и т. д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Нейролингвистическое программирование. Словарь

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

раздел психологии - дисциплина, исследующая поведение речевое, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответственного языка, или языка вообще. В современном значении термин введен американскими учеными Ч. Осгудом и Т. Сибеоком, опиравшимися на необихевиоризм и лингвистику дескриптивную (так называемая школа Йельская).

Предметом изучения психолингвистики являются:

1) описание сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи;

2) функции деятельности речевой в обществе;

3) связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим и пр.);

4) связи языкового развития с развитием личности.

С начала 60-х гг. XX в. американская психолингвистика ориентировалась на теорию порождающей грамматики Н. Хомского, но затем, со второй половины 70-х гг., наметился отказ от нее и поиски общепсихологической теории. Во многих западных странах развитие психолингвистики шло аналогичным путем, но благодаря сильной психологической традиции идеи Хомского не получили столь широкого распространения.

Отечественная психолингвистика развивается с середины 60-х гг. Ее основное направление - теория деятельности речевой (рассмотрение речевых процессов как частного случая деятельности). Создание и развитие психолингвистики связано с целым рядом прикладных задач психологии инженерной, нейропсихологии и патопсихологии, обучения иностранным языкам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Психолингвистика

psycholinguistics) П. - сравнительно молодая дисциплина, к рая занимается изучением психол. последствий владения языком. Психологи потратили годы, пытаясь примирить структурную лингвистику с теориями научения, для чего использовались методики словесных ассоциаций, синтаксический анализ слева направо и статистическая интерпретация частоты и порядка слов в речи. Влияние теории Хомского Говорящий на любом языке человек способен построить и понять неограниченное количество грамматически правильных предложений и, к тому же, способен определить, яв-ся ли любое конкретное предложение грамматически правильным, даже если оно ему совершенно незнакомо. По мнению Н. Хомского это означает, что люди обладают врожденной способностью порождать грамматически правильные предложения, и что эта способность не яв-ся результатом предшествующего опыта. За поверхностной структурой разговорного языка скрывается глубинная структура, состоящая из набора правил, обеспечивающих порождение всех возможных грамматически правильных предложений. Нек-рые из этих правил специфичны только для данного конкретного языка, но есть и базовые правила, общие для всех языков, и потому можно говорить об "общей грамматике", тесно связанной со структурой разума, а тж с природой человека и его биолог. основами. Благодаря этому "природному" качеству общей грамматики и тому обстоятельству, что ребенок обладает механизмом овладения языком (МОЯ), делающим возможным анализ слышимой языковой продукции согласно формальным правилам, ребенок развивает языковую способность. Т. о. теория Хомского представляет собой нативистскую теорию, и в этом своем качестве противостоит не только эмпиризму, к-рый исповедуют бихевиористы, но и осн. теорет. представлениям совр. психологии. Новые тенденции Нек-рые психологи, вдохновленные Хомским, задались целью доказать, что дети с момента произнесения первых фраз обладают набором согласованных правил, к-рыми можно объяснить всю их вербальную продукцию, и что эта первичная грамматика развивается по законам внутренней логики до тех пор, пока не совпадет с грамматикой взрослых. Принимая во внимание, что изучение языка ребенка традиционно носило описательный характер или имело своей целью только объяснение происхождения и смысла слов, этот новый подход вначале показался перспективным и продуктивным. Однако вскоре стала очевидна и его ограниченность. Нет ничего удивительного в том, что исследователи постепенно отказались от методологических ограничений, связанных с необходимостью рассматривать вербальный язык детей в его реальном контексте, т. е. в поведенческой и коммуникативной ситуации. Помимо процессов кодификации и формальных правил синтаксиса, сфера интересов П. охватывает физиолог. основы языка, возможности вербальной коммуникации между животными, роль языка в поведении, отношения между языком и мышлением, и проблему смысла. См. также Когнитивная сложность, Процессы коммуникации, Языковое развитие М. Сигуан

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

ПСИХОЛИНГВИСТИКА (PSYCHOLINGUISTIC)

Междисциплинарная наука, объединяющая лингвистические и психологические области знаний и их применения на практике. Психолингвистика представляет собой своеобразный гибрид этих областей науки. Лингвистика - дисциплина, направленная на изучение структуры языка, его основных проявлений и формальных характеристик. Начало современной психолингвистики было положено работами Соссюра (1911) и Блумфильда в первой половине XX века. Однако истинные революционные преобразования в эту науку были принесены в конце 50-х годов работами Хомского. Исследования 'молекулярных структур' языка открыли путь к изучению не только его формальных характеристик и грамматики, но и природных особенностей. Последующие теоретические обобщения и преобразования были связаны прежде всего с построением семантических моделей. На первый план выдвигались прагматические и социально-лингвистические проблемы.С точки зрения Хомского, лингвисты должны рассматривать 'идеального' носителя языка, действующего в условиях гомогенной речевой группы. Его подход, таким образом, характеризуется игнорированием конкретного речевого контекста. С другой стороны, представители социолингвистического направления (Labov, 1972) выдвигают требование изучать язык в его контекстуальном обрамлении, в конкретной ситуации, окружающей его носителя.

В область психологических наук принято включать все исследования, посвященные изучению психических и поведенческих проявлений животных и человека. При этом одним из важнейших направлений является психология процессов познания и развития. Последняя наиболее тесно связано с лингвистикой. Именно на стыке этих направлений возникают принципиально важные вопросы: как и почему различные речевые структуры понимаются и репродуцируются человеком? Каковы механизмы образования отдельных речевых форм? Имеют ли формализованные модели грамматических преобразований реальные психологические корреляты? Каковы отношения мыслительных, познавательных и логических паттернов с формальными грамматическими речевыми образованиями?

По утверждению Брауна (1970), зарождение психолингвистики следует датировать 1952-м годом, когда на одном из заседаний Совета по социальным дисциплинам (Social Science Council) три представителя лингвистического направления и три психолога условились о проведении специальной междисциплинарной конференции. Расцвет психолингвистики последовал сразу, и уже к концу шестидесятых годов четко определилась область исследований. К тому времени наиболее абстрактные и фундаментальные разделы лингвистики соединились с философией, создав известную в наше время 'амальгаму философии языка'.

Интерес психоаналитиков к проблемам слова и его значения восходит прежде всего к работам Фрейда об афазиях (1891). Однако и в других публикациях (Freud, 1910, 1919, 1925) он касается лингвистической тематики, пересекающейся с проблемами психологии. В современных психоаналитических исследованиях, в частности, в работах Шапиро (1979), разнородная область психолингвистики получила дальнейшее развитие; отдельные авторы пытаются применять сугубо лингвистические модели к интерпретации психоаналитического эмпирического материала.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь

Найдено схем по теме ПСИХОЛИНГВИСТИКА — 0

Найдено научныех статей по теме ПСИХОЛИНГВИСТИКА — 0

Найдено книг по теме ПСИХОЛИНГВИСТИКА — 0

Найдено презентаций по теме ПСИХОЛИНГВИСТИКА — 0

Найдено рефератов по теме ПСИХОЛИНГВИСТИКА — 0

Вы можете заказать написание реферата: