ПРИНЦИП

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРИНЦИП
основное правило, главная, руководящая идея; глубокое убеждение, устойчивый взгляд на вещи.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ПРИНЦИП
основное исходное положение какой-то теории, учения, науки, мировоззрения; внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило поведения.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПРИНЦИП
от лат. principium - основа, начало] - 1) основное исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п.; 2) убежден ность в чем-л., точка зрения на что-л., норма или правило поведения

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ПРИНЦИП
1. Основное, исходное положение некоей теории, учения и пр. Руководящая идея, основное правило деятельности.
2. Внутреннее убеждение, взгляд, определяющие нормы поведения.
3. Основа устройства или действия некоего механизма, процесса и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

принцип

(от лат. principium – основа, первоначало) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д., внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило поведения, исследования и т.д.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Принцип
лат. principum – основа, начало) – 1. основное, исходное положение какой-либо теории, руководящая идея, основное правило деятельности; 2. внутреннее убеждение, определяющее нормы поведения; 3. основа устройства или действия аппарата, системы. Синонимы: Канон, Правило, Закон (хотя усматриваются и некоторые различия между всеми этими словами).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПРИНЦИП
1. Одно из основных, исходных или главных положений какого-либо учения, научной теории, системы взглядов. 2. Основное правило, некоторая руководящая идея. 3. Глубокое убеждение, устойчивый взгляд на вещи. 4. Основа устройства, действия или работы чего-либо. 5. Общая, базисная максима. 6. Общепринятое правило или процедура проведения чего-либо, особенно научная, например, П. научного исследования. См. максима.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПРИНЦИП
от латинского principium – «начало, принцип, первопричина» – основоположение, руководящая идея, основное правило поведения, действия. По И.Канту П. – основополагающая этическая норма, которая может быть субъективной (максимой), направляющей волю, поскольку она выступает по отношению к отдельным индивидам «руководящим моментом» (т.е. пусковым механизмом) или объективной (законом), которая считается значимой для реализации собственных волевых проявлений.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПРИНЦИП
1. Общая, основная максима; фундаментальная правда. 2. Общепринятое правило проведения процедуры, особенно научной. Имеется несколько тонких различий между принципами, канонами, правилами и законами. Наиболее распространено представление о том, что термин закон должен предназначаться для случаев, когда универсальность и валидность вне сомнения, в то время как другие термины служат для обозначения более проблематичных случаев. В фактическом использовании коннотации этих терминов так накладываются друг на друга, что различия часто становятся академическими. Однако см. научный закон. Следует различать с принципиальным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПРИНЦИП
от лат. principium – начало, основа) – 1. Основное исходное положение какой-л. теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации. 2. Убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В науке П. есть отражение в понятиях типичного способа разрешения значимого противоречия в той области деятельности, из которой П. абстрагирован. Объективные закономерности развития исследуемого класса явлений всегда первичны по отношению к П. Поэтому П. не придумываются учеными и не являются результатом интуитивного познания. Они формируются на основе эмпирических исследований реальности и выступают лишь более или менее ценным ее отражением. Значимость П. определяется тем, насколько глубоко он отражает объективные существенные закономерности, тенденции развития, связи и т. п. того класса явлений, в отношении которого он выступает обобщением. П. со временем м. б. развит или опровергнут.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
329.68 кб

Антропологический принцип в психологии здоровья

Шувалов А. В.
Читать PDF
131.98 кб

Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков

Власенкова Ирина Николаевна
Статья посвящена обзору психодиагностических исследований, использующих принцип ассоциации для объяснения частных феноменов психологии в области восприятия, памяти, образования суждений.
Читать PDF
229.33 кб

Принцип дефицита: всегда ли нарушается рациональность

Чхартишвили А. Г.
Читать PDF
144.16 кб

Принцип инвариантного саморегулирования как методологическое основание концепции профессионального с

Дорохов Денис Владимирович
Рассмотрены функциональные возможности инвариантного саморегулирования применительно к профессиональному саморазвитию индивида как подсистемы его целостного личностного развития.
Читать PDF
164.69 кб

Принцип взаимного дополнения элементов как основа детско-родительских отношений

Елизаров Андрей Николаевич
В статье представлены результаты анализа детско-родительских отношений c точки зрения концепций А.А. Богданова, А.Ф. Ануфриева.
Читать PDF
118.66 кб

Принцип совместного синтеза в целенаправленных процессах

Родина О. Н., Прудков П. Н.
Читать PDF
4.36 мб

Самопознание как основной принцип выживания

Прохоров А. В.
Читать PDF
1.56 мб

Принцип экологической психопедагогики в процессе экологического образования

Усков В.М., Болдырева О.Н., Сапожникова Н.Г.
Читать PDF
213.48 кб

Принцип взаимного дополнения элементов как основа взаимоотношений родителей с детьми подросткового и

Елизаров А. Н.
В статье представлены результаты анализа взаимоотношений родителей с детьми подросткового и юношеского возраста с точки зрения концепций А.А. Богданова и А.Ф. Ануфриева.
Читать PDF
110.29 кб

Принцип диалогичности в психолого-педагогическом исследовании

Чернов Александр Юрьевич
Обосновывается принцип диалогичности в психолого-педагогическом исследовании. Показано, как идея диалогичности может быть реализована в различных вариантах исследовательской модели «action research» (исследование действием).
Читать PDF
990.16 кб

Системность как методологический принцип анализа данных

Беловол Е. В.
В работе анализируются психометрические характеристики трех методик измерения когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость.
Читать PDF
231.28 кб

Атрибутивная интеграция как методологический принцип диалога психологических концепций: на примере п

Глазков Александр Владимирович
Статья посвящена проблеме интеграции различных психологических теорий. В работе представлен один из возможных методологических принципов решения этой проблемы.
Читать PDF
544.45 кб

Принцип «Недеяния» (неделания) как имморалистическая основа «Духовно-монистического мировоззрения»

Каширин А. Ю.
Читать PDF
219.92 кб

Принцип целостности в философии образования В. С. Соловьева

Шарова М. А.
Читать PDF
156.95 кб

Зона ближайшего развития как диагностический и объяснительный принцип психологии воспитания

Косырев В. Н.
In article it is offered to distribute L.S. Vygotskogo's doctrine about a zone of the nearest development to psychology of education.

Похожие термины:

  • АКТИВИРУЮЩИЙ ПРИНЦИП В ПСИХОТЕРАПИИ

    Проблема активности человека всегда связана с его волевыми качествами, с уровнем его сознательного отношения к действительности. Для российской психотерапии прошлых десятилетий особенно характ
  • принцип активности сознания личности

    принцип психологии, требующий рассматривать личность не только как обьект воздействия социальной среды, внешних причин, но и как субьект познания и преобразования окружающего мира, способный ре
  • ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ

    по существу, является обобщением и развитием основных представлений о механизмах организации движений. Его суть - в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельнос
  • Психодиагностическое общение: анализ нелегитимных слов и принцип их интерпретации

    А. Ю. Панасюк. К группе неинструментальных методов психодиагностики есть основание отнести анализ нек-рых составляющих речи партнера по О., в частности - анализ нелегитимных слов. Нелегитимные сло
  • БЛИЗОСТИ, ПРИНЦИП

    См. принцип минимального расстояния.
  • ПРИНЦИП ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

    См. Принцип нестеснения.
  • Принцип экономии

    См. принцип бережливости.
  • Принцип аттракции близости

    Proximity attraction principle) —тенденция устанавливать дружеские отношения с теми, кто живет или работает поблизости.
  • принцип функциональной автономии

    принцип функционирования личности обоснованный американским психологом Т.Олпортом, суть которого заключается в том, что мотивы, возникшие на биологической почве, в дальнейшем могут стать незави
  • Принцип автономии

    следует смотреть на больного всегда, как на цель, и никогда - как на средство. Этот принцип содержит требование поддерживать отношения с пациентом, основанные на искренности, и заботиться о получен
  • БЕРЕЖЛИВОСТИ, ПРИНЦИП

    бритва Оккама) - гласит: из двух одинаково надежных теорий следует предпочесть более простую, как более адекватную действительности. Синоним: Принцип экономии.
  • БОЛИ, ПРИНЦИП

    Стремление к смерти или к нирване. В ранних психоаналитических формулировках Фрейда это понятие только подразумевалось; позже оно было явно выражено в форме Танатоса, инстинкта смерти, который ра
  • ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

    См. теория рекапитуляции.
  • Принцип Премака

    См. Подкрепление.
  • принцип единства и борьбы противоположностей

    принцип, выражающий требования закона единства и борьбы противоположностей; применительно к познанию психических явлений он означает необходимость выявления противоречий, источника развития и
  • МАССОВОГО ДЕЙСТВИЯ, ПРИНЦИП

    обобщение К.Лэшли относительно функционирования коры больших полушарий. Основано на наблюдениях, в которых степень нарушения усвоенного поведения зависит не только от локализации повреждений м
  • Принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева

    Автор. А.Н.Леонтьев. Категория. Теоретический постулат. Специфика. В соответствии с ним сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является "накопленн
  • принцип единства психики и деятельности

    принцип, требующий рассматривать все психичесаие изменения через призму деятельности личности, коллектива, общности.
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

    утверждение неразрывной генетической и функциональной связи сознания и деятельности. Входит в число фундаментальных философско-методологических принципов отечественной психологической науки
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ПРИНЦИП

    от лат. principium – основа, начало) – один из методологических принципов психологии, объясняющий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А. Н. Леонтьев), а также межличностных процессо