МЫСЛЬ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мысль
Определенное через анализ мышления содержание или материал мыслительной функции (см. мышление).

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

МЫСЛЬ
1. Общий термин, охватывающий когнитивные процессы, обсуждаемые в статье мышление. 2. Отдельная, но сложная идея, суждение и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

МЫСЛЬ
результат мышления в форме внутренней речи от итога одного мыслительного действия до результата серии умозаключений; может принимать вид идеи.
Синоним (бытовой) — любое проявление сознания.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

МЫСЛЬ
ДУМКА / THOUGHT– средство мышления, в качестве которого выступают понятие, образ, символ. В истории психологии большое значение идеям как единицам содержания сознания придавал Р. Декарт (1596–1650), после работ которого идеи стали рассматриваться в качестве психологических феноменов. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Мысль
основная структурная единица мышления, процесс отражения фундаментальных признаков явлений (сходства, различия, причинно-следственных связей между предметами и явлениями и т. п.) в форме понятий. М. отражает то, что не схватывается сенсорно-перцептивными образами. Выражается М. через внешнюю и внутреннюю речь, часто в свернутой форме.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Мысль
общеславянск., от основы «мыд»; например, готск. maudjan – вспоминать) - 1. словесно-логическая структура, в которой закодирована информация о некоем свойстве объекта, явления или каком-то действии с предметом; 2. обозначение психологического феномена, представляющего такое проявление психического в сознании индивида, которое заполняет осознаваемую сферу умственной деятельности; 3. результат процесса мышления в виде суждения, идеи; 4. знание, познание в какой-то области; 5. размышление, рассуждение.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МЫСЛЬ
основная единица, "молекула" мышления. В мыслях выражается процесс понимания мира, других людей и самого себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве, и пр.
Согласно И.М. Сеченову, мысль имеет исходной точкой сравнение двух явлений и представляет собой рефлекс с заторможенным концом. Мысль ориентирована на поиск связей; она заключает в себе соотнесение фактов по признакам различие-сходство, причина-следствие, действительное-возможное. Логический подход к единицам мышления приписывает им как обязательную черту предикативность. Речевое выражение мысли в текстах имеет форму предложения. В то же время мысли не относятся к психическим феноменам, порождаемым исключительно полушарием левым. Мысль может возникать в ответ на эмоциональные импульсы и выражать связь любых образов, имеющих когнитивное значение, - ее может породить и полушарие правое мозга головного.
Дифференциация субстрата мысли - предмет психофизиологических исследований; содержание и структура мыслей проясняются в процессе экспериментального анализа понимания.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Мысль
мысль – это подступы к поведению, а кто овладевает подступами, тот берет и крепость. Мышление является как бы передаточным механизмом между влечением и поведением и осуществляет организацию последнего в зависимости от тех внутренних понуканий и побуждений, которые исходят из глубинных основ нашей психики. (3.1, 202) мысль приходится понимать как особую, наново решаемую задачу поведения или ориентировки в новых обстоятельствах. Мышление всегда возникает из затруднения. Там, где все течет легко и ничем не стесняемо, еще нет повода для возникновения мысли. Мысль возникает там, где поведение встречает преграду. (3.1, 207) Мысль не выражается в слове, но совершается в слове Всякая мысль стремится соединить что-то с чем-то, установить отношение между чем-то и чем-то выполняет какую-то функцию Течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов, как переход мысли в слово и слова в мысль. (1.2.1, 305) Мысль представляет собой нечто целое, значительно большее по протяжению и объему, чем отдельное слово То, что в мысли содержится симультанно, в речи развертывается сукцессивно Поэтому процесс перехода от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздание в словах. (1.2.1, 356) Мысль, которую хочет выразить человек, не совпадает не только с физической, но и с семической стороной речи. Мысль – облако, из которого речь источается в каплях. Мысль иначе построена, чем ее речевое выражение. Мысль прямо не выразима в слове. Но мысль не есть нечто готовое, подлежащее выражению. Мысль стремится, выполняет какую-то функцию, работу. Эта работа мысли есть переход от чувствования задачи – через построение значения – к развертыванию самой мысли. Мысль совершается в слове, а не выражается только в нем. Мысль есть внутренний опосредованный процесс. (Это путь от смутного желания к опосредованному выражению через значение, вернее, не к выражению, а к совершенствованию мысли в словах.) (1.1.9, 162) См. Значение, Мышление, Ориентировка, Поведение, Речь, Слово

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

МЫСЛЬ
англ. thought). Слово "М." употребляется очень широко. Все, что "взбредет в голову", называется М. Мысль мысли, действительно, рознь. Есть "Великая М. Природы", есть божественная или боговдохновенная М., счастливая М., умная М. Есть М. сатанинские, темные, черные, задние. Есть М. ясные, светлые, прозрачные, глубокие и есть вздорные, смутные, туманные, легковесные, мелкотравчатые, приходящие наобум. Есть М. живые, уместные, своевременные и мертворожденные, запоздалые, как сожаления. Есть М. вялые, анемичные, тупые и острые, энергичные, проницательные. Есть М. высокие, благородные, добрые и есть - низкие, корыстные, злые. Есть свободная М.: М. - поступление, поступок. Есть М. блуждающие, несмелые и уверенные, законнопорожденные. Есть М. трагические, глупые, абсурдные. И есть М. самоуправные, назойливые, они сильнее нас, от них очень трудно избавиться.
Д. Дьюи дает след. определение М.: "В теснейшем смысле М. означает уверенность, покоящуюся на к.-л. основании, т. е. действительное или предполагаемое знание, выходящее за пределы того, что непосредственно дано. Оно обозначается как признание или непризнание чего-либо как разумно возможного или невозможного. Эта степень М. включает, однако, 2 настолько различных типа уверенности, что хотя их различие только в степени, а не в роде, но... необходимо рассматривать их отдельно. Иногда наша уверенность возникает без рассмотрения оснований; в др. случаях она возникает потому, что исследуются основания". "Многие М., - продолжает Дьюи, - возникают бессознательно, безотносительно к достижению правильного мнения. Как они приобретаются, мы не знаем. Из темных источников, неизведанными путями они достигают сознания и становятся частью нашего духовного багажа. Традиция, воспоминание, подражание - все то, от чего зависит авторитет во всех его формах или что взывает к нашему личному благополучию, или удовлетворяет сильной страсти - все это вызывает их. Подобные М. являются предрассудками, т. е. предвзятыми суждениями, а не рассуждениями, основанными на рассмотрении очевидного". Подобной М. дети учатся и весьма успешно помимо школы. Но как научиться тому, чтобы М. приходили как божьи дети и говорили: вот мы здесь! Так описывал приход М. Гете.
Конечно, мышление - это движение М., но не следует преуменьшать сложность определения и исследования М. Независимо от ее истинности или ложности, М. проявляет себя то в слове, то в образе, то в действии, то в поступке, то во всем этом вместе и еще в чем-то неуловимом, таинственном, хотя, возможно, именно это неуловимое и есть самое важное и интересное в М. Едва ли кто-нибудь однозначно ответит на вопрос, что такое М. и как она возникает.
Важна не столько однозначность и определенность ответов на эти вопросы, сколько наличие интенции узнать, понять, увидеть нечто, стоящее за М. Возникновение подобной интенции есть 1-й признак подлинной М., отличающейся от того, что "взбредет в голову", от мнения. Увидеть за... это есть мышление, а увидеть за М. - это есть рефлексия по поводу М., ее постскриптум (И. Бродский), начало ее обоснования, доказательства.
Существуют разные ответы на вопрос, что стоит за М. У. Джемс увидел за М. сырой поток чисто чувственного опыта; И. М. Сеченов увидел за М. не только чувственные ряды, но и ряды личного действия; психоаналитик В. Бион - фрустрацию, вызванную незнанием; М. К. Мамардашвили увидел за М. (или в М.) собственнолично присутствующие переживания; А. Эйнштейн - зрительные образы и даже мышечные ощущения, т. е. те же действия; А. Белый - движение и ритм; А. В. Запорожец - предметно-практическое действие; Л. С. Выготский - слово и к тому же еще аффективную и волевую тенденции. Г. Г. Шпет увидел М. за словом и слово за М. и слово в М. Р.Декарт увидел в М. состояние очевидности, в т. ч. и собственного существования; Э. Клапаред увидел за М. молчание, сказав, что размышление запрещает речь. Математик Ж. Адамар, специально изучавший процесс научного творчества, это подтвердил: "Слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю". Р. М. Рильке сказал об этом по-своему: мудрецы превратили в слух свои уста. М. М. Бахтин увидел в М. интонацию: "Действительно поступающее мышление есть эмоционально волевое мышление, интонирующее мышление, и эта интонация существенно проникает во все содержательные моменты М.". X. Ортега-и-Гассет увидел за М. глубины души: "Зрачки моих глаз с любопытством вглядываются в глубины души, а им навстречу поднимаются энергичные М.". Ортега видел за М. не только любопытство, но'и живую страсть понимания, благодаря которой может возникнуть разрядка, молниеносное озарение пониманием. Давно известно, что такое озарение сопровождается чувством полной уверенности в его достоверности, т. е. состоянием той же Декартовой очевидности, которую Марсель Пруст называет радостью. О. Мандельштам увидел за М. семантическую удовлетворенность, равную чувству исполненного приказа. Бродский увидел за М. М.: люди думают не на каком-то языке, а мыслями. Замечательно об этом же сказал А. С. Пушкин: думой думу развивает. И. Кант увидел за М. состояние преисполненной чувства души. Оно-то и порождает событие М. Но как впасть в это состояние и как из него выпасть? Кант признавал, что мышление может уставать от напряжения и быть не способным это напряжение держать.
Все перечисленные мыслители, ученые, поэты правы. М. столь же полифонична, как и сознание. Разные мнения о том, что стоит за М., сводимы к одному: "невербальное внутреннее слово" (Мамардашвили), которое потенциально многоголосно. Такое слово есть "эмбрион" словесности, опора зарождающейся М., прежде губ родившийся шепот. При всей парадоксальности, эта идея не должна восприниматься как совершенно неожиданная, особенно после того, как природу, культуру, человека, мир в целом стали рассматривать как текст, т. е. то же слово. Шпет утверждал, что в метафизическом аспекте ничто не мешает нам рассматривать и космическую вселенную как слово.
Рождение М. остается тайной и это м. б. к лучшему. В противном случае люди бы лишились радости от рождения М. Возможно, самое разумное, но вместе с тем и самое трудное, что может и должна сделать школа, - это помочь уч-ся испытать радость от рождения собственной М. Это знал Руссо: "Кто думал, тот всегда будет думать, и ум, раз попробовавший мыслить, не может остаться в покое". Мамардашвили высказался еще более категорично: "Мышление, М. есть средство, единственное в жизни и сама жизнь; идеи и средства в ней переплетены порой так, что эти термины уже бессмысленно различать. Вся проблема мышления состоит в каждоактном преодолении кажущейся жизни. Причем этот акт необходимо повторять снова и снова. Нельзя это различение (кажущейся и осмысленной жизни. - В. 3.) сделать и, положив в карман, жить спокойно. Кажущаяся жизнь преследует нас во всех уголках нашей души и мира, и мы должны изгонять ее из всех уголков и делать это постоянно". Философ не писал бы о преодолении посредством мышления кажущейся жизни так страстно, если бы мышление было легким делом. "Акт думания есть часть испытания нами нашей судьбы", - говорил он. Думать действительно трудно. Легче принимать решения "без проблем". привычку. Принятие решений и решение проблем - это вещи разные. Решение, принятое "без проблем", их не снимает. Они остаются, но тогда уже не проблема стоит перед человеком, а он перед ней, и стоит часто на коленях. Это еще не самый плохой случай, хуже, когда усилия мышления направляются на оправдание заведомо неверных или сомнительных решений. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.11 мб

Ноэма: мысль и психология

Мазилов Владимир Александрович, Слепко Юрий Николаевич
В статье обсуждается проблема, поднятая в работах В. Д. Шадрикова. Обоснована актуальность и теоретическая значимость данной проблемы для решения вопросов, стоящих перед современной психологической наукой.
Читать PDF
1.02 мб

МЫСЛЬ КАК ТЕЛЕСНЫЙ ОПЫТ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЯ МЫСЛИ И МЫШЛЕНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Кребель Ирина Алексеевна, Трусов Роман Михайлович
В работе осуществляется методологическое растождествление мысли и мышления; демонстрируется, что изначально, в культуре греков, мысль имела телесный статус, и именно такая размерность мысли максимально востребована в практиках сов
Читать PDF
199.78 кб

Общественная и научная мысль о роли Москвы и Петербурга в становлении процесса капитализации России

Харсеева Наталия Вячеславовна
Статья посвящена полемике о роли Москвы и Петербурга в истории России, в становлении процесса капитализации, о достоинствах и недостатках как одной, так и другой столицы, вследствие чего происходит персонификация городов, в резуль
Читать PDF
65.06 кб

Вудс Т. Как Католическая Церковь создала западную цивилизацию / В. Кошкина, пер. М. : ИРИСЭН, мысль,

Шилов Евгений
Читать PDF
875.27 кб

95. 01. 018. Общественная мысль: исследования и публикации. - m : наука, 1993 - вып. 4. - 256 с

Громыко H. В.
Читать PDF
6.98 мб

Рецензия на статью «Мысль – слово – дело» Апраксиной Н.Д.

Читать PDF
227.24 кб

Достоевский и другие: Слово и мысль о России (Ростов-на-Дону, 25 – 27 сентября 2012 г. )

Черюкина Г. Л.
Читать PDF
472.53 кб

Гуманитарная мысль в современном Китае

Махаматов Таир Махаматович
Читать PDF
129.23 кб

Восточный научно-культурный ареал Средневековья и грузинская научная мысль

Абуладзе Тамара
В статье прослеживается путь воссоздания отдельных отраслей грузинской науки, представлена типологическая характеристика грузинских рукописных сборников научного содержания, выделены переводы и переработки персидских источников.
Читать PDF
686.66 кб

Русская политическая мысль о геополитике религиозного фактора

Дринова Елена Михайловна
В статье в контексте русской политической традиции анализируется проблема религии в геополитическом измерении.
Читать PDF
195.32 кб

Научная мысль конца XIX - начала XX века и рефлексии Ф. Ф. Зелинского

Новиков Михаил Васильевич, Перфилова Татьяна Борисовна
В статье рассматриваются рефлексии Ф. Ф. Зелинского, связанные с осмыслением достижений в области естественных, философских, психологических и социально-экономических наук в конце XIX начале XX века.
Читать PDF
146.50 кб

Русская мысль об иконичности слова «Культура»

Океанская Ж. Л., Океанский В. П.
Материал направлен на герменевтическое раскрытие глубинного внутреннего смысла понятия «культура».
Читать PDF
167.69 кб

Педагогическая мысль древних тюрков: Ю. Баласагуни о раннем воспитании ребенка

Газизова Ф. С.
Читать PDF
158.67 кб

2009. 04. 002. Авдулов А. , Кулькин А. О стратегии партнерства науки и власти // свободная мысль. -

Кулькин А. М.
Читать PDF
325.92 кб

98. 03. 027. Шичалин Ю. Классическое образование в России сегодня и завтра // рус. Мысль. - la pense

Можаева Л. Г.

Похожие термины:

  • Подхватить чью-либо мысль

    перебить чью-то речь или быстро ответить, соглашаясь. Вид одобрения и похвалы. Если в отношении своего начальника – может внушить мысль о подхалимстве. Если по отношению к оппоненту, к «недоброжел
  • Досказывать мысль за другого

    Не очень культурное речевое поведение, сродни перебиванию собеседника и показу себя. - Ср. у Грибоедова в «Горе от ума»: Чацкий. …Но Скалозуб? Вот загляденье: За армию стоит горой, И прямизною стана
  • Подчеркнуть мысль

    Это часто необходимо делать. В устной речи для этого применяются многозначительные паузы после произнесения важной мысли, ее повтор после небольшой паузы (в том числе с предваряющим «Повторяю…»),
  • СНОВИДЕНИЕ: МЫСЛЬ СКРЫТАЯ

    латентные мысли сновидения) - собственно, бессознательное содержание сновидения, самый сильный элемент коего влечения вытесненные, скрывающиеся за искаженными формами их выражения.
  • МЫСЛЬ БЕЗОБРАЗНАЯ

    понятие, вошедшее в научный оборот в ходе дискуссии, возникшей между представителями Вюрцбургской школы мышления и структуралистами по вопросу о том, всякая ли мысль имеет своей основой образы и