используемое во многих тестов ранжирование степени уверенности испытуемых в ответах на предлагаемые им вопросы (обычно используется до 4-х вариантов вопросов). Реультатом тестирования является количественная мера выраженности ответов испытуемого или пациента).
МЕТОД ОЦЕНКИ
Метод оценки
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
метод оценки
один из способов исследования чувствительности человека, развитый вне классической психофизики. Он отличается от метода "да-нет" (см.) лишь тем, что испытуемый может выражать различную степень уверенности при восприятии стимула. В эксперименте могут быть использованы несколько критериев ответов. По данным исследования строится кривая восприятия стимулов.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
МЕТОД ОЦЕНКИ
англ. rating procedure) ~ один из психофизических методов, применяемых исследователями, использующими при изучении чувствительности сенсорных систем теорию обнаружения сигнала (см. Психофизическая модель теории обнаружения сигналов). Син. оценочный метод, процедура оценки.
Сущность М. о. состоит в след. Испытуемому задается ряд оценочных категорий (обычно 5-6), выражающих разную степень его уверенности в том, что в пробе подавался сигнал. Категории м. б. заданы вербально (напр., "уверен, что сигнал был", "почти уверен", "сомневаюсь, но, по-видимому, был", "не знаю", "не был"), либо в числовой форме, напр, в процентах. Испытуемый должен относить свои впечатления к одной из этих оценочных категорий. При этом, чтобы отнесение к категориям не было чисто случайным, он должен установить для себячсргжерии принятия решения, позволяющие отделить каждую оценочную категорию от др. Число этих одновременно удерживаемых испытуемым критериев на единицу меньше числа используемых категорий. Подсчитав число случаев отнесения испытуемым сигнальных и пустых проб к каждой категории, а также общее количество тех и др. проб в данной серии, можно вычислить относительную частоту обнаружения и относительную частоту ложных тревог для каждого из критериев аналогично тому, как это делается в методе "да-нет". Согласно теории обнаружения сигнала, по результатам эксперимента с использованием М. о. можно построить ту же самую кривую рабочей характеристики приемника (РХП), что и по результатам эксперимента с использованием метода "да-нет", если только характеристики самого наблюдателя при этом не подвержены изменениям.
М. о. более экономный, чем метод "да-нет", поскольку для построения кривой РХП требуется меньшее число измерений. Однако задача одновременного удержания нескольких оценочных критериев достаточно трудна для испытуемого. (К. В. Бардин.)
Сущность М. о. состоит в след. Испытуемому задается ряд оценочных категорий (обычно 5-6), выражающих разную степень его уверенности в том, что в пробе подавался сигнал. Категории м. б. заданы вербально (напр., "уверен, что сигнал был", "почти уверен", "сомневаюсь, но, по-видимому, был", "не знаю", "не был"), либо в числовой форме, напр, в процентах. Испытуемый должен относить свои впечатления к одной из этих оценочных категорий. При этом, чтобы отнесение к категориям не было чисто случайным, он должен установить для себячсргжерии принятия решения, позволяющие отделить каждую оценочную категорию от др. Число этих одновременно удерживаемых испытуемым критериев на единицу меньше числа используемых категорий. Подсчитав число случаев отнесения испытуемым сигнальных и пустых проб к каждой категории, а также общее количество тех и др. проб в данной серии, можно вычислить относительную частоту обнаружения и относительную частоту ложных тревог для каждого из критериев аналогично тому, как это делается в методе "да-нет". Согласно теории обнаружения сигнала, по результатам эксперимента с использованием М. о. можно построить ту же самую кривую рабочей характеристики приемника (РХП), что и по результатам эксперимента с использованием метода "да-нет", если только характеристики самого наблюдателя при этом не подвержены изменениям.
М. о. более экономный, чем метод "да-нет", поскольку для построения кривой РХП требуется меньшее число измерений. Однако задача одновременного удержания нескольких оценочных критериев достаточно трудна для испытуемого. (К. В. Бардин.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004