Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина

Найдено 1 определение:

Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина

Направлена на выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителя. Она построена в соответствии с разработанной автором структурой педагогического О. В основу методики положены характеристики вербального и невербального поведения учителя. Методика может применяться как для оценки уровня развития коммуникативных способностей учителя на момент обследования, так и для выявления динамики развития способностей учителя к О. Оценивающий показатели способностей учителя присутствует на уроке и, используя бланк методики, фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей. Данная методика позволяет выявлять след. характеристики вербального и невербального поведения учителя. 1) Речь - учитель говорит грамотно, содержательно, использует яркие, необычные примеры и факты и т. д.; 2) Голос - с помощью голосовых интонаций и модуляций учитель проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к ученику; 3) Выразительные движения - учитель использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем учащимся для облегчения усвоения ими учебного материала («помогающее поведение»); 4) Движения в пространстве класса - в течение урока учитель передвигается по классу вправо и влево, вперед и назад, оказывается перед учениками, за их спиной, стоит или сидит радом с учеником и т. д.; 5) Эмоции - проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает учителю «заражать» класс, вовлекать учеников в общий процесс творчества; 6) Воздействия - учитель изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на осн. системы переработки информации учащихся (оптическую, акустическую, кинестетическую); 7) Наблюдательность - учитель постоянно «видит и слышит» каждого ученика; 8) Форма поведения - учитель гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы ученики могли больше говорить на уроке сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться взглядами; 9) Виды взаимодействия - учитель использует разные виды взаимодействия на уроке. Выделяются следующие: а) «учитель-класс» учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников; б) «учитель-ученик» - учитель объясняет что-либо одному ученику, спрашивает его, отвечает на его вопросы; в) «ученик-ученик» - учитель просит одного ученика объяснить что-либо другому, или организует кооперативную работу учеников в малых группах; г) «учитель-ученики» - ученики работают самостоятельно, а учитель чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая помощь нужна; 10) Паузы - учитель организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к след. заданию, для разрядки, снятия напряжения, усталости. Каждый показатель оценивается по 6 уровням: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий, высший (от 1 до 6 баллов). По окончании урока оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики коммуникативных способностей учителя. 10 полученных характеристик могут быть визуализированы в виде графика, по оси абсцисс отложены порядковые номера осн. характеристик коммуникативных способностей учителя, по оси ординат - показатели уровней развития коммуникативных способностей. В отличие от стандартизированных тестов характеристики сравниваются внутри индивидуального графика: выявляются порядковые структуры поведенческих тенденций, доминирующие, депривирующие, требующие поддержки и коррекции и др. характеристики. При многократном исследовании, полученные результаты, сравниваются между собой, и выявляется динамика развития способностей учителя. Лит.: Митина Л. М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991; Она же. Учитель как личность и профессионал. М., 1994; Она же. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996; Она же. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004. Л. М. Митина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Оценки учителями коммуникативных способностей первоклассников, различных по интеллектуальным способн

Защиринская Оксана Владимировна, Шингаев Сергей Михайлович, Малахова Асоль Николаевна
В исследовании представлены результаты факторного анализа экспертных оценок навыков невербальной коммуникации учителями у здоровых детей учащихся первого класса, детей со специфическим смешанным расст
Читать PDF

Методика создания игр в реальности игреалов как основа развития творческих способностей (креативност

Реброва Ольга Викторовна
Статья посвящена проблемам развития личности и творческих способностей ребенка. В качестве решения предлагается методика создания игреалов.
Читать PDF

Характеристика дискриминативной способности методики MMPI при решении задач дифференциальной диагнос

Брябрина Татьяна Викторовна, Беребин М.А.
Статья посвящена изучению соматоформного расстройства и проблеме его дифференциальной диагностики с невротическими расстройствами и нормой.
Читать PDF

Корреляция личностных характеристик с показателями организаторских способностей учителя начальных кл

Иванова Светлана Владимировна
В статье выдвигается предположение и доказывается существование корреляционных связей между личностными особенностями и показателями организаторских способностей учителя начальных классов.
Читать PDF

О возможности использования хронометрических методик для оценки способности к самоуправлению

Шевцов Марк Наумович
Работа посвящена изучению возможности разработки хронометрических методик для изучения способности к самоуправлению в деятельности.
Читать PDF

Методика формирования психомоторних способностей в процессе занятий физической культурой в общеобраз

Артюшенко Александр Фёдорович, Артюшенко Андрей Александрович, Нечипоренко Денис Леонидович
Рассмотрена сущность понятия «психомоторные способности» как составляющей готовности к управлению произвольными движениями.
Читать PDF

Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адеква

Лабунская Вера Александровна
В статье представлен теоретический подход к определению структуры способности к психологической интерпретации невербального поведения, разработанный на основе ряда положений, отражающих природу и функ
Читать PDF

Влияние рефлексивных и эмпатических способностей на развитие профессиональной компетентности учителя

Шилова Тамара Александровна, Харитонова Галина Вячеславовна
В статье представлены исследования влияния рефлексивных и эмпатических способностей на развитие профессиональной компетентности учителя.
Читать PDF

Методика определения профессионально-психологических способностей работников с целью их рациональног

Янковская В.И., Хайдаров Р.Р.
Цель. Рациональное использование профессионально-психологических способностей для повышения качество трудовой жизни. Методы. Апробированы тестовые методики на практике.
Читать PDF

Профессиональные способности учителя при полипредметной и специальной подготовке

Харламова Татьяна Михайловна
Проведен сравнительный анализ психологической структуры профессиональных способностей учителя в зависимости от полипредметной и специальной подготовки.
Читать PDF

Методика развития способности к сохранению равновесия у детей среднего школьного возраста средствами

Кравчук Татьяна Николаевна, Рядинская Ирина Анатольевна, Литовко Татьяна Витальевна, Спузяк Виктория Борисовна
Рассмотрены направления развития статического и динамического равновесия у школьников средних классов. В эксперименте принимали участие 40 учеников 7-8 классов.
Читать PDF

Методика развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения

Воловик Н.И.
Статья посвящена практической разработке методики развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения. Дошкольный возраст важный для развития координационных способностей.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: