МЕХАНИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕХАНИЗМ
от греч. mechane - орудие, машина] - 1) внутреннее устройство, система чего-л.; 2) совокупность состояний и процессов, из которых складываетя какое-л. физическое, химическое, физиологическое и т.п. явление (напр., анотомо-физиологические М. речи, М. мышления)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

МЕХАНИЗМ
1. Гипотетический процесс, объясняющий некоторое событие или явление. 2. Реакция человека на те или иные события, ставшая привычной и возникающая автоматически при появлении соответствующего события. 3. Чисто механическое, физическое устройство, работа которого осуществляется по законам механики. См. защитные механизмы, механизм корректировочный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Механизм
система движений и событий, а также устройство или приспособление, в котором и посредством которого совершаются эти движения, определяемые законами природы (К.ф.э. - С. 266-267); механизм (гр. - орудие, машина) - 1) устройство для передачи и преобразования движения, представляющих собой систему тел (звеньев), в которой движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывают вполне определенные движения остальных тел системы; механизмы бывают различными по конструкции и назначению; 2) внутреннее устройство, система чего-либо; 3) совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-то физическое, химическое, физиологическое и др. явление, например, механизм мышления (С.с.и.с. - С. 377).
При диагностике по принципам системного анализа под механизмом понимается устройство по перераспределению энергии или по распределению усилий. Применение механизмов связано в диагностикой и предпочтением в выборе какого-либо механизма при необходимости преобразования структуры.
Блокировка каналов энергии одних потенциалов и расширение каналов других потенциалов создают вид механизма. Механизм осуществляет своеобразную промежуточную функцию между системой потенциалов (качеств, тенденций, детерминант) и конфигурацией определенных компонентов структуры, где имеют место иные: а) величины; б) акценты; в) иерархические зависимости. Разные типы механизмов предназначены для создания разнообразных состояний системы. Имеются механизмы усиления, торможения, переключения, настояния, доминанты, консервации, балансировки, синергии. При диагностике анализируются частотность использования какого-либо механизма, предпочтение его перед другими, владение определенным набором механизмов. При анализе применяемых механизмов рассматривается также скорость «включения» механизма, разрушение предыдущей системы и скорость построения новой структуры. Все эти построения, исполняемые при помощи механизмов, призваны по существу создавать разные ипостаси системы. При анализе действия конкретного типа механизма всегда анализируется его пусковой стимул, и то, что явилось результатом действия конкретного механизма. Например, при анализе «соединения» двух людей рассматривается возможность их дополнения (комплементарность), которая исполняется при помощи механизма балансировки.
При появлении перегрузки стимулами и констатации неопределенности расширяется диапазон информации путем включения механизма попеременного базирования - «вставания» на конкретные позиции. Одновременно включается механизм подбора сходной по типу энергетики. Таким образом, колебания, с одной стороны, расшатывают систему, а с другой стороны, способствуют набору контрастной информации. В конечном счете увеличивается диапазон информации (7-я шкала MMPI). Далее, используя, например, приоритетность защитного рефлекса, включается механизм доминанты, которая тормозит все субдоминантные очаги и тем самым отключает их влияние. Реализация энергии и ее переключение по тому или иному каналу возможны только в том случае, когда соблюдены последовательности соединения и сцепления между звеньями, передающими энергию. В связи с этим механизм также рассматривается как устройство, соединяющее в различной последовательности цепи, создающее нужное динамическое, т.е. силовое, распределение.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
213.55 кб

Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как на механизм соци

Яковлева Наталья Владимировна
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации.
Читать PDF
324.21 кб

Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно-обра

Митин Евгений Анатольевич
В статье обсуждается проблема адаптации студентов в физкультурно-образовательной среде педагогического вуза по показателям личностных характеристик.
Читать PDF
315.22 кб

Профессиональная активность социальных работников как механизм совладания со стрессом: теоретические

Невельсон Елена Юрьевна
Обосновывается рассмотрение профессиональной активности социальных работников как одного из механизмов совладания со стрессом.
Читать PDF
119.94 кб

Механизм формирования барьера к отрицательным влияниям среды у подростков группы риска

Пономарев Н. Л.
Читать PDF
70.92 кб

Психологический механизм формирования наркотической зависимости

Кора Наталия Алексеевна
Читать PDF
515.74 кб

Эмоциональное обобщение как механизм неспецифической синестезии

Лупенко Елена Анатольевна
Читать PDF
114.03 кб

Механизм политической идентификации в период первичной политической социализации

Юрина М. В.
Читать PDF
99.73 кб

Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в услови

Пронина Анжелика Николаевна
В статье представлены результаты диагностики связей социализации-индивидуализации детей-сирот, раскрыта технология обеспечения целостности социализации-индивидуализации как механизма формирования личности дошкольников в детском до
Читать PDF
77.61 кб

Психологический механизм компенсаторного воздействия личностно зрелого педагога на депривационные на

Маркова Светлана Витальевна
В статье рассматривается иерархия индивидуальных качеств личностно зрелого педагога детского дома, этапы психологического механизма компенсаторного воздействия личностно сформировавшегося педагога на депривационные нарушения детей
Читать PDF
270.91 кб

Механизм деструктивных изменений личности под воздействием аддиктивных факторов и формирование психо

Рыжов Василий Васильевич, Телепова Надежда Николаевна
Целью статьи является изложение продуктивных идей о психологическом механизме деструктивных изменений личности под влиянием аддиктивных факторов, а так же об основных аспектах формирования устойчивости личности к этим факторам.
Читать PDF
6.47 мб

Психологический механизм и основные тенденции профессиональной деформации

В.И. Белослудцев
Читать PDF
6.38 мб

Механизм эмоционального «Выгорания» профессионала

Е.Г. Ожогова
Читать PDF
911.68 кб

Компенсация как универсальный механизм адаптации и развития личности

Н. П. Ансимова
Читать PDF
552.94 кб

Социальная адаптация как механизм социализации личности

Шахбанова Зарина Шарапутдиновна
Читать PDF
157.29 кб

Рефлексия как механизм ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей

Молчанова Людмила Николаевна
В статье дается концептуальное обоснование рефлексивного механизма ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей с опорой на психологические теории смыла, смысловой регуляции психических состояний, рефлек

Похожие термины:

  • Ассоциативный механизм

    способы и типы образования ассоциаций (см. ассоциация).
  • МЕХАНИЗМ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ

    механизм превращения цели в мотив) -> механизм сдвига мотива.
  • МЕХАНИЗМ ДА-НЕТНОГО ОТРАЖЕНИЯ

    закономерность, при которой в эмоционально насыщенной ситуации этническая психика человека пытается как бы рассортировать все факты на положительные и отрицательные, "белые" и "черные". Эмоции, бе
  • ДВИЖЕНИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ: МЕХАНИЗМ

    механизм организации движений) - здесь объектом изучения были естественные движения нормального организма, в основном человека. Прежде бытовало мнение, что акт двигательный организуется так: при
  • Механизм эмоционального заражения

    появление эмоциональной реакции или эмоционального состояния у ребенка, соответствующих таковым у взрослого в процессе общения с ним.
  • НАВЫК: ФОРМИРОВАНИЕ: МЕХАНИЗМ

    В ходе формирования навыка выделяется много частных фаз, объединяемых в более общие периоды. 1. В первый период происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им. Обу
  • МЕХАНИЗМ ИДЕНТИФИКАЦИИ

    обеспечивает передачу "личностного" опыта косвенно - через личный пример, "заражение", подражание. Характерная особенность процесса идентификации - в том, что он проходит, особенно на пер
  • Невременной механизм обработки информации

    Гипотетический механизм субъективного восприятия времени, в соответствии с которым человек, заняты каким-либо делом, не замечает течения времени.
  • ИНВЕРСИЯ: МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКИЙ

    совокупность состояний и процессов психических, обусловливающих появление, развитие и действие инверсии. Согласно З. Фрейду, возникает в детстве, в фазе кратковременной, но интенсивной фиксации н
  • ИСПРАВЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМ

    В межличностной коммуникации – любое утверждение или высказывание, цель которого – исправить непонимание. Механизмы восстановления представляют особый интерес в период раннего развития языка,
  • МЕХАНИЗМ ИЗБЕГАНИЯ

    свободный синоним защитного механизма.
  • Механизм овладения языком

    language acquisition device or LAD). Термин Хомского для обозначения врожденных умственных структур, помогающих ребенку овладеть речью.
  • Рефлексия как механизм общения

    Рефлексия (Р.) (лат. reflexio - обращение назад) - сложное понятие, к-рое является предметом изучения в разных сферах человеческого знания: философии, методологии, науковедении, психологии, акмеологии, уп
  • КИСЛОГО ВИНОГРАДА, МЕХАНИЗМ

    обесценивание недостижимой цели с тем, чтобы сохранить позитивную самооценку (название - по басне Эзопа “Лиса и виноград»). Рассматривается как защитный психологический механизм.
  • Ориентационный механизм, основанный на восприятии магнитного поля Земли

    Ориентационный механизм, используемый пчелами. Сведения о его использовании другими биологическими видами неоднозначны.
  • МЕХАНИЗМ СДВИГА МОТИВА

    механизм сдвига мотива на цель; механизм превращения цели в мотив) - механизм образования мотивов, намеченный в теории деятельности. Суть его - в том, что цель, ранее побужденная к осуществлению как
  • МЕХАНИЗМ ТРАНССИТУАЦИОННОГО НАУЧЕНИЯ

    исторически сложившийся у различных народов способ непроизвольного формирования их представителями целостного жизненного (этнокультурного) опыта, регулирующий межличностное и межгрупповое об
  • МЕХАНИЗМ НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ

    неосознаваемые механизмы сознательных действий) - сюда включаются подклассы: 1) автоматизмы неосознаваемые; 2) установки неосознаваемые; 3) сопровождения неосознаваемые сознательных действий.
  • МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ РОЛИ

    механизм принятия и освоения социальных ролей) - во многом сходен с механизмом идентификации, но отличается значительно большей обобщенностью, часто - отсутствием персонализации осваиваемого эта
  • Польяна механизм

    1. защитный механизм, выражается в том, что человек непоколебимо верит тому, что все его дела идут хорошо, несмотря на очевидные свидетельства того, что это совсем не так. Иными словами, это слепой, н