МЕХАНИЦИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Механицизм
греч. mechane - орудие, машина) - 1. строго детерминистическая философская доктрина (получившая развитие в 17-18 веках, встречающаяся и позже, особенно в психологии), согласно которой все явления и события, независимо от их сложности, могут быть поняты в механистических контекстах, то есть в терминах механического движения. Имплицитно механицизм признает вполне оправданной возможность применения редукционизма (упрощения) по направлению к основным принципам физики и физиологии; 2. в бихевиоризме и нейрофизиологии теоретический процесс, посредством которого можно понять и объяснить некие события внутренней жизи человека. Это, например, попытки объяснить явления психики с позиций классического обусловливания (теории условного рефлекса), моделирования (подражания), оперантного обусловливания, которые до недавнего времени преобладали и, повидимому, до сих пор преобладают в западной психологической мысли и психопатологии. При таком подходе человек, по словам Леметри, - это машина. Советская психология и психопатология сравнительно неодолго были жертвами такого направления мыслей; 3. привычная адаптивная реакция (например, психологическая защита в психоаналитических теориях).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МЕХАНИЦИЗМ
1. Философская доктрина, в которой утверждается, что все события или явления, независимо от степени их сложности, могут в конечном счете быть поняты в механистических рамках. Эта позиция является строго детерминистской и противостоит множеству других позиций, включая Дуализм. См. идеализм и витализм. Кроме того, эта доктрина имплицитно признает возможность применения редукционизма к основным принципам физики и физиологии. 2. Теоретический процесс, посредством которого мо-гут быть поняты и объяснены события. Обратите внимание, что гипотетический механицизм в этом смысле может быть совершенно конкретным и "механическим" (например, классическое обусловливание, объясняемое через существование механизма рефлекторной дуги) или он может быть совершенно абстрактным (например, оперантный контроль вегетативной активности, объясняемый через механизм биологической обратной связи). В подходе к науке, который характерен для большей части западной психологической мысли, механицизм такого вида рассматривается как необходимый для установления и признания явления и считается, что невозможность его применить неизменно вызывает скептицизм и часто прямое отвержение предполагаемых результатов. Анализ этой проблемы см. в статье парапсихология. 3. Привычная адаптивная реакция. Например, защитные механизмы в психоаналитических теориях.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

МЕХАНИЦИЗМ
1. Естественно-научное мировоззрение, возникшее и господствовавшее в XVII-XVIII вв. в Европе. Основой М. явились классическая физика, математика и механика, прежде всего труды итальянского физика Галилео Галилея (1564—1642) и английского физика и математика Исаака Ньютона (1643—1727). Согласно М., весь мир состоит из мельчайших, неделимых частиц, корпускул, или атомов, механически взаимодействующих друг с другом. При взаимодействии эти частицы приводят друг друга в движение, которое происходит под воздействием непосредственных механических контактов физических тел или сил притяжения и отталкивания. Вселенная представляет собой вполне совершенный, точно работающий механизм, который создан и приводится в движение Богом. Любое движение, наблюдаемое в мире, имеет свою причину и следствие и, соответственно, является предсказуемым. Типичная аналогия М.-это сравнение механизма работы вселенной с работой механических часов. Основные методологические требования М. в науках: точное формулирование всех научных понятий и определений, количественное измерение изучаемых явлений. М. оказал заметное влияние на развитие психологии в XVII—XIX вв. 2. Философская доктрина, в которой утверждается, что все события или явления независимо от степени их сложности могут быть объяснены и поняты с чисто механистических позиций, т. е. по законам механики. М. представляет собой строго детерминистическое учение и противостоит таким философским доктринам, как витализм, дуализм, идеализм. См. бихевиоризм, витализм, детерминизм, дуализм, идеализм, редукционизм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МЕХАНИЦИЗМ
материалистическое учение Нового времени, которое объясняло развитие природы и общества законами механической формы движения материи. При этом считалось, что механическая форма движения является универсальной и распространяется на все виды материального движения. Механицизм (механистический материализм) сформировался в XVII– XVIII вв. и освобождал понимание явлений природы от мифологических и религиозно-схоластических толкований. Появлению механистического материализма способствовали открытия и достижения классической механики (Г. Галилей, И. Ньютон, Гюйгенс и др.) Благодаря законам механики были выработаны специфические представления о материи, движении, пространстве и времени и т. д. С помощью математических формул ученые смогли описать так называемую механистическую картину мира, согласно которой вся Вселенная от атома до планет представляет собой замкнутую механическую материю. Однако у философов-материалистов оставался метафизический подход к мышлению. (По Аристотелю, метафизика — это «то, что следует после физики», то есть мышление, исследующее высшие, недоступные для органов чувств начала природы). Ограниченность знаний о природе порождала недостатки. Вопервых, они рассматривали природу неизменной и видели в ней резкие не переходимые грани. Например, между органической и неорганической природой, между растениями и животными. То есть они не видели связи между отдельными вещами и считали их скоплением случайности. Во-вторых, законы механики считались универсальными. Поэтому попытки объяснить с точки зрения механики электромагнитные, химические, биологические и, тем более, социальные явления неизбежно оказывались безрезультатными. Лишь в XIX–XX вв. достижения естествознания разрушат это ограниченное представление. Среди выдающихся достижений эпохи Возрождения, имевших отношение к медицине и открытиям механики, можно отнести открытия в области ятромеханики и ятрофизики. Это, прежде всего, открытие термометра в конце XVI в. Его автор итальянский ученый Г. Галилей, термометр которого был воздушным. Почти одновременно с Гилилеем профессор Падуанского университета врач, анатом и физиолог С. Санторио создал свой термометр, весы для измерения веса тела, прибор для измерения пульса (сфигмометр). Санторио создал направление, приверженцы которого объясняли все процессы жизнедеятельности на основе законов механики. Так, для Санторио пищеварение — это измельчение пищи путем сокращения в кишечнике, а процесс дыхания — всецело зависит от механизма движения груди. Температура тела, по Санторио, поддерживается главным образом благодаря трению крови о стенки сосудов. В 1667 г. английский естествоиспытатель Р. Гук создал первый микроскоп, а голландский купец А. Левенгук изготовил свыше 200 микроскопов. Ему удалось добиться 160-кратного увеличения, что позволило ему в 1863 г. впервые описать и зарисовать бактерии, положив начало микроскопическому периоду в истории медицины и становлению эмбриологии, патологической анатомии, бактериологии. Начало микроскопической анатомии было положено М. Мальпиги, голландским ученым. В частности, Мальпиги является исследователем капиллярного кровообращения (тем самым, он дополнил учение У. Гарвея, который не до конца понимал, как кровь переходит из артерий в вены). Внедрение и совершенствование различных приборов сыграли огромную роль в дальнейшем развитии медицины (микроскопической анатомии, эмбриологии, патологической анатомии, бактериологии и др.).

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
7.03 мб

ЭКОНОМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛОГ МЕХАНИЦИЗМА

Прохоров Михаил Михайлович
Предметом изучения автора является взаимоотношение экономики и феномена экономизма. Феномен экономизма есть социальный аналог механицизма.
Читать PDF
15.28 мб

От схоластики к механицизму: теория зрительного восприятия Томаса Гоббса

Афанасьев Антон Николаевич
В данной статье предпринимается попытка проследить источники представлений Т.
Читать PDF
269.04 кб

Метафора машины власти в «Левиафане» Т. Гоббса: механицистская и абсолютистская традиции дискурса

Кирсанов Ярослав Александрович
В статье анализируется метафора машины власти в трактате Т. Гоббса «Левиафан». Данная метафора служит архетипом для двух взаимосвязанных традиций новоевропейского дискурса традиций механицизма и абсолютизма.
Читать PDF
116.03 кб

Д. Деннет о проблеме ответственности в свете механицистского объяснения человека

Юлина Нина Степановна