Эмоция
Emotion) — относительно интенсивное чувство, характеризующееся физиологическим возбуждением и комплексными знаниями.
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Эмоция
Emotio, -ones ех - из, moveo - возбуждать, волновать. Лат. - выражение отношения человека в тому, что он чувствует, переживает.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Эмоция
Реакция человека в виде субъективно окрашенного переживания, чувства, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результатов собственного действия. Эмоции дифференцируются прежде всего на положительные и отрицательные.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
эмоция
(от лат. emovere – возбуждать, волновать) – переживание человеком своего отношения к действительности, к фактам общественной и личной жизни. Возникает в случаях нарушения равновесия между организмом и средой, поэтому Э. разделяется на два класса: положительные(преобладание на стороне организма) и отрицательные (преобладание на стороне среды). Термин "эмоция" часто употребляется как синоним слова "чувство".
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Эмоция
(Emotio) (от лат. emoveo). Букв. волнение, движение. Положительное или отрицательное отношение к внешней среде или собственной личности. Чувственное содержание, присущее всем переживаниям живых существ. Эмоции могут быть стеническими (радость, восторг, гнев) и астеническими (грусть, страх), положительными (радостными) и отрицательными (печальными), низшими (страх, гнев, радость) и высшими (интеллектуальными, эстетическими, моральными). Син. Чувство.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ЭМОЦИЯ
Emotion; Emotion) - непроизвольная реакция, вызванная активизацией комплекса (см. также аффект).
"С одной стороны эмоция есть алхимический огонь, теплота которого оживляет все и чей жар испепеляет все излишество (omnes superfluitates comburit). Но, с другой стороны, эмоция есть тот самый момент, когда сталь ударяет о кремень и выскакивает искра, поэтому эмоция является главным источником сознания. Без эмоции нет разницы между светом и темнотой или инерцией и движением" (CW 9i, par. 179).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ЭМОЦИЯ
emotion) - психическое переживание, душевное волнение, которое может быть приятным или неприятным для человека. Эмоции имеют обычно три составляющие: субъективную (subjective), физиологическую (physiological) и поведенческую (behavioural). Например, страх может доставлять человеку неприятные субъективные ощущения, приводить к изменению некоторых физиологических характеристик (например, к учащению сердцебиения, усиленному потоотделению и т.д.) и заставлять его избегать таких ситуаций, которые провоцируют у него страх.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Эмоция
(лат. emovere возбуждать, волновать) — психическое переживание. Син. Эмоциональное состояние. Отрицательные эмоции связаны прежде всего с возникновением определенной потребности. В общем эмоциональном состоянии различают эмоциональное переживание и эмоциональное выражение. Сила эмоциональной реакции обратно пропорциональна возможности высших мозговых центров адекватно реагировать на ситуацию. Структуры, с возбуждением которых связано большинство эмоциональных реакций, составляют эмотивную систему (ретикулярная формация, лимбическая система и промежуточный мозг).
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
Эмоция
эмоцию следует понимать как реакцию в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшего поведения. (3.1, 135) Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия. Ни одно чувство не может остаться безразличным и безрезультатным в поведении. Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения. (3.1, 137) Мы обычно спокойны ил безразличны, когда совершаем привычные действия в привычной обстановке, но как только равновесие в поведении нарушается, так сейчас возникает очень живая и очень сильная реакция чувств. Эмоция, или волнение, возникает в нас всякий раз, когда равновесие наше со средой оказывается нарушенным. Если это нарушение сказывается в нашем усилении, в относительном превосходстве нашем над теми трудностями, перед которыми мы поставлены, в нас возникает обычно положительная эмоция – радость, гордость и т.п. Если, наоборот, равновесие нарушается не в нашу пользу, если мы сознаем свою беспомощность, – в нас возникает отрицательная эмоция – гнев, страх, печаль. (11.1, 46 – 47) См. Поведение, Реакция, Среда
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
ЭМОЦИЯ
emotion) Общее состояние тела и психики, выражающееся в субъективном ощущении, которое либо приятно, либо неприятно, но никогда не нейтрально; сопровождается выразительным поведением или позой и физиологическими изменениями. Психоаналитическая теория имеет тенденцию представлять эмоции как АФФЕКТЫ, т.е. считать, что они являются КВАНТАМИ ЭНЕРГИИ, прикрепленными к идеям, что их присутствие указывает на нарушение психического равновесия и что они препятствуют АДАПТАЦИИ. "С точки зрения психологии неврозов, аффективное действие - в противоположность теоретическому идеалу рационального действия - часто представляется жалким остатком исходных психических состояний и отклонением от нормы… И все же нам известна решающая роль эмоциональности в организации и помощи в функционировании Эго. Freud (1937) подразумевал это, когда говорил, что анализ не рассчитан на то, чтобы освободить человека от всех страстей" - Hartmann (1958). Относительно некоторых трудностей и парадоксов, вызванных "теоретическим идеалом рационального действия" и предположением о примитивности и иррациональности эмоций, см. Rycroft (1962). Психоанализ почти не использовал предложенное McDougall (1908) различие между первичными эмоциями (страхом, гневом, нежностью), сложными эмоциями (восхищением, завистью) и чувствами, такими как любовь, ненависть, эгоизм. В результате психоанализу свойственно интерпретировать простые эмоции как проявление сложных, - например, ГНЕВ как проявление НЕНАВИСТИ, - или предполагать, что сложные эмоции могут присутствовать в начале жизни - например, приписывать ЗАВИСТЬ новорожденному младенцу. Частичное исключение можно найти у Brierley (1951).
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Эмоция
лат. emovere – возбуждать, волновать) - исторически этот термин, по словам Р.Ребера, оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить, возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределенность с частотой его использования. В самом общем виде термин может быть представлен как обозначение особого, специфического типа реакции индивида, в которой интегрированы специфическое душевное переживание, его отношение к происходящему, физиологические реакции, выразительные акты, направление умственной деятельности, изменение активности и готовность действовать определенным образом. В свою очередь, эмоции так или иначе интегрированы в структуру личности индивида, которую они характеризуют едва ли не самым существенным образом. Различают эмоции по 1. знаку (а) положительные эмоции и б) отрицательные эмоции), по их 2. модальности, то есть качеству (тоска, страх, тревога, радость, чувство вины, стыд, гнев, негодование, умиление и т.п.- число различных эмоций у человека не поддается точной инвентаризации; но кто-то подсчитал, что в произведениях Л.Н.Толстого описывается более 90 разновидностей одной только улыбки)), по 3. интенсивности и продолжительности (аффект, страсть, настроение, ситуативные реакции), по 4. напряженности ( а) эмоции покоя и б) эмоции напряжения). Различают также эмоции, возникающие как 5. кратковременная преходящая реакция на конкретный стимул - эмоциональные реакции, и 6 «высшие эмоции» или чувства – устойчивое отношение индивида к определенному объекту, явлению или эмоции, связанные с определенными ценностями существования. По уровню развития разграничивают 7. эмоциональный тон ощущений, 8. органические эмоции (то есть связанные с врожденными, физиологическими потребностями), 9. социальные эмоции (связанные с отношением к другим людям, группам, обществу в целом) и уже упомянутые высшие эмоции (выражающие духовные потребности или возникающие в ходе их осуществления). Влияние эмоций на умственные процессы и поведение человека рассматривается как неоднозначное. В части случаев оно является безусловно деструктивным (например, это сверхсильные эмоции, аффекты), в другой части случаев роль эмоций представляется как весьма полезная или даже спасительная для человека (например, не будь у него страха, он неизбежно погиб бы, так как одна только мысль об опасности или возможности наказания мало кого останавливает от безрассудных действий). О природе эмоций см. Эмоций теории.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЭМОЦИЯ
Исторически этот термин оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить; возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределимость с частотой использования. Большинство авторов учебников мудро использует его как название главы и позволяет материалу, представленному в этой главе, заменить сжатое определение. Сам термин происходит от латинского emovere, что переводится как двигать, возбуждать, подбадривать или волновать. Современное употребление имеет два вида: 1. Общий термин для обозначения любого из ряда субъективно переживаемых, аффективно нагруженных состояний; онтологический статус каждого из них устанавливается названием, значение которого определяется простым соглашением. Это основное использование термина как в специальном, так и в общем смысле. То, что мы имеем в виду, когда говорим, что любовь, страх, ненависть, ужас и т.д. являются эмоциями. 2. Название области научного исследования, которое занимается различными факторами, относящимися к окружающей среде, физиологии и познанию, которые лежат в основе этих субъективных переживаний. Имеются некоторые разногласия по поводу 1 значения, не связанные с сожалениями о том, что такой важный термин используется так свободно и субъективно. Множество перепутанных способов использования, с которыми сталкивается психолог, исходит из второго значения, где определения являются фактически мини-теориями об основе эмоций. Хотя они различаются по своим относительным вкладам, признанным за ними, почти все современные теории эмоции признают четыре класса факторов: (а) побуждающие стимулы: они могут быть экзогенными (события внешнего мира) или эндогенными (мысли, образы); (б) физиологические корреляты: сюда входят общие системы (действие центральной и автономной нервных систем), а также более специфические структуры (например, взаимодействие таламуса-гипоталамуса); (в) когнитивная оценка: личностная значимость события в значительной степени определяет возникновение эмоций, таким образом рычащие тигры за очевидно прочными прутьями клетки не вызывают страх, панику или бегство; (г) мотивационные свойства: почти всегда считается, что возникновение эмоций выполняет роль побуждения к активности. См. мотивация. В дополнение к этим признанным коррелятам эмоций этот термин обычно содержит в себе и ряд других коннотаций. Во-первых, эмоциональные состояния обычно рассматриваются как острые. Они сопровождаются относительно непродолжительным возбуждением и стремлением действовать; страх, радость, отвращение, жалость, любовь и т.д. считаются относительно кратковременными состояниями, переживание которых мотивирует активность и затем угасает. Действительно, в психиатрии многие аффективные расстройства характеризуются патологически хроническим переживанием эмоционального состояния. Этот оттенок смысла помогает отличать термин эмоция от термина чувство. Во-вторых, эмоции рассматриваются как сильно переживаемые состояния; в этом эмоции различаются с ощущениями. Никто не станет спорить, что их разделяет очень тонкая линия; это просто терминологическая эвристика. В-третьих, эмоциональные состояния часто дезорганизуют поведение. Особенно это относится к случаям критических состояний гнева, ужаса, отчаяния и т.п., когда поведение индивида может быть странным, хаотичным и неорганизованным. В-четвертых, эмоции, в некоторой степени, эволюционно детерминированы и отражают специфически видовые стратегии выживания, генетически заложенные в древности. Эта точка зрения наиболее четко отражена в работах по эволюционной биологии и этологии, оказавших влияние на психологическую теорию. В-пятых, эмоциональные реакции имеют тенденцию быть непривычными и возникать в результате конкретных ограничений окружающей среды и того, как это оценивается. Здесь обнаруживается их различие с другими моделями поведения, которые мотивируются внутренними биохимическими процессами, такими как голод, жажда и т.п., которые обычно удовлетворяются относительно стереотипными, привычными моделями поведения. Эта проблема связана с тем фактом, что эмоциональные состояния не цикличны или регулярны, но зависят от конкретных ситуаций и того, как они оцениваются с точки зрения их личностной значимости. Более подробно о нюансах использования см. следующие статьи, а также связанные с этим термины: аффект, ощущение, настроение, чувство.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ЭМОЦИЯ
состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. В теории деятельности определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции; если неуспешна - отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, кои связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. Эмоции - очень важный показатель и потому - ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какому поводу они возникают и какого они свойства. Б ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая, базовая форма эмоции - так называемый тон эмоциональный ощущений - генетически обусловленные непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к их сохранению или устранению. В условиях экстремальных, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты. Другой формой эмоций являются аффекты, являющие собой весьма сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Они могут возникать и без действия актуальной ситуации их образования; в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает требуемые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность коих от него скрыта. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта - в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, нужный для реализуемых эмоциями функций, обеспечивается системой нервной вегетативной в ее взаимодействии со структурами мозга головного, представляющим центральный нервный субстрат эмоции. При эмоциях происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, системы сердечно-сосудистой, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и пр. Эмоции человека относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Их важная особенность в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, имеющие достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона - настроения. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:
1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности - например, страх, гнев;
2) к конкретным достижениям в ней - радость, огорчение;
3) к сложившимся или возможным ситуациям и пр. Характер и динамика эмоций ситуативных определяются как объективными событиями, так и чувствами, из коих они развиваются; так, из любви может развиться гордость любимым человеком, огорчение из-за его неудач, ревность и пр. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено:
1) в их качественных характеристиках; к ним относится: а) знак - положительный, отрицательный; b) модальность - удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и пр.;
2) в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и пр.;
3) в динамике внешнего выражения эмоций - эмоциональной экспрессии - в мимике, речи, пантомимике. Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Развитие эмоций в онтогенезе выражается:
1) в дифференциации качеств эмоций;
2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;
3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживаний (-> эмпатия), возникающих в общении с прочими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Одно из средств общения - движения выразительные, имеющие сигнальный и социальный характер. При многих общих чертах они существенно различаются в разные исторические эпохи ив различных культурах.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998