Эмоции в общенииЭмоции иктальные

Эмоции дифференциальные в общении

Найдено 1 определение:

Эмоции дифференциальные в общении

различающиеся между собой переживания, влияющие на взаимодействие между людьми. Эмоции (Э.) характеризуются 3 компонентами: а) переживаемое и осознаваемое ощущение; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и др. системах организма; в) поддающиеся наблюдению выразительные компоненты, в частности те, к-рые отражаются на лице (К. Изард). Переживание Э. - это внутр. деятельность, внутр. работа, с помощью к-рой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события, восстановить утраченное душевное равновесие, справиться с критической ситуацией (Ф. Е. Василюк). Переживание реализуется внеш. и внутр. действиями (ритуально-символическое поведение, эмоциональные процессы, восприятие, проявляющееся в разл. феноменах «перцептивной» защиты, мышление в виде рационализации своих побуждений, интеллектуальной проработки травмирующих событий). В длительном переживании можно наблюдать применение большого коли чества средств и стратегий, постепенно сменяющих друг друга. Теория дифференциальных эмоций. посвящена изучению отдельных Э., к-рые понимаются как различающиеся между собой переживательно-мотивационные процессы. Данная теория признает за Э. функции детерминант поведения в широчайшем диапазоне: от насилия и неумышленного убийства до самопожертвования. Эмоции рассматриваются не только как осн. мотивирующая система, но и в кач. личностных процессов, к-рые придают смысл и значение человеческому существованию (К. Изард). Они играют важную роль в организации мотивации и подкрепления поведения (Рапопорт, Изард, Вилюнас и др.) и выполняют контрольную функцию. Так, при эмоциональной реакции раскаяния человек не только признает факт совершения поступка, но и раскаивается в нем. Ужесточение человек признает факт совершения поступка и сознательно узаконивает свой выбор. Смятение - признание факта поступка сопровождается внутр. колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного (В. В. Столин). Контроль со стороны окружающих может быть осуществлен путем вызывания чувства стыда или вины. Эмоциональное отношение к др. человеку также является фактором, управляющим взаимодействием между людьми - В. В. Столин выделил 3 оси эмоционально-ценностного отношения человека к человеку: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность. Внеш. контроль, будучи усвоенным, превращается в самоконтроль. Э. влияют на восприятие, память, мышление и воображение человека и, по мнению А. В. Добровича и Маурер, играют решающую роль в изменении поведения. Страх, стыд, вина - фундаментальные Э., возникшие в эволюционно-биол. процессах (К. Изард). Страх может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведение. Вызывает ли какое-то событие страх, зависит от того контекста, в к-ром оно происходит (Sroufe), от индивидуальных различий в темпераменте или предрасположенностях (Kagan; Charlesworth), а также от опыта и возраста индивида (Jersild, Holmes; Bowlby). Сильный страх способствует поведению избегания. Др. типы поведения, связанные со страхом, порождаются взаимодействием страха с иными Э. Стыд играет большую роль в человеческих отношениях, но он менее изучен, чем страх. Стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих и тем самым способствует сближению людей. В то же время победа над стыдом важна для чувства личной идентичности и свободы. Готовность подвергнуться стыду выступает как нейтрализующая сила по отношению к склонности людей манипулировать друг другом (Gynd). Стыд, наиболее вероятно, будет наблюдаться в контексте эмоциональных или значимых отношений. Когда же стыд возникает, он временно разрушает или сильно затрудняет социальное О. и межличностный контакт. Стыд используется для развития и поддержания конформности по отношению к групповым нормам и способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма. В то же время конформность и чувство принадлежности к группе увеличивают уверенность в себе и безопасность и делают человека менее уязвимым для стыда (К. Изард). Существуют след. психол. условия для развития вины: а) принятие моральных ценностей; б) усвоение чувства моральной обязанности и верности этим ценностям; в) достаточная способность к самокритике для восприятия противоречий между реальным поведением и принятыми ценностями. Вина возникает при «неправильном» поведении. Поведение, к-рое вызывает вину, нарушает моральный, этический или религ. кодексы. Вина связана с осуждением своего поступка самим индивидом независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя или понижение самооценки, и возникает в ситуациях, в к-рых человек чувствует личную ответственность. Для многих людей ситуация вины часто сопровождается страхом, страданием. Предвосхищение вины и ее избегание усиливает чувство личной ответственности и дополняет стыд в воспитании социальной ответственности. Катц и Зиглер заключили, что развитие вины у индивида положительно коррелирует с развитием способности делать тонкие когнитивные суждения и с развитием зрелости. Различают переживание вины как: а) враждебную вину (результат своего чувства враждебности и за счет актов агрессии), б) моральную вину (Mosher, Calbraith). Проведенное Н. Д. Твороговой эмпирическое изучение влияния на поведение мыслей и образов, возникающих при страхе неудачи, чувстве вины, стыда, обиды, выявило, что это влияние опосредствовано дополнительным фактором - для поведения важно, как человек внутренне справляется с возникшей эмоцией (как он ее переживает, пережил). Лит.: Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984; Изард К. Эмоции человека. М., 1980; Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983; Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. М., 2002. Н. Д. Творогова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Эмоции дифференциальные в общении — 0

Найдено научныех статей по теме Эмоции дифференциальные в общении — 0

Найдено книг по теме Эмоции дифференциальные в общении — 0

Найдено презентаций по теме Эмоции дифференциальные в общении — 0

Найдено рефератов по теме Эмоции дифференциальные в общении — 0

Вы можете заказать написание реферата: