Лица и эмоции

Найдено 1 определение
Лица и эмоции
faces and feelings") — проективная методика, предназначенная для диагностики самоуважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Опубликована А. Джахез и Н. Манши в 1990 г. Ребенку предлагается 4 задания: 1) нарисовать шесть персонажей, наиболее важных для ребенка: мать, отца, учителя, семью в целом, друга, какого-либо другого знакомого (человека, животного и др.); 2) нарисовать шесть ситуаций, наиболее важных в жизни ребенка: дом, школа, каникулы, свободное время, математика, чтение; 3) заполнить три окружности изображениями трех лиц (одно лицо в одной окружности), выражающих, по мнению испытуемого, радостные, грустные и нейтральные эмоции; 4) указать, какое из 3-х лиц с разными эмоциями больше всего соответствует каждому из 12-ти рисунков (задания 1—2) как наиболее точно отражающее эмоции, которые ребенок обычно испытывает в той или иной ситуации, в присутствии того или иного человека. С помощью методики выявляются источники самоуважения у детей: значимые другие и значимые ситуации. Список людей и ситуаций, задаваемый исследователем, был составлен в процессе пилотажного исследования при определении наиболее типичных значимых людей и ситуаций для детей указанного возраста. Авторы подчеркивают, что методика Л. и э. обладает высокой степенью проективности. Рисунок ребенка является его собственной интерпретацией понятия конкретного значимого другого или конкретной значимой ситуации в отличии от других методик, в которых модель заранее подготовлена взрослым. Ребенку не нужно объяснять значение рисунков теста: он "присваивает" рисунок в процессе рисовании. Для ребенка изображение матери на листе бумаги представляет его собственную мать. В отличие от других рисуночных методик, в которых предусматривается изображение человека (например, в тесте "Нарисуй человека" Гудинаф), в Л. и э. человеческие фигуры сами по себе не являются предметом анализа. Скорее, они повышают содержательную валидность теста. Теоретической основой Л. и э. являются работы, указывающие на сложность процесса формирования самоуважения и многофакторность его природы. Это работы К. Кули (1912), Р. Вили, Р. Шавельсона и Р. Болуса (1982), в которых утверждается, что наряду с определенной стабильностью, неизменностью самоуважения существует его зависимость как от собственного поведения, так и от поведения других. Таким образом, любая попытка измерения детского самоуважения должна включать не только измерение самоуважения как такового, но и выявление людей и ситуаций, которые более всего оказывают влияние на самоуважение. Было сделано предположение о том, что представление о себе как "хорошем" или "плохом", сформированное под влиянием наиболее значимых людей и ситуаций, отражают представление ребенка о своей ценности и, следовательно, о самоуважении. Методика может быть использована в кросс-культурных исследованиях, при изучении особенностей самоуважения в различных возрастных группах, а также при обследовании детей, испытывающих затруднения в овладении навыками чтения и речи, — в процессе обучения, а также в психопрофилактике, психотерапии и психокоррекции. Начаты исследования по изучению валидности и надежности Л. и э. Выявлены этнические различия в особенностях самоуважения у американских и австралийских детей.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
102.30 кб

Связь между архитектоникой лица и его эмоционально-эстетическим восприятием

Соловьев М.М., Алексина Л.А., Баиндурашвили А.А., Фен Линь
Читать PDF
123.51 кб

ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦ (О ДИАГНОСТИКЕ ЭМОЦИЙ ПО "ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА")

Бахбахашвили А.Ш., Шелаева М.М.
Читать PDF
164.88 кб

Система психологической профилактики и помощи лицам с синдромом эмоционального выгорания

Влах Надежда Ивановна, Данилов Игорь Петрович
Предмет исследования. Закономерности генеза и феноменологии предневротических субдепрессивных состояниий при эмоциональном выгорании. Цель исследования.
Читать PDF
2.58 мб

Восприятие эмоциональных экспрессий различной степени четкости при стробоскопической экспозиции лица

Владимир А. Барабанщиков, Ольга А. Королькова, Елена А. Лободинская
Изучалась роль кажущегося движения лица в оценке базовых эмоциональных экспрессий в благоприятных и затрудненных условиях восприятия.