ДИДАКТОГЕНИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Дидактогения
негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением такта со стороны педагога и в высшей степени отрицательно сказывающееся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

ДИДАКТОГЕНИЯ
вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя, педагога, тренера, руководителя и прочих негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх и пр.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и отношениях межличностных. Может быть причиной неврозов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Дидактогения
негативное психическое состояние ребенка, возникающее из-за нетактичности, других неправильных действий педагога.
Из классов уходил
И все читал такие книги, книги,
Которые мне памятны теперь, –
И каждый раз все больше ненавидел
Я этих всех моих учителей…
(Н. Огарев, Исповедь лишнего человека)

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Дидактогения
греч. didaktikos— поучительный + gcnos — род, происхождение] — негативное психологическое состояние учащегося, вызванное неправильными педагогическими действиями воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т.д.). Д. проявляется в угнетенном настроении, страхе, фрустрации и др., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях ребенка. Она может являться причиной неврозов. А. В. Петровский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

дидактогения

(от греч. didaktikos – поучительный, genos – происхождение) – возникновение негативных психические процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние, страх, фрустрация), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, руководителя, тренера и т.д., отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащегося.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ДИДАКТОГЕНИЯ
вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя, педагога, тренера, руководителя и пр. негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и пр.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Может быть причиной неврозов, включая заикание, временную потерю памяти, утрату способности отвечать усвоенный урок. Причиной Д. может быть также резкое усложнение требований и условий учебной деятельности, к к–рым данный учащийся не подготовлен.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Дидактогения
Негативное состояние повышенной психоэмоциональной напряженности человека, близкое к срыву адаптации, имеющее в своей основе педагогическую предпосылку. В педагогике Д. может быть вызвана нарушением педагогического такта со стороны педагога (учителя, тренера, воспитателя), или неумеренным педагогическим воздействием с информационной, физической, или психической перегрузкой. Д. усугубляет умственное утомление, накапливает его, приводя к переутомлению, нарушению поведения и межличностных отношений, создавая предпосылки к развитию неврозов.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Дидактогения
(Didactogenia) (от греч. didaktikos - поучительный, предназначенный поучать, didasko - учить и genesis - происхождение). Совокупность психологических или психосоматических расстройств, наблюдаемых у учеников в результате неправильного подхода со стороны учителей или неблагоприятной школьной атмосферы. Д. лежит в основе многих невротических расстройств различной тяжести, различной картины и длительности. Установление признаков Д. требует проведения мероприятий по их устранению (проведения психотерапии, устранения психотравмирующих факторов, в т. ч. перевод ребенка в другую школу).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ДИДАКТОГЕНИЯ
греч. didasko - учить, genesis - происхождение). Разновидность психогении, при которой травмирующим психику учащихся фактором является поведение педагога. Это может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту, подавление его инициативы, прилюдное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т.д.). Важное значение имеют и особенности личности учащегося, его повышенная сенситивность, незрелость суждений, их несамостоятельность.
Понятие введено К.И. Платоновым [1937, 1946].
Син.: дидаскогения [Катков Е.С., 1938].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Дидактогения
греч. didakticos + genesis - происхождение) - термин Платонова К.И. (1937, 1946), означающий психотравмирующее детей и их родителей поведение педагога (систематически неуважительное, пренебрежительное, равнодушное отношение, прилюдное высмеивание, занижение способностей и оценок и т.п., а также подчеркивание негативных сторон явлений, которые педагог при изложении учебного материала представляет учащимся). Важное значение приобретает ныне тенденция в политике образования, которую защищают власти и некоторые школьные учителя, - разделение школы на два потока: для детей элиты, избранных, материально обеспеченных родителей и для детей простых людей – риск дидактогении для последней категории детей существенно возрастает. Синоним: Дидаскогения (Катков, 1938).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДИДАКТОГЕНИЯ
– негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением пед. такта со стороны учителя (воспитателя). Травмирующее поведение педагога может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, подавление его инициативы, публичное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т. п.). Для аномальных детей особенно болезненным является акцентирование внимания на их дефекте. Д. выражается в повышенном нервнопсихическое напряжении, страхах, подавленном настроении и т. п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения Д. лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики Д. и неврозов у детей, причем Д. нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в специального лечении, в частности методами психотерапии.
Понятие введено К.И. Платоновым (1937).
Синоним: дидаскогения (Катков Е.С., 1938).

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF

Дидактогения как ошибки воспитания и обучения детей и подростков

Худик Владимир Александрович, Фесенко Юрий Анатольевич
В представленной статье описываются возрастные стадии развития, которые обусловливают динамику успешной адаптации или дезадаптации личности подрастающего человека в процессе общения и деятельности.
Читать PDF

Использование произведений искусств на уроке как способ профилактики дидактогении у учащихся (на при

Богданова О. А.
Статья посвящена изучению эффективности использования педагогом произведений искусства, методической разработки уроков в системе «цикл-контакта», взятой из Гештальт-терапии, для профилактики дидактогении у школьников.
Читать PDF

К вопросу о генезисе и профилактике дидактогении в условиях образовательной среды школы

Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна
В статье обсуждается психологический аспект возникновения и развития симптомов дидактогении, обусловленных ошибками воспитания, нарушенными отношениями субъектов образовательной среды педагога и учащегося; затрагиваются вопросы пр
Читать PDF

Синдром педагогического насилия как форма дидактогении

Ганузин Валерий Михайлович
В статье обосновывается позиция автора в отношении факторов школьной среды и педагогического процесса, негативно влияющих на психическое и физическое здоровье школьников.
Читать PDF

«Мания»-структура и адаптивная модель развития дидактогений у школьников

Нагорнова Анна Юрьевна, Нагорнов Юрий Сергеевич
Представлены результаты теоретического анализа двух моделей развития дидактогении у школьников.
Читать PDF

Влияние школьных дидактогений на социально-психологическую адаптацию студентов

Авксененко Татьяна Николаевна
В статье анализируются особенности ретроспективы школьных дидактогений и их влияние на социально-психологическую адаптацию студентов.

Похожие термины:

  • ДИДАКТОГЕНИИ

    (греч. didaktos — учитель, genao — рождаю) — психогении (от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроении личности и коллектива, до болезненного состояния), вызванные нечуткими или грубыми словами пед