Диагностика семейных отношений

Найдено 1 определение:

Диагностика семейных отношений

Под диагностикой семейных отношений понимается определение типа семейной дезорганизации, дисгармоничного воспитания, установление причинноследственных связей между психологическими нарушениями и отклонениями в развитии ребенка.

Клиникобиографический метод позволяет изучить биографию семьи, психологические отношения в настоящий момент при сопоставлении разных оценок членами семьи тех или иных ситуаций («семья глазами ребенка», «семья глазами родителей», «семья глазами терапевта»).

Метод включенного наблюдения близок к естественному эксперименту, дает живое изображение существующих отношений в семье.

Психологические методы позволяют выявить отклонения в воспитании и причины их возникновения.

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» разработан в двух вариантах – детском и подростковом, для изучения проблем семейного воспитания и причин его нарушений. Авторы: Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий (1987, 1990). Этот опросник показывает особенности воспитания, которые наиболее типичны при изучении этиологии непсихотических нарушений поведения и отклонения личностного развития в детском и подростковом возрасте. Одновременно дается описание шкал опросника, которые дают представление о типах негармоничного воспитания.

Уровень протекции в процессе воспитания:

1) гиперпротекция (шкала Г+). Родители уделяют ребенку слишком много внимания, сил, времени. В опроснике по анализу семейных взаимоотношений (АСВ) можно найти типичные высказывания родителей, склонных к гиперпротекции: «Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери)»; «Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни»;

2) гипопротекция (шкала Г). Ребенок в семье остается без должного родительского внимания, «до него не доходят руки». Ребенок часто оказывается вне поля их зрения. Примерами гипопротекции служат такие высказывания: «У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью), пообщаться, поиграть».

Степень удовлетворения потребности ребенка (У).

Здесь речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материальнобытовых (одежда, питание, развлечения), так и духовных (общение с родителями, любовь, внимание). Данное положение характеризует не степень занятости родителей воспитанием ребенка (как при протекции), а степень удовлетворения его потребностей. Так, при «спартанском» воспитании наблюдаются высокий уровень протекции и низкий уровень удовлетворения потребностей ребенка. В этой категории возможны два вида отклонений:

1) потворствование (шкала У+). Родители стремятся к максимальному (и часто некритическому с их стороны) удовлетворению любых потребностей ребенка, «балуют» его. Родители объясняют свои тенденции в этом плане различными рационализациями типа: «слабый здоровьем ребенок», дать своему ребенку то, что сами родители не имели в детстве, что ребенок растет «без отца» и т. п. Типичны такие мнения:

«Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети»;

2) игнорирование потребностей ребенка (шкала У). Этот стиль воспитания ребенка характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей своего ребенка. Часто страдают при этом духовные потребности (потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями). Высказывания родителей: «Не люблю, когда сын (дочь) приходят ко мне с вопросами».

Количество и качество требований к ребенку в семье.

Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они обозначены как обязанности ребенка, которые он должен выполнять. Это учеба, участие в бытовой жизни семьи, помощь родителям и другим членам семьи. Это также и запреты, которые родители предъявляют ребенку и которые он должен выполнять. Это могут быть и санкции, которые родители накладывают на ребенка в случае невыполнения тех или иных требований. Все эти формы нарушений дают шкалы: Т (требование); З (запрет); С (санкции):

1) чрезмерность требований (Т+). Это требованиеобязанность, предъявляемое родителями ребенку, является самым негармоничным воспитанием, так формирует личность с повышенной моральной ответственностью. Требования к ребенку слишком велики и не соответствуют его возможностям, и, вследствие этого, имеется риск невротизации или психосоматизации. Высказывания родителей: «Мне часто приходилось давать моему сыну трудные для его возраста поручения»;

2) недостаточность требованийобязанностей к ребенку (Т). Ребенок почти не имеет обязанностей в семье. Типичны для этого вида дисгармоничных отношений высказывания типа: «Моего ребенка очень трудно заставить чтонибудь сделать, чего он не любит».

Требованиязапреты характеризуют степень самостоятельности ребенка и способность его ориентироваться самостоятельно в системе социальных и моральнонравственных запретов, самому выбирать способ своего поведения:

1) чрезмерность требованийзапретов (3+). Сюда следует отнести, прежде всего, дисгармоничное воспитание по типу: «доминирующая гиперпротекция». Ребенку ничего нельзя делать самостоятельно, он глобально ограничен в свободе своего выбора. У стеничных детей и подростков это воспитание вызывает механизмы сопротивления, реакции оппозиции и эмансипации и, в конечном счете, делинквентность. У мало стеничных детей развиваются, вследствие этого, черты тревожной мнительности. В высказываниях родителей звучит страх перед любыми проявлениями самостоятельности и «независимости» ребенка: «Главное, чему родители могут научить своих детей, – это слушаться»;

2) недостаточность требованийзапретов к ребенку (шкала 3). Ребенку все разрешается. Запреты ребенок или подросток легко нарушает, так как чувствует, что все сойдет с рук. Он чрезмерно самостоятелен в выборе друзей, времени прогулок, занятий, учебе, курении, употреблении спиртного, наркотиков. Они не отчитываются перед родителями, да и родители мало интересуются жизнью своего ребенка. Воспитывается гипертимность или неустойчивость характера (гипертимная или неустойчивая личность). Высказывания родителей: «Мой сын сам решает, с кем ему играть».

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С+, шкала С):

1) чрезмерность санкций (С+) по типу «жестокого воспитания». Родители наказывают за малейшие проступки. Родители считают такое воспитание полезным: «Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его(ее) плохого поступка»;

2) минимальность санкций (С). Родители считают невозможным применение наказаний, сомневаются в их эффективности: «По характеру я – мягкий человек».

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Клинико-психологическая диагностика и оценка фактора семейных отношений у пациенток с послеродовой д

Беляева Екатерина Николаевна, Вассерман Людвиг Иосифович, Мазо Галина Элевна
Проведены клинико-психологическое и экспериментально-психологическое исследования с целью оценки уровневых и содержательных характеристик эмоционально-аффективных расстройств у женщин в послеродовом п
Читать PDF

Особенности личности и семейных отношений матерей пациентов с героиновой наркоманией

Шишкова А.М.
Статья посвящена исследованию, целью которого являлось изучение состояния психического здоровья, особенностей личности и семейных отношений матерей пациентов с героиновой наркоманией.
Читать PDF

Диалогизация семейных отношений как фактор формирования устойчивости личности к аддикции

Телепова Н.Н.
Цель статьи представить авторскую концепцию диалогизации семейных взаимоотношений как определяющий фактор формирования устойчивости личности к аддикции.
Читать PDF

Освоенность семейных и профессиональных паттернов отношений у женщин на этапе ранней взрослости в ко

Шило Наталья Анатольевна
В статье анализируются основные детерминанты феномена личностной зрелости на этапе «ранняя взрослость» в контексте гуманистической и субъектно-объектной теорий развития.
Читать PDF

Категории «Общение» и «Деятельность» в анализе семейных отношений

Елизаров А.Н.
В статье представлены результаты анализа семейных отношений с помощью категорий «общение» и «деятельность», разрабатываемых в отечественной психологии.
Читать PDF

Этика семейных отношений двух культур: проблемы толерантности в смешанных браках

Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Магомедова Маликат Магомедрасуловна
В статье представлены результаты эмпирического исследования семейных отношений двух культур.
Читать PDF

Эмоциональный интеллект и восприятие детьми старшего дошкольного возраста семейных отношений

Комкова Елена Ивановна
В статье представлены результаты апробации методик восприятия детьми семейных отношений (CAT) и способности детей старшего дошкольного возраста идентифицировать эмоциональные состояния других людей ка
Читать PDF

Эмоциональный интеллект и восприятие детьми старшего дошкольного возраста семейных отношений

Комкова Елена Ивановна
В статье представлены результаты апробации методик восприятия детьми семейных отношений (CAT) и способности детей старшего дошкольного возраста идентифицировать эмоциональные состояния других людей ка
Читать PDF

Ролевые установки и ожидания как фактор готовности юношества к семейным отношениям

Чимбеева Саяна Дашинимаевна, Санжаева Римма Дугаровна
В статье рассматриваются компоненты психологической готовности юношества к семейным отношениям; готовность юношества к супружеству как один из факторов, определяющий стабильность молодой семьи.
Читать PDF

Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях

Коваль Н.А.
The article considers conflict in families as a prolonged and chronic phenomenon causing disadaptation. There have been revealed types of inadaptability which result in different divorce stages.
Читать PDF

Социально-психологические проблемы стабильности и успешности брачно-семейных отношений

Читать PDF

Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений

Клецина Ирина Сергеевна
В статье рассматривается содержание гендерного подхода, и обсуждаются возможности применения его положений в психологических исследованиях семейных отношений.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: