Зрительная память
Память зрительная
память, в основе которой лежат ассоциации, возникшие в свое время в связи с деятельностью зрительного анализатора (взаимоположение, величина, форма, окраска объектов и пр.). П. з. - большей частью - результат систематической тренировки, иногда - врожденное свойство, даже при относительно низких интеллектуальных способностях (при дебильности).
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Зрительная память
Способность запоминать посредством восприятий с помощью зрения. Лица, обладающие более выраженной подобной формой запоминания, быстрее выучивают наизусть (запоминают) то, что читают, нежели то, что слушают. З. п. - результат воспринимаемой зрительной информации, один из основных доставщиков знаний о мире, что, со своей стороны, является базой целостного психического развития личности (память, интеллект и пр.). Расстройства З. п. могут быть функциональными (временными, переходными) и органическими (прочными, постоянными). Функциональные можно наблюдать при невротических расстройствах (неврастения, истерия), а также при некоторых психозах без органического мозгового повреждения. Органические - при органических повреждениях мозга.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Память зрительная
сенсорно специфическая форма памяти, обеспечивающая хранение зрительной информации. Существует общепринятое представление о доминировании зрительной системы в познании внешнего мира. В связи с этим очевидна решающая роль П. з. в хранении и воспроизведении информации о внешней среде. П. з. имеет типичные мнемонические функции: запоминание, хранение, воспроизведение (воспоминание) и забывание. Интенсивно развивается в раннем и дошкольном возрасте; ее формирование практически завершается в старшем дошкольном возрасте.
Установлено, что на первом году жизни возникает П. з. на эмоционально значимые зрительные сигналы, к которым относятся лицо матери, предметы, имеющие отношение к кормлению, а затем на игрушки (для младенцев их всегда делают яркими и привлекающими взор).
Со второго года жизни появляется важнейшая функция П. з. — запоминание расположения предметов в пространстве, с чем коррелирует активное освоение последнего с началом ходьбы. Освоение пространства приводит к интенсивному развитию предметно-практического мышления, основанного на П. з., и стимулирует ее совершенствование.
У детей 2—3 лет выявлено возрастное увеличение времени удержания зрительного образа игрушки в определенном месте пространства — от 4 мин у младших детей до 6 у старших. Это свидетельствует, что в раннем возрасте используется кратковременная память. Объем П. з., т. е. количество удерживаемых в памяти образов предметов, оказался более вариативным. Большинство детей могут запомнить местоположение двух предметов при значительном снижении времени удержания. Среди детей 2 лет есть незначительная по численности группа, представители которой способны сохранить в кратковременной памяти 3 предмета, один из которых — нейтральный, не несущий эмоционального оттенка и предложенный взрослым партнером по игре. Установлено также, что запоминание игрушек, которые имеют для детей большую эмоциональную значимость, по сравнению с нейтральным объектом, устойчивее. Была обнаружена и тенденция лучшего запоминания отрицательно окрашенного стимула, которая не зависела от возраста ребенка.
В раннем детстве представлена кратковременная форма П. з., которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия и вместе с ними. Кроме того, выявлена явная индивидуализация процесса обеспечения функций П. з., выражающаяся в разной степени ее развития у детей одного и того же возраста.
Известно, что в 3—4 года задние ассоциативные поля (см. Коры поля ассоциативные) дублируют структуру и функции проекционной зрительной коры. Функции ассоциативной коры, как полагают, связаны с активностью П. з., которая в этом возрасте остается пока непроизвольной. Как показывают экспериментальные исследования, зрительные образы запечатлеваются и сохраняются относительно долго (до 6—7 мин) только в случае их эмоциональной окраски. Постепенно с 4—5 лет в процессе формирующейся игровой деятельности начинают реализовываться простые формы произвольной П. з., физиологической основой которой служат механизмы внимания.
Большую роль П. з. играет в социальном взаимодействии и общении, так как мимика, жестикуляция и пространственное расположение партнеров — ключевые и высокозначимые признаки. Интенсивная социализация дошкольника, освоение игровой деятельности, а также продолжающееся перцептивное и когнитивное развитие, в том числе через обучение освоению сенсорных зрительных эталонов формы и цвета предметов (см. Сенсорные эталоны), способствуют формированию произвольности П. з. К концу дошкольного детства она характеризуется относительной произвольностью. Нагрузка на П. з. учеников начальной школы увеличивается с освоением письменной речи, с этого возрастного периода П. з. приобретает знаковую и символическую функцию. Далее она постепенно трансформируется из эмоционально-образной в произвольную символическую, присущую зрелому интеллекту.
Установлено, что на первом году жизни возникает П. з. на эмоционально значимые зрительные сигналы, к которым относятся лицо матери, предметы, имеющие отношение к кормлению, а затем на игрушки (для младенцев их всегда делают яркими и привлекающими взор).
Со второго года жизни появляется важнейшая функция П. з. — запоминание расположения предметов в пространстве, с чем коррелирует активное освоение последнего с началом ходьбы. Освоение пространства приводит к интенсивному развитию предметно-практического мышления, основанного на П. з., и стимулирует ее совершенствование.
У детей 2—3 лет выявлено возрастное увеличение времени удержания зрительного образа игрушки в определенном месте пространства — от 4 мин у младших детей до 6 у старших. Это свидетельствует, что в раннем возрасте используется кратковременная память. Объем П. з., т. е. количество удерживаемых в памяти образов предметов, оказался более вариативным. Большинство детей могут запомнить местоположение двух предметов при значительном снижении времени удержания. Среди детей 2 лет есть незначительная по численности группа, представители которой способны сохранить в кратковременной памяти 3 предмета, один из которых — нейтральный, не несущий эмоционального оттенка и предложенный взрослым партнером по игре. Установлено также, что запоминание игрушек, которые имеют для детей большую эмоциональную значимость, по сравнению с нейтральным объектом, устойчивее. Была обнаружена и тенденция лучшего запоминания отрицательно окрашенного стимула, которая не зависела от возраста ребенка.
В раннем детстве представлена кратковременная форма П. з., которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия и вместе с ними. Кроме того, выявлена явная индивидуализация процесса обеспечения функций П. з., выражающаяся в разной степени ее развития у детей одного и того же возраста.
Известно, что в 3—4 года задние ассоциативные поля (см. Коры поля ассоциативные) дублируют структуру и функции проекционной зрительной коры. Функции ассоциативной коры, как полагают, связаны с активностью П. з., которая в этом возрасте остается пока непроизвольной. Как показывают экспериментальные исследования, зрительные образы запечатлеваются и сохраняются относительно долго (до 6—7 мин) только в случае их эмоциональной окраски. Постепенно с 4—5 лет в процессе формирующейся игровой деятельности начинают реализовываться простые формы произвольной П. з., физиологической основой которой служат механизмы внимания.
Большую роль П. з. играет в социальном взаимодействии и общении, так как мимика, жестикуляция и пространственное расположение партнеров — ключевые и высокозначимые признаки. Интенсивная социализация дошкольника, освоение игровой деятельности, а также продолжающееся перцептивное и когнитивное развитие, в том числе через обучение освоению сенсорных зрительных эталонов формы и цвета предметов (см. Сенсорные эталоны), способствуют формированию произвольности П. з. К концу дошкольного детства она характеризуется относительной произвольностью. Нагрузка на П. з. учеников начальной школы увеличивается с освоением письменной речи, с этого возрастного периода П. з. приобретает знаковую и символическую функцию. Далее она постепенно трансформируется из эмоционально-образной в произвольную символическую, присущую зрелому интеллекту.