Зрительная память

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Память зрительная
память, в основе которой лежат ассоциации, возникшие в свое время в связи с деятельностью зрительного анализатора (взаимоположение, величина, форма, окраска объектов и пр.). П. з. - большей частью - результат систематической тренировки, иногда - врожденное свойство, даже при относительно низких интеллектуальных способностях (при дебильности).

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Зрительная память
Способность запоминать посредством восприятий с помощью зрения. Лица, обладающие более выраженной подобной формой запоминания, быстрее выучивают наизусть (запоминают) то, что читают, нежели то, что слушают. З. п. - результат воспринимаемой зрительной информации, один из основных доставщиков знаний о мире, что, со своей стороны, является базой целостного психического развития личности (память, интеллект и пр.). Расстройства З. п. могут быть функциональными (временными, переходными) и органическими (прочными, постоянными). Функциональные можно наблюдать при невротических расстройствах (неврастения, истерия), а также при некоторых психозах без органического мозгового повреждения. Органические - при органических повреждениях мозга.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Память зрительная
сенсорно специфическая форма памяти, обеспечивающая хранение зрительной информации. Существует общепринятое представление о доминировании зрительной системы в познании внешнего мира. В связи с этим очевидна решающая роль П. з. в хранении и воспроизведении информации о внешней среде. П. з. имеет типичные мнемонические функции: запоминание, хранение, воспроизведение (воспоминание) и забывание. Интенсивно развивается в раннем и дошкольном возрасте; ее формирование практически завершается в старшем дошкольном возрасте.
Установлено, что на первом году жизни возникает П. з. на эмоционально значимые зрительные сигналы, к которым относятся лицо матери, предметы, имеющие отношение к кормлению, а затем на игрушки (для младенцев их всегда делают яркими и привлекающими взор).
Со второго года жизни появляется важнейшая функция П. з. — запоминание расположения предметов в пространстве, с чем коррелирует активное освоение последнего с началом ходьбы. Освоение пространства приводит к интенсивному развитию предметно-практического мышления, основанного на П. з., и стимулирует ее совершенствование.
У детей 2—3 лет выявлено возрастное увеличение времени удержания зрительного образа игрушки в определенном месте пространства — от 4 мин у младших детей до 6 у старших. Это свидетельствует, что в раннем возрасте используется кратковременная память. Объем П. з., т. е. количество удерживаемых в памяти образов предметов, оказался более вариативным. Большинство детей могут запомнить местоположение двух предметов при значительном снижении времени удержания. Среди детей 2 лет есть незначительная по численности группа, представители которой способны сохранить в кратковременной памяти 3 предмета, один из которых — нейтральный, не несущий эмоционального оттенка и предложенный взрослым партнером по игре. Установлено также, что запоминание игрушек, которые имеют для детей большую эмоциональную значимость, по сравнению с нейтральным объектом, устойчивее. Была обнаружена и тенденция лучшего запоминания отрицательно окрашенного стимула, которая не зависела от возраста ребенка.
В раннем детстве представлена кратковременная форма П. з., которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия и вместе с ними. Кроме того, выявлена явная индивидуализация процесса обеспечения функций П. з., выражающаяся в разной степени ее развития у детей одного и того же возраста.
Известно, что в 3—4 года задние ассоциативные поля (см. Коры поля ассоциативные) дублируют структуру и функции проекционной зрительной коры. Функции ассоциативной коры, как полагают, связаны с активностью П. з., которая в этом возрасте остается пока непроизвольной. Как показывают экспериментальные исследования, зрительные образы запечатлеваются и сохраняются относительно долго (до 6—7 мин) только в случае их эмоциональной окраски. Постепенно с 4—5 лет в процессе формирующейся игровой деятельности начинают реализовываться простые формы произвольной П. з., физиологической основой которой служат механизмы внимания.
Большую роль П. з. играет в социальном взаимодействии и общении, так как мимика, жестикуляция и пространственное расположение партнеров — ключевые и высокозначимые признаки. Интенсивная социализация дошкольника, освоение игровой деятельности, а также продолжающееся перцептивное и когнитивное развитие, в том числе через обучение освоению сенсорных зрительных эталонов формы и цвета предметов (см. Сенсорные эталоны), способствуют формированию произвольности П. з. К концу дошкольного детства она характеризуется относительной произвольностью. Нагрузка на П. з. учеников начальной школы увеличивается с освоением письменной речи, с этого возрастного периода П. з. приобретает знаковую и символическую функцию. Далее она постепенно трансформируется из эмоционально-образной в произвольную символическую, присущую зрелому интеллекту.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
5.45 мб

Кратковременная зрительная память: феноменология и механизмы

Захаров И.М., Исматуллина В.И., Малых С.Б.
В обзоре проанализировано современное состояние исследований в области изучения кратковременной зрительной памяти.
Читать PDF
3.34 мб

Особенности кратковременной зрительной памяти детей с дилексией

Киселёва Василиса Сергеевна
Статья посвящена изучению особенностей кратковременной зрительной памяти у детей с дислексией. В данной работе представлены новые результаты, раскрывающие специфику зрительного запоминания детей с нарушениями чтения.
Читать PDF
127.82 кб

Мозговые механизмы удержания зрительного образа в рабочей памяти

Козловский Станислав Александрович
The EEG-experiment consisted of four series in which 18 subjects were given identical sets of stimuli (patterns of coloured squares) under different instructions: either to look at the stimuli, to memorise them, to find the stimul
Читать PDF
7.28 мб

Структура взаимосвязи кратковременной зрительной памяти и интеллекта у подростков

Захаров И.М., Исматуллина В.И., Воронин И.А., Малых С.Б.
В статье анализируется взаимосвязь между показателями интеллекта и кратковременной зрительной памяти у подростков. В исследовании приняли участие 343 школьника из России и Кыргызстана.
Читать PDF
872.56 кб

Приемы развития зрительной памяти в процессе формирования навыков табличного умножения и деления

Шелыгина Ольга Борисовна
Статья посвящена вопросам развития зрительной памяти в процессе обучения математике в начальной школе. Автор предлагает различные приемы работы при изучении умножения и деления, способствующие развитию зрительной памяти учащихся.
Читать PDF
5.00 мб

«Смешанная» дислексия и её взаимосвязь с особенностями развития кратковременной зрительной памяти и

Киселёва Василиса Сергеевна
Статья посвящена изучению наиболее сложного типа дислексии, где нарушения технической и смысловой стороны чтения встречаются в сочетанном варианте.
Читать PDF
237.79 кб

Особенности развития слухоречевой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим

Москалец А. В.
Читать PDF
1.21 мб

Определение сложности задач для зрительно-пространственной памяти и  пропускной способности человека

Бакаев Максим Александрович, Разумникова Ольга Михайловна
Исследуется эффективность выполнения задач, возникающих в ходе человеко-машинного взаимодействия и требующих задействования зрительно-пространственной памяти.
Читать PDF
1.29 мб

Паттерны фиксации взора как корреляты зрительного внимания и памяти: результаты пилотного исследован

Г. В. Данилов, К. С. Вигасина, Ю. В. Струнина, М. А. Каверина, М. В. Галкин, А. Ю. Кулева, А. Н. Алексеева, А. А. Лазуткин, Г. Н. Ениколопов, О. А. Кроткова
Механизмы разграничения схожих следов краткосрочной памяти (англ.