ЗООПСИХОЛОГИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Зоопсихология
(Zoopsychologia) (от греч. zoon, psyche - душа и logos - наука, учение, слово). Область психологии, изучающая типичные особенности и закономерности проявлений и развития психики животных.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЗООПСИХОЛОГИЯ
см. сравнительная психология как более удачный термин, т. е. поведение первичноротых животных (на вершинах которых находятся, напр., пчелы и осьминоги), поскольку они не имеют психики, изучается не З., а этологией.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЗООПСИХОЛОГИЯ
это наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

ЗООПСИХОЛОГИЯ
Неспециальный термин, обозначающий: 1. Изучение психологических процессов с психогенетической точки зрения, при котором в центре внимания находится сопоставление поведения различных биологических видов. См. сравнительная психология. 2. Любое психологическое исследование, объектом которого являются животные.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Зоопсихология
Словообразование. Происходит от греч. zoon - животное + psyche - душа + logos - учение.
Категория. Раздел сравнительной психологии.
Специфика. Посвящена изучению проявлений и закономерностей эволюции психики животных, предпосылкам появления человеческого сознания. Методологической основой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры деятельности животных, учитывающий экологические и физиологические особенности того или иного вида.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЗООПСИХОЛОГИЯ
это психология о животных, наука об эволюционных закономерностях психики животных, о происхождении и развитии в онтогенезе и филогенезе психопроцессов у животных, о предпосылках-предысториях человеческой психики, человеческого сознания; данных 3. и психологии человека фундаментонзируется сравнительная психология, а базальный раздел 3. —это эволюционная психология, кот. изучает развитие и трансформацию-преобразования поведения животных в ходе-процессе эволюции и роль психики, как фактора полиэволюционных процессов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЗООПСИХОЛОГИЯ
область психологии, в которой изучаются психология и поведение животных. Исследования в области З. были начаты в конце XIX в. и стимулированы появлением эволюционной теории Ч. Дарвина, в частности, его книгами «О происхождении видов» (1837) и «Выражение эмоций и у человека и животных» (1872). Первой темой зоопсихологических исследований стало исследование интеллекта животных, и одна из первых книг на эту тему была написана английским психологом Дж. Романесом («Интеллект животных», 1883). См. психология сравнительная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЗООПСИХОЛОГИЯ
(от греч. животное и душа) – отрасль психологии, изучающая особенности поведения, происхождение и развитие психических процессов у животных. 3. раскрывает роль психики в эволюции животных, приспособлении к природной среде. Выявляя способы сигнализации, механизмы инстинктов, формирование у животных навыков, 3. сообщает интересные данные, необходимые для животноводства, приручения диких животных, их дрессировки, рационального содержания в зоопарках и вивариях. В истории 3. наблюдаются два противоположных направления: механическое, уподобляющее животное машине, автомату, и антропоморфическое, стирающее качественные различия между психикой человека и животного. Данные 3. способствуют более полному и глубокому пониманию сущности и особенностей человеческой психики. Знания по З. активно используются при привлечении животных (собак, дельфинов, голубей и др.) к выполнению элементов боевых задач.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЗООПСИХОЛОГИЯ
от греч. zoon – животное, psychе – душа, logos – учение) – наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне. З. изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания. Как первичный и ведущий фактор развития психики в онтогенезе и филогенезе рассматривается усложнение жизнедеятельности, приводящее к интенсификации, обогащению и совершенствованию двигательной активности (К. Фабри). Изучение психической деятельности животных производится на основе объективного анализа структуры поведения животных и требует всестороннего учета экологических особенностей изучаемого вида, т. к., в отличие от человека, психическая деятельность животных всецело обусловливается биологическими факторами. Этим определяется тесная связь З. с этологией и др. биологическими науками. В отечественной З. зооконфликты пока практически не исследуются. Мало исследований и по такой значимой для понимания конфликтов у людей проблеме, как внутривидовая и межвидовая агрессия.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЗООПСИХОЛОГИЯ
англ. animal psychology) - раздел психологии; наука о проявлениях, закономерностях и эволюционном развитым психики ЖИВОТНЫХ, об онтогенетическом развитии психических процессов у животных, о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Син. психология животных.
3. формировалась в борьбе с антропоморфическими взглядами на психическую активность животных (см. Антропоморфизм). Научное изучение психики животных (их восприятия, памяти, навыков, интеллекта и т. п.) исходит из диалектического единства поведения и психики и основано на строго объективном анализе структуры деятельности животных. Такой анализ требует также всестороннего учета экологических и физиологических особенностей изучаемого вида и его филогенетических связей с др. видами животных, т. к., в отличие от человека, психическая деятельность животных всегда и всецело детерминируется биологическими факторами (см. Адаптация). Этим определяется особенно тесная связь 3. с экологией, а также с этологией, нейрофизиологией, физиологией высшей нервной деятельности и физиологией органов чувств животных, антропологией и др. науками.
На данных 3. (и психологии человека) базируется сравнительная психология. Особый раздел 3. - эволюционная психология изучает развитие и преобразования психической деятельности животных в процессе эволюции, роль психики как фактора эволюционного процесса.
Значение 3. для общей психологии определяется выявлением генетических корней человеческой психики. Исследования в области 3. имеют также большое значение для философии (особенно гносеологии), антропологии (биологические предпосылки антропогенеза) и др. наук, как и для практики животноводства, служебного собаководства, приручения и одомашнивания диких животных в зоопарках и вивариях, цирковой дрессировки и др.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Зоопсихология
греч. zoon — животное] — наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне. 3. изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания. Психическим способностям животных уделяли внимание уже античные мыслители. Зарождение научной 3. в конце XVIII — начале XIX в. связано с именами Ж.Л. Бюффона и Ж.Б. Ламарка, а позже — Ч. Дарвина. В России основоположниками научного изучения психической активности животных были К.Ф. Рулье и В.А. Вагнер, положившие в XIX — XX вв. начало эволюционистскому направлению в 3. Это направление получило дальнейшее развитие в трудах зоопсихологов, выступающих против антропоморфических и вульгарно-материалистических взглядов на психическую активность животных. Психика животных изучается при этом в единстве с их внешней, преимущественно двигательной, активностью, посредством которой они устанавливают все жизненно необходимые связи с окружающей средой. Как первичный и ведущий фактор развития психики в онтогенезе и филогенезе рассматривается усложнение жизнедеятельности, приводящее к интенсификации, обогащению и совершенствованию двигательной активности (К.Э. Фабри). Конкретное изучение психической деятельности животных, их перцептивных процессов, ориентировочно-исследовательских реакций, памяти, эмоций, навыков и других форм научения, интеллекта и т. п. производится на основе объективного анализа структуры поведения животных и требует всестороннего учета экологических особенностей изучаемого вида, так как, в отличие от человека, психическая деятельность животных всецело обусловливается биологическими факторами. Этим определяется особенно тесная связь 3. с этологией и другими биологическими науками. Достижения 3. особенно значительны в исследованиях, посвященных психической регуляции поведения высших млекопитающих (работы Н.Ю. Войтониса, Н.Н. Ладыгиной-Коте, Г.З. Рогинского и др.). Е. А. Гороховская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Зоопсихология
отрасль психологии, изучающая проявления, закономерности и эволюцию психического отражения на уровне животного, происхождение и развитие в онто- и филогенезе психических процессов у животных и предысторию человеческого сознания. Как область исследований зародилась в работах Э. Торндайка, Дж. Уотсона, В. Келера, В. А. Вагнера. В исследовании психики животных важная роль отводится методологическому подходу, позволяющему уйти как от уподобления животных человеку, так и от низведения поведения животных до уровня простейших реакций.
3. рассматривает эволюцию уровней психической организации животных в единстве с обусловливающими их формами психической деятельности. Взаимоотношения организма со средой приводят к возникновению чувствительности — способности к ощущению, которая признана элементарным психическим явлением. На ее основе развивается сенсорная психика, позволяющая животному отражать отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира. Затем возникает перцептивная психика, когда с помощью органов чувств животное может построить целостный образ окружающей среды. И наконец, высший уровень психического отражения — интеллект, дающий возможность животному на основе опыта отражать как чувственно представленные, так и скрытые в данный момент свойства предметов и явлений окружающего мира.
Психика животных неотделима от их поведения, под которым понимается вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленная на установление жизненно необходимых связей со средой.
3. исследует особенности инстинктивного поведения и научения животных, обладающих разным уровнем психической организации. Особый интерес вызывает проблема эволюции психических функций и коммуникации на различных этапах развития животных и человека. Выявление объективных факторов, влияющих на поведение животных, обнаруживает тесную связь 3. с экологией, этологией, нейрофизиологией, физиологией высшей нервной деятельности и органов чувств животных, антропологией и другими науками.
Литература
Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев. Новосибирск, 2001.
Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1999.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЗООПСИХОЛОГИЯ
наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического эволюции психики животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне. Ветвь психологии, близкая к этологии. Рассматривает проблемы развития психики в филогенезе, изучает - преимущественно в лабораторных условиях - формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождении психики и ее развитие в ходе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания. Основной методологической базой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры деятельности животных, основанный на экологических и физиологических особенностях некоего вида. В трудах отечественных зоопсихологов, выступавших против антропоморфических, идеалистических и вульгарно-материалистических взглядов на психическую активность животных. Психика животных изучается в диалектическом единстве с внешней, преимущественно двигательной активностью (-> животное: поведение инстинктивное; животное: поведение территориальное), посредством коей устанавливаются все жизненно необходимые связи со средой. Как первичный и ведущий фактор развития психики в онтогенезе и филогенезе рассматривается усложнение жизнедеятельности, приводящее к интенсификации, обогащению и совершенствованию двигательной активности. Конкретное изучение деятельности психической животных, их перцептивных процессов, ориентировочно-исследовательских реакций, памяти, эмоций, навыков и других форм научения (-> животное: научение), интеллекта и прочего производится на базе анализа структуры поведения и требует всестороннего учета экологических особенностей изучаемого вида. Зоопсихология тесно связана с этологией и другими биологическими науками. Достижения отечественной зоопсихологии особенно значительны в исследованиях психической регуляции поведения высших млекопитающих. Вкупе с этологией она пытается понять, каким образом врожденные механизмы, направляющие появление и развитие поведения, дополняются влиянием среды, с коей они взаимодействуют. Зоопсихология применяет психологические методы для дополнения данных этологии о поведении животных. Она стремится лучше понять то, что составляет специфику человеческой природы, устанавливая родственные связи человека с миром животных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЗООПСИХОЛОГИЯ
ЗОАПСІХАЛОГІЯ / ZOOPSYCHOLOGY (также психология животных, ветеринарная психология)– наука о психической деятельности животных, ее закономерностях с учетом видовых и типологических отличий. Сам феномен З. появился в конце XIX в. по аналогии с «человеческой психологией». Впервые термин «животная психология» использовал Д. Ф. Вейнланд (США) в 1858 г., когда предложил систематическое сравнительное изучение внутреннего мира животных. Исследователи все чаще пытались анализировать, понимать психическую деятельность животных. Г. Т. Фехнер размышлял о наличии души у животных, приводя аргументы по аналогии с нервной системой человека. Ч. Дарвин в работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) предложил сравнительно-эмпирические исследования поведения животных в рамках разработки эволюционной теории. В первой половине XX в. биологи (О. и К. Хейнрот, О. Келер, Н. Тинберген, К. Лоренц) описали свою сферу деятельности как психологию животных, но позже стали называть ее этологией, т. е. сравнительными исследованиями поведения животных. В конце 1930-х гг. З. как отдельная область была включена в курсы университетской предметной психологии в Германии. Однако затем термин стал расширяться и зачастую выходить в сферу псевдонаучных категорий. В России центрами развития З. являются МГУ и СПбГУ. Наиболее известный представитель отечественной З.– К. Э. Фабри, автор гипотезы о стадиях и уровнях развития психики животных (на основании уточнения предположений А. Н. Леонтьева). Согласно данной гипотезе, существует три стадии развития психики животных: 1) стадия элементарной сенсорной психики; 2) стадия перцептивной психики; 3) стадия интеллекта. Каждая стадия обладает высшим и низшим уровнями.
В З. определились три направления изучения психики и поведения животных: 1) этология (наследуемое поведение в биологически обусловленных ситуациях); 2) бихевиоризм (способы формирования желательного поведения животных); 3) нейрофизиология (физиологические основы психической деятельности). В настоящее время к ним добавилась также адаптативная З., которая исследует процессы психического приспособления к окружающей среде, и зооинтеллектология, изучающая интеллект животных. Проблематичной остается подготовка профессиональных специалистов в З.: в большинстве стран мира университетское образование не предполагает присвоение такой квалификации. В. Ф. Гигин

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
152.81 кб

Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии

Мешкова Н. Н., Федорович Е. Ю.
В статье поднимается проблема преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии в вузах России в наши дни.

Похожие термины:

  • ПОЛЕ деятельности зоопсихолога

    начало у стыка допсихического и психического отражения, на уровне первых проявлений чувствительности, способности к ощущениям у низших животных, где берет начало эволюция, и до рубежа человеческ
  • КОМПЕТЕНЦИЯ зоопсихолога

    пределы двух граней - нижней и верхней, представляющие собой одновременно главные вехи эволюции психики вообще. Нижняя грань знаменует начало психического отражения, верхняя - смену животной псих
  • КОРЕННОЙ ВОПРОС зоопсихологии

    это вопрос об инстинкте и научении в соотношении к проблеме онтогенеза поведения животных.
  • МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ

    способы, приемы изучения конкретных форм двигательной активности животных, структуры их действий и актов их поведения, направленных на отдельные компоненты среды. К основным методам зоопсихолог
  • ЗАРОЖДЕНИЕ научной зоопсихологии

    конец XVIII - начало XIX века, и связано оно с трудами Ж.Д.Леклерк-Боффона и Ж -Б.Ламарка - крупнейших биологов того времени.
  • ПРЕДМЕТ зоопсихологии

    наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и пре
  • ЗНАЧЕНИЕ зоопсихологии

    для этологии. - в понимании взаимосвязи психологических и биологических основ поведения животных, для нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности - в плане исследования механизмов п
  • МЕТОД ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

    метод зоопсихологии) - способы изучения поведения животных, включающие наблюдение и эксперимент. Наблюдения за естественным поведением животных в местах обитания дополняются изучением их отноше