Зона вариативного развития

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗОНА ВАРИАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
(от лат. variere - менять, делать разнообразным) - веер потенциальных направлений развития личности, активно включенной в жизнь своей половозрастной страты общества. З.в.р. обуславливает возрастная субкультура группы сверстников, подготавливая личность к решению недекларированных жизненных задач, в то время как зону ближайшего развития обеспечивают взрослые, готовя ребенка к принятию социальных норм и сложившихся стереотипов данной культуры. З.в.р. расширяет возможности освоения иных культурных традиций в ситуациях межэтнического и транскультурного взаимодействия.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Зона вариативного развития
лат. varisге — менять, делать разнообразным] — спектр возможных направлений развития ребенка, определяемый его участием в жизни детского сообщества. Понятие 3. в. р. предложено в русле социальной психологии детства для описания процесса развития ребенка в детской субкультуре. Суть его заключается в следующем: если семья и вообще взрослые обеспечивают зону ближайшего развития ребенка, готовя его к освоению социальных норм и стереотипов данной культуры, то группа сверстников, детская субкультура обусловливает 3. в. р., задавая одновременное существование и «перекличку» разных культур, иных логик, и обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах (В.В. Абраменкова). В современной историко-культурной ситуации неопределенности, при которой расшатываются традиционные механизмы передачи знаний, расширяется 3. в. р., при которой дети начинают ориентироваться не только на взрослых, но в большей степени на продвинутых сверстников. 3. в. р. — зона открытости ребенка к восприятию других культурных традиций, может быть расширена посредством «вариативного образования» (А.Г. Асмолов), направленного на предоставление личности веера возможностей выбора жизненных целей, активизирующего ее поисковую активность, апробирующего «необщие пути» выхода из неопределенной ситуации в культуре. В. В.Абраменкова, А. Г.Асмолов

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005