Зависимое расстройство личности ЗАВИСИМОСТЬ

Зависимости. Концепции

Найдено 1 определение:

Зависимости. Концепции

1) расстройство мотивационно-потребностной сферы человека, которое: (а) характеризуется подчинением всей мотивационной сферы индивида такой потребности, которая не является физиологически обусловленной, базовой; не является конвенционально принятой социальной или культуральной нормой, но субъективно переживается как жизненно необходимая. Формируется в специфической ситуации; при отсутствии такой ситуации (провоцирующего фактора) не возникает. Не поддается сознательному контролю и регуляции; (б) является фактором, ограничивающим адаптационные возможности поведения. Ситуативная или длительная депривация такой потребности, например, отсутствие объекта зависимости, является помехой нормального (эффективного, стабильного и комфортного) повседневного функционирования личности, вызывает затруднения в социальной и психологической адаптации и/или приводит к субъективному переживанию тяжелого личностного дискомфорта; (в) вынуждает личность к регулярному и постоянно возобновляющемуся поиску источника удовлетворения потребности, связанного с объектом зависимости. Удовлетворение такой искаженной потребности является временным, и по истечении некоторого срока потребность в объекте зависимости актуализуется вновь. В состоянии психологической зависимости может нарушаться критичность по отношению к объекту зависимости и/или затрудняться критическое осознание этой зависимости. Источник психологической зависимости может выступать для личности в качестве объекта сверхценного отношения. Объект (ситуация) зависимости может служить источником субъективно-комфортного состояния или средством стабилизации неблагоприятных личностных состояний. Состояние психологической зависимости следует отличать от признаков зависимой личности (F60.7 — согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра). 2) аномальное поведение, которого придерживается человек, так как ожидает от него получить удовольствие. Условия возникновения: (а) наличие повторяющейся потребности ("Хочу это сделать"); (б) потеря контроля над этой потребностью ("Не могу поступить по-другому, прекратить это поведение"). Зависимость может быть физической и психологической. Известные формы проявления зависимости: наркомания, алкоголизм, лекарственная зависимость, зависимость от работы, секса, телевидения, азартных игр, общения с другими, пр. 3) разновидность расстройства личности, при котором она настолько опирается на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди, страдающие зависимостью, более уязвимы перед другими расстройствами, такими как фобии и депрессии. Предлагаются следующие возможные объяснения зависимости: (а) с точки зрения психоанализа, при зависимости возникает фиксация на оральной стадии, проявляется детское неосознанное желание иметь надежную о себе заботу и опеку; (б) бихевиористские трактовки подчеркивают побочный опыт при научении, когда зависимое поведение вознаграждалось, а независимое поведение подвергалось наказанию; (в) когнитивные объяснения подчеркивают роль особой схемы мышления, для которой характерно убеждение, что независимость подразумевает одиночество. Человек, страдающий зависимостью, может также необоснованно считать себя неполноценным и поэтому будет нуждаться в ком-то, кто сможет помогать ему бороться с жизненными невзгодами.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Я-концепция и мотивы достижения у курсантов вв МВД РФ в зависимости от уровня склонности к девиантно

Дорфман Леонид Яковлевич, Панов Юрий Леонидович
Стремительные перемены в нашей стране и в мире ужесточают требования к морально-психологической подготовке специалистов в военных вузах. Будущие офицеры должны обладать, в частности, такими качествами, как устойчивость, стабильность, способность к саморегуляции, саморуководству, торможению и сдерживанию нежелательных эмоциональных импульсов. В статье излагаются результаты психологического исследования личностно-мотивационного профиля учащихся младших курсов военного института внутренних войск МВД России. Автором был предпринят сравнительный анализ их психологической устойчивости к различным неблагоприятным факторам в зависимости от уровня девиантности. Методологической базой исследования стали психометрический подход, концепция метаиндивидуального мира и концептуальная модель полимодального «Я». В ходе работы преследовались две задачи: изучить особенности Я-коцепции и полимодальных мотивов достижения у курсантов; проанализировать и сопоставить их личные качества в соответствии с принадлежностью к группам с невыраженной и ярко выраженной девиантностью. У испытуемых обнаружена явная связь между склонностью к девиантному поведению, определенными субмодальностями полимодального «Я» и субмотивами полимодальных мотивов достижения. Так, выяснилось, что недостаточная выраженность «авторского Я» и «воплощенного Я» может провоцировать девиантные поступки. Невысокая доля авторского и воплощенного субмотивов в мотиве стремления к успеху, как и повышенная степень мотива избегания неудачи, также могут выступать факторами риска появления девиантного поведения. Результаты исследования могут быть использованы психологами, офицерами отдела по работе с личным составом, заместителями должностных лиц по работе с личным составом в военных вузах внутренних войск МВД России для диагностики девиантности и ее профилактики. Представленные материалы полезны и для дальнейшего изучения личностно-мотивационного профиля будущих офицеров.
Скачать PDF

Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете

Войскунский А.Е.
Рассматриваются теоретические и методологические аспекты (1) концепции зависимости от Интернета и (2) концепции присутствия (presence). Психологическая зависимость от Интернета рассматривается в актуальном контексте поведенческих и, как разновидность последних, технологических зависимостей. Представлены аргументы, согласно которым психологическая зависимость от игровых сервисов Интернета может в ряде случаев рассматриваться отдельно от глобально понимаемой интернет-зависимости; по приведенным литературным данным, это же относится и к зависимости от коммуникативных сервисов Интернета. Психология присутствия (presence) рассматривается в контексте комплексных ощущений (зрительных совместно со слуховыми, тактильными и др.) от опосредствованного компьютерами, компьютерными программами и Интернетом пребывания субъекта в ситуациях, предметном окружении и социальных средах, отличных от соответствующих ситуаций, окружений и сред, воспринимаемых сторонним (как считается, объективным) наблюдателем. Отмечается теоретико-психологическая близость обеих концепций, поскольку обе связаны с феноменологией изменения реальности и «бегства» из нее и как «ухода» в иную реальность (психологическая зависимость), и как длительного «пребывания» в такой реальности (присутствие). Поскольку концепция присутствия призвана объяснять множественность видов поведения субъекта в пространстве Интернета, а одним из наблюдаемых видов поведения является зависимое поведение, то предлагается рассматривать зависимое поведение как один из видов поведения в виртуальном пространстве Интернета, изучаемого рядом научных дисциплин, в том числе в рамках концепции присутствия. Тем самым обосновывается рациональная перспективность рассмотрения концепции интернет-зависимости не только как уникального явления с собственными методологией и предметом исследования автор рассматривает ее в расширенном теоретическом контексте, претендующем на универсальное объяснение специфики опосредствованного Интернетом человеческого поведения. Предпринятое сопоставление концепции интернет-зависимости и концепции присутствия является определенным продолжением проведенного ранее теоретического и впоследствии эмпирического сближения концепции зависимости от Интернета с одной из ведущих концепций позитивной психологии, а именно с концепцией опыта потока.
Скачать PDF

Субъективная смысложизненная концепция женщин зрелого возраста в зависимости от семейного статуса

Антоненко А.А., Пфау Т.В.
В статье представлены результаты исследования субъективной смысложизненной концепции женщин зрелого возраста в зависимости от семейного статуса. Выявлено отношение женщин к основным экзистенциональным данностям, изучены смысложизненные ориентации, представлены результаты контент-анализа проективного исследования представлений женщин о смысле жизни.
Скачать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

Особенности становления Я-концепции и мнестической сферы у школьников с врожденной расщелиной губы и

Чистоградова И. А.
Статья посвящена проблемам изучения особенностей становления Я-концепции и памяти у школьников с врожденной расщелиной губы и неба. Анализ экспериментальных результатов показал, что специфические особенности мнестических процессов в виде высокой устойчивости памяти на отрицательные слова обуславливают тенденции к формированию негативной концепции. Полученные факты важны для правильной психологической коррекции.
Скачать PDF

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Скачать PDF

Маргинальность как характеристика молодежных неформальных объединений в границах концепции «Упорядоч

Шабанов Л. В.
В предложенной статье дается краткий анализ проблемы, связанной с молодежной субкультурой и ее нонконформной картиной мира, которую мы склонны рассматривать как следствие искусственно созданной обществом позиции «вынужденной маргинальности», которая усугубляется проблемами переходного периода, изобилующими различными «точками бифуркации», вблизи которых социальные системы начинают вести себя неупорядоченно и непредсказуемо.
Скачать PDF

Особенности индивидуальной концепции здоровья старшеклассников городских школ

Дыхан Л.Б., Панова Ю.В.
Скачать PDF

Значимость «Я-концепции» в профессионально-личностном становлении студентов будущих преподавателей т

Пономаренко Карина Геворговна
Статья посвящена изучению актуальной проблемы педагогической психологии исследованию личностного становления студента, определению функциональной роли «Я-концепции» в данном процессе. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью системного психологического сопровождения и поддержки личностной успешности, взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения на этапе студенчества.
Скачать PDF

Структурно-уровневая концепция психической адаптации

Гадельшина Т. Г.
Представлена модель психической адаптации / дезадаптации, объединяющая уже известные в данной теме теории на основе структурно-уровневой концепции функционирования психики. Выделены базовые характеристики, обеспечивающие психическую адаптацию на высоком уровне. Это позволяет исследовать ее на донозологическом уровне возникновения отклонений психического здоровья от нормы. Данная модель может быть использована в мониторингах образовательных систем.
Скачать PDF

Построение «Я-концепции» как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников

Беляева Л. А.
В статье представлены актуальные вопросы, имеющие отношение к профессиональному самоопределению старшеклассников в школе. Автор рассматривает вопросы формирования профессионального самоопределения в зависимости от личных особенностей субъекта. При разработке подхода к проблеме профессиональной направленности старшеклассников представлено ее изучение с позиций «Я-концепции», которая является определяющим фактором личностной самореализации, в том числе и профессиональной.
Скачать PDF

Психологическое изучение Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости

Кузьмина Т. И.
В статье обозначена проблема изучения Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости с точки зрения инновационного подхода, учитывающего основное влияние на это личностное образование трех факторов: нарушения интеллектуального развития, низкой критичности умственно отсталых лиц и социальной среды.The article deals with the problem of studying the self-concept of persons with mild mental subnormality from the point of view of the innovative approach considering the basic influence of three factors on this personal formation: infringements of intellectual development, low criticality of mentally retarded persons and social environment.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: