ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКИЕ
нем. Sperrungen) [Kraepelin E.]. В современном понимании, по E. Bleuler, остановки, обрывы мыслей у больных шизофренией. Нередко больные интерпретируют их бредовым образом.
Первоначально З.п. были отмечены E. Kraepelin при кататонической шизофрении, термин применялся главным образом для обозначения расстройства моторики. K. Jaspers [1913] определял З.п. как перерыв в способности фиксировать впечатления и реагировать на них. Больные внезапно перестают реагировать на окружающее, не отвечают на обращенную к ним речь, застывают в неподвижной позе, хотя сознание при этом не нарушается. З.п. длится несколько секунд или минут, но через некоторое время появляется снова. От кататонического ступора З.п. отличается своей кратковременностью, эпизодичностью, вне их темп течения ассоциативных процессов может быть не замедлен. E. Bleuler применял этот термин для квалификации главным образом расстройств мышления.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Задержки психические
блокада умственной активности, во время которой пациенты теряют способность фиксировать, интерпретировать впечатления и реагировать на них (Ясперс, 1913). Сознание при этом формально не нарушается, пациенты помнят о таких состояниях, сообщая, что в это время они теряют способность что-либо понимать, связно говорить, принимать решения и действовать, и что никаких мыслей у них во время болезненного эпизода вообще не появляется. У некоторых пациентов позднее обнаруживается амнезия на впечатления этого периода, что может напоминать состояния абасанса. Задержки длятся от нескольких секунд, минут до суток и более, последнее, впрочем, бывает достаточно редко. Некоторые пациенты объясняют появление психических задержек неким внешним, чаще всего враждебным воздействием. Впервые психические задержки описаны E Kraepelin. По мнению E. Bleuler, они встречаются, в основном, при шизофрении. Синоним: Шперрунг, Sperrungen (нем.sperren - запирать).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Задержки психические
(нем. Sperrungen). В современном понимании, по Э. Блейлеру, остановки, обрывы мыслей у больных шизофренией. Нередко больные интерпретируют их бредовым образом. Первоначально 3. п. были отмечены Э. Крепелином при кататонической шизофрении, термин применялся главным образом для обозначения расстройства моторики. К. Ясперс определял 3. п. как перерыв в способности фиксировать впечатления и реагировать на них. Больные внезапно перестают реагировать на окружающее, не отвечают на обращенную к ним речь, застывают в неподвижной позе, хотя сознание при этом не нарушается. 3. п. длится несколько секунд или минут, но через некоторое время появляется снова. Э. Блейлер применял этот термин для квалификации главным образом расстройств мышления.
З. развития, в связи с ранним органическим поражением головного мозга. Для этой формы задержек развития характерно неравномерное недоразвитие интеллекта, причем больше страдают внимание и память. Интеллектуальная недостаточность сочетается с психопатоподобными расстройствами в виде двигательной расторможенности, эмоциональной лабильности, характерна астеническая симптоматика с быстрой истощаемостью и пресыщаемостью. Эти особенности способствуют замедлению психического развития и школьной дезадаптации. Непрогредиентный вариант синдрома раннего детского аутизма (синдром Каннера) характеризуется вторичной интеллектуальной задержкой, обусловленной именно аутизмом. В связи с этим наблюдается неравномерность интеллектуального недоразвития, выявляется несоответствие между развитием суждений и обобщений и недоразвитием моторики и речи.
З. развития, при сенсорной депривации. Задержки развития при сенсорной депривации (глухота и слепота) имеют некоторые особенности и различия. Так, при глухоте наряду с интеллектуальной недостаточностью наблюдается эмоционально-волевая незрелость, несамостоятельность, наивность, внушаемость, подражательность наряду с тормозимостью и необщительностью, склонностью к реакциям протеста. Эти особенности отчетливо проявляются с начала обучения в школе. У слепых чаще страдает двигательная активность, имеют место заторможенность и замедленность движений, двигательные стереотипии. В мышлении проявляются вязкость, обстоятельность, склонность к детализации, инертность психических процессов и истощаемость. Выделяют характерный для слепых депривационный синдром, включающий: 1) массивную невротическую симптоматику на ранних этапах онтогенеза; 2) двигательные стереотипии; 3) феномен патологического фантазирования; 4) стойкие идеи отношения; 5) ипохондрические сверхценные идеи; 6) разнообразные и рано возникающие патохарактерологические реакции; 7) стремление к одиночеству. Депривационный синдром у глухих представлен следующими признаками: 1) ретардация психического развития в результате непонимания речи окружающих людей; 2) массивная невротическая симптоматика в предпубертатном и пубертатном возрастных периодах; 3) паранойяльные идеи отношения; 4) повышенная ипохондричность; 5) стремление к одиночеству; 6) патохарактерологические реакции, которые возникают в предпубертатном и пубертатном возрастных периодах.
З. темпа, психического развития (замедление психического развития). Эти расстройства занимают промежуточное место между больными олигофренией и лицами с нормальным интеллектом. Их предлагают обозначать как временные задержки темпа психического развития. Кроме того, существуют врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности (детей с этими формами выделяют в группу малоодаренных, так называемых конституционально глупых), некоторые формы психического инфантилизма и непрогредиентные варианты детского аутизма. Наряду с этим имеется большая группа лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью, которая возникает под влиянием экзогенных факторов (вторичные задержки психического развития). В формировании этой патологии существенную роль играют различные психогенные факторы и дефекты анализаторов органов чувств, не дающие ребенку соответствующей информации, необходимой для полноценного развития мозга. По Международной классификации болезней эти состояния определяются как «пограничная умственная отсталость» (IQ в пределах 7080). Задержки психического развития могут быть обусловлены: эмоциональной депривацией (госпитализм, «приютские дети», сироты), педагогической запущенностью, социальной депривацией (дети из малокультурных семей; дети, воспитанные в логове зверя) и сенсорной депривацией (слепые, глухие, слепоглухие).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003