ЮМОР

Предыдущий термин:
ЮМ ДЭВИД

Следующий термин:
Юмор алкоголиков

Содержание:

Найдено 8 определений термина ЮМОР

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЮМОР

gt; чувство юмора

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Юмор

Защитный психический механизм, проявляющийся как скрытие индивидом от себя и окружающих вытесненных в бессознательное недостигнутых целей.

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

ЮМОР

En.: Humor

1. Сеанс гипноза, проводимый Эриксоном, больше напоминал скетч комедианта-юмориста, чем выступление гипнотизера (Godin, 1988a). Терапевтические средства, которые он использовал, часто были забавными: изумление, бессмыслица, замешательство, неожиданные реплики, игра слов и рифмы были его обычными рабочими инструментами. Эриксон был также мастером парадокса - еще одной пружины юмора.

Юмор использует двухуровневую речь, то есть один смысл нормально достигает сознания, а второй проявляется через некоторое время... Многоуровневая речь, которую предлагает Эриксон, действует по тому же принципу. Первый смысл воспринимается немедленно, его роль состоит в том, чтобы отвлечь внимание. Второй смысл идет скрытыми путями и становится стимулом, приводящим в действие процессы, эффект которых ожидается после некоторого созревания.

Обращение к юмору - это хороший способ понять] почему новый гипноз не является простой манипуляцией. Смех, как и гипноз, это феномен, который не достигается волевым усилием, особенно в одиночку. Это личная реакция, разделяемая другим человеком, состояние отстраненности, которое не может быть навязано.

Рассказы Эриксона часто полны юмора. Стоит прочесть его письма за 1961 год к Вайтцекхофферу, в которых он рассказывает, как в залах аэропорта применял неожиданное рукопожатие или брал за руку пассажира, носившего перстни, под предлогом полюбоваться ими и забавлялся, оставляя его на некоторое время в каталепсии (Erickson & Rossi, 1981).

2. Юмор - это и терапевтическое оружие. «Юмор производит короткое замыкание в защитных механизмах нашего характера» (Maruani, 1989). В итоге «чем больше юмора человек вносит в жизнь, тем лучше он себя чувствует» (Erickson, цит. по: Rosen, 1982/1986; см. также Erickson, 1991).

Источник: Ж. Годэн. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию/Перев. с франц. С. К. Чернетского. - М, 2003 г

ЮМОР

в конфликте) (от англ. humour – нрав, настроение) – способность человека подмечать в явлениях отношений их комические стороны, эмоционально на них откликаться, сохраняя при этом дружелюбие. З. Фрейд писал: «Юмор сглаживает противоречия между людьми, предупреждает недовольство». По мнению Б. Шоу, «иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить». Нельзя прекратить конфликт шуткой, но с помощью юмора можно ослабить остроту конфликта. Ю. (в к.) играет двоякую роль. С одной стороны, он является способом предупреждения и ослабления конфликта (разряжает социальную напряженность, созданную ограничениями со стороны социальных норм, препятствует эскалации конфликта, выступает в качестве психологического защитного средства, снижает агрессивность и раздражение). С др. стороны, Ю. (в к.) может способствовать возникновению или усилению конфликта (этнические шутки или анекдоты могут вызвать межгрупповую напряженность, м. б. поняты оппонентом как оскорбление; указывая на недостатки, Ю. может вызвать агрессивную реакцию).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Юмор

См. смех. Любым видом юмора солидному культурному человеку злоупотреблять нельзя, все равно что повару перцем или солью. Наиболее положительный вид юмора – ирония, но и она должна использоваться в меру и только в подходящих условиях. Учитывайте, что юмор часто принижает и обижает кого-то, представляет кого-то или что-то в искаженном, в худшую сторону виде. Слишком частые чьи-то шутки создают всеобщее неблагоприятное мнение о таком человеке – как о несерьезном, легкомысленном. См. персифляция, гаерство.

- Здесь (в Москве)… народ славный, ума громаднейшего, с юмором – не таким, конечно, веселым, как у малороссов, но зато более едким, зубоскалистым (А.Ф. Писемский, Люди сороковых годов).

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г

Юмор

добродушно-насмешливое отношение Человека к кому-либо или чему-либо; умение видеть и представлять происходящее в комическом виде; способность шутить и нормально воспринимать шутки в свой адрес.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Юмор

юмористическая установка, юмористическое настроение) (англ. humour) – желание индивида шутить и т. п. Это делается часто сознательно или бессознательно для собственного удовольствия, для расположения собеседников к себе, для снискания мужчинами расположения женщин, для их возбуждения.

Ср.:

А для меня давно прошло то время, когда я тешился своим юмором и восхищался собственными мизантропическими выходками (А. Дружинин, Полинька Сакс).

Англичане юмористы, у них есть даже юмористки (Словарь Даля)

(ср.: исследователи отмечают несклонность женщин к юмору, к остротам).

В истории культуры и нравственности юмор часто оценивался как нечто сниженное в духовно-нравственном отношении (комедии, фарсы и т. п. рассматривались как низкие жанры), чрезмерный юмор и смех вызывал осудительную реакцию с точки зрения норм хорошего тона. В теории психоанализа юмор рассматривается как сублимация прямых сексуальных желаний.

Остроумие родственно агрессивности, ненависти и садизму; юмор – депрессии, нарциссизму и мазохизму (Гротьян, Позади смеха).

Ср. смех, ироничность.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Юмор

англ. humor – способность воспринимать нечто в смешном, комическом виде и в то же время добродушно, беззлобно) – 1. умение подметить смешную сторону кого-, чего-либо и представить, показать их в незлобивом виде, без ненависти, злобы, зависти; 2. художественный прием в иссусстве: изображение чего-либо в смешном, комическом виде; 3. шутки, остроты человека, назодящегося в безвыходном положении – юмор висельника.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 10

Юмор как ресурс совладающего поведения

Хазова Светлана Абдурахмановна
В статье анализируется значение юмора для преодоления трудных жизненных ситуаций. Обсуждается роль различных стилей юмора в совладании. Показано, что юмор в целом выполняет ресурсную функцию, повышая эффективность совладающего поведения за счет изменения эмоционального состояния и переоценки ситуации.
Скачать PDF

Юмор как элемент неформальной коммуникации

Сергеев А.А., Макарова Л.С., Одинцова Л.А.
В статье анализируются основные формы неформальной коммуникации и роль ее в социальном взаимодействии, особое внимание уделяется юмору как сатирическому элементу неформальной коммуникации. Приведено описание и освещены основные результаты исследования чувства юмора как элемента неформальной коммуникации в организации.
Скачать PDF

Юмор и адаптивный потенциал подростков с проблемами в развитии

Иванова Н.В., Посохова С.Т.
Статья посвящена проблеме расширения интеграционного пространства подростков с ограниченными возможностями в развитии и адаптации. В ней отражены основные положения интегративного, личностно-ориентированного подхода. В данной работе рассматривается несколько исследовательских подходов в области юмора. Юмор представлен как целостное психическое образование, интегрирующее эмоционально-смысловой, рефлексивный, поведенческий и регуляторный компоненты.
Скачать PDF

Юмор как форма интеллектуальной активности

Мусийчук Мария Владимировна
В статье обосновано положение о том, что юмор порождает трансформацию содержания через механизм интеллектуальной активности.
Скачать PDF

Юмор в рисунках: опыт дискурс-анализа

Кротков Е.А.
Творчество художников-юмористов является разновидностью подлинного искусства, произведения которого доступны многим людям, приносит им не только мгновения «тихой» радости, но и побуждает к серьёзным размышлениям о себе и обществе. Юмористический рисунок - это своеобразная метафора, ненавязчиво, без морализирования намекающая на какие-то важные аспекты жизни людей, их поведения, отношений друг к другу, к культуре и природе. Адекватный эффект от юмористического рисунка связан с возникновением у реципиента положительной эмоции, внешним выражением которой является непринуждённая улыбка. Этот эффект является следствием парадоксальности области и противообласти рисунка (противоположности его альтернативных «прочтений») и решения запрограммированной в рисунке задачи - обнаружить сходство, аналогию, параллель между ними.
Скачать PDF

Фасилитация решения творческих задач: юмор

Коровкин Сергей Юрьевич
Одним из способов исследования скрытых механизмов мыслительного процесса при решении творческих задач является косвенная оценка факторов, затрудняющих или облегчающих решение. Одним из наиболее устойчивых фасилитирующих факторов решения творческих задач и креативности является юмор. Исследования указывают на существование связи между продуктивностью решения творческих (инсайтных) задач и юмором. Процессы, лежащие в основе понимания и продукции юмора, по многим признакам сходны с процессами решения творческих задач. В перечень сходств входят не только аффективные, но и когнитивные процессы, что, на наш взгляд, связано с общей природой юмора и инсайта. В данной работе описаны и проанализированы подходы к изучению влияния когнитивных и аффективных процессов на решение творческих задач. На основе обширного обзора и теоретического анализа в работе сопоставляются общие и различные механизмы понимания юмора и инсайтного решения. На описательном, феноменологическом уровне инсайт и юмор соответственно связаны с мгновенностью понимания задачи и шутки. Оба явления необходимо сопровождаются переживанием положительных эмоций. Формальная структура вербальной шутки имеет значительное сходство со структурой вербальной инсайтной задачи наличием двух противоречивых сценариев. Содержательно юмор и решение творческих задач связаны с преодолением и нарушением запретов. Таким образом, вопрос о фасилитации решения творческих задач с помощью юмора может быть исследован с различных позиций: с позиции эмоционального возбуждения, с позиции когнитивной настройки решения или с позиций ослабления ограничений.
Скачать PDF

Самоуничижительный юмор в России и особенности стилей юмора москвичей

Иванова Елена Михайловна, Митина Ольга Валентиновна, Стефаненко Екатерина Александровна, Ениколопов Сергей Николаевич, Бабина Юлия Николаевна, Зизганова Галина Александровна, Низовских Нина Аркадьевна
Сравниваются результаты исследования стилей юмора студентов Москвы и РФ (N = 604) с канадскими данными. В России выявлена устойчивая связь самоуничижительного стиля юмора с аффилиа-тивным. Делается вывод об условности деления стилей юмора на «позитивные» и «негативные» и необходимости учёта культурного фактора. Описывается национальная стилистика российского юмора, различия стилей юмора москвичей и жителей регионов, гендерные различия.
Скачать PDF

Юмор как содержательная характеристика мотивационно-смысловой интенции современного студенчества

Статья посвящена юмору как одной из содержательных характеристик мотивационно-смысловой интенции личности в аспекте динамики его становления у современных студентов, в том числе и в условиях обучения в разных системах («бакалавриат» и «специалитет»). Эмпирически показано, что особенности чувства юмора связаны с осмысленностью жизни и личностной зрелостьюThe article is devoted to humour as a substantional feature of motivational and meaning intention of a person in the aspect of dynamics of its formation at modern students also in conditions of studying in different systems («Bachelor’s programme» and «specialist programme»). The peculiarities of the sense of humour are connected with comprehending of life and personal maturity that is shown by means of experiment.
Скачать PDF

Юмор: объяснение с помощью принципов S-R теории подкрепления

Комленич М., Миличевич Н., Цветанович И.
Гипотеза, изложенная в статье, опирается на принятое в психологии разделение понятия„подкрепление“ на положительное и отрицательное и состоит в том, что удовольствие, которое приносит юмор, заключается не в положительном подкреплении после осуществления реакции с последующей редукцией эмоционального порыва, но в первую очередь, в неисполнении реакции, которая не сопровождается подкреплением (отрицательное подкрепление). Гипотеза представлена в статье последовательно: во-первых, на операционном уровне показывается, что юмор является тесным контактом двух различных интерферирующих реакций (юмор в качестве промежуточной переменной). Затем демонстрируется, каким образом структуру этого явления (соприкосновения двух реакций) можно рассматривать в качестве модели диссипации реактивного торможения (ингибиции), a рассыпание реактивного торможения является своего рода отрицательным подкреплением. Согласно Халлу [6; 7; 8], каждая осуществленная реакцияоставляет за собой реактивное торможение стремление к ее неповторению. Это переживается как неприятное состояние, которое похоже на усталость, а уклонение от такого состояния является подкреплением. Близость двух различных реакций (R1 и R2), то есть быстрая смена R2 на R1 представляет собой осуществление желания, чтобы R1 не повторилось, то есть рассыпание реактивного торможения реакции R1. Другими словами, R2 создает резкий разрыв oт R1. Чем быстрее последовательность R1 и R2, тем эффект сильнее, поскольку реактивное торможение схвачено на самом конце R1 когда оно максимальное, и когда рассыпание сильнее. Для сближения R1 и R2 используется ассоциация (примыкание, сходство или контраст) в качестве связывающего фактора R1 и R2, или медиатор (посредник). В статье предложено деление юмора по наличию или отсутствию посредничества.Pleasure experienced in humour is not simply reinforcement due to performing a reaction followed by drive reduction. Gratification in humour is, primarily, in not performing a reaction that is not followed by reinforcement. At the operational level, humour is a close contact of two distinct, interfering reactions (humour as intervening variable). Deductive coverage of this empirical law by a broader theory is achieved by subsuming the contiguity of two reactions into a form of dissipation of reactive inhibition. This is also the main hypothesis of this work: humour is gratification caused by sudden dissipation of reactive inhibition (humour as hypothetical construct). According to Hull [6; 7; 8], each performed reaction leaves behind reactive inhibition a striving not to be repeated. This striving is an unpleasant state, similar to fatigue, so that removing it represents reinforcement, pleasure. The contiguity of two different reactions (R1 and R2), i.e. the quick sequence of R1 and R2, is a form of realization of the striving for R1 not to recur, that is, dissipation of reactive inhibition of the reaction R1. In other words, R2 is a sudden rest from R1. The quicker the sequence of R1 and R2, the stronger is ‘the rest effect’. This is because reactive inhibition is caught at the very end of R1, at its maximum, and therefore sudden dissipation of such big amount of reactive inhibition is more reinforcing. A mechanism of putting R1 and R2 closer together is the association (of contiguity, similarity or contrast) through which a connection, i.e. mediation of R1 and R2 is achieved. Based on our main hypothesis, humor can be divided with regard to presence, i.e. absence of the mediating reaction. A type of humor which includes the mediating reaction, i.e. association, is wit (catchword, raciness), while the other type without the association is comedy (comics).
Скачать PDF

Юмор в психотерапии и консультировании: проблемы и решения в современных парадигмах

Мусийчук Мария Владимировна
Проблема изучения юмора в современной психотерапии и консультировании является актуальной. Для эффективного решения этой проблемы мировое сообщество создало две успешно действующие международные организации, объединяющих усилия теоретиков и практиков, применяющих юмор для повышения процесса жизнедеятельности в значительном количестве личной и профессиональной деятельности. Актуальными остаются вопросы воздействия юмора на здоровье человека; юмор и остроумие в норме и патологии; терапевтический и не терапевтический юмор. Юмор изучается в различных психологических и психотерапевтических парадигмах: когнитивной, психоаналитической, индивидуальной, поведенческой и др. Изучаются вопросы повышения эффективного воздействия юмора в процессе психотерапии и консультирования. Юмор исследуется как процесс и продукт генерирования психотерапевтом и клиентом. Так же как личностная характеристика психотерапевта и клиента (преимущественно количество исследований касается патологического юмора). Опыт осмысления психотерапевтических парадигм находит воплощение в сборниках анекдотов и юмористических историй. К числу проблем, подлежащих дальнейшему осмыслению, следует отнести дальнейшую работу над определением понятий «терапевтический» и «нетерапевтический» юмор. Дальнейшее осмысление накопленного опыта применения юмора в различных психологических и психотерапевтических школах. Уточнение классификации видов остроумия по различным основаниям, в психотерапевтической теории и практике. Разработка методических рекомендаций по использованию различных форм юмора в психотерапии и создание новых форм вербального и невербального (рисованного) юмора в психотерапии. Потенциальная польза и вред в процессе применения юмора в психотерапии и консультировании. Разработка практико-ориентированных руководств, направленных на подготовку будущих психотерапевтов и консультантов для повышения эффективности психотерапевтических процессов средствами юмора. Важна так же разработка проблемы юмора, как средства психогигиены психотерапевтов и консультантов.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!