ЮМОР

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Юмор

Защитный психический механизм, проявляющийся как скрытие индивидом от себя и окружающих вытесненных в бессознательное недостигнутых целей.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

ЮМОР
1. Добродушно-насмешливое отношение человека к чему-либо. 2. Умение шутить, правильно воспринимать шутки в свой адрес, видеть и представлять происходящее вокруг в комическом виде.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЮМОР
добродушно-насмешливое отношение человека к кому-либо или чему-либо; умение видеть и представлять происходящее в комическом виде; способность шутить и нормально воспринимать шутки в свой адрес (см. также Сарказм, Сатира).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Юмор
Способность справляться с эмоциональными конфликтами или внешними стресс-факторами посредством акцентирования на забавных и ироничных сторонах конфликта или стрессора.
Ю. алкоголиков (от лат. humor - влага, жидкость. В переносном смысле - веселое настроение). Плоские или циничные шутки, зачастую направленные на самого себя. Симптом хронического алкоголизма.
Ю. - расстройства юмора - см. Расстройства юмора.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Юмор
англ. humor – способность воспринимать нечто в смешном, комическом виде и в то же время добродушно, беззлобно) – 1. умение подметить смешную сторону кого-, чего-либо и представить, показать их в незлобивом виде, без ненависти, злобы, зависти; 2. художественный прием в иссусстве: изображение чего-либо в смешном, комическом виде; 3. шутки, остроты человека, назодящегося в безвыходном положении – юмор висельника.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЮМОР
(от англ. humour – шутливый нрав) – термин, имеющий два значения: 1) объективное свойство некоторых вещей, явлений или ситуаций содержать обусловленное общественно-историческим развитием психики комическое, вызывающее различные проявления смеха у больших групп людей; 2) психическое явление (процесс, состояние или свойство личности), переживаемое как комическое и объективируемое смехом. Ю. как свойство личности – результат воспитания. Ю. – компонент педагогических и управленческих способностей, одно из условий психологической совместимости и один из признаков общей одаренности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Юмор
См. смех. Любым видом юмора солидному культурному человеку злоупотреблять нельзя, все равно что повару перцем или солью. Наиболее положительный вид юмора – ирония, но и она должна использоваться в меру и только в подходящих условиях. Учитывайте, что юмор часто принижает и обижает кого-то, представляет кого-то или что-то в искаженном, в худшую сторону виде. Слишком частые чьи-то шутки создают всеобщее неблагоприятное мнение о таком человеке – как о несерьезном, легкомысленном. См. персифляция, гаерство.
- Здесь (в Москве)… народ славный, ума громаднейшего, с юмором – не таким, конечно, веселым, как у малороссов, но зато более едким, зубоскалистым (А.Ф. Писемский, Люди сороковых годов).

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010

ЮМОР
в конфликте) (от англ. humour – нрав, настроение) – способность человека подмечать в явлениях отношений их комические стороны, эмоционально на них откликаться, сохраняя при этом дружелюбие. З. Фрейд писал: «Юмор сглаживает противоречия между людьми, предупреждает недовольство». По мнению Б. Шоу, «иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить». Нельзя прекратить конфликт шуткой, но с помощью юмора можно ослабить остроту конфликта. Ю. (в к.) играет двоякую роль. С одной стороны, он является способом предупреждения и ослабления конфликта (разряжает социальную напряженность, созданную ограничениями со стороны социальных норм, препятствует эскалации конфликта, выступает в качестве психологического защитного средства, снижает агрессивность и раздражение). С др. стороны, Ю. (в к.) может способствовать возникновению или усилению конфликта (этнические шутки или анекдоты могут вызвать межгрупповую напряженность, м. б. поняты оппонентом как оскорбление; указывая на недостатки, Ю. может вызвать агрессивную реакцию).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЮМОР
выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе. Ю. – предпосылка положительных эмоций, даже в острых и сложных ситуациях. Основывается на способности воспринимать, выделять и понимать смешное, возвышаться над обстоятельствами жизни, не останавливаться в оценках ни перед значимыми явлениями и фактами, ни перед их несущественными, второстепенными моментами. Ю. по отношению к себе – признак развитого самосознания и зрелости личности, он неразрывно связан с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности. Например, для офицера Ю. является одним из важнейших профессиональных качеств, что подтверждается целым рядом исследований. Уместное и умелое применение на занятиях каламбуров, забавных коротких историй освежает внимание, дает возможность передохнуть воинам. О чувстве Ю. можно судить по тому, как человек понимает шутку, анекдоты, шаржи, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и над собой. Отсутствие или недостаточная выраженность Ю. свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Юмор
юмористическая установка, юмористическое настроение) (англ. humour) – желание индивида шутить и т. п. Это делается часто сознательно или бессознательно для собственного удовольствия, для расположения собеседников к себе, для снискания мужчинами расположения женщин, для их возбуждения.
Ср.:
А для меня давно прошло то время, когда я тешился своим юмором и восхищался собственными мизантропическими выходками (А. Дружинин, Полинька Сакс).
Англичане юмористы, у них есть даже юмористки (Словарь Даля)
(ср.: исследователи отмечают несклонность женщин к юмору, к остротам).
В истории культуры и нравственности юмор часто оценивался как нечто сниженное в духовно-нравственном отношении (комедии, фарсы и т. п. рассматривались как низкие жанры), чрезмерный юмор и смех вызывал осудительную реакцию с точки зрения норм хорошего тона. В теории психоанализа юмор рассматривается как сублимация прямых сексуальных желаний.
Остроумие родственно агрессивности, ненависти и садизму; юмор – депрессии, нарциссизму и мазохизму (Гротьян, Позади смеха).
Ср. смех, ироничность.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЮМОР

En.: Humor
1. Сеанс гипноза, проводимый Эриксоном, больше напоминал скетч комедианта-юмориста, чем выступление гипнотизера (Godin, 1988a). Терапевтические средства, которые он использовал, часто были забавными: изумление, бессмыслица, замешательство, неожиданные реплики, игра слов и рифмы были его обычными рабочими инструментами. Эриксон был также мастером парадокса - еще одной пружины юмора.
Юмор использует двухуровневую речь, то есть один смысл нормально достигает сознания, а второй проявляется через некоторое время... Многоуровневая речь, которую предлагает Эриксон, действует по тому же принципу. Первый смысл воспринимается немедленно, его роль состоит в том, чтобы отвлечь внимание. Второй смысл идет скрытыми путями и становится стимулом, приводящим в действие процессы, эффект которых ожидается после некоторого созревания.
Обращение к юмору - это хороший способ понять] почему новый гипноз не является простой манипуляцией. Смех, как и гипноз, это феномен, который не достигается волевым усилием, особенно в одиночку. Это личная реакция, разделяемая другим человеком, состояние отстраненности, которое не может быть навязано.
Рассказы Эриксона часто полны юмора. Стоит прочесть его письма за 1961 год к Вайтцекхофферу, в которых он рассказывает, как в залах аэропорта применял неожиданное рукопожатие или брал за руку пассажира, носившего перстни, под предлогом полюбоваться ими и забавлялся, оставляя его на некоторое время в каталепсии (Erickson & Rossi, 1981).
2. Юмор - это и терапевтическое оружие. «Юмор производит короткое замыкание в защитных механизмах нашего характера» (Maruani, 1989). В итоге «чем больше юмора человек вносит в жизнь, тем лучше он себя чувствует» (Erickson, цит. по: Rosen, 1982/1986; см. также Erickson, 1991).

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

Юмор
Исходя из французского «humeur», англичане придумали humour . Они превратили «вздорного» человека в «остроумного». Сотворение слова соответствует теме, тому, о чем идет речь, в этом смысле юмор выступает как освобождение, трансформация неприятного обстоятельства в минуту удовольствия, стесняющих мгновений в минуты триумфальные. На рассвете в один из понедельников во дворе тюрьмы, где возводили эшафот, у приговоренного к смертной казни возникла следующая мысль: «Неделя плохо начинается!». Победа может быть короткой, юмор не в состоянии предоставить срок неуязвимости. При использовании минимальных средств – смещенного слова, двух конденсированных значений… юмор является прекрасной психической проработкой травматических ситуаций. Ирония ранит, юмор лечит. Все происходит так, будто Сверх-Я по доброй воле и всерьез становится на мгновенье хорошим советчиком: «Если ничего не можешь изменить, лучшее, что можно сделать, – посмеяться». Чувство юмора является ценным шестым чувством, которое освобождает от применения более дорогостоящих защит, каждый анализ, в котором оно отсутствует, позволяет удостовериться в этом. Что касается юмора бессознательного, это черный юмор, его дурные шутки всегда ведут в западню или к разным симптомам. За исключением минут, когда, наконец, вытесненное возвращается и лицо просветляется вместо того, чтобы омрачиться. Так, Матье рассказывает: он был молодым человеком, когда вошел в книжный магазин, чтобы купить журнал «Плейбой»… Его смущение еще больше усилилось при виде строгого лица матроны, сидящей у кассы, на ее голове был прикреплен черный шиньон, который она носила как епископ носит свою митру. Он не мог выйти, не заплатив . Походив взад-вперед между книжными полками, он положил на место экземпляры с обнаженными женщинами и предстал перед цербером с сатирическим журналом «Канар аншене»!

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ЮМОР
ГУМАР/ HUMOR– широкое понятие, относящееся ко всем словам и действиям людей, воспринимающимся как забавные и обычно вызывающим смех у других, а также к психическим процессам, которые участвуют в генерации и восприятии такого забавного стимула, и к эмоциональной реакции, связанной обычно с получением удовольствия от него. В психологии существуют следующие концепции в рассмотрении Ю.: подход с позиций теории превосходства/унижения, эволюционистский подход, физиологические теории, подход с позиций теории возбуждения, психоаналитическая традиция, подход с позиций теории агрессивности, теории инстинктов, теории переключения, личностные концепции, психолингвистичекий подход и др. Ю. может быть концептуализирован как привычный паттерн поведения (склонность часто шутить, развлекать своими шутками и смеяться над юмором других); как способность (генерировать Ю., понимать и запоминать смешное); как черта характера (врожденная жизнерадостность, игривость); как установка (положительное отношение к Ю. и веселым людям); как мировоззрение (несерьезный взгляд на жизнь); как копинг-стратегия (склонность сохранять юмористическую точку зрения перед лицом неприятностей) и т. д. В различное время исследованию Ю. в психологии были посвящены работы таких авторов, как З. Фрейд, М. Аптер, Р. Мартин, А. Н. Лук, Т. В. Иванова, А. Зив, П. МакГи, Т. В. Артемьева, С. Аттардо, С. И. Хонский, В. Рух, М. Жерве, Д. Уилсон, Ш. Казариан, Д. Дозуа, Д. Бринкер, П. Фревен, П. Пухлик-Дорис, Г. Ларсен, Д. Грей, K. Вейр, Н. Kойпер, К. Лейте и др. В частности, Р. Мартин разработал концепцию стилей Ю.– относительно постоянных для личности паттернов использования Ю. в повседневной жизни. Предложенная им классификация стилей Ю. основана на двух критериях: 1) направленность Ю. на себя или на других; 2) поддерживающий характер Ю. или уничижительный его тон, насмешка. Так, автор описывает четыре стиля Ю.: аффилиативный, самоподдерживающий, агрессивный и самоуничижительный. Первые два относятся к категории адаптивных; последние два– к категории дезадаптивных, или потенциально вредных, стилей. Е. И. Иванова и коллеги, изучавшие самоуничижительный Ю. в России, обнаружили некоторые половые различия в стилях Ю. Так, юноши более склонны к использованию агрессивного стиля Ю., чем девушки. Среди детей раннего дошкольного возраста враждебный тип Ю. также наиболее характерен для мальчиков. Как отмечает Дж. Бененсон, мальчики в большей степени, чем девочки, озабочены статусом или атрибутами (среди которых называется и чувство Ю.), которые сопутствуют принятию в члены группы. Р. Мартин отмечает, что мужчины с большей вероятностью используют дезадаптивные формы Ю.Ф. Гленн убежден, что гендерные различия в Ю. сконструированы интериоризированными в процессе социализации представлениями о том, как должны общаться мужчина и женщина. В понимании С. Свебака основные различия могут определять следующие параметры: 1) чувствительность к метасообщениям, способным вызвать смех; 2) личная склонность к Ю. и юмористической роли; 3) эмоциональная вседозволенность. П. МакГи утверждает, что способность активного создания Ю. появляется не ранее середины второго года жизни, когда ребенок входит в период дооперациональной стадии когнитивного развития. Ю. у взрослых в разные периоды жизни может выполнять различные функции. У людей более молодого возраста Ю. может быть более важен для выражения агрессии социально приемлемыми способами, установления отношений и проверки своего социального положения в группе равных, тогда как Ю. у людей старшего возраста может быть больше связан с совладанием со стрессом и поддержанием юмористического взгляда на жизнь. Ю. также может играть роль маскировщика истинных намерений, переживаний, мотивов действий человека и т. п. Иногда Ю. помогает человеку эффективно общаться, маскируя смущение, растерянность, обиду и т. п. В настоящее время Ю. исследуется в контексте рассмотрения совладающего поведения, психических расстройств (Т. В. Иванова), одаренности, креативности, организации образовательного процесса, влияния, удовлетворенности романтическими отношениями, работы памяти, восприятия рекламы, социальной желательности, эмоционального благополучия личности, интеллектом. В качестве инструмента диагностики Ю. хорошо зарекомендовал себя опросник стилей юмора (Humor Styles Questionnaire– HSQ) Р. Мартина. Методика включает 32 утверждения, которые предлагается оценить по шкале от 1 до 7, где 1– полностью не согласен, 7– полностью согласен. Утверждения описывают различные ситуации использования Ю. (шутки в компании, самоирония, подтрунивание над другими). В России опросник валидизирван Е. М. Ивановой, О. В. Митиной, А. С. Зайцевой, Е. А. Стефаненко, С. Н. Еникоповым. Также для диагностики Ю. применяют шкалу совладания (копинга) Ю. (The coping humor scale– CHS) Р. Мартина и Х. Лефкорта. В Росии методика адаптирована Т. В. Артемьевой. Русскоязычный вариант шкалы совладания (копинга) Ю. представляет собой достаточно надежный инструмент для выявления степени привлечения индивидуумом Ю. с целью совладания со стрессовыми ситуациями. С. И. Хонский

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Юмор как ресурс совладающего поведения

Хазова Светлана Абдурахмановна
В статье анализируется значение юмора для преодоления трудных жизненных ситуаций. Обсуждается роль различных стилей юмора в совладании.
Читать PDF
0.00 байт

Юмор как элемент неформальной коммуникации

Сергеев А. А., Макарова Л. С., Одинцова Л. А.
В статье анализируются основные формы неформальной коммуникации и роль ее в социальном взаимодействии, особое внимание уделяется юмору как сатирическому элементу неформальной коммуникации.
Читать PDF
0.00 байт

Юмор и адаптивный потенциал подростков с проблемами в развитии

Иванова Н. В., Посохова С. Т.
Статья посвящена проблеме расширения интеграционного пространства подростков с ограниченными возможностями в развитии и адаптации. В ней отражены основные положения интегративного, личностно-ориентированного подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Юмор как форма интеллектуальной активности

Мусийчук Мария Владимировна
В статье обосновано положение о том, что юмор порождает трансформацию содержания через механизм интеллектуальной активности.
Читать PDF
0.00 байт

Юмор в рисунках: опыт дискурс-анализа

Кротков Е.А.
Творчество художников-юмористов является разновидностью подлинного искусства, произведения которого доступны многим людям, приносит им не только мгновения «тихой» радости, но и побуждает к серьёзным размышлениям о себе и обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Фасилитация решения творческих задач: юмор

Коровкин Сергей Юрьевич
Одним из способов исследования скрытых механизмов мыслительного процесса при решении творческих задач является косвенная оценка факторов, затрудняющих или облегчающих решение.
Читать PDF
0.00 байт

Самоуничижительный юмор в России и особенности стилей юмора москвичей

Иванова Елена Михайловна, Митина Ольга Валентиновна, Стефаненко Екатерина Александровна, Ениколопов Сергей Николаевич, Бабина Юлия Николаевна, Зизганова Галина Александровна, Низовских Нина Аркадьевна
Сравниваются результаты исследования стилей юмора студентов Москвы и РФ (N = 604) с канадскими данными. В России выявлена устойчивая связь самоуничижительного стиля юмора с аффилиа-тивным.
Читать PDF
0.00 байт

Юмор как содержательная характеристика мотивационно-смысловой интенции современного студенчества

Мышкина М.С., Гудзовская А.А.
Статья посвящена юмору как одной из содержательных характеристик мотивационно-смысловой интенции личности в аспекте динамики его становления у современных студентов, в том числе и в условиях обучения в разных системах («бакалавриа
Читать PDF
0.00 байт

Юмор: объяснение с помощью принципов S-R теории подкрепления

Комленич М., Миличевич Н., Цветанович И.
Гипотеза, изложенная в статье, опирается на принятое в психологии разделение понятия„подкрепление“ на положительное и отрицательное и состоит в том, что удовольствие, которое приносит юмор, заключается не в положительном подкрепле
Читать PDF
0.00 байт

Юмор в психотерапии и консультировании: проблемы и решения в современных парадигмах

Мусийчук Мария Владимировна
Проблема изучения юмора в современной психотерапии и консультировании является актуальной.
Читать PDF
0.00 байт

Юмор как средство совладания онкологических больных

Назаркин С.Н., Фокина А.Е.
В статье рассматриваются функциональные аспекты юмора в процессе преодоления стресса у больных злокачественными новообразованиями. Обсуждается роль различных стилей юмора в совладании.
Читать PDF
0.00 байт

Юмор в репрезентациях детей-подростков и их родителей

Посохова Светлана Тимофеевна, Диденко Елена Яковлевна, Иватович Ксения Аркадьевна
Юмор рассматривается как один из признаков целостного функционирования семьи.

Похожие термины:

  • Юмор алкоголиков

    Плоские, нередко циничные остроты. При этом некритичность к себе и бестактность по отношению к окружающим людям. Проявление хронического алкоголизма.
  • Юмор, чувство юмора

    от англ. humour — нрав, настроение] — способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в окружающей действительности и эмоционально на него реагировать. Несмотря на то, что и в филос
  • Мрачный юмор

    желание или склонность шутить в тяжелых ситуациях жизни, когда, казалось бы, не до шуток. Я, Франсуа, чему не рад? Но петля ждет злодея. И сколько весит этот зад, Узнает скоро шея. (Ф. Вийон)