Взаимодействие интерсубъектное (межсубъектное, интерсубъективное) это что такое Взаимодействие интерсубъектное (межсубъектное, интерсубъективное): определение — Психология.НЭС
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТНОЕ

Взаимодействие интерсубъектное

Найдено 1 определение:

Взаимодействие интерсубъектное (межсубъектное, интерсубъективное)

уровень и форма О., обусловленного субъективно значимыми для его участников мотивами, в процессе к-рого происходит взаимная активация (возбуждение) и актуализация (изменение, развитие) их субъектностей, взаимное откровение и пересечение внутр. субъективных пространств, символическое проникновение субъектов друг в друга, задевающее интрасубъектные, глубинные уровни психики. В отеч. лите ратуре чаще употребляется термин «интерсубъективное взаимодействие». Категория В. и. наиболее активно используется представителями интеракционистских направлений в психологии, социологии, философии. Общество предстает либо как совокупность неограниченных во времени и социальном пространстве взаимодействий (М. Вебер, Дж. Мид), либо как зарождающаяся из взаимодействий социальная структура (Т. Парсонс), либо как качественно иное состояние в виде интерсубъективного мира (Э. Гуссерль, А. Шюц, Г. Марсель). В теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса своеобразным интерсубъективным идеалом является действие, ориентированное на взаимопонимание, обеспечивающее взаимное интерсубъективное признание притязаний на значимость. У Г. Зиммеля общество представляет собой взаимодействие индивидов, создающих особое единство на основе относительно устойчивых и повторяющихся форм межчеловеческих взаимодействий. Важное направление в изучении В. и. представлено теориями, описывающими его в понятиях «диалога», «встречи», «Я-Ты-отношения». Взаимодействие Я и Ты осуществляется в форме взаимопроникновения, из к-рого возникает нечто третье - бытие Мы (С. Франк). Отношение Я-Ты представляет собой онтологический диалог, взаимную «встречу» 2 субъектов, при к-ром первичным является не Я или Ты, а то, что «между» ними, взаимодействие (М. Бубер). Ж.-П. Сартр полагал, что единственная возможная связь между 2 сознаниями - взаимное отрицание, а посему результатом интерсубъективного взаимодействия становится лишь моделирование искусств. реальности внутри подлинной субъективной. Ж. Лакан, напротив, расценивал В. и. с др. субъектом в кач. непременного условия рефлексивного самопознания. В теории отраженной субъектности В. А. Петровского речь идет о взаимном полагании участников взаимодействия друг в друге, своеобразном воплощении и продолжении индивидуальной субъектности в Другом. Использование понятий «интерсубъектная отраженность» (представленность индивида в О. окружающих) и «отраженная интерсубъектность» (представленность взаимодействий значимых людей в сознании индивида) выводит В. и. за пространственно-временные и содержательные рамки прямых контактов, продлевает его в сознании, деятельности и взаимодействиях индивидов. При рассмотрении В. и. с т. зр. когнитивных межличностных процессов в центре внимания оказывается процесс интерпретации. В теории «зеркального Я» Ч. Кули анализируются взаимоотношения (взаимодействия) между личностными Я, подлежащими взаимной интерпретации. Согласно теории социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана, мир, в к-ром находятся люди, является их общим, совместным продуктом, следствием постоянных психологически насыщенных взаимодействий. Результатом интерсубъектных взаимодействий становится символический универсум - матрица всех социально объективированных и субъективно реальных значений. Важной особенностью понимания В. и. многими отеч. психологами является выведение его природы из содержания совместной деятельности. М. С. Каган рассматривает межсубъектное взаимодействие как материально-практическое взаимодействие участников единого, коллективного деятельностного процесса, в к-ром участники выступают в кач. инициативно-самодействующих субъектов. Использование категории В. и. представляется весьма продуктивным для объяснения соотношения деятельности и О., в частности мотивации и организации совместной деятельности. Совр. психоанализ существенно переориентировался на признание роли В. и. в кач. определяющего фактора аналитического процесса. Важное значение имеют последствия интерсубъективного взаимодействия между родителем и ребенком в первые годы его жизни (Дж. Лутс, И. Девизе, В. Жаке). Среди совр. отеч. прикладных исследований В. и. следует отметить изучение взаимодействия в диаде в контексте ведения деловой беседы (Ю. М. Забродин), имиджа как феномена интерсубъективного взаимодействия (Е. Б. Перелыгина), возникновения смысловых структур в процессе В. и. как условия организации мышления и деятельности (П. Г. Щедровицкий), роли В. и. в становлении властно-подвластных отношений (В. А. Васютинский). Лит.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998; Каган М. С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М., 1988; Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М., 1999. В. А. Васютинскии
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Взаимодействие интерсубъектное — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Восприятие и изменение имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия

Перелыгина Елена Борисовна
В статье представлена авторская концепция имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. Подробно анализируются историко-методологические и теоретические основания ее создания. Сам имидж предстает как образ субъекта, создаваемый в процессе интерсубъектного взаимодействия благодаря культурным символам. В основе его содержания лежит Я-концепция субъекта, в структуре выделяются два плана: глубинный (программа имиджа, раскрываемая через понятия «миссия», «цели», «легенды») и внешний, представленный имиджеобразующими символами (вербальными и невербальными). Предлагаемая автором концепция получила подтверждение в ряде проведенных им экспериментов по формированию и моделированию имиджа личности.
Скачать PDF

Эмпирическое исследование имиджа как интерсубъектного взаимодействия (продолжение)

Перепыгина Еnена Борисовна
Осмысление психологической сущности имиджа как явления и как теоретической проблемы, его эмпирическое исследование являются актуальными и перспективными направлениями развития современной психологической науки. Автор на примере формирования корпоративного имиджа показывает возможности применения созданной концепции имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия, в связи с чем приводит и анализирует результаты собственного исследования соотношения внешнего и внутреннего имиджа крупных организаций и преприятий Уральского региона.
Скачать PDF

Пространство и время интерсубъектных взаимодействий как ресурсы (постановка вопроса)

Толочек Владимир Алексеевич
Представлен теоретический анализ исторических тенденций эволюции пространства и времени в организации труда как совместной деятельности людей как субъектов. Изменения условий взаимодействия субъектов сопряжены с порождением новых ресурсов. Рассмотрены возможные подходы к изучению пространства и эффектов взаимодействий субъектов. Выделены семь этапов в эволюции взаимодействий субъектов совместной деятельности на протяжении ХХ в. Анализируются условия и возможности порождения разных эффектов, типичных для определенного типа пространства, этапа развития взаимодействий. Раскрыты возможности актуализации новых условий (пространства и времени) как новых ресурсов. Обсуждается целесообразность дополнения доминирующей парадигмы «свойств субъекта» парадигмой «отношений субъектов». Представлен опыт обращения к системогенетическому подходу в изучении феномена «ресурсы».
Скачать PDF

Несколько технических решений задачи интенсификации межполушарного взаимодействия в головном мозге ч

Островский Виктор Александрович
Автор статьи сообщает о четырех простых в исполнении способах интенсификации межполушарного взаи модействия в человеческом головном мозге. О четырех технологически оригинальных подходах к управлению персональными когнитивными способностями.
Скачать PDF

Структура, функции, критерии и уровни развития толерантности в межличностном взаимодействии военносл

Маркарян Арутюн Ардашевич
В данной статье рассмотрены проблемы педагогики самосовершенствования, исследованы следующие понятия: структура, функции, критерии, показатели и уровни развития толерантности военнослужащих в межличностном взаимодействии.
Скачать PDF

Особенности коммуникативных стратегий менеджеров в ситуациях затрудненного взаимодействия.

Эксакусто Т.В.
Скачать PDF

Проблема взаимодействия психологической науки с ее средой: подход к анализу продуктов литературного

Некрасова Е.В.
Скачать PDF

Динамическое состояние инвалидности и взаимодействия в семье как психологическая проблематика (на пр

Иванова Вера Семеновна
В статье обсуждается актуальность проблемы взаимодействия семьи и детей инвалидов, рассматриваются ожидания родителей, которые являются существенным компонентом, способствующим нарушениям или препятствующим их коррекции для социальной адаптации и интеграции детей и подростков с ДЦП. Ключевые слова: детская и подростковая инвалидность, ожидания родителей, стиль воспитания в семье, проблема адаптации и обучения.The article considers the urgent problem of interaction of families and disabled children as well as expectations of parents that are essential components in blocking the correction for social adaptation and integration of children and adolescents with cerebral palsy. Key words: infantile and adolescent disability, parents expectations, the way to bring up children, the problem of adaptation and training.
Скачать PDF

Психотехническое исследование творческого мышления: новый взгляд на проблему взаимодействия участник

Молостова А.Н.
Скачать PDF

Секьюритологический аспект взаимодействия человека и моря

Савченко А.Н.
Скачать PDF

Проблема готовности к трудностям в межличностном взаимодействии интернет-зависимых студентов

Васильева И. Л.
Статья посвящена исследованию влияния интернет-зависимости на характер и качество межличностного взаимодействия субъектов образования. Интернет-общение специфично, и чрезмерная увлеченность им приводит к трансформации про-цесса межличностного общения. Интернет-зависимые личности утрачивают умения ориентироваться в ситуациях затрудненного общения и направленность на продук-тивное реальное общение. Выдвинутая автором гипотеза о существовании различий в готовности к трудностям в межличностном взаимодействии у интернет-зависимых и независимых от интернета студентов подтверждается.
Скачать PDF

Специфика внутрисемейного взаимодействия в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом с

Тимофеева Ирина Владимировна
Рассматривается внутрисемейное взаимодействие в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом с позиции теории систем М. Боуена. Выявлена специфика нарушений функционирования семей с ребенком, больным ДЦП, проявляющаяся в недифференцированности взаимоотношений и культивировании инфантильности детей с ограничениями жизнедеятельности.
Скачать PDF

Похожие термины: