ВЫСУШИВАНИЕ ВЫСШАЯ ТОЧКА

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 6 определений термина ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека или высших животных к изменяющимся условиям внешней или внутренней среды на основе выработки временных нервных связей

Оцените определение:

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

англ. higher nervous activity) - нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов (УР) у животных и человека. Основы учения о В. н. д. разработал И. П. Павлов.

Основные понятия В. н. д. - временная связь и УР. Деятельность всех отделов ц. н. с. - рефлекторная (см. Рефлекс, Безусловный рефлекс). По своей функции В. н. д. - сигнальная; благодаря процессам В. н. д. организм реагирует на условные раздражители, которые сигнализируют о вероятном появлении безусловных раздражителей.

В. н. д. состоит из 2 нервных процессов - возбуждения и торможения. Процесс возбуждения лежит в основе образования и функционирования новых временных связей и положительных УР. Однако если условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то УР угасает. Угасание УР происхедит на основе процесса торможения.

К основным законам В. н. д. относятся: 1) образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным; 2) угасание временных связей при неподкреплении условного раздражителя безусловным; 3) иррадиация и концентрация нервных процессов; 4) взаимная индукция нервных процессов; 5) формирование сложных динамических систем рефлексов, т. н. динамических стереотипов.

Нейроанатомическим субстратом формирования и угасания временных связей, дифференциации и интеграции раздражителей является кора больших полушарий головного мозга. В подкорковых отделах мозга находятся нервные центры важнейших безусловных рефлексов, составляющих основу формирования У Р. Подкорковые отделы обеспечивают высокий уровень активности нервных клеток коры головного мозга, создавая, тем самым, необходимые условия для формирования временных связей и их дифференцирования. Вместе с тем функционирование подкорковых отделов мозга контролируется корой, которая стимулирует и тормозит развитие их активности.

Качественное различие В. н. д. человека и животных обусловливается тем, что у человека произошло усложнение механизмов его психической деятельности, т. к. появился особый раздражитель - слово. См. Памяти физиологические механизмы, Свойства нервной системы, Сигнальные системы, Темперамент.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Высшая нервная деятельность

Категория. Нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций.

Специфика. В качестве единицы анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс, посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которого могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения, которое может обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Формирование и угасание временных связей происходит в коре больших полушарий головного мозга, а нервные центры важнейших безусловных рефлексов локализованы в подкорковых отделах мозга, за счет которых достигается высокий уровень активности нервных клеток коры больших полушарий.

Механизмы. Выделяют следующие механизмы высшей нервной деятельности:

- образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным;

- угасание временных связей при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным;

- иррадиация и концентрация нервных процессов;

- взаимная индукция неравных процессов;

- формирование динамических стереотипов, представляющих собой сложные динамические системы рефлексов.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Высшая нервная деятельность

совокупность индивидуальных особенностей центральной нервной системы человека, обусловленная его генотипом и условиями существования (по И.П. Павлову). Особенностями ВНД являются: 1) развитая психическая деятельность; 2) способность к абстрактно-логическому мышлению; 3)сознание; 4) речь. Структурной основой ВНД являются кора больших полушарий с подкорковыми ядрами переднего мозга и некоторыми структурами промежуточного мозга. В психологии - нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве основной теоретической модели для анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс, посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которого могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения, которое может обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Выделяют следующие основные законы высшей нервной деятельности:

1. Образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным.

2. Угасание временных связей при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным.

3. Иррадиация и концентрация нервных процессов.

4. Взаимная индукция неравных процессов.

5. Формирование динамических стереотипов, представляющих собой сложные динамические системы рефлексов.

Формирование и угасание временных связей происходит в коре больших полушарий головного мозга, а нервные центры важнейших безусловных рефлексов локализованы в подкорковых отделах мозга, за счет которых достигается высокий уровень активности нервных клеток коры больших полушарий.

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга и лежащие в основе психической деятельности человека. Процессы В. н. д. являются основными нервными механизмами, материальным субстратом психики. Основное понятие В. н. д.— временная связь, или условный рефлекс. По своей функции В. н. д. является сигнальной деятельностью; благодаря процессам В. н. д. организм реагирует на условные раздражители, которые сигнализируют о появлении безусловных раздражителей. В. н. д. состоит из двух нервных процессов — возбуждения и торможения. Процесс возбуждения лежит в основе образования и функционирования новых временных связей и положительных условных рефлексов. Однако если условный раздражитель не подкрепляется, то условный рефлекс угасает. Уточнение и угасание условных рефлексов происходят на основе процесса торможения. Условно-рефлекторные процессы В. н. д. составляют нейрофизиологическую основу познавательной деятельности человека, отражения свойств объективной действительности в системе их связей и отношений. Основными свойствами В. н. д. являются: 1) образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным; 2) угасание временных связей при неподкреплении условного раздражителя безусловным; 3) иррадиация и концентрация нервных процессов; 4) взаимная индукция нервных процессов; 5) формирование сложных динамических систем рефлексов, или динамических стереотипов. Качественное различие В. н. д. человека и животных обусловливается тем, что у человека произошло усложнение механизмов его психической деятельности, т. к. появился особый раздражитель — слово и на его основе — вторая сигнальная система.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Высшая нервная деятельность (ВНД)

Нейрофизиологические процессы, протекающие с участием коры головного мозга при формировании и осуществлении условных рефлексов у человека и животных. Основными понятиями ВНД являются временная связь и условный рефлекс. По своей функции ВНД является сигнальной системой, благодаря которой организм опережающе реагирует на безусловные раздражители. Осуществляется с помощью процессов возбуждения и торможения. ВНД – деятельность аналитико-синтетическая. К основным законам ВНД относят: 1. Образование и угасание временных связей; 2. Иррадиацию и концентрацию нервных процессов; 3. Взаимную индукцию нервных процессов; 4. Формирование динамических стереотипов.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Высшая техническая школа и инженерное образование в современных условиях. Психолого-акмеологический

Козлова Н.В., Берестнева О.Г.
Рассматривается приоритетная сущностно-личностная концепция образования и качественно новый подход к проблеме обучения современного специалиста с опорой на теорию и методологию акмеологии. Представлена основная стратегия обучения с опорой на систему акмеологического знания. Определены подходы выявления у студентов личностных ресурсов и трудностей в профессиональном развитии средствами компьютерной системы оценки качества образования.
Скачать PDF

Творческое мышление как Высшая форма мышления

Чернецкая Надежда Игоревна
В статье творческое мышление рассматривается как интегральное психическое образование, как обобщенный индикатор психического развития. Предлагается понимать творческое мышление как результат познавательной деятельности личности в отличие от традиционного подхода к нему как к способности.
Скачать PDF

Высшая способность к саморегуляции и внутренний опыт

Ожиганова Г.В.
Саморегуляция рассматривается как высшая способность, открывающая путь к духовному росту, а внутренний опыт как фактор, способствующий проявлению этой способности. Описываются саморегулятивные эффекты внутреннего опыта.
Скачать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

К вопросу об изучении деятельности спортсменов в вероятностных условиях

Дебердеев М.П.
Скачать PDF

Проблема мотивации учебной деятельности студентов

Емалетдинов Б. М.
В статье с позиции деятельностного подхода рассматривается влияние различных факторов на мотивы учения студентов. Отмечается снижение силы внутренней мотивации учения под влиянием чрезмерно большого и мало структурированного учебного материала, дидактических конфликтов вследствие неадекватности оценок знаний, искажения мотивов обучения.
Скачать PDF

Динамика ценностных ориентаций преподавателя вуза в начале трудовой деятельности

Маслаков С.И.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессиона

Белоус Ольга Валерьевна
Статья посвящена использованию регулятивных умений и составляющих саморегуляции в целях повышения готовности студентов педвуза к осуществлению профессиональной деятельности. В данном исследовании используется подход, разработанный в лаборатории осознанной саморегуляции ПИ РАО под руководством академика Конопкина О. А. Показано, что при условии формирования проявлений саморегуляции более оптимально происходит становление профессионала.
Скачать PDF

Психологические характеристики личности на уровне сопричастности к деятельности

Погорелов А.Г.
Скачать PDF

Деятельностное обучение в учреждениях начального профессионального образования как фактор развития с

Семечева М.К.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16