Выборка это что такое Выборка: определение — Психология.НЭС
ВЫБОРА ИЗ МНОЖЕСТВА ВАРИАНТОВ, ЭКСПЕРИМЕНТ выборка вероятностная простая

ВЫБОРКА

Найдено 14 определений термина ВЫБОРКА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Выборка

Процесс, с помощью которого психолог старается набрать представительную группу из интересующей его популяции. Поскольку вся популяция слишком велика, чтобы работать с нею, небольшая группа участников играет роль репрезентативной выборки. Чтобы избежать выборочных искажений (чрезмерного представительства одной категории участников), психологи пользуются разнообразными методами: 1. Случайная выборка: каждый представитель изучаемой популяции имеет определенные шансы попасть в выборку. 2. Расслоенная выборка: состав выборки отражает состав популяции — т. е. популяция, где насчитывается 30% мужчин и 70% женщин, определяет такое же соотношение между полами в составе выборки. 3. Выборка по группам: исследователь набирает определенное количество людей, грубо пропорциональное их наличию в популяции (например, выборка по разным возрастным группам).
Оцените определение:

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ВЫБОРКА

sample ) — испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. В. разделяют на экспериментальную, и контрольную группы. Эксперименты с привлечением В. являются, как правило, межгрупповыми, но в принципе могут проводиться и по индивидуальным схемам. Основное качество В, необходимое для полноценного эксперимента., - ее репрезентативность (см.), которая определяет внешнюю валидность эксперимента и достигается адекватными методами отбора испытуемых (см.). Внутренняя валидность зависит от степени взаимного соответствия экспериментальной , и контрольной групп в обеспечивается с помощью различных стратегий распределения испытуемых по группам (см.).

Источник: Основы психологического эксперимента (термины)

Выборка

часть популяции (см.), представляющая, согласно используемым методам составления выборок, популяцию в целом. Если это действительно так, выборка называется репрезентативной (фр. representatif – представительный; показательный).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ВЫБОРКА

группа людей, на которой проводится исследование (в противоположность выборке, генеральной совокупностью называют множество людей, на которых распространяются результаты исследования); выборка является частью генеральной совокупности.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

ВЫБОРКА

группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для эксперимента или исследования. Противоположное понятие - совокупность генеральная. Выборка есть часть совокупности генеральной.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Выборка

sample) - группа испытуемых, представляющих более обширный слой населения, о котором исследователь намеревается сделать вывод.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

ВЫБОРКА

1. Часть популяции, отобранная (обычно следуя некоторой процедуре и преследуя некоторую цель) таким образом, что она считается представляющей всю популяцию в целом. 2. Составление такой избранной части популяции. Этот термин часто употребляется с определяющими словами, чтобы уточнить вид обсуждаемой выборки или процедуры отбора; наиболее часто используемые термины приводятся ниже. Если он используется без определения, обычно подразумевается случайная выборка. Обратите внимание, что выборка и отбор образцов часто используются взаимозаменяемо, особенно в составных формах. Если какого-то термина нет непосредственно под этой статьей, см. статьи, следующие за термином отбор образцов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Выборка

Подгруппа контингента, которая изучается для того, чтобы сделать выводы обо всем контингенте.

Источник: Психология критического мышления. Термины по книге

Выборка

Подгруппа контингента, которую изучают, чтобы судить обо всем контингенте.

Источник: Психология критического мышления. Термины по книге

ВЫБОРКА

англ. sampling, sample) – 1. Процесс формирования репрезентативной группы, называемой выборочной совокупностью. 2. Сама выборочная совокупность наблюдаемых объектов. 3. В. статистическая – множество значений изучаемой переменной, зарегистрированное в эксперименте. В. – часть генеральной совокупности, выступающая в качестве объекта конфликтологического исследования. Конфликтолог никогда не имеет возможности изучить абсолютно все конфликты интересующего его типа. Напр., между начальниками и подчиненными. Эмпирическому исследованию всегда подвергается часть конфликтов. Она и называется В. Формирование В. – сложная и важная задача, качество решения которой оказывает существенное влияние на результативность исследования. В. формируется по определенным правилам. Основной характеристикой В. является ее репрезентативность.

Источник: Словарь конфликтолога

ВЫБОРКА

в психологическом исследовании) — группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для эксперимента или наблюдения. На основании полученных характеристик В. делаются выводы о генеральной совокупности. Практически любое статистическое исследование в психологии базируется на анализе свойств и характеристик определенной В. В. обязательно должна быть представительной, т. е. такой, чтобы элемент генеральной совокупности мог попасть в нее с вероятностью, не зависящей от характеристик, подлежащих изменению.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

ВЫБОРКА

подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом.

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Глоссарий

выборка

часть генеральной совокупности, элементов изучаемого объекта являющаяся предметом исследования.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Выборка

(sample) — подгруппа представителей популяции, отбираемая в целях исследования.

Источник: Психология развития, методы исследования

Найдено рефератов по теме ВЫБОРКА — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Адаптация опросника «Шкала культурного интеллекта» К. Эрли и С. Анга на русскоязычной выборке

Беловол Елена Владимировна, Шкварило Ксения Анатольевна, Хворова Екатерина Михайловна
В работе рассматривается психологический конструкт «культурный интеллект», описываются этапы апробации опросника К. Эрли и С. Анга «Шкала культурного интеллекта» на русскоязычной выборке, приводятся психометрические характеристики русскоязычной версии опросника и данные о его валидности.
Скачать PDF

Изучение проблемного фона вынужденных контактов между людьми на городской выборке

Миронова Оксана Ивановна
В статье представлены результаты эмпирического изучения проблемы вынужденных контактов между людьми на большой выборке респондентов. Установлена частота встречаемости вынужденных контактов, выявлены группы респондентов, для которых эта проблема является особенно актуальной; проанализированы причины, динамика, характерные особенности, последствия вынужденного взаимодействия между людьми и др.
Скачать PDF

Психометрическая адаптация методики SAT-M на Российской выборке старшеклассников с разной успешность

Щеглова Элеонора Анатольевна, Ваулина Татьяна Анатольевна, Баланев Дмитрий Юрьевич, Мацута Валерия Владимировна
Представлены результаты психометрической адаптации методики SAT-M на выборке старшеклассников с разной успешностью обучения математике. Анализ основных психометрических показателей сокращенного варианта теста математической успешности SAT-M показал не только возможность его использования для оценивания математических достижений старшеклассников российских школ, но и возможность реконструкции психологических показателей, определяющих особенности его выполнения.
Скачать PDF

Обусловленность самоактуализации уровнем креативности личности (на выборке работников сферы образова

Зыбина Людмила.Николаевна, Кушнир Светлана Викторовна
В статье раскрыты основные научные подходы и дана характеристика понятий самоактуализации и креативности личности. Теоретически обосновано влияние уровня развития креативности на самоактуализацию личности. Экспериментально подтверждена обусловленность самоактуализации личности уровнем креативности
Скачать PDF

Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке

Агадуллина Елена Рафиковна, Ловаков Андрей Владимирович
В статье представлены результаты психометрической проверки модели измерения ингрупповой идентификации. Модель представляет собой иерархическую структуру из пяти компонетов (самостереотипизация, ингрупповая гомогенность, сплоченность, удовлетворенность и выраженность), сгруппированных в два фактора второго порядка (самоопределение и личный вклад). Анализ проводился на выборках студентов, представителей этнической группы «русские» и религиозной группы «православные» (N = 591). В исследовании 1 проводился конфирматорный факторный анализ двухуровневой модели измерения ингрупповой идентификации. Результаты показали, что двухуровневая модель (пять компонентов (шкал) на первом уровне и два фактора на втором уровне) обладает лучшим соответствием исходным данным по сравнению с альтернативными моделями. Наборы суждений, относящиеся к каждому из пяти компонентов ингрупповой идентификации, хорошо согласованы и обладают дискриминантной валидностью. В исследовании 2 проверялась валидность русскоязычного варианта методики. Полученные данные свидетельствуют о конвергентной валидности компонентов (шкал). Пять компонентов модели измерения ингрупповой идентификации описывают когнитивные, аффективные и поведенческие аспекты идентификации с этнической группой. Результаты исследования 1 и исследования 2 показывают, что русскоязычный вариант методики, основанной на данной модели, обладает конвергентной и дискриминантной валидностью. Также обсуждаются ограничения проведенного исследования и дальнейшие шаги по адаптации методики измерения ингрупповой идентификации.
Скачать PDF

Адаптация опросников «Отношение к смерти» и «Страх личной смерти» на русскоязычной выборке

Ениколопов Сергей Николаевич, Николаев Евгений Львович, Семикин Геннадий Иванович, Храмелашвили Виктор Владимирович, Казанцева Валентина Николаевна, Журавлева Татьяна Владимировна
В статье представлены результаты адаптации методик «Отношение к смерти» и «Страх личной смерти» на русскоязычной (российской и украинской) студенческой выборке (n=1074, возраст 18-25 лет). Методики проявили себя как надежные и валидные инструменты. Были выявлены различия в отношении к смерти в разных группах (наиболее благополучная МГТУ им. Н.Э. Баумана, наименее благополучная ЧГУ им. И.Н. Ульянова и Чебоксарский филиал РГСУ). Получены нормативные данные в студенческой среде. Выделены направления будущей работы.
Скачать PDF

Опыт экспериментального исследования социальной лености на выборке российских мужчин и женщин

Стратилат Карина Николаевна, Семечкин Николай Иванович
В статье приводится описание процедуры и результатов эмпирического исследования различий в проявлении социальной лености у российских мужчин и женщин. Выборку составили 27 сотрудников (12 мужчин и 15 женщин) трех компаний г. Владивостока. В ходе эксперимента испытуемые выполняли два механических задания, каждое в индивидуальной и коллективной форме. Проверялись две гипотезы: 1) социальная леность обязательно должна проявиться на российской выборке; 2) в проявлении социальной лености существуют гендерные различия. По результатам эксперимента первая гипотеза подтвердилась. Вторая гипотеза подтвердилась частично: различия между мужчинами и женщинами выявлены только по первому из двух заданий.
Скачать PDF

Исследование взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения (на примере студенческой выборки)

Виндекер О.С., Иргашева К.А.
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи между перфекционизмом и мотивацией достижения. Перфекционизм рассматривается как сложный многокомпонентный феномен. На примере студенческой выборки показано, что отдельные составляющие перфекционизма (ориентированный на себя, на других и социально предписанный перфекционизм) положительно связаны с мотивацией достижения. При этом не обнаружено однозначной взаимосвязи между перфекционизмом и мотивацией избегания неудач.
Скачать PDF

Свойства модели адаптивного и дезадаптивного перфекционизма на клинической выборке и в общей популяц

Тарасова Софья Юрьевна
Рассматриваются результаты апробации модели адаптивного и дезадаптивного перфекционизма Р. Слейни на российской выборке. Дезадаптивный перфекционизм связан с (ауто)агрессивными тенденциями личности. По результатам исследования, переживание неспособности соответствовать установленным для себя высоким стандартам положительно коррелирует с тревожностью и враждебностью подростков-делинквентов, подростков учащихся общеобразовательных школ и студентов.
Скачать PDF

Описание и обоснование требований к выборке испытуемых - мужчин со стигматизированной сексуальной ид

Мелков Сергей Викторович
Скачать PDF

Русскоязычная версия опросника восприятия болезни Р. Мосс-Моррис и др. : апробация на выборке больны

Рассказова Елена Игоревна
Приводятся результаты апробации русскоязычной версии опросника восприятия болезни (The Revised Illness Perception Questionnaire IPQ-R), разработанного Р. Мосс-Моррис с коллегами для диагностики представлений пациентов о причинах, длительности, последствиях заболевания, лечении и своих возможностях контроля за его течением. Выборку апробации (n=80) составили три группы больных в возрасте 17-26 лет (средний возраст 20.2±2.8 года) с непсихотическими депрессиями в рамках расстройств настроения (n=33), расстройств личности (n=22) и шизотипического расстройства (n=25). С целью установления внешней валидности методики дополнительно больные заполняли шкалу когнитивного инсайта А. Бека, методики диагностики локуса контроля причин болезни и лечения и методику диагностики самоэффективности в отношении лечения. Показаны надежность-согласованность и факторная валидность опросника. Больные всех трех групп склонны объяснять болезнь личностными и (в меньшей степени) ситуативными факторами, верить в важность и эффективность лечения, свои возможности контролировать состояние и в то, что заболевание краткосрочно и не носит циклического характера. О внешней валидности опросника восприятия болезни свидетельствуют корреляции шкал с результатами интервью, шкалой когнитивного инсайта и методиками локуса контроля в отношении болезни и лечения и самоэффективности в отношении лечения.
Скачать PDF

Особенности проявления агрессии и гнева в юношеском возрасте (на материале выборки студентов-психоло

Шамшикова Ольга Александровна, Белашина Татьяна Валентиновна
В статье актуализирована проблема особенностей эмоциональной сферы человека на примере переживания эмоции гнева. Представлен краткий теоретический обзор основных подходов к изучению гнева в психологии с первых упоминаний до настоящего времени. Приведены результаты эмпирического исследования степени выраженности изучаемых параметров агрессии и гнева в каждой группе испытуемых: у студентов-психологов (ЭГ-1) и курсантов военного вуза (ЭГ-2). Осуществлена оценка достоверности различий в проявлении параметров гнева и агрессии в каждой группе. Показано, что респонденты ЭГ-1 склонны к более открытому и спонтанному проявлению агрессии и гнева. При этом они обладают достаточно сформированными навыками саморегуляции собственного поведения и действий. Для респондентов ЭГ-2 свойственно проявление контроля и подавления проявлений гнева вовне, что может быть обусловлено спецификой профессиональной направленности.
Скачать PDF